Искусство править

С.В. Короткий, 2022

Книга посвящена сущности и основным принципам искусства правления. Рассматриваются принципы равновесия, иерархии, недеяния, аналогии и др. Выявляется сущность искусства правления и основные методы, обеспечивающие эффективность деятельности правителя.Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами правления.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство править предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Даже если солнце восходит на Западе,

у правителя лишь один путь.

Искусство правления — искусство применения естественных принципов в мире. Искусство правления — практический путь поддержания идеалов Древних и пресечения хаоса — болезни общества.

«Наши гражданские законы являются не чем иным, как судебными решениями, вынесенными древними юристами. Будучи упорядоченными, решения эти теперь служат руководством для наших юристов в их судебной практике. Точно также и медицина является не чем иным, как опытом древних врачей, на котором основываются нынешние врачи, прописывая свои лекарства. Однако, как только дело доходит до учреждения республик, сохранения государств, управления королевствами, созданий армий, ведения войны, осуществления правосудия по отношению к подданным, укрепления власти, то никогда не находится ни государя, ни республики, которые обратились бы к примеру древних… полагая такое подражание делом не только трудным, но вовсе невозможным, словно бы небо, солнце, стихии, люди изменили со времени античности свое движение, порядок и силу», — писал Никколо Макиавелли в XVI веке во вступлении к своей книге «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»1.

После того, как не стало единства в понимании пути правления и его основных свойствах, начался хаос, многие пришли к пристрастности во имя самовосхваления. Каждый принимает то, что ему нравится за собственное учение.

Люди потеряли способность видеть одно в неограниченном многообразии явлений мира. «Способность видеть одно во многом или в совершенно разном — дар Богов людям»2. Этим даром владели правители в Древности.

Совершенный правитель, став через учение человечным, опираясь на ритуал и справедливость, сохраняет жизнь, утверждая порядок. Путем сохранения порядка для правителя является искусство правления. Учений как управлять много, но ни одно из них нельзя применить, оттого что они деятельны.

Идеал правления отрицает разделение, вносимое в мир человеческой субъективностью. Он ориентирован на некий априорный строй духовной жизни, в котором воплощается высшее единство бытия: «древнее», «исконное», «небесное» сознание. При наличии правильной мысли, прямота сохраняется при любом отклонении. Познать правила и принципы — значит, претворить свою субъективность в объективный порядок вещей. Метафизика (греч. meta ta physika — то, что за физикой) — метод мышления, характеризующийся догматичностью и постоянством, поскольку рассматривает вечные и неизменные живые объекты духовного мира, недоступного восприятию органов чувств человека3. Поскольку объектом правления являются люди, то единственный способ мышления, которым должны пользоваться правители — метафизический4.

Править нужно непременно во имя целого. «Быть целым — значит быть религиозным, быть против целого, значит быть мирским»5. Настоящий правитель никогда не допустит раскола. «Все, что возникло, возникло ради всего целого, так чтобы осуществилось, присущее жизни всего целого, блаженное бытие»6. Поэтому главное — это сохранение и добродетель целого, так что «всякий врач, всякий искусный ремесленник все делает ради всего целого и направляет все к общему благу; он занимается частью ради целого, а не целым ради части»7.

Правление — это искусство искусств. Оно невидимо по своей природе, но именно благодаря правлению каждое из искусств живет и развивается и, наоборот, именно из-за правления начинается беспорядок и все искусства гибнут. Порядок есть естественное положение вещей. Таким образом, правление — это искусство сохранения порядка, дающего жизнь.

С ростом человека его жизнь начинает терять исключительность личного характера: если у вас появляется желание, вы становитесь напряженными; если вы становитесь напряженными, вы становитесь ограниченными; если вы становитесь ограниченными, бесконечное не может работать через вас. Правитель исчерпал собственную субъективность и личные желания, потому не совершает усилий; не совершая усилий, не напрягается; не напрягаясь, не препятствует естественному, потому сохраняет естественный порядок и гармонию. Это путь правителя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство править предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия / Пер. с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. — СПб.: Азбука-классика, 2006. — 288 с.

2

Платон Государство. — СПб.: Наука, 2005. — 569 с.

3

Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Алехина, Ф. Н. Петрова. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1950. — 458 с.

4

Метод мышления, необходимый для познания неодушевленных объектов материального мира, воспринимаемого нашими органами чувств, называется диалектическим. Диалектический способ мышления рассматривает вечно изменяющиеся объекты неодушевленной материи. Например, физика (греч. physike < physis природа) — наука о наиболее общих свойствах и строении неживой материи (атомов, молекул, кристаллов, жидкостей, газов и т.д.) и основных формах ее движения (механических, тепловых, электромагнитных, гравитационных, атомных, ядерных и др. процессов). Причем в последнем столетии объектом научного познания диалектическим методом стала не только природа, но человеческое общество и мышление. Жизнь материи в движении, жизнь Духа в покое.

5

Бхагван Шри Раджниш Ма-цзы: пустое зеркало / Перев. с анг. под ред. И. Старых. — К.: София; М.: ИД «София», 2003. — 230 с.

6

Платон Государство. — СПб.: Наука, 2005. — 569 с.

7

Там же.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я