Подготовка горной пехоты. Практическое пособие. Часть 1

Самвел Мовсисян

В книге речь пойдёт об особенностях отбора и подготовки бойцов горной пехоты, их вооружении, экипировке, транспорте, тактике. Книга разбита на две части. Первая часть будет полезна всем, кто занимается горным туризмом, охотой и отдыхом на природе, а также спасателям, геологам, и просто желающим освоить навыки первой медицинской помощи. В первую часть книги включены такие предметы, как физическая и горная подготовка, медицинская подготовка, топография и ориентирование, походная подготовка.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подготовка горной пехоты. Практическое пособие. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Индивидуальная и групповая начальная подготовка

Отбор кандидатов

При действиях в сложных условиях гор бойцы испытывают высокие физические и психологические нагрузки, поэтому при отборе в горные пехотинцы, кандидат должен быть физически здоров, крепок, обладать развитым интеллектом, быть мотивирован, психологически устойчив. Предпочтение следует отдавать тем, кто добровольно изъявили желания проходить службу в горной пехоте.

Интеллектуальный уровень, общая эрудиция будущего бойца, выясняются в процессе индивидуальной беседы, которую проводят специально уполномоченные представители учебного центра (УЦ) — из состава старших инструкторов и командования УЦ.

Психологические качества, в самом оптимальном случае, оценивает специалист-психолог. Методов и тестов множество, и как один из вариантов, тестирование может проводиться согласно «Личностному опроснику Ганса Айзенка» (EPI).

При оценке физического состояния кандидата следует исходить из того, что выполнение боевых задач требует от бойца высокой выносливости; человек, развивающий на «стометровке» скорость гепарда, может оказаться не в состоянии выдерживать менее интенсивные, но значительно растянутые по времени нагрузки. Поэтому, в приоритете должны быть те, кто до службы занимались видами спорта, развивающими выносливость: единоборства, плавание, биатлон, горный туризм и т. д.

Наиболее сложная задача — подбор бойцов с высоким интеллектом и подходящими психологическими характеристиками, поскольку уровень образования и тип характера в короткие сроки подкорректировать невозможно, в отличие от уровня физической подготовки. Поэтому, уровень физподготовки кандидата можно считать второстепенным, уступающим по значимости интеллекту и психологическим качествам.

Из многообразия тестов и упражнений по физической подготовке, предназначенных для первоначальной оценке и отбора кандидатов, наиболее подходящими можно считать два теста доктора Кеннета Купера. Первоначально разработанные для армии США, они затем получили широкое распространение, в том числе и в других армиях.

Тест N1. 12и-минутный бег. Измеряется расстояние, которое кандидат пробежал за 12 минут.

Оценка бега по Куперу:

Тест N2. (Рисунок 1), на силовую выносливость. Включает в себя 4 повтора комплекса упражнений:

— боец делает 10 отжиманий и остаётся в упоре лёжа;

— опираясь на руки, прыжком ноги подносит к рукам, в упор присев, и потом обратно в упор лёжа;

— переворот на спину, и 10 раз вынос ног за голову (выполняется лёжа на спине);

— 10 подпрыгиваний со сменой ног и касаясь коленом земли.

Отлично: если на 4 цикла ушло менее 3 минут;

Хорошо: от 3х до 4х минут;

Удовлетворительно: от 4х до 5и минут.

Тест не рекомендуется для неподготовленных людей старше 35и лет.

Рисунок 1. Тест Купера на силовую выносливость.

Учебный центр (тренировочный лагерь).

Учебный центр по подготовке горных пехотинцев в идеале, по обустройству и быту должен быть максимально приближён к полевым, боевым условиям. Ещё в процессе обучения бойцам должны прививаться такие навыки, как рассредоточение во время отдыха, ночного сна, приёма пищи. В боевых условиях это сильно продлевает жизнь.

Бойцы весь период обучения постоянно находятся с вверенным оружием: автомат (пулемёт, винтовка) должны стать таким же привычным предметом, как элемент одежды. Военнослужащий постоянно должен носить оружие, уметь с ним обращаться либо разместить на себе при любом виде деятельности. При ночном отдыхе (сне) оружие так же должно быть всегда рядом — противник вряд ли выделит время для получения оружия при тревоге.

Так же, обучаемый личный состав должен уметь ставить палатки, соблюдать в них чистоту и гигиену, соблюдать личную гигиену в условиях, близких к боевым.

УЦ должен иметь соответствующим образом подготовленные и оборудованные классы и учебные площадки.

Надо помнить, что во всех случаях, с повышением количества личного состава, понижается качество подготовки. Поэтому, количество обучаемых на одного инструктора не должно превышать 10—12 человек. При этом учитывается тот факт, что количество групп инструкторов должно соответствовать количеству изучаемых основных дисциплин.

Таким образом, для подготовки роты курсантов численностью в 100—120 человек, потребуется взвод инструкторов, численностью в среднем 60 человек. Относительно большое количество инструкторов даёт возможность лучше контролировать и качественнее вести учебный процесс, контролировать индивидуальную подготовку каждого бойца, внимательнее следить за соблюдением мер безопасности. Кроме того, это позволяет инструкторам работать посменно — в особо интенсивные периоды тренировок.

Учебный центр должен иметь оборудованную полосу препятствий. Полоса может быть произвольного типа, и в разных учебных лагерях отличаться по набору и количеству препятствий. Упражнения на полосе препятствий требуют задействования всех групп мышц и их работы в динамических нагрузках; развивают координацию и способствуют психофизической тренировке (преодоление страха высоты, закрытых пространств, и т.д.). Набор препятствий и их тип подбираются таким образом, что для их преодоления бойцы задействуют все приёмы тактического передвижения на поле боя (бег, прыжки, переползания, элементы альпинизма).

Основные требования, которым должна соответствовать полоса препятствий:

— Полоса может быть прямой, либо U-образной в плане;

— набор препятствий должен обеспечить применение всех основных тактических элементов: бег, прыжки, ползания, лазания, упражнение на координацию, метание гранат.

— общая длина полосы составляет 300—450 метров;

— количество препятствий от 15 до 25, со средним расстоянием между ними 20—30 метров;

— 2, 3 или 4 препятствия могут быть объединены в один связанный последовательный комплекс. Например, подъём по вертикальной стене-преодоление верёвочного моста-спуск по канату, или другое сочетание.

— Препятствия по ширине на полосе выполнены так, чтобы обеспечить прохождение полосы минимум двумя бойцами одновременно.

— Места спрыгивания и падений, либо вся полоса полностью, во избежание травматизма покрываются песком.

— Деревянные элементы выполнены из брёвен диаметром в 20—30 см, либо из бруса 20—25см;

— деревянные части отшлифованы, сучки сточены и так же зашлифованы, гвозди и шурупы топлены в дерево.

На рисунках и фотографиях представлены некоторые типы препятствий.

Рисунок 2. «Стенка с лазом»

Рисунок 3. «Дом»

Рисунок 4. «Забор со рвом»

Рисунок 5. «Высокая стена»

Рисунок 6. «Качающееся бревно»

Рисунок 7. «Низкое проволочное заграждение»

Рисунок 8. «Завал»

Рисунок 8. «Завал»

Фото 2. «Разрушенный мост»

Фото 3. Комбинированное препятствие в виде вертикального подъёма (лестница, канат), качающегося моста с верёвочными перилами, завершающееся вертикальным либо диагональным (скольжением) спуском.

Фото 4. Скалодром.

Фото 5. Импровизированная стена из покрышек

Фото 6. Боец преодолевает проволочное заграждение

Фото 7. «Разрушенный мост»

Фото 8. Импровизированное препятствие из покрышек.

Кроме полосы препятствий, учебный центр (лагерь) должен иметь специально оборудованный участок альпинистской подготовки и скалодром, специально подготовленные для обучения наведению переправ, верёвочных мостов, скалолазанию, подъёму и спуску по верёвке с помощью альпинистского снаряжения, а также свободному спуску скольжением на руках по канату и десантированию с вертолётов (фото 9, 10).

Скалодромы могут быть естественного происхождения, и искусственные. Искусственные, в свою очередь, бывают открытого типа (фото 11), и закрытого (в помещениях).

Участки местности, выделенные под учебные площадки и скалодромы, должны быть заблаговременно очищены от мусора, камней, которые могут быть сорваны с мест при тренировках. Учебные места и участки скалолазания оборудуются крепежами страховочных систем.

Фото 9.

Фото 9 и 10. Тренажёры для отработки беспарашютного десантирования с вертолёта.

Фото 10.

Фото 11. Искусственный скалодром под открытым небом.

Фото 12. Стрельбище в горах.

Ещё одним важным элементом учебного лагеря является стрельбище, обеспечивающее возможность стрельбы из ручного стрелкового оружия на дальности 50—500 метров, с места и в движении. Идеальным можно считать размещение стрельбища у подножия горы, либо в карьере, когда за дальней линией мишеней находится гора, либо высокий земляной вал, исключающий неконтролируемый разлёт пуль (фото 12).

Стрелковое поле должно быть достаточной ширины, для того чтобы обеспечить движение и огонь двух стрелков, и распределённое по фронту достаточное количество мишеней. То есть, на одного стрелка должно приходиться не менее 15—20 метров фронта.

Спортивный городок лагеря должен иметь спортивные снаряды (турники, брусья, рукоходы, скамейки для пресса), из расчёта обеспечения одномоментной тренировки личного состава в количестве не менее одного взвода (или 30—35 человек). Так же, для тренировок по рукопашному бою необходима площадка с песчаным или травяным покровом, с площадью примерно 140—160м2.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подготовка горной пехоты. Практическое пособие. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я