«Матрёшка с умом» – первая книга из серии «Мастер-класс от психолога». Автор делится своими наработками в области практического консультирования. Книга написана для психологов и людей, интересующихся психологическим здоровьем. На страницах книги читатели обнаружат не только чёткие шаги на пути консультирования клиентов, но и массу жизненных историй, примеров и кейсов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Матрёшка с умом. Мастер-класс от психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ПСИХОЛОГИ И КЛИЕНТЫ
Начинаю раскрытие темы, возможно, очень из далека. Однако считаю важным и полезным разложить по полочкам всех тех, кто взаимодействует в процессе консультирования. Это, как известно, психолог и клиент. Можно пропустить эту часть книги, если не откликнулось внутри, сразу переходить к образу матрёшки. На живом мастер-классе коллеги искренне оживились при обсуждении образов психологов и клиентов.
Делюсь своим вИдением типов психологов, которых встречала и продолжаю наблюдать в жизни. От кого-то из них приходят ко мне, после многих лет работы без результата. Кто-то сам ко мне отправляет клиента, столкнувшись с трудностями дальнейшей терапии или коррекции.
Моя позиция по этическим соображениям такова: лучше, когда сам психолог повышает свои компетенции, приходит на супервизию, прорабатывает свои «затыки» и продолжает вести своих клиентов.
Когда меня руководство зовёт в организацию на помощь, где есть психолог, я иду к психологу. Разговариваю с ним о работе, о сложностях в выполнении функционала. Находим оптимальные решения для их конкретной ситуации. Заменять коллег — не моя задача, взять всех клиентов «на себя» — совсем не моя цель.
Рассмотрим типы психологов, которые ярко отражают суть их деятельности. Образы для описания типов заимствовала в смежной медицинской сфере.
«Психолог-сиделка» месяцами выслушивает, поддерживает, вытирает слёзы, кивает головой; вода, диванчик, плед… У многих людей такой образ психолога и существует в голове. Масса фильмов снята о подобной работе психологов. В самом конце книги привожу список фильмов о современных и классических психологах, их профессиональной деятельности. Возможно, поменяется общее представление о нас.
Помню несколько клиентов, пришедших после 6 месяцев работы с другим психологом: «Ничего не меняется, хожу, рисую цветочки, солнышки, прохожу какие-то тесты. Зачем, не понимаю?» Начинали с самого начала — с запроса. Обязательно задаю вопрос: «Как вы узнаете, что результат есть? По каким признакам?»…и работа пошла с осознания ответственности за свою жизнь…
Помню, женщину, которая гордилась, что ходит к специалисту 6 лет… «Он исполняет мои желания». И так бывает.
«Психолог-медсестра» обезболивает, даёт надежду на выздоровление; мажет зелёнкой, обозначает место проблемы, часто не корень ситуации; «заклеивает пластырем», чтоб клиента не беспокоило, что там; отправляет к доктору, психологу с опытом… Молодые коллеги часто так «осторожничают», боятся назвать себя специалистом, взять ответственность за результат.
Помню девушку, которая пришла с пачкой результатов о прохождении разных тестов у психолога и приблизительным диагнозом от психотерапевта. «Что мне с этим делать?»…и снова с начала…
«Психолог-врач» узконаправленный выслушает, попробует свои методы; не пошла работа, сопротивление (некоторые клиенты категорически отказываются рисовать, отвечать на тесты, расставлять что-нибудь), «вымоет руки», отправит жить с этим или рекомендует поискать своего психолога… Встречали таких категоричных психологов? Я-расстановщик, Я-гештальтист, Я — психоаналитик, Я-рационалист и т. д.
Помню коллег, которые на семинарах гордо заявляют о том, что они, например, расстановщики (любое направление), не берут в работу… подростков/ зависимых / потери близких, острое горе… Конечно, узкое направление — это хорошо. Однако из года в год находиться в одной теме, как я ощущаю, — лишить себя развития.
«Психолог-врач» общей практики ставит «диагноз», видя проблему, пробует в своё удовольствие разные виды «лекарств» — методов, не доходя до глубины, может отправить домой. Часто клиент сам тихо уходит… У таких психологов есть некая программа для работы, они ей следуют, не анализируя необходимость и пользу конкретному клиенту.
Помню психологов, работающих в организациях. У них есть утверждённые программы с определённым количеством занятий, набором упражнений. Клиент — человек с конкретным запросом может «усвоить» информацию в своём темпе. Проблема решена/не решается, а программа продолжается… Для меня это странно, как и для мыслящих клиентов.
«Психолог-хирург» видит проблему-воспаление, ставит «диагноз», «отрезает», не подбирая слов, отпускает жить без «проблем» с осознанием…
Помню, когда-то очень давно сама попала к такому именитому психологу. В течение получаса вываливала ему все свои семейные переживания, а он сказал, как отрезал: «Ты сначала разберись, любишь его или нет, потом приходи!» С тем и ушла, разобралась со временем сама.
Разные мы, разные! Каждый тип имеет место быть, а для кого-то это последовательный путь становления.
Кто Я, к какому типу психологов отношусь?
Обычно, новых клиентов предупреждаю на первой встрече-консультации, «на берегу»:
*меня трудно удивить историей, рассказывайте смело обо всём, что болит; всё уже когда-то с кем-то было, вы не первые, к сожалению;
*я не буду вытирать ваши слёзы, я буду их вызывать; слёзы — тоже элемент терапии, показатель, что человек ещё жив; салфетки тут;
*у меня нет «зелёнки и пластыря», будет больно, но иначе я не пойму, правильное ли выбрано место для работы; закрывать глаза и прятаться — это не работа, иначе изменений качества жизни не будет;
*у меня в арсенале есть не только «мягкие тряпочки», но и «скальпель»; чтобы «вычистить воспаление, его необходимо вскрыть»;
*если необходимо вскрытие проблемы, я делаю это, но потом обязательно идёт «промывание, лечение и зашивание раны»;
*прошу, пока мы работаем, не делать резких движений: разводы, увольнения, смена места жительства, конфликты и разборки с родственниками;
*я провокативный, не удобный психолог, потому помогаю быстро и внятно, несу пожизненную ответственность за каждое своё действие.
В конце книги размещаю Благодарности тем, кто пришёл ко мне и доверил свою историю Жизни. Конечно, всех не перечислить, но самые яркие истории считаю важно отметить.
До-верие — то, что идёт до веры. Клиент ещё не поверил, но уже пришёл и рассказывает. В разделе «Благодарности» психологи заметят некоторые КЕЙСЫ из моей практики. Будет интересно подробнее, спросите, всем отвечу. Вдохновение в них найдут психологи, истории со счастливым завершением порадуют клиентов-читателей.
КЛИЕНТ — кто он?
Психологи разные, и клиенты тоже очень разные.
Наиважнейший момент до начала работы выяснить их Картины мира. Может быть большая разница между:
*картиной мира семьи в целом,
*картиной мира родителя (опекуна),
*картиной мира каждого ребёнка в семье.
Для социальной семьи в Центрах помощи детям, где есть воспитатели и 8—10 детей, тоже важно учитывать разницу картин мира всех участников воспитательного процесса.
На первой консультации задаю неожиданный вопрос: Какие очки сейчас на вас надеты? Кто-то ответит: «Я не ношу очки!» и будет не совсем прав. Речь идет о метафорических очках, которыми являются индивидуальные картины мира каждого из нас. Мы принимаем решения, как действовать и оцениваем мир через «линзы этих очков».
В прошлом году придумала диагностическую методику «ОЧКИ», с помощью которой вместе с клиентом (хоть взрослые, хоть дети) определяем: «Сколько очков на себя обычно надеваешь? Какие из них влияют на твоё мировосприятие?»
Методика проста. Распечатала разные формы очков, вырезала места для линз, заламинировала, подписала: родители, друзья, родственники, учителя, СМИ и т. д. Чьи мнения важны? Берём очки и смотрим сквозь эти слои, 4-5-8 штук. Удобно ли сквозь них смотреть? Насколько чёткая картинка окружающей действительности? Для простоты можно взят несколько файлов, через них картинка размывается также великолепно.
Методика «Очки» — простой способ прочувствовать влияние других на себе. В конце предлагаю определить те очки, от которых отказаться пока нельзя (родители для детей, например), а какие из них уже пора положить с благодарностью в «футляр истории».
А после «Очков» проще перевести клиента к более серьёзному анализу: определить в каких картинах мира он живёт, его ли эти картины.
Картина мира — это некая модель реальности, созданная умом, объединяющая идеи и знания о мире, нас самих и жизни в целом. Два человека могут придерживаться конкурирующих наборов ценностей и взглядов на мир. Если две противоположные картины уживутся в одной голове, не исключены нарушения психического характера.
Почему? Люди не способны напрямую ощущать реальность и взаимодействовать с ней по ряду причин. Это просто физиологически невозможно, чувства каждого человека развиты в разной степени и используются по-разному. К тому же человек «фильтрует» поступающие данные из мира, создавая весьма избирательную внутреннюю версию реальности.
Поэтому разные картины мира могут легко дополнять или противоречить друг другу. При этом многие люди не осознают собственную картину мира, пока не встретят другого человека, который придерживается иного набора предположений о действительности. Только тогда они начинают осознавать сходство и различие между собой.
душа клиента кричит
Система представлений о мире и том, как он работает, формируется под влиянием множества факторов: унаследованных характеристик человека, его фонового опыта и жизненных ситуаций, ценностей и привычек, религии, культурной среды и многого другого.
Какие внутренние картины мира встречаются?
Бытовая
Экзистенциальная
Физическая
Магическая
Религиозная
Атеистическая
Медицинская
Знахарская
Линейная
3D-картинка
Астрологическая
Астрономическая
Компьютерная
Природная
Аналитическая
Хаотичная
Эклектичная
Симоронская
Творческая
Психологическая
Метафорическая и т. д.
Чаще всего у одного отдельно взятого клиента несколько картинок мира объединяются в букет мировосприятия.
Например, бытовая +медицинская +атеистическая — самый трудный «непробиваемый» клиент. Часто приводит к психологу кого-нибудь из семьи с требованием «переделать».
Ещё пример, экзистенциальная +магическая +знахарская +симоронская — интересный клиент. Обязательно возьмите пару тестов на адекватность мировосприятия, вдруг обнаружите пограничное состояние. Хотя человек ищущий смыслы и принимающий всевозможные явления мира, вполне вероятно, не имеет никаких отклонений от относительной нормы.
Однако помните! Клиента с бытовой картиной мира не получится поднять «до небес», объяснить ему высокие понятия. Атеисту не надо рассказывать о Боге. Мозгу, заточенному на медицинских показаниях, сложно уловить принципы компьютерных миров.
Помню крик души 18-ти летней девушки из приёмной семьи: «Боже! Я больше не должна каждое воскресение идти в храм с приёмными родителями!» Религиозная картина мира приёмных родителей противоречила с её магической. Много лет она терпела, напряжение внутри росло. Селфхарм спасал не на долго.
Помню громкий инсайт подростка 13-ти лет: «Значит мне можно больше не искать друзей, не стремиться дружить со всеми!?» Бытовая картина мира приёмной мамы гласила: надо со всеми дружить, у каждого должен быть друг. Её установки давили сверху на Экзистенциальную картину подростка, он неискренне не понимал, в чём смысл «вседружбы».
Помню удивлённый взгляд шестиклассника, которому объяснила систему образования на его языке, исходя из Компьютерной карины мира, в которой он живёт: «Понял! Пошёл проходить уровень 6-г класса, хочу перейти на 7-й уровень! Про бонусы в виде оценок расскажу на следующей встрече»
Помню приёмную маму, которая на вопрос «Дата рождения ребёнка?» гордо заявила: «Он у нас Овен, по году Собака». Конфликты в семье далее объясняла только с точки зрения «совместимости/не совместимости» зодиакальных знаков.
Какая должна быть Картина мира у психолога?
Моё мнение однозначно, Принимающая всевозможные встречающиеся у клиентов картины мира, иначе включится сопротивление, переносы, искажения, пойдёт потеря энергии и сил. Выгорание на рабочем месте — штука мало приятная. Результат трудов ваших приблизится к нулю. Для принятия необходимо любить людей, интересоваться, чем они живут, как мыслят и что чувствуют.
Помню подростка-девушку 17 лет, которая с удовольствием рассказывала о своём увлечении. Она рисовала референсы, продавала их на интернет-платформе и смотрела японские «жуткие» мультики. Пришлось к следующей встрече подготовиться: отсмотрела несколько серий её любимого «кровавого» мультсериала, почитала, что такое «референс», какие платформы работают с этим видом творчества и заработка. Диалог продолжился очень активно… К сожалению, приёмный родитель полностью и безвозвратно потерял связь с её реальностью.
Свою Картину мира расширяю постоянно: Педагогическая, Воспитательная, Компьютерная, Медицинская, Религиозная (в широком смысле), Многомерность мышления, Сенсорные возможности, Астрологическая, Ведическая, Экзистенциальная и т. д. и т. п. Расширять сознание до осознания — моё хобби.
Таким образом, Картина мира — сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Она служит ориентиром человеку при навигации по миру. Личный взгляд на реальность формируется под воздействием множества факторов, начиная от опыта поколений и заканчивая пережитыми обстоятельствами. Несмотря на это, ваша картина мира принадлежит вам, а не является лишь продуктом прошлого или текущего опыта. Вы можете ее контролировать и менять, используя силу своего мышления.
Друзья, индивидуальная картина мира — это мощный инструмент, за формирование и использование которого ответственны, в первую очередь, вы.
Дорогой читатель, итак, если пока всё ясно и интерес к теме сохраняется, начинаем))
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Матрёшка с умом. Мастер-класс от психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других