Конспекты для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Юлия Сергеевна Литвиненко, 2023

Учебное пособие предназначено для тщательной подготовки к государственному экзамену по обществознанию в 9 классе. Все материалы будут даны в виде кратких конспектов по темам. Вы сможете легко изучить и систематизировать информацию, необходимую для получения высоких баллов.Желаю удачи, мой дорогой друг!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспекты для подготовки к ОГЭ по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Блок «Человек и общество»

Тема «Общество»

Определения в узком смысле:

1. Общество — это определенный этап развития человечества (например, традиционное общество);

2. Общество — это группа людей, объединенных общими интересами (например, общество блогеров).

Определения в широком смысле:

1. Общество — это все человечество в его истории, современности и перспективе (все человечество в прошлом, настоящем и будущем).

2. Общество — это совокупность форм объединения людей / все способы взаимодействия людей.

3. Общество — это сложноорганизованная динамичная система, часть материального мира, выделившаяся из природы, но тесно с ней взаимодействующая, состоящая из индивидов, имеющих специфические способы взаимодействия.

В структуру общества входят: сферы общественной жизни, социальные институты, социальные группы и индивиды.

К сферам общественной жизни относят (их выделяют по базовым потребностям человека):

1. Политическую (правительство, партии, государство, власть).

2. Экономическую (доход, товары, инфляция, производство).

3. Социальную (семья, друзья, развитие инфраструктуры, улучшение благосостояния граждан).

4. Духовную (культура, религия, искусство, наука, образование).

Социальные институты — это устойчивые, исторически сложившиеся формы организации людей, выполняющие важные функции в обществе.

Основные социальные институты: государство, семья, СМИ, образование, религия, производство и т. д.

К политическим социальным институтам относятся: государство, политические партии, армия, суд.

К экономическим социальным институтам относятся: собственность, рынок, производство, бизнес.

К духовным социальным институтам относят: религию, образование, искусство.

Типы общества по Д. Беллу:

1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное):

— ведущая отрасль экономики — сельское хозяйство, аграрное хозяйство;

— натуральное производство;

— слаборазвитые рыночные отношения;

— коллективизм;

— ручной труд;

— сословная структура общества (сословие — это группа людей, выделяемая по признаку происхождения);

— наука не используется в производстве;

— патриархальный уклад семьи.

2. Индустриальное общество:

— ведущая отрасль экономики — промышленное производство, появление конвейера;

— классовая структура общества (класс — это группа людей, выделяемая по признаку собственности);

— завоевание гражданских прав и свобод;

— наука — один из факторов производства;

— развитые рыночные отношения;

— появляется средний класс;

— появляется массовая культура;

— возрастает социальная мобильность;

— появляется свобода совести (свобода вероисповедания);

— появляется конвейер;

— начало массового промышленного производства.

3. Постиндустриальное общество (информационное):

— ведущая отрасль экономики — сфера услуг;

— автоматизированный труд;

— наука — главный фактор производства;

— информация — товар;

— резкий рост численности среднего класса;

— появление инновационной экономики.

Тема «Глобализация»

Определение:

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции (объединения) и унификации.

Проявления глобализации:

— существование интернета;

— международный бизнес (Auchan, Ikea, Toyota);

— международные организации (ООН, НАТО, ЕС, ЮНЕСКО);

— глобальные проблемы;

— развитая международная транспортная сеть.

Последствия глобализации

Положительные:

— появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где это обойдется дешевле;

— возможность реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;

— разработка новых передовых технологий;

— сближение государств;

— возникновение социокультурного единства человечества.

Отрицательные:

— насаждение единого стандарта потребления;

— создание препятствий для развития отечественного производства;

— игнорирование культурной и экономической специфики;

— утрата национальной самобытности;

— появление глобальных проблем.

Тема «Глобальные проблемы»

Определение:

Глобальные проблемы — это совокупность социальных противоречий, ставящих под угрозу сохранение человечества, требующих объединения общих усилий всех стран для их разрешения.

Глобальные проблемы появились в XX веке.
Виды глобальных проблем

1. Проблема «Война и мир».

К причинам возникновения относятся:

— появление большого числа террористических группировок;

— появление и распространение ядерного оружия;

— гонка вооружений.

К способам решения относятся:

— борьба с террористическими группировками;

— уничтожение ядерного оружия;

— прекращение гонки вооружений.

2. Проблема «Север — Юг».

Суть проблемы: резкий разрыв в уровне развития между развитыми и развивающимися странами.

К причинам возникновения относятся:

— длительная колониальная зависимость;

— наличие больших долгов перед развитыми странами;

— постоянные локальные военные конфликты, отпугивающие инвесторов.

К способам решения относятся:

— помощь со стороны международных организаций;

— модернизация экономики;

— списание части долгов.

3. Проблема демографическая.

Подразделяется на два вида:

А) резкий рост уровня населения.

К причинам возникновения относят:

— низкий уровень развития медицины;

— ценности и традиции в данном обществе.

Б) резкое сокращение рождаемости.

К причинам возникновения относят:

— снижение значимости института семьи;

— построение карьеры имеет первостепенное значение;

— увеличение количества бесплодных людей;

— создание однополых браков.

4. Проблема экологическая.

К причинам возникновения относят:

— активное освоение космоса;

— активную экономическую деятельность человека;

— пренебрежительное отношение к природе.

К способам решения относятся:

— создание заповедников, заказников;

— изменение сознания людей;

— использование очистных сооружений на производстве.

Тема «Познание»

Определение:

Познание — процесс активного отражения объективной действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.

Знание — познавательно значимая информация.

Существуют два взгляда на процесс познания:

— гносеологи (считают, что мир полностью познаваем);

— агностики (считают, что мир нельзя познать, так как невозможно проникнуть в сущность объекта).

Уровни (этапы) познания:

1. Чувственное познание (сторонники — сенсуалисты, получаем информацию только о внешних свойствах объекта; непосредственный контакт органов чувств с познаваемым объектом, наглядность информации).

Формы:

— ощущение (это отражение отдельных свойств предмета или явления);

— восприятие (это создание целостного образа изучаемого объекта);

— представление (это создание целостного образа изучаемого объекта, но при его отсутствии благодаря памяти); является предпосылкой для рационального познания, так как используется функция мышления — запоминание.

2. Рациональное познание (сторонники — рационалисты, логические операции, опора на результаты чувственного познания, абстрактность и обобщенность, выявление существенных признаков).

Формы:

— понятие (это выделение в объекте существенных свойств, присущих всем предметам данного вида);

— суждение (это связь понятий, с помощью которых что-то отрицается или утверждается);

— умозаключение (это вывод).

Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.

Виды умозаключения:

1. Индуктивное — вывод от частного к общему.

2. Дедуктивное — вывод от общего к частному.

Иррационалисты — мыслители, считающие, что мир можно познать с помощью интуиции.

Эмпирики — мыслители, считающие, что мир можно познать с помощью эксперимента, а также ощущений и наблюдения.

Основной целью познания является получение истины.

Определение:

1. Истина — это верное, адекватное отражение действительности.

2. Истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета изучения.

Признаки истины:

1. Объективность!!! (так как не зависит от мнения и пристрастия отдельных людей).

2. Конкретность (связана с условиями места, времени и т. п.).

3. Истина — это процесс постижения объекта.

Виды истины (в зависимости от полноты знаний об объекте):

1. Относительная (истина, которая со временем может быть изменена или дополнена — например, знания о структуре Вселенной).

2. Абсолютная (истина, которая со временем не может быть изменена или дополнена — например, Земля вращается вокруг Солнца).

Критерии истины:

— общественная практика (любая материальная деятельность людей — например, Магеллан проплыл вокруг Земли и доказал, что она имеет шарообразную форму);

— теоретические доказательства (в математике);

— логика (в тестах иногда встречается «соответствие законам логики»).

Виды познания:

1. Обыденное (второе название — житейское; познание, осуществляемое в повседневной жизни).

Признаки обыденного познания:

— связано с приобретением навыков (учиться делать уборку, варить борщ);

— основано на смекалке (добавить новый ингредиент в суп);

— основано на здравом смысле (на улице идет дождь — ты возьмешь зонт).

2. Художественное (познание окружающего мира с помощью создания образов в произведениях искусства).

Признаки художественного познания:

— образность;

— вымысел;

— уникальность.

3. Религиозное.

Признаки религиозного познания:

— основано на вере в сверхъестественное;

— не требует доказательств;

— нравственные ценности.

4. Духовное (познание внутреннего мира, поиск смысла жизни — человек находит ответы, как правильно жить в обществе).

5. Паранаучное (познание необъяснимых явлений).

Признак паранаучного познания:

— отсутствует объект познания.

6. Социальное (изучение общества и социальных фактов, происходящих в нем).

Признаки социального познания:

— совпадает объект и субъект изучения;

— ограничен или запрещен эксперимент;

— субъективизм (на результаты познания влияет личность исследователя, который по-своему интерпретирует факты — например, отставка главы города Москвы, для кого-то это положительный факт, а для кого-то наоборот).

Виды социальных фактов:

— событие (день города Москвы);

— действие (митинги, забастовки);

— словесные действия (речь политического лидера);

— результаты деятельности людей (научное открытие, объем выпускаемой продукции).

Методы соц. познания:

— социологический опрос;

— анкетирование;

— интервью;

— обработка статистических данных.

7. Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Признаки научного познания:

— исключительным методом является эксперимент;

— наукой занимаются люди высокой подготовки;

— наука имеет свои категории (свой специальный язык);

— объективность;

— верифицируемость (можно всегда перепроверить);

— требует доказательств.

Уровни научного познания:

1. Эмпирический уровень (на этом уровне происходит установление научных фактов, мы только собираем информацию, чтобы затем с ней поработать).

Методы:

— наблюдение (описание исследуемого объекта, не происходит вмешательства в объект, его только фиксируют, не нарушая естественных условий);

— эксперимент (вмешательство в объект, проводимое в искусственных лабораторных условиях);

— описание;

— измерение;

— анкетирование.

2. Теоретический уровень (происходит обработка полученных фактов в форме теорий, проблем, прогнозов; уже ничего не собираем, работаем с тем, что нашли на эмпирическом уровне).

Методы:

— анализ (расчленение объекта на части с последующим описанием каждой из них);

— синтез;

— аналогия (сравнение объектов по некоторым признакам);

— обобщение (переход от конкретных признаков отдельных предметов к общим признакам, используется при формулировке понятий);

— моделирование (схематическое изображение исследуемого объекта в виде таблиц, карт, графиков);

Формы научного познания:

— теория;

— закон;

— факт;

— гипотеза.

Тема «Наука и образование»

Определение:

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Классификация наук:

— социально-гуманитарные (история, политология, экономика);

— естественно-научные (физика, география, биология);

— точные и технические науки (математика, робототехника).

Особую роль среди всех наук занимает философия — наука о наиболее общих законах развития общества, природы и мышления. Она стоит особняком и не входит в классификацию (так как является родоначальницей всех наук). Ну вы же помните, раньше философы все изучали. И географию, и математику, и историю, и…

Особенности науки:

— доказательность;

— объективность (отношение к объекту и его характеристикам, процессам как к независимому от воли и желания человека);

— занимаются только ученые.

Методы, используемые наукой:

— эксперимент,

— наблюдение,

— выдвижение гипотез,

— анализ и др.

Определение:

Образование — педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества

Тенденции современного образования:

1. Гуманизация — это ориентация образовательной системы на построение отношений между учащимися и педагогами, основанных на уважении прав каждого человека и развитии личностного потенциала (направлено на заботу о здоровье, учет склонностей ученика и внимание к нравственному воспитанию).

2. Гуманитаризация — это увеличение количества часов, отводимых на гуманитарные дисциплины.

3. Интернационализация — внедрение единых образовательных стандартов по всему миру (Болонский процесс является примером этой тенденции).

4. Компьютеризация — внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.

5. Демократизация — доступность образования увеличивается.

Ступени образования в РФ:

— дошкольное общее (до 1-го класса);

— начальное общее (1–4-й классы);

— основное общее (5–9-й классы);

— среднее (полное) общее (10–11-й классы) или среднее профессиональное (колледж);

— высшее профессиональное (бакалавриат (1–4-й курсы), магистратура (5–6-й курсы), аспирантура и т. д.).

Права учащихся:

— право на получение бесплатного среднего образования;

— право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность;

— право выбирать школу, форму обучения, программу и язык.

Обязанности учащихся:

— не пропускать занятия без уважительной причины;

— добросовестно учиться;

— беречь школьное имущество.

Тема «Общественное развитие»

Направления общественного развития:

— прогресс;

— регресс (возвращение к изжившим себя структурам, деградация, утрата способности к выполнению некоторых функций).

Общественный прогресс — это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному.

Признаки общественного прогресса:

— противоречивость (есть и плюсы, и минусы от создания интернета, например);

— нестабильность (в какие-то годы происходит множество открытий, а в какие-то не происходит ничего);

— относительность (некоторые ученые считают, что понятие прогресса применимо не ко всем областям жизни общества и человека, поскольку невозможно определить критерий изменения прогресса).

Критерии общественного прогресса:

1. Уровень развития науки и техники.

2. Уровень организации производства как условие повышения производительности труда.

3. Развитие идей гуманизма.

4. Демократизация общества.

Формы социальных изменений:

1. Реформа — преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры (пенсионная реформа).

2. Революция — радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Тема «Культура и искусство»

Определение:

Культура (в широком смысле) — совокупность достижений человека в социально-экономической, политической и духовной сферах общественной жизни.

Культура (в широком смысле) — совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы.

Культура (в узком смысле) — уровень воспитанности человека.

Функции культуры:

— приспособление человека к окружающей среде;

— социализация личности;

— создание, накопление и передача социальных ценностей;

— обеспечение взаимодействия между людьми.

Виды культуры:

1. Массовая культура (культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства, технических средств коммуникации, культура общедоступная, отражающая насущные потребности широких масс).

Признаки:

— является общедоступной;

— рассчитана на массового потребителя;

— проста для понимания;

— развлекательный характер;

— коммерческий характер.

2. Элитарная культура (культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений).

Признаки:

— рассчитана на узкий круг зрителей;

— неярко выраженный коммерческий характер;

— сложна для понимания;

— создают профессионалы;

— дает автору возможность безграничного самовыражения.

3. Народная культура (культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер).

Признаки:

— не имеет автора (анонимна);

— отражает национальный характер;

— передается из поколения в поколение;

— вдохновляет представителей элитарной культуры на создание произведений;

— существует долгое время.

Субкультура — это культура, создаваемая представителями отдельных социальных групп (субкультура молодежи, художников, #яжматерей).

Контркультура — это культура, не воспринимаемая большинством членов общества (готы, панки). Для нее характерен отказ от сложившихся социальных условий. К причинам возникновения можно отнести антигуманность современного общества, разрыв с природой.

Антикультура — культура, наносящая вред обществу (скинхеды).

Иногда выделяют материальную культуру (техника, технологии, материальные ценности) и духовную культуру (наука, искусство, философия, мораль, образование).

Искусство — специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней.

Функции искусства:

1. Эстетическая (пробуждает в человеке стремление к прекрасному, формирует его художественный вкус).

2. Коммуникативная (способствует общению автора и зрителей).

3. Познавательная (отражает действительность в образно-символической форме).

4. Гедонистическая (доставляет эстетическое наслаждение от соприкосновения с прекрасным).

Виды искусства:

— живопись (вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность);

— литература (все письменные тексты, имеющие какое-либо общественное значение);

— музыка;

— хореография;

— театр и др.

Тема «Религия»

Определение:

Религия — определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Функции религии:

— мировоззренческая (формирует определенную картину мира, взгляд на место в нем человека и цели его жизни);

— психологическая (дает утешение в горе);

— коммуникативная (способствует общению верующего с Богом, с духовенством, другими мирянами);

— регулятивная (на основе религиозных норм упорядочивает деятельность людей);

— передача культурных ценностей (сохраняет и обеспечивает преемственность ценностей религиозной культуры).

Виды религий:

1. По количеству богов:

— монотеизм (один бог: ислам, христианство и иудаизм);

— политеизм (два и более богов: религии Древней Греции, язычество).

2. Первобытные религии (родоплеменные, архаичные верования):

— тотемизм (вера в животных, поклонение тотемам);

— анимизм (поклонение духам);

— фетишизм (поклонение предметам).

3. Национальные религии (исповедуют представители одной национальности):

— конфуцианство (Китай);

— индуизм (Индия);

— даосизм (Китай);

— синтоизм (Япония);

— иудаизм (Израиль, единственная национальная религия, имеющая священное писание — Тора).

4. Мировые религии — группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от их этнической принадлежности, наибольшим числом верующих.

— буддизм (зародился в Индии в VI в. до н. э., основатель Гаутама, священное писание — Типитака);

— христианство (направления: православие, католичество, протестантизм (кальвинизм, лютеранство, англиканство); самая распространенная религия в мире, священное писание — Библия);

— ислам (зародился в VII в. н. э., священное писание — Коран, направления: шииты, сунниты).

Признаки мировых религий:

— большое количество верующих;

— обращенность этих религий к каждому верующему;

— понятность основных постулатов;

— эгалитаризм (формальное равенство людей перед Богом);

— космополитизм (выходят за рамки национальных границ, то есть христианство исповедуют не только в России, но и в Греции).

Структура религии:

— религиозное сознание (вера в наличие сверхъестественных сил, возможность общения с этими силами, в истинность религиозных догматов и священных текстов, в религиозные авторитеты);

— культ (система ритуалов, обрядов, внешняя форма проявления веры);

— религиозные отношения;

— религиозные организации (церковь, секты).

Тема «Деятельность»

Определение:

Деятельность — это специфический вид активности человека, в процессе которого он сознательно меняет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.

Структура деятельности:

— цель — это осознаваемый образ конечного результата;

— мотив — это побуждающий фактор к деятельности;

— средства — это инструменты, материалы, с помощью которых мы осуществляем деятельность;

— действия — это операция по осуществлению деятельности;

— результат — это итог деятельности;

— объект — то, на что направлена деятельность;

— субъект — тот, кто осуществляет деятельность.

Основные формы деятельности:

— труд (вид деятельности человека, направленный на создание материальных и духовных благ, которые удовлетворяют потребности индивида и общества);

— игра (вид деятельности в условных ситуациях, нацеленный на удовлетворение интереса ее участников);

— учение (вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков);

— общение (вид деятельности, в процессе которого происходит обмен информацией между ее участниками).

Общение — это обмен информацией. Синонимом общения иногда выступает коммуникация, однако в узком смысле под коммуникацией понимают одностороннюю передачу информации.

Виды общения

По использованию речи:

— вербальное;

— невербальное.

По наличию / отсутствию «опосредующего» аппарата:

— непосредственное (без использования технических средств);

— опосредованное (с использованием технических средств).

Тема «Человек и животное»

Определение:

Индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода.

Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.

Индивидуальность — особенности характера и психического склада, отличающие одного индивида от другого и определяющие своеобразие его психики и личности.

Теории происхождения человека:

— божественная;

— теория палеовизита (про инопланетян слышали?);

— теория Ч. Дарвина (эволюция);

— теория Ф. Энгельса (труд сделал из животного человека).

Общие черты человека и животного:

— наличие биологических потребностей;

— наличие инстинктов и рефлексов;

— забота о потомстве;

— человек и животное — части живой системы;

— способность приспосабливаться к природным условиям.

Биологические отличия человека от животного:

— прямохождение;

— низкий волосяной покров;

— сложное строение головного мозга;

— развитая кисть руки;

— длительная забота о потомстве.

Социальные отличия человека от животного:

— наличие мышления, сознания;

— наличие членораздельной речи;

— люди рождаются без сознания, оно формируется в процессе развития речи;

— целенаправленная деятельность, творческая деятельность;

— наличие семьи;

— социальная адаптация.

Конформизм — это пассивная социальная адаптация.

Феральные люди — люди, лишенные социальной среды (маугли).

Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда.

Тема «Потребности»

Определение:

Потребности — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Потребности человека меняются по мере его взросления, изменения жизненных целей и обстоятельств.

Виды потребностей:

1. Биологические (естественные — потребность в пище, сне, воде, воздухе для дыхания, продолжении рода, одежде, жилище, средствах передвижения и связи, самосохранении).

2. Социальные (потребность в общении, в труде, жизненном успехе, определенной позиции в обществе).

3. Духовные (познание окружающего мира, достижение гармонии и красоты, религиозная вера, приобретение новых знаний, художественное творчество, нравственное поведение).

Пирамида потребностей Маслоу

1. Первичные (врожденные):

— биологические;

— экзистенциальные (потребность в комфорте, безопасности).

2. Вторичные (благоприобретенные):

— социальные (общение);

— престижные (карьера);

— духовные.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспекты для подготовки к ОГЭ по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я