Общаться – это просто. Занятия по взаимодействию с ребенком с ОВЗ. Часть 1

С. Ю. Танцюра, 2021

В 1-й части учебно-методического пособия важное место отводится практическим приемам реабилитационного воздействия в форме игровых упражнений, групповых занятий, которые позволят изучить особенности детей с ОВЗ, развить способность к эмпатии, поддержку, терпимость по отношению к людям с инвалидностью, выработать навыки межличностного взаимодействия таких детей. Адресовано логопедам, дефектологам, педагогам ДОО. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общаться – это просто. Занятия по взаимодействию с ребенком с ОВЗ. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Выявление и развитие ресурсов детей с инвалидностью

Социальные ограничения и модели инвалидности

Инвалид — лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, наступившей вследствие физических или умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите[2] (табл. 1).

Таблица 1. Терминология инвалидности

Ограничение жизнедеятельности человека выражается в полной или частичной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, обучение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. Современная концепция инвалидности рассматривается как цепь последствий, запускаемых болезнью и последовательно проявляющихся на трех уровнях:

— органном (нарушения функции органов и систем);

— организменном (нарушение жизнедеятельности);

— социальном (социальная недостаточность).

Инвалидность возникает, когда последствия болезни в связи с нарушением жизнедеятельности проявляются на социальном уровне.

Государственной программой «Доступная среда» предусмотрено решение следующих задач:

— оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

— устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

— модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;

— обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

Однако пока еще инвалидам во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, сфере досуга, бытовых услуг, информации и каналам коммуникации; общественный транспорт не всегда адаптирован для пользования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции и чувству отчуждения. Инвалид живет в более замкнутом, обособленном от остального общества пространстве. Ограниченность общения и социальной активности создает дополнительные психологические, экономические и другие проблемы и трудности для самих инвалидов и их близких. Существуют как социальные, так и экономические препятствия для сексуальных взаимоотношений и заключения брака среди людей с инвалидностью.

Социально-психологическое самочувствие большинства инвалидов характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, неуравновешенностью, тревожностью. Многие чувствуют себя изгоями общества, ущербными людьми, ущемленными в своих правах.

Для восстановления личностных ресурсов инвалида или их компенсации разрабатывается особая интегративная технология — социальная реабилитация, основные воздействия которой направлены на восстановление социального статуса человека, достижение его материальной независимости (самообеспечения) и реализуются с помощью двух взаимосвязанных направлений: социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма[3].

Следовательно, рассмотрение проблемы реабилитации в методологическом плане позволяет признать неоднозначность ее понятия:

— реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона — от привития элементарных навыков до полной интеграции в общество;

— также может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

С помощью технологий комплексной реабилитации, учитывая индивидуальные потребности, ограничения и ресурсы человека, необходимо стремиться к развитию у него навыков управления жизненными ситуациями и действиями. Инвалидность или ограничения жизнедеятельности, в первую очередь, связаны с недостаточностью или отсутствием условий для нормальной жизни, с соотношениями «здоровый — инвалид», а не только с нарушениями функций организма человека и трудностями, которые он испытывает из-за них.

Социальная модель понимания инвалидности показывает, что трудности или ограничения у такого человека возникают, прежде всего, в связи с существующими в обществе условиями и стереотипами.

Исследования показывают, что формирование и развитие социальной реабилитации зависит в основном от степени социальной ориентированности руководителей учреждений, окружных и районных управлений социальной защиты населения, активности специалистов. Таким образом, обобщение практики социальной реабилитации в учреждениях системы социальной защиты населения, анализ современного состояния данных процессов позволили выделить основные принципы реабилитационной работы:

— комплексность (решение проблем с учетом всех аспектов нуждаемости и обоснованности);

— непрерывность (с начала возникновения инвалидности, болезни, травмы и вплоть до возможно более полного выздоровления);

— основательность (полное возвращение к постоянно меняющейся структуре болезней с учетом технического прогресса и изменения социальных структур).

Длительность реабилитационного процесса определяется с учетом конкретного ограничения жизнедеятельности человека в каждом отдельном случае — от нескольких недель до многих лет. Реабилитацию можно считать завершенной, только когда личность во всем многообразии ее социальных отношений достигла уровня максимально возможного.

Если человек длительное время был изолирован от социума в домашних условиях или стационарном учреждении, встает задача обучения его необходимым жизненным навыкам — самообслуживанию в быту, ориентации в окружающей среде, самообеспечению, выполнению финансовых операций, общению с незнакомыми людьми и др.

Сторонники нормализованного подхода в реабилитационной работе с инвалидами основной упор делают на сохранные стороны личности, персональные возможности, причем болезненные симптомы не подчеркиваются, не акцентируются, а реабилитационный прогноз выстраивается максимально благоприятным и обнадеживающим. Концентрируясь на сохранных свойствах и способностях, а не на дефекте, социально-реабилитационными методами воздействия можно достичь гораздо большего в плане восстановления социального функционирования, чем при любом массивном медикаментозном лечении.

Необходимо побуждать самих инвалидов и лиц их ближайшего окружения активно участвовать в планировании реабилитационной работы с ними, анализировать свои проблемы и определять способы их преодоления, переосмысливать иерархию ценностей. Все построение реабилитационных мероприятий должно быть таким, чтобы включить самого реабилитанта в восстановительный процесс, вызвать у него стремление к саморазвитию и самостоятельности, максимально привлечь к участию в восстановлении утраченных функций или социальных связей, трудовых, семейных и др.

Активное участие человека с ОВЗ в реабилитации позволит определять более адекватные и конкретные методы работы, учитывать его индивидуальные способности и возможности, в случае необходимости своевременно корректировать процесс, повышать ответственность личности за полученный результат.

Главная цель реабилитации — достижение максимально независимого образа жизни и улучшение ее качества. Она достигается не путем компенсации социальной недостаточности, а активным преодолением последней и появлением максимально возможной личностной реализации.

Адекватно адаптированный к жизни и обществу человек не нуждается в навязанной заботе родственников или специалистов, если тем самым они ограничивают его в своих правах. Наравне с остальными членами общества инвалид должен пользоваться теми же правами и выполнять те же обязанности.

Реабилитация — многокомпонентный процесс оказания помощи лицам с ОВЗ, направленный на создание условий и возможностей интеграции человека в общество, восстановление статуса самостоятельной личности с возвращением его к активной жизни.

Компоненты реабилитации могут быть представлены как отдельные технологии оказания помощи в достижении соответствующей цели, в сложившейся социальной среде жизнедеятельности, на определенном этапе времени, в соответствии с возникшей потребностью.

Отечественной и зарубежной наукой и практикой накоплен обширный фактологический материал, обеспечивающий обстоятельное освещение различных направлений и проблем социальной реабилитации. Изучение социологических и психолого-педагогических, медицинских, экономических и организационных аспектов позволяет ясно видеть и определить закономерности и тенденции развития и функционирования системы социальной реабилитации лиц с ОВЗ и их ближайшего окружения.

Различают следующие виды реабилитации[4]: медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, трудовая терапия, бытовая, спортивная.

Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса.

Цель социальной реабилитации — восстановление социального статуса личности, обеспечение адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Согласно приказу Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» основным механизмом осуществления этого процесса выступает индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), в том числе и ребенка.

Она представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мер, включающих формы, способы, используемые средства, сроки и длительность проведения мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, интеграцию инвалида в общество.

В индивидуальной программе реабилитации или абилитации отражены медицинская, социально-средовая и профессионально-трудовая реабилитация — для взрослых, а для детей, как нам представляется, может быть использована социокультурная деятельность. В каждой из них выделены способы воздействия.

Так, в частности, в рамках медицинской реабилитации используются медикаментозное лечение, немедикаментозная терапия, диспансерное наблюдение.

Социалъно-средовая предполагает такие способы, как обучение навыкам, терапия средой, приспособление к новым условиям жизни, эрготерапия, оккупациональная терапия. Еще большими возможностями в плане способов воздействия на детей с ОВЗ располагает социокультурная реабилитация, использование эстетических средств художественной культуры, природных факторов. Для каждого способа внутри определенной формы реабилитации выбирается соответствующее средство.

Индивидуальная программа реабилитации (абилитации) реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя комплексную медико-социальную экспертизу и собственно реабилитацию (абилитацию), т. е. набор мероприятий по поддерживающей медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации, определенного возрастными и личностными особенностями инвалида и текущим уровнем тяжести ограничений его жизнедеятельности.

Индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Реабилитационный потенциал характеризует степень способности инвалида к взаимодействию с социальной средой, а также комплекс его биологических и психологических характеристик. При установлении величины реабилитационного потенциала учитываются также социально-средовые факторы, позволяющие в той или иной степени реализовать потенциальные возможности инвалида (ребенка-инвалида).

Комплексная социальная реабилитация взрослых и детей-инвалидов, а также социальная поддержка семей, в которых они живут, — одно из направлений повышения качества жизни населения, усиления социальной сплоченности общества. Комплексная реабилитация имеет, прежде всего, социальный аспект. Меры реабилитации в рамках этого аспекта направлены на решение задач материально-бытовой, материально-технической и социальной поддержки инвалида и его семьи, члены которой являются непосредственными проводниками и участниками реабилитационных мероприятий.

В соответствии с современным пониманием инвалидности и социальной политики в отношении инвалидов необходим переход от специализированного ухода за инвалидами к заботе о них более общего характера, требующей в основном взаимопомощи и добровольной поддержки в дополнение к необходимому профессиональному уходу. Сами инвалиды должны участвовать в процессе своей реабилитации, руководстве обслуживанием и процессе формирования социальной политики. Денежные выплаты инвалидам — это лишь один аспект политики с целью содействия социальной интеграции инвалидов, необходимый, но недостаточный элемент системы их социальной поддержки.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общаться – это просто. Занятия по взаимодействию с ребенком с ОВЗ. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Лысенко А.Е. Реабилитационная и реабилитационно-экспертная диагностика инвалидности. Мат-лы лекции для специалистов по реабилитационной работе. М., 2018.

3

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

4

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я