Учебное пособие предназначено для тщательной подготовки к единому государственному экзамену по обществознанию. Все материалы будут даны в виде кратких конспектов по темам. Уникальность пособия заключается в том, что в 2 частях собрана ВСЯ информация для подготовки к ЕГЭ по всем блокам кодификатора. Вы сможете легко выучить и систематизировать информацию, необходимую для получения высоких баллов. Желаю удачи, мой дорогой друг!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспекты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Блок «Человек и общество»
Тема: «Общество»
Определение в узком смысле (необходимо для тестов):
1. Общество — это определенный этап развития человечества (например, традиционное общество).
2. Общество — это группа людей, объединенных общими интересами (например, общество блогеров).
Определение в широком смысле (необходимо для второй части):
Общество — это сложноорганизованная, динамичная система, часть материального мира, выделившаяся из природы, но тесно с ней взаимодействующая, состоящая из индивидов, имеющих специфические формы организации и способы взаимодействия.
Признаки общества:
— целостность;
— устойчивость;
— иерархичность;
— самоорганизация;
— динамичность.
В структуру общества входят сферы общественной жизни и социальные институты.
К сферам общественной жизни относят (их выделяют по базовым потребностям человека):
— политическую;
— экономическую;
— социальную;
— духовную.
Социальные институты — это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, которые направлены на удовлетворение важнейших потребностей.
Признаки социальных институтов:
— наличие организационной структуры;
— наличие культурных символов;
— наличие социальных норм, регулирующих функционирование института.
Функции социальных институтов:
— служат удовлетворению общественных потребностей;
— организуют совместную деятельность людей;
— информационная;
— обеспечивают социализацию индивидов.
Основные социальные институты: государство, семья, СМИ, образование, религия, производство и т. д.
К политическим социальным институтам относятся государство, политические партии, армия, суд.
К экономическим социальным институтам относятся собственность, рынок, производство, бизнес.
К духовным социальным институтам относят религию, образование, искусство.
Типы общества по Д. Беллу:
1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное):
— ведущая отрасль экономики — сельское хозяйство, аграрное хозяйство;
— натуральное производство;
— слаборазвитые рыночные отношения;
— коллективизм;
— ручной труд;
— сословная структура общества (сословие — это группа людей, выделяемая по признаку происхождения);
— наука не используется в производстве;
— патриархальный уклад семьи;
— ярко выраженная поляризация общества (резкий разрыв в уровне доходов и социальном положении);
— экстенсивное развитие (увеличение количества используемых факторов производства, например для увеличения прибыли молочной фермы закупим больше коров).
2. Индустриальное общество:
— ведущая отрасль экономики — промышленное производство, появление конвейера;
— интенсивное развитие (улучшение качества используемых факторов производства, например для увеличения прибыли молочной фермы закупим нанокорову, которая дает в десять раз больше молока, чем обычная корова; также интенсивное экономическое развитие предполагает повышение производительности труда);
— классовая структура общества (класс — это группа людей, выделяемая по признаку собственности);
— завоевание гражданских прав и свобод;
— наука — один из факторов производства;
— развитые рыночные отношения;
— появляется средний класс;
— появляется массовая культура;
— возрастает социальная мобильность;
— урбанизация (рост доли городского населения — люди уезжают из деревень в города, так как там есть возможность заработать);
— появляется свобода совести (свобода вероисповедания);
— появляется конвейер;
— начало массового промышленного производства.
3. Постиндустриальное общество (информационное):
— ведущая отрасль экономики — сфера услуг;
— автоматизированный труд;
— наука — главный фактор производства;
— информация — товар;
— резкий рост численности среднего класса;
— появление инновационной экономики.
Дополнительная информация для тех, кому необходимо 85+ баллов: почему произошел переход от традиционного к индустриальному обществу?
В конце XVIII века в Западной Европе произошла модернизация.
Предпосылки:
— промышленный переворот в Англии (изобретение парового двигателя — это позволило внедрять новые технологии в производство, ведь основа машины — двигатель);
— Великая французская революция (1789–1794 гг.).
Тема: «Глобализация»
Определение:
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции (объединения) и унификации.
Проявления глобализации:
— существование интернета;
— международный бизнес (Auchan, Ikea, Toyota);
— международные организации (ООН, НАТО, ЕС, ЮНЕСКО);
— глобальные проблемы;
— развитая международная транспортная сеть.
Последствия глобализации.
Положительные:
— появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где это обойдется дешевле;
— возможность реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;
— разработка новых передовых технологий;
— сближение государств;
— возникновение социокультурного единства человечества.
Отрицательные:
— насаждение единого стандарта потребления;
— создание препятствий для развития отечественного производства;
— игнорирование культурной и экономической специфики;
— утрата национальной самобытности;
— появление глобальных проблем.
Парадокс глобальной экономики состоит в том, что она не охватывает всех экономических процессов на планете, не включает все территории и все человечество в работу своих отлаженных экономических и финансовых механизмов. В это же время ее влияние распространяется на всю планету, ее фактическое функционирование и соответствующие глобальные структуры относятся только к сегментам экономических отраслей, к отдельным странам и регионам мира в масштабах, напрямую зависящих от специфического положения страны, региона (или отрасли) в международном разделении труда. В результате в рамках глобальной экономики сохраняется и даже углубляется дифференциация стран по уровню развития, воспроизводится фундаментальная асимметрия между странами по степени их интеграции в мировую экономику и конкурентному потенциалу.
Противоречия глобализации:
1. Плодами глобализации в полной мере могут воспользоваться в основном развитые страны Запада.
2. В глобальном масштабе возникают новые линии разлома и разобщения стран и народов.
3. Наиболее тревожной тенденцией в этом смысле становится появление глубокого Юга или стран четвертого мира.
Тема: «Глобальные проблемы»
Определение:
Глобальные проблемы — это совокупность социальных противоречий, ставящих под угрозу сохранение человечества, требующих объединения общих усилий всех стран для их разрешения.
Глобальные проблемы появились в XX веке.
Виды глобальных проблем.
1. Проблема «Война и мир».
К причинам возникновения относятся:
— появление большого числа террористических группировок;
— появление и распространение ядерного оружия;
— гонка вооружений.
К способам решения относятся:
— борьба с террористическими группировками;
— уничтожение ядерного оружия;
— прекращение гонки вооружений.
2. Проблема «Север — Юг».
Суть проблемы: резкий разрыв в уровне развития между развитыми и развивающимися странами.
К причинам возникновения относятся:
— длительная колониальная зависимость;
— наличие больших долгов перед развитыми странами;
— постоянные локальные военные конфликты, отпугивающие инвесторов.
К способам решения относятся:
— помощь со стороны международных организаций;
— модернизация экономики;
— списание части долгов.
3. Проблема демографическая.
Подразделяется на два вида:
1) Резкий рост уровня населения.
К причинам возникновения относят:
— низкий уровень развития медицины;
— ценности и традиции в данном обществе;
2) Резкое сокращение рождаемости.
К причинам возникновения относят:
— снижение значимости института семьи;
— построение карьеры имеет первостепенное значение;
— увеличение количества бесплодных людей;
— создание однополых браков.
4. Проблема экологическая.
К причинам возникновения относят:
— активное освоение космоса;
— активная экономическая деятельность человека;
— пренебрежительное отношение к природе.
К способам решения относятся:
— создание заповедников, заказников;
— изменение сознания людей;
— использование очистительных сооружений на производстве.
Тема: «Культура»
Определение:
1. Культура — совокупность достижений человека в социально-экономической, политической и духовной сферах общественной жизни.
2. Культура — совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы.
Функции культуры:
— приспособление человека к окружающей среде;
— социализация личности;
— создание, накопление и передача социальных ценностей;
— обеспечение взаимодействия между людьми.
Виды культуры.
1. Массовая культура (культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства, технических средств коммуникации, культура общедоступная, отражающая насущные потребности широких масс).
Признаки:
— является общедоступной;
— рассчитана на массового потребителя;
— проста для понимания;
— развлекательный характер;
— коммерческий характер.
2. Элитарная культура (культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений).
Признаки:
— рассчитана на узкий круг зрителей;
— не ярко выраженный коммерческий характер;
— сложна для понимания;
— создают профессионалы;
— дает автору возможность безграничного самовыражения.
3. Народная культура (культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер).
Признаки:
— не имеет автора (анонимна);
— отражает национальный характер;
— передается из поколения в поколение;
— вдохновляет представителей элитарной культуры на создание произведений;
— существует долгое время.
Условия возникновения массовой культуры:
— рост численности населения;
— рост образованности общества;
— развитие электронных средств массовых коммуникаций.
Субкультура — это культура, создаваемая представителями отдельных социальных групп (субкультура молодежи, художников, #яжматерей).
Контркультура — это культура, не воспринимаемая большинством членов общества (готы, панки). Для нее характерен отказ от сложившихся социальных условий. К причинам возникновения можно отнести антигуманность современного общества, разрыв с природой.
Антикультура — культура, наносящая вред обществу (скинхеды).
Определение:
Искусство — специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней.
Функции искусства:
— эстетическая (пробуждает в человеке стремление к прекрасному, формирует его художественный вкус);
— коммуникативная (способствует общению автора и зрителей);
— познавательная (отражает действительность в образно-символической форме);
— гедонистическая (доставляет эстетическое наслаждение от соприкосновения с прекрасным).
Иногда выделяют материальную культуру (техника, технологии, материальные ценности) и духовную культуру (наука, искусство, философия, мораль), а также политическую культуру (цели, средства и результаты деятельности общества, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений).
Диалог культур — взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение различных культурных регионов.
Тема: «Религия»
Определение:
Религия — определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
Функции религии:
— мировоззренческая (формирует определенную картину мира, взгляд на место в нем человека и цели его жизни);
— психологическая (дает утешение в горе);
— коммуникативная (способствует общению с Богом верующего, с духовенством, другими мирянами);
— регулятивная (на основе религиозных норм упорядочивает деятельность людей);
— передача культурных ценностей (сохраняет и обеспечивает преемственность ценностей религиозной культуры).
Виды религий.
1. По количеству богов:
— монотеизм (один бог: ислам, христианство и иудаизм);
— политеизм (два и более богов: религии Древней Греции, язычество).
2. Первобытные религии (родоплеменные, архаичные верования):
— тотемизм (вера в животных, поклонение тотемам);
— анимизм (поклонение духам);
— фетишизм (поклонение предметам).
3. Национальные религии (исповедуют представители одной национальности):
— конфуцианство (Китай);
— индуизм (Индия);
— даосизм (Китай);
— синтоизм (Япония);
— иудаизм (Израиль, единственная национальная религия, имеющая Священное писание — Тора).
4. Мировые религии — группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от их этнической принадлежности, наибольшим числом верующих:
— буддизм (зародился в Индии в VI в. до н. э., основатель — Гаутама, Священное писание — Типитака);
— христианство (направления: православие, католичество, протестантизм (кальвинизм, лютеранство, англиканство)); самая распространенная религия в мире, Священное писание — Библия);
— ислам (зародился в VII в. н. э., Священное писание — Коран, направления: шииты, сунниты).
Признаки мировых религий:
— большое количество верующих;
— обращенность этих религий к каждому верующему;
— понятность основных постулатов;
— эгалитаризм (формальное равенство людей перед Богом);
— космополитизм (выходят за рамки национальных границ, то есть христианство исповедуют не только в России, но и в Греции).
Структура религии:
— религиозное сознание (вера в наличие сверхъестественных сил, возможность общения с этими силами, в истинность религиозных догматов и священных текстов, в религиозные авторитеты);
— культ (система ритуалов, обрядов, внешняя форма проявления веры);
— религиозные отношения;
— религиозные организации (церковь, секты).
Тема: «Деятельность»
Определение:
Деятельность — это специфический вид активности человека, в процессе которого он сознательно меняет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.
Структура деятельности:
— цель — это осознаваемый образ конечного результата;
— мотив — это побуждающий фактор к деятельности;
— средства — это инструменты, материалы, с помощью которых мы осуществляем деятельность;
— действия — это операции по осуществлению деятельности;
— результат — это итог деятельности;
— объект, субъект.
Виды деятельности.
По сферам:
— политическая;
— экономическая;
— социальная;
— духовная.
По полезности:
— созидательная;
— разрушительная.
По объекту (результату) деятельности:
— материальная;
— социально-преобразовательная;
— духовная.
По основному действию (основная классификация деятельности):
— труд;
— игра;
— учение;
— общение.
Общение — это обмен информацией. Синонимом общения иногда выступает коммуникация, однако в узком смысле под коммуникацией понимают одностороннюю передачу информации.
Виды общения.
По содержанию:
— предметное;
— когнитивное (обмен знаниями);
— кондиционное (обмен психологическим знанием);
— мотивационное (общение по поводу мотивации).
По использованию речи:
— вербальное;
— невербальное;
По использованию, наличию/отсутствию опосредующего аппарата:
— непосредственное (без использования технических средств);
— опосредованное (с использованием технических средств).
Тема: «Человек и животное»
Определение:
Индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода.
Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
Индивидуальность — особенности характера и психического склада, отличающие одного индивида от другого и определяющие своеобразие его психики и личности.
Социальные качества личности:
— нравственность,
— ответственность,
— инициативность,
— гражданственность,
— целеустремленность.
Факторы, влияющие на формирование личности:
— политическая и экономическая ситуация в стране;
— круг общения;
— исповедуемая религия.
Теории происхождения человека:
— божественная;
— теория палеовизита (про инопланетян слышали?);
— теория Ч. Дарвина (эволюция);
— теория Ф. Энгельса (труд сделал из животного человека).
Общие черты человека и животного:
— наличие биологических потребностей;
— наличие инстинктов и рефлексов;
— забота о потомстве;
— человек и животное — части живой системы;
— способность приспосабливаться к природным условиям.
Биологические отличия человека от животного:
— прямохождение;
— низкий волосяной покров;
— сложное строение головного мозга;
— развитая кисть руки;
— длительная забота о потомстве.
Социальные отличия человека от животного:
— наличие мышления, сознания;
— наличие членораздельной речи;
— люди рождаются без сознания, оно формируется в процессе развития речи;
— целенаправленная деятельность, творческая деятельность;
— наличие семьи;
— социальная адаптация.
Конформизм — это пассивная социальная адаптация.
Феральные люди — люди, лишенные социальной среды (маугли).
Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда.
Тема: «Потребности»
Определение:
Потребности — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Потребности человека меняются по мере его взросления, изменения жизненных целей и обстоятельств.
Виды потребностей:
— биологические (естественные — потребность в пище, сне, воде, воздухе для дыхания, продолжении рода, одежде, жилище, средствах передвижения и связи);
— социальные (потребность в общении, в труде, жизненном успехе, определенной позиции в обществе);
— духовные (познание окружающего мира, достижение гармонии и красоты, религиозная вера, приобретение новых знаний, художественное творчество, нравственное поведение).
Виды потребностей по количеству участников:
— индивидуальные;
— общественные.
Виды потребностей по уровню необходимости:
— подлинные;
— мнимые.
Пирамида потребностей Маслоу.
1. Первичные (врожденные):
— биологические;
— экзистенциальные (потребность в комфорте, безопасности).
2. Вторичные (благоприобретенные):
— социальные (общение);
— престижные (карьера);
— духовные.
Потребности лежат в основе возникновения интересов. Интерес — целенаправленное отношение человека, группы, организации к какому-либо объекту их потребности.
Тема: «Общественное развитие»
Направления общественного развития:
— прогресс;
— регресс (возвращение к изжившим себя структурам, деградация, утрата способности к выполнению некоторых функций).
Движущими силами общественного развития являются:
— народные массы (партизаны);
— определенные социальные группы (партии);
— отдельные личности (лидеры партий).
Общественный прогресс — это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному.
Признаки общественного прогресса:
— противоречивость (есть и плюсы, и минусы от создания интернета например);
— нестабильность (в какие-то годы происходит множество открытий, а в какие-то не происходит ничего);
— относительность (некоторые ученые считают, что понятие прогресса применимо не ко всем областям жизни общества и человека, поскольку невозможно определить критерий изменения прогресса).
Критерии общественного прогресса:
— уровень развития науки и техники;
— уровень организации производства как условие повышения производительности труда;
— развитие идей гуманизма;
— демократизация общества.
Формы социального прогресса:
— реформа — преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры (пенсионная реформа);
— революция — радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Тема: «Наука и образование»
Определение:
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Функции науки:
— познавательно-прогностическая (вооружение людей новыми объективными знаниями о природе, аппарат научный позволяет строить прогнозы);
— культурно-мировоззренческая (научные представления, усвоенные человеком, во многом определяют его отношение к природным и общественным явлениям);
— социально-производственная (улучшается жизнь людей, производят с помощью научных достижений товары).
Классификация наук:
— социально-гуманитарные;
— естественно-научные;
— точные и технические науки.
Особую роль среди всех наук занимает философия — наука о наиболее общих законах развития общества, природы и мышления. Она стоит особняком и не входит в классификацию (так как является родоначальницей всех наук). Ну вы же помните, раньше философы всё изучали. И географию, и математику, и историю, и…
Характеристики современной науки:
— универсальность;
— исследование деятельности человека во всех сферах общественной жизни;
— требует сочетания индивидуального поиска и коллективных работ;
— сочетает дифференциацию и интеграцию исследований.
Определение:
1. Образование — педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества (Обществознание: учебник для 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой — М.: Просвещение, 2019. — С.).
2. Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию.
Функции образования:
— профессионально-экономическая (способствует развитию социально-профессиональной структуры общества);
— социальная (социализация индивидов);
— культурно-гуманистическая (развитие личности на основе освоения национального и мирового культурного наследия, проявления творческих способностей).
Характерные черты современного образования:
— информационные технологии становятся элементом образовательного процесса;
— образование носит непрерывный характер;
— сближение национальных систем образования.
Тенденции современного образования:
1. Гуманизация — это ориентация образовательной системы на построение отношений между учащимися и педагогами, основанных на уважении прав каждого человека и развитии личностного потенциала (направлено на заботу о здоровье, учет склонностей ученика и внимание к нравственному воспитанию).
2. Гуманитаризация — это увеличение количества часов, отводимых на гуманитарные дисциплины.
3. Интернационализация — внедрение единых образовательных стандартов по всему миру (Болонский процесс является примером этой тенденции).
4. Компьютеризация — внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.
5. Демократизация — доступность образования увеличивается.
Ступени образования в РФ:
— дошкольное общее (до 1 класса);
— начальное общее (1–4 класс);
— основное общее (5–9 класс);
— среднее (полное) общее (10–11 класс);
— среднее профессиональное (колледж);
— высшее образование (бакалавриат (1–4 курс), магистратура (5–6 курс), аспирантура и т. д.).
Виды образования:
— общее (дошкольное, 1–11 класс);
— профессиональное (колледж или вуз).
Профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека.
Цели профессионального образования:
1. Подготовка квалифицированных кадров.
2. Удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Среднее профессиональное образование получается одновременно со средним общим образованием, и вы можете бесплатно пройти государственную аттестацию и получить аттестат.
Тема: «Познание»
Определение:
Познание — процесс активного отражения объективной действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.
Знание — познавательно значимая информация.
Существуют два взгляда на процесс познания:
— гносеологи (считают, что мир полностью познаваем);
— агностики (считают, что мир нельзя познать, так как невозможно проникнуть в сущность объекта).
Уровни (этапы) познания.
1. Чувственное познание (сторонники — сенсуалисты, получаем информацию только о внешних свойствах объекта; непосредственный контакт органов чувств с познаваемым объектом, наглядность информации).
Формы:
— ощущение (это отражение отдельных свойств предмета или явления);
— восприятие (это создание целостного образа изучаемого объекта);
— представление (это создание целостного образа изучаемого объекта, но при его отсутствии благодаря памяти); является предпосылкой для рационального познания, так как используется функция мышления — запоминание.
2. Рациональное познание (сторонники — рационалисты, логические операции, опора на результаты чувственного познания, абстрактность и обобщенность, выявление существенных признаков).
Формы:
— понятие (это выделение в объекте существенных свойств, присущих всем предметам данного вида);
— суждение (это связь понятий, с помощью которых что-то отрицается или утверждается);
— умозаключение (это вывод).
Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.
Виды умозаключения:
— индуктивное — вывод от частного к общему;
— дедуктивное — вывод от общего к частному.
Иррационалисты — мыслители, считающие, что мир можно познать с помощью интуиции.
Эмпирики — мыслители, считающие, что мир можно познать с помощью эксперимента, а также ощущений и наблюдения.
Основной целью познания является получение истины.
Определение:
1. Истина — это верное, адекватное отражение действительности.
2. Истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета изучения.
Признаки истины:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспекты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других