Конспекты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Часть 1

Юлия Сергеевна Литвиненко, 2021

Учебное пособие предназначено для тщательной подготовки к единому государственному экзамену по обществознанию. Все материалы будут даны в виде кратких конспектов по темам. Уникальность пособия заключается в том, что в 2 частях собрана ВСЯ информация для подготовки к ЕГЭ по всем блокам кодификатора. Вы сможете легко выучить и систематизировать информацию, необходимую для получения высоких баллов. Желаю удачи, мой дорогой друг!

Оглавление

  • Блок «Человек и общество»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспекты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Блок «Человек и общество»

Тема: «Общество»

Определение в узком смысле (необходимо для тестов):

1. Общество — это определенный этап развития человечества (например, традиционное общество).

2. Общество — это группа людей, объединенных общими интересами (например, общество блогеров).

Определение в широком смысле (необходимо для второй части):

Общество — это сложноорганизованная, динамичная система, часть материального мира, выделившаяся из природы, но тесно с ней взаимодействующая, состоящая из индивидов, имеющих специфические формы организации и способы взаимодействия.

Признаки общества:

— целостность;

— устойчивость;

— иерархичность;

— самоорганизация;

— динамичность.

В структуру общества входят сферы общественной жизни и социальные институты.

К сферам общественной жизни относят (их выделяют по базовым потребностям человека):

— политическую;

— экономическую;

— социальную;

— духовную.

Социальные институты — это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, которые направлены на удовлетворение важнейших потребностей.

Признаки социальных институтов:

— наличие организационной структуры;

— наличие культурных символов;

— наличие социальных норм, регулирующих функционирование института.

Функции социальных институтов:

— служат удовлетворению общественных потребностей;

— организуют совместную деятельность людей;

— информационная;

— обеспечивают социализацию индивидов.

Основные социальные институты: государство, семья, СМИ, образование, религия, производство и т. д.

К политическим социальным институтам относятся государство, политические партии, армия, суд.

К экономическим социальным институтам относятся собственность, рынок, производство, бизнес.

К духовным социальным институтам относят религию, образование, искусство.

Типы общества по Д. Беллу:

1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное):

— ведущая отрасль экономики — сельское хозяйство, аграрное хозяйство;

— натуральное производство;

— слаборазвитые рыночные отношения;

— коллективизм;

— ручной труд;

— сословная структура общества (сословие — это группа людей, выделяемая по признаку происхождения);

— наука не используется в производстве;

— патриархальный уклад семьи;

— ярко выраженная поляризация общества (резкий разрыв в уровне доходов и социальном положении);

— экстенсивное развитие (увеличение количества используемых факторов производства, например для увеличения прибыли молочной фермы закупим больше коров).

2. Индустриальное общество:

— ведущая отрасль экономики — промышленное производство, появление конвейера;

— интенсивное развитие (улучшение качества используемых факторов производства, например для увеличения прибыли молочной фермы закупим нанокорову, которая дает в десять раз больше молока, чем обычная корова; также интенсивное экономическое развитие предполагает повышение производительности труда);

— классовая структура общества (класс — это группа людей, выделяемая по признаку собственности);

— завоевание гражданских прав и свобод;

— наука — один из факторов производства;

— развитые рыночные отношения;

— появляется средний класс;

— появляется массовая культура;

— возрастает социальная мобильность;

— урбанизация (рост доли городского населения — люди уезжают из деревень в города, так как там есть возможность заработать);

— появляется свобода совести (свобода вероисповедания);

— появляется конвейер;

— начало массового промышленного производства.

3. Постиндустриальное общество (информационное):

— ведущая отрасль экономики — сфера услуг;

— автоматизированный труд;

— наука — главный фактор производства;

— информация — товар;

— резкий рост численности среднего класса;

— появление инновационной экономики.

Дополнительная информация для тех, кому необходимо 85+ баллов: почему произошел переход от традиционного к индустриальному обществу?

В конце XVIII века в Западной Европе произошла модернизация.

Предпосылки:

— промышленный переворот в Англии (изобретение парового двигателя — это позволило внедрять новые технологии в производство, ведь основа машины — двигатель);

— Великая французская революция (1789–1794 гг.).

Тема: «Глобализация»

Определение:

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции (объединения) и унификации.

Проявления глобализации:

— существование интернета;

— международный бизнес (Auchan, Ikea, Toyota);

— международные организации (ООН, НАТО, ЕС, ЮНЕСКО);

— глобальные проблемы;

— развитая международная транспортная сеть.

Последствия глобализации.

Положительные:

— появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где это обойдется дешевле;

— возможность реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;

— разработка новых передовых технологий;

— сближение государств;

— возникновение социокультурного единства человечества.

Отрицательные:

— насаждение единого стандарта потребления;

— создание препятствий для развития отечественного производства;

— игнорирование культурной и экономической специфики;

— утрата национальной самобытности;

— появление глобальных проблем.

Парадокс глобальной экономики состоит в том, что она не охватывает всех экономических процессов на планете, не включает все территории и все человечество в работу своих отлаженных экономических и финансовых механизмов. В это же время ее влияние распространяется на всю планету, ее фактическое функционирование и соответствующие глобальные структуры относятся только к сегментам экономических отраслей, к отдельным странам и регионам мира в масштабах, напрямую зависящих от специфического положения страны, региона (или отрасли) в международном разделении труда. В результате в рамках глобальной экономики сохраняется и даже углубляется дифференциация стран по уровню развития, воспроизводится фундаментальная асимметрия между странами по степени их интеграции в мировую экономику и конкурентному потенциалу.

Противоречия глобализации:

1. Плодами глобализации в полной мере могут воспользоваться в основном развитые страны Запада.

2. В глобальном масштабе возникают новые линии разлома и разобщения стран и народов.

3. Наиболее тревожной тенденцией в этом смысле становится появление глубокого Юга или стран четвертого мира.

Тема: «Глобальные проблемы»

Определение:

Глобальные проблемы — это совокупность социальных противоречий, ставящих под угрозу сохранение человечества, требующих объединения общих усилий всех стран для их разрешения.

Глобальные проблемы появились в XX веке.

Виды глобальных проблем.

1. Проблема «Война и мир».

К причинам возникновения относятся:

— появление большого числа террористических группировок;

— появление и распространение ядерного оружия;

— гонка вооружений.

К способам решения относятся:

— борьба с террористическими группировками;

— уничтожение ядерного оружия;

— прекращение гонки вооружений.

2. Проблема «Север — Юг».

Суть проблемы: резкий разрыв в уровне развития между развитыми и развивающимися странами.

К причинам возникновения относятся:

— длительная колониальная зависимость;

— наличие больших долгов перед развитыми странами;

— постоянные локальные военные конфликты, отпугивающие инвесторов.

К способам решения относятся:

— помощь со стороны международных организаций;

— модернизация экономики;

— списание части долгов.

3. Проблема демографическая.

Подразделяется на два вида:

1) Резкий рост уровня населения.

К причинам возникновения относят:

— низкий уровень развития медицины;

— ценности и традиции в данном обществе;

2) Резкое сокращение рождаемости.

К причинам возникновения относят:

— снижение значимости института семьи;

— построение карьеры имеет первостепенное значение;

— увеличение количества бесплодных людей;

— создание однополых браков.

4. Проблема экологическая.

К причинам возникновения относят:

— активное освоение космоса;

— активная экономическая деятельность человека;

— пренебрежительное отношение к природе.

К способам решения относятся:

— создание заповедников, заказников;

— изменение сознания людей;

— использование очистительных сооружений на производстве.

Тема: «Культура»

Определение:

1. Культура — совокупность достижений человека в социально-экономической, политической и духовной сферах общественной жизни.

2. Культура — совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы.

Функции культуры:

— приспособление человека к окружающей среде;

— социализация личности;

— создание, накопление и передача социальных ценностей;

— обеспечение взаимодействия между людьми.

Виды культуры.

1. Массовая культура (культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства, технических средств коммуникации, культура общедоступная, отражающая насущные потребности широких масс).

Признаки:

— является общедоступной;

— рассчитана на массового потребителя;

— проста для понимания;

— развлекательный характер;

— коммерческий характер.

2. Элитарная культура (культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений).

Признаки:

— рассчитана на узкий круг зрителей;

— не ярко выраженный коммерческий характер;

— сложна для понимания;

— создают профессионалы;

— дает автору возможность безграничного самовыражения.

3. Народная культура (культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер).

Признаки:

— не имеет автора (анонимна);

— отражает национальный характер;

— передается из поколения в поколение;

— вдохновляет представителей элитарной культуры на создание произведений;

— существует долгое время.

Условия возникновения массовой культуры:

— рост численности населения;

— рост образованности общества;

— развитие электронных средств массовых коммуникаций.

Субкультура — это культура, создаваемая представителями отдельных социальных групп (субкультура молодежи, художников, #яжматерей).

Контркультура — это культура, не воспринимаемая большинством членов общества (готы, панки). Для нее характерен отказ от сложившихся социальных условий. К причинам возникновения можно отнести антигуманность современного общества, разрыв с природой.

Антикультура — культура, наносящая вред обществу (скинхеды).

Определение:

Искусство — специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней.

Функции искусства:

— эстетическая (пробуждает в человеке стремление к прекрасному, формирует его художественный вкус);

— коммуникативная (способствует общению автора и зрителей);

— познавательная (отражает действительность в образно-символической форме);

— гедонистическая (доставляет эстетическое наслаждение от соприкосновения с прекрасным).

Иногда выделяют материальную культуру (техника, технологии, материальные ценности) и духовную культуру (наука, искусство, философия, мораль), а также политическую культуру (цели, средства и результаты деятельности общества, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений).

Диалог культур — взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение различных культурных регионов.

Тема: «Религия»

Определение:

Религия — определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Функции религии:

— мировоззренческая (формирует определенную картину мира, взгляд на место в нем человека и цели его жизни);

— психологическая (дает утешение в горе);

— коммуникативная (способствует общению с Богом верующего, с духовенством, другими мирянами);

— регулятивная (на основе религиозных норм упорядочивает деятельность людей);

— передача культурных ценностей (сохраняет и обеспечивает преемственность ценностей религиозной культуры).

Виды религий.

1. По количеству богов:

— монотеизм (один бог: ислам, христианство и иудаизм);

— политеизм (два и более богов: религии Древней Греции, язычество).

2. Первобытные религии (родоплеменные, архаичные верования):

— тотемизм (вера в животных, поклонение тотемам);

— анимизм (поклонение духам);

— фетишизм (поклонение предметам).

3. Национальные религии (исповедуют представители одной национальности):

— конфуцианство (Китай);

— индуизм (Индия);

— даосизм (Китай);

— синтоизм (Япония);

— иудаизм (Израиль, единственная национальная религия, имеющая Священное писание — Тора).

4. Мировые религии — группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от их этнической принадлежности, наибольшим числом верующих:

— буддизм (зародился в Индии в VI в. до н. э., основатель — Гаутама, Священное писание — Типитака);

— христианство (направления: православие, католичество, протестантизм (кальвинизм, лютеранство, англиканство)); самая распространенная религия в мире, Священное писание — Библия);

— ислам (зародился в VII в. н. э., Священное писание — Коран, направления: шииты, сунниты).

Признаки мировых религий:

— большое количество верующих;

— обращенность этих религий к каждому верующему;

— понятность основных постулатов;

— эгалитаризм (формальное равенство людей перед Богом);

— космополитизм (выходят за рамки национальных границ, то есть христианство исповедуют не только в России, но и в Греции).

Структура религии:

— религиозное сознание (вера в наличие сверхъестественных сил, возможность общения с этими силами, в истинность религиозных догматов и священных текстов, в религиозные авторитеты);

— культ (система ритуалов, обрядов, внешняя форма проявления веры);

— религиозные отношения;

— религиозные организации (церковь, секты).

Тема: «Деятельность»

Определение:

Деятельность — это специфический вид активности человека, в процессе которого он сознательно меняет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.

Структура деятельности:

— цель — это осознаваемый образ конечного результата;

— мотив — это побуждающий фактор к деятельности;

— средства — это инструменты, материалы, с помощью которых мы осуществляем деятельность;

— действия — это операции по осуществлению деятельности;

— результат — это итог деятельности;

— объект, субъект.

Виды деятельности.

По сферам:

— политическая;

— экономическая;

— социальная;

— духовная.

По полезности:

— созидательная;

— разрушительная.

По объекту (результату) деятельности:

— материальная;

— социально-преобразовательная;

— духовная.

По основному действию (основная классификация деятельности):

— труд;

— игра;

— учение;

— общение.

Общение — это обмен информацией. Синонимом общения иногда выступает коммуникация, однако в узком смысле под коммуникацией понимают одностороннюю передачу информации.

Виды общения.

По содержанию:

— предметное;

— когнитивное (обмен знаниями);

— кондиционное (обмен психологическим знанием);

— мотивационное (общение по поводу мотивации).

По использованию речи:

— вербальное;

— невербальное;

По использованию, наличию/отсутствию опосредующего аппарата:

— непосредственное (без использования технических средств);

— опосредованное (с использованием технических средств).

Тема: «Человек и животное»

Определение:

Индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода.

Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.

Индивидуальность — особенности характера и психического склада, отличающие одного индивида от другого и определяющие своеобразие его психики и личности.

Социальные качества личности:

— нравственность,

— ответственность,

— инициативность,

— гражданственность,

— целеустремленность.

Факторы, влияющие на формирование личности:

— политическая и экономическая ситуация в стране;

— круг общения;

— исповедуемая религия.

Теории происхождения человека:

— божественная;

— теория палеовизита (про инопланетян слышали?);

— теория Ч. Дарвина (эволюция);

— теория Ф. Энгельса (труд сделал из животного человека).

Общие черты человека и животного:

— наличие биологических потребностей;

— наличие инстинктов и рефлексов;

— забота о потомстве;

— человек и животное — части живой системы;

— способность приспосабливаться к природным условиям.

Биологические отличия человека от животного:

— прямохождение;

— низкий волосяной покров;

— сложное строение головного мозга;

— развитая кисть руки;

— длительная забота о потомстве.

Социальные отличия человека от животного:

— наличие мышления, сознания;

— наличие членораздельной речи;

— люди рождаются без сознания, оно формируется в процессе развития речи;

— целенаправленная деятельность, творческая деятельность;

— наличие семьи;

— социальная адаптация.

Конформизм — это пассивная социальная адаптация.

Феральные люди — люди, лишенные социальной среды (маугли).

Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда.

Тема: «Потребности»

Определение:

Потребности — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Потребности человека меняются по мере его взросления, изменения жизненных целей и обстоятельств.

Виды потребностей:

— биологические (естественные — потребность в пище, сне, воде, воздухе для дыхания, продолжении рода, одежде, жилище, средствах передвижения и связи);

— социальные (потребность в общении, в труде, жизненном успехе, определенной позиции в обществе);

— духовные (познание окружающего мира, достижение гармонии и красоты, религиозная вера, приобретение новых знаний, художественное творчество, нравственное поведение).

Виды потребностей по количеству участников:

— индивидуальные;

— общественные.

Виды потребностей по уровню необходимости:

— подлинные;

— мнимые.

Пирамида потребностей Маслоу.

1. Первичные (врожденные):

— биологические;

— экзистенциальные (потребность в комфорте, безопасности).

2. Вторичные (благоприобретенные):

— социальные (общение);

— престижные (карьера);

— духовные.

Потребности лежат в основе возникновения интересов. Интерес — целенаправленное отношение человека, группы, организации к какому-либо объекту их потребности.

Тема: «Общественное развитие»

Направления общественного развития:

— прогресс;

— регресс (возвращение к изжившим себя структурам, деградация, утрата способности к выполнению некоторых функций).

Движущими силами общественного развития являются:

— народные массы (партизаны);

— определенные социальные группы (партии);

— отдельные личности (лидеры партий).

Общественный прогресс — это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному.

Признаки общественного прогресса:

— противоречивость (есть и плюсы, и минусы от создания интернета например);

— нестабильность (в какие-то годы происходит множество открытий, а в какие-то не происходит ничего);

— относительность (некоторые ученые считают, что понятие прогресса применимо не ко всем областям жизни общества и человека, поскольку невозможно определить критерий изменения прогресса).

Критерии общественного прогресса:

— уровень развития науки и техники;

— уровень организации производства как условие повышения производительности труда;

— развитие идей гуманизма;

— демократизация общества.

Формы социального прогресса:

— реформа — преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры (пенсионная реформа);

— революция — радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Тема: «Наука и образование»

Определение:

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Функции науки:

— познавательно-прогностическая (вооружение людей новыми объективными знаниями о природе, аппарат научный позволяет строить прогнозы);

— культурно-мировоззренческая (научные представления, усвоенные человеком, во многом определяют его отношение к природным и общественным явлениям);

— социально-производственная (улучшается жизнь людей, производят с помощью научных достижений товары).

Классификация наук:

— социально-гуманитарные;

— естественно-научные;

— точные и технические науки.

Особую роль среди всех наук занимает философия — наука о наиболее общих законах развития общества, природы и мышления. Она стоит особняком и не входит в классификацию (так как является родоначальницей всех наук). Ну вы же помните, раньше философы всё изучали. И географию, и математику, и историю, и…

Характеристики современной науки:

— универсальность;

— исследование деятельности человека во всех сферах общественной жизни;

— требует сочетания индивидуального поиска и коллективных работ;

— сочетает дифференциацию и интеграцию исследований.

Определение:

1. Образование — педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества (Обществознание: учебник для 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой — М.: Просвещение, 2019. — С.).

2. Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию.

Функции образования:

— профессионально-экономическая (способствует развитию социально-профессиональной структуры общества);

— социальная (социализация индивидов);

— культурно-гуманистическая (развитие личности на основе освоения национального и мирового культурного наследия, проявления творческих способностей).

Характерные черты современного образования:

— информационные технологии становятся элементом образовательного процесса;

— образование носит непрерывный характер;

— сближение национальных систем образования.

Тенденции современного образования:

1. Гуманизация — это ориентация образовательной системы на построение отношений между учащимися и педагогами, основанных на уважении прав каждого человека и развитии личностного потенциала (направлено на заботу о здоровье, учет склонностей ученика и внимание к нравственному воспитанию).

2. Гуманитаризация — это увеличение количества часов, отводимых на гуманитарные дисциплины.

3. Интернационализация — внедрение единых образовательных стандартов по всему миру (Болонский процесс является примером этой тенденции).

4. Компьютеризация — внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.

5. Демократизация — доступность образования увеличивается.

Ступени образования в РФ:

— дошкольное общее (до 1 класса);

— начальное общее (1–4 класс);

— основное общее (5–9 класс);

— среднее (полное) общее (10–11 класс);

— среднее профессиональное (колледж);

— высшее образование (бакалавриат (1–4 курс), магистратура (5–6 курс), аспирантура и т. д.).

Виды образования:

— общее (дошкольное, 1–11 класс);

— профессиональное (колледж или вуз).

Профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека.

Цели профессионального образования:

1. Подготовка квалифицированных кадров.

2. Удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Среднее профессиональное образование получается одновременно со средним общим образованием, и вы можете бесплатно пройти государственную аттестацию и получить аттестат.

Тема: «Познание»

Определение:

Познание — процесс активного отражения объективной действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.

Знание — познавательно значимая информация.

Существуют два взгляда на процесс познания:

— гносеологи (считают, что мир полностью познаваем);

— агностики (считают, что мир нельзя познать, так как невозможно проникнуть в сущность объекта).

Уровни (этапы) познания.

1. Чувственное познание (сторонники — сенсуалисты, получаем информацию только о внешних свойствах объекта; непосредственный контакт органов чувств с познаваемым объектом, наглядность информации).

Формы:

— ощущение (это отражение отдельных свойств предмета или явления);

— восприятие (это создание целостного образа изучаемого объекта);

— представление (это создание целостного образа изучаемого объекта, но при его отсутствии благодаря памяти); является предпосылкой для рационального познания, так как используется функция мышления — запоминание.

2. Рациональное познание (сторонники — рационалисты, логические операции, опора на результаты чувственного познания, абстрактность и обобщенность, выявление существенных признаков).

Формы:

— понятие (это выделение в объекте существенных свойств, присущих всем предметам данного вида);

— суждение (это связь понятий, с помощью которых что-то отрицается или утверждается);

— умозаключение (это вывод).

Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.

Виды умозаключения:

— индуктивное — вывод от частного к общему;

— дедуктивное — вывод от общего к частному.

Иррационалисты — мыслители, считающие, что мир можно познать с помощью интуиции.

Эмпирики — мыслители, считающие, что мир можно познать с помощью эксперимента, а также ощущений и наблюдения.

Основной целью познания является получение истины.

Определение:

1. Истина — это верное, адекватное отражение действительности.

2. Истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета изучения.

Признаки истины:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Блок «Человек и общество»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспекты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я