Русская музыка XX – первой четверти XXI века: наследие, инновации, перспективы. I том учебного курса «Отечественная музыкальная культура XX – первой четверти XXI века»

С. В. Венчакова

Целью создания цикла методических разработок по дисциплине «Отечественная музыкальная культура XX – XXI веков» для студентов IV курса музыкальных училищ, явилась, прежде всего, систематизация научно-исследовательской литературы, появившейся в последние годы, многоаспектно представляющей культурно-художественную ситуацию XX столетия, а также авторские комментарии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская музыка XX – первой четверти XXI века: наследие, инновации, перспективы. I том учебного курса «Отечественная музыкальная культура XX – первой четверти XXI века» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XX — ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА»

Главная цель художника — воссоздание в индивидуальной форме собственных впечатлений от окружающей действительности. Личность Творца, обладающая духовно-целостным внутренним миром, в процессе непрерывной эволюции постоянно показывает человечеству свои пути возможного сохранения духовности. Каждый автор ведет постоянный диалог с культурным наследием прошлого, избирает академические жанры, формы, структуры; являет слушателям «свои» жанровые модели.

Музыкальное искусство России XX века явилось современником многих значимых исторических событий. Как известно, в первой половине XX века остро стояла проблема взаимодействия культуры и идеологии, не менее остро были представлены вопросы традиций и новаторства. Творчество крупнейших композиторов этого периода времени (Н. Мясковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.) связано с эпохой сложной художественной ситуации советского периода — контрапункта «узаконенного» соцреализма и иных прогрессивных стилевых направлений, отстаивающих семантические связи с истинной традицией. Так, идея русского экзистенциализма получила многомерное музыкально-философское осмысление в симфонизме Н. Мясковского и других прогрессивных деятелей русской культуры.

Исследуя образные критерии творчества С. Прокофьева, следует отметить яркие новаторские аспекты, органично вошедшие в художественное пространство его творчества. Стилевой «диалог» композитор с классической традицией начался еще на раннем этапе творчества. Важность эпического принципа, связанного с историей России, особая лиричность и эстетизм свидетельствует о предпочтении обобщающего начала в творческом контексте своего времени. Шнитке замечал, что Прокофьев знал всю правду о своем веке, и намеренно отказывался от демонстрации повседневности ради идеального. Специфическое свойство прокофьевского гения — театральная природа мышления, обусловившая особую афористическую точность и пластику художественного выражения.

Духовный мир Д. Шостаковича сконцентрировал скорбно-напряженные медитативные размышления. Глубокое философское осмысление всех современных процессов в сочинениях-летописях композитора обусловили в ряде случаев прецедент намеренно двойственной демонстрации содержания. Многочисленные примеры обличительного гротеска были его «ответом» на идеологию советской действительности. Важно, что неоклассическая стилевая категория его музыки содержала этический смысл — обращение на новом историческом этапе к традиции явилось исторической заслугой Шостаковича в плане сохранения духовности.

Г. Свиридов многомерно воплотил в своем творчестве русскую национальную традицию. При всей оригинальности своего таланта он вошел в мировую историю музыки прежде всего как автор вокальных сочинений. Песенная природа творчества явила русской культуре продолжение традиций Глинки, Даргомыжского, Мусоргского. Свиридов воскресил огромный пласт народной культуры, выступив в качестве истинного новатора-художника

XX века. В поэтическом синтезе слова и музыки Свиридова — целая галерея имен русских и зарубежных поэтов.

В 1990 году композитор явился инициатором и организатором Фестиваля русской хоровой музыки. Этой огромной по значимости акцией он завершил свою деятельность в качестве секретаря Союза композиторов СССР. Закономерным итогом творческого пути музыкального гения стало обращение к духовной теме — создание «Песнопений и молитв».

Искусство современного русского классика Р. Щедрина уникально своим сочетанием новейших технических принципов, экспериментов, открытий возможностей звука и, одновременно, традиционных элементов русской культуры. Этот синтез «открыл» Щедрину мировое художественное пространство. Композитор-новатор находится в сфере интенсивного творческого процесса, является создателем огромного количества «именных» жанров, и, вместе с тем, остается истинно русским художником.

Творчество гениев русской музыки — Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, В. Гаврилина, Б. Чайковского, Э. Денисова, А. Шнитке, С. Слонимского, С. Губайдулиной, Р. Щедрина и др. различно не только в плане стилевых особенностей, но и по принципу осмысления бытия. Их, живших в разных пространствах и временных рамках, объединяет одно: философские размышления о Вечности, о миссии художника, о красоте мироздания, смысле творческого процесса. Именно эти факторы определяют духовное начало в их искусстве.

ОТ АВТОРА

Настоящее издание, включающее шесть томов, предназначено для студентов всех специальностей музыкальных училищ и колледжей, изучающих историю русской музыки XX — первой четверти XXI века.

Содержание курса:

I том — «Русская музыка XX — первой четверти XXI века: наследие, инновации, перспективы»;

II том — «Творчество Н. Я. Мясковского и русской музыкальной культуры первой половины XX века»;

III том — «Творчество С. С. Прокофьева: театр, специфика мышления, стилистика»;

IV том — «Творчество Д. Д. Шостаковича и русская музыкальная культура середины XX века»;

V том — «Творчество Г. В. Свиридова в контексте русской музыкальной культуры»;

VI том — «Творчество Р. К. Щедрина: эволюция, жанровые и звуковые эксперименты».

Каждый том включает цикл методических разработок по основным темам курса.

Историко-культурная ситуация конца XX — начала XXI века повлекла необходимость наиболее целостного анализа отдельных фактов и явлений, рассмотрении их в контексте основных музыкальных жанров и стилевых категорий. Кардинальная перестройка курса «Отечественная музыкальная литература» связана также с потребностью начальных аналитических обобщений культурных явлений рубежного периода XX — XXI веков и первой четверти XXI века. Как известно, ценные исследовательские и музыковедческие наблюдения содержатся в научных публикациях (ВАК, РИНЦ), диссертациях, а также в публикациях по материалам конференций различных уровней, посвященных анализу творчества отдельных авторов.

В их числе — юбилейные мероприятия, проходящие в различных регионах России. Важно, что в настоящее время стали доступны многие зарубежные исследования, посвященные данной проблематике — истории русской музыки XX — первой четверти XXI века.

Автор предлагает следующие принципы построения и содержания курса «Отечественная музыкальная литература XX — первой четверти XXI века»:

— Принцип системности, на основе которого формируются основные критерии аналитического подхода и объективные оценки музыкальных и стилевых явлений;

— Принцип интеграции различных дисциплин, изучаемых параллельно (музыкально-художественная культура, эстетика, история зарубежной музыки, история русской музыки и др.). Этот принцип направлен на обеспечение профессионального обобщенного знания;

— Принцип историзма, реализуемый в процессе изучения основных художественно-эстетических направлений и стилевых тенденций русской культуры XX — первой четверти XXI века. Важно целостное рассмотрение каждого временного этапа с позиции преемственности традиций и связи эпох;

— Принцип научной объективности: идеологическая позиция автора в этом вопросе ориентирована, прежде всего, на систематизацию большого количества музыковедческой и исследовательской литературы. Каждая методическая разработка включает анализ сочинений композиторов (следует отметить, что некоторые из них представлены в рамках курса впервые). Важно всестороннее рассмотрение культурных процессов, что, несомненно, послужит формированию самостоятельных творческих позиций студентов и будет способствовать углублению профессиональных навыков;

— В зависимости от профильной ориентации возможна вариантная компоновка методического материала.

Монографические издания посвящены творчеству отдельных композиторов и ориентированы на рассмотрение эстетических установок, наследия, анализ отдельных сочинений. Подобное комплексное представление направлено на изучение основных стилевых критериев выдающихся русских композиторов XX — первой половины XXI века.

В первой работе содержатся обзорные сведения и аналитические обобщения, касающиеся художественно-культурной ситуации XX века.

Автор выражает глубокую благодарность Радзецкой О. В., доктору искусствоведения, доценту, профессору кафедры симфонической и камерной музыки ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», члену Союза композиторов России, члену Правления Московского музыкального общества;

Рецензенту Молоствовой И. Е., кандидату педагогических наук, доценту кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева».

Целью создания цикла методических разработок по дисциплине «Отечественная музыкальная литература XX — XXI веков» для студентов IV курса музыкальных училищ (специальности: 53.02.04 «Вокальное искусство», 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02.03 «Инструментальное исполнительство», 53.02.07 «Теория музыки»), явилась, прежде всего, систематизация современной исследовательской, а также художественной литературы, многомерно представляющей культурно-художественную ситуацию XX — первой четверти XXI веков; также даны обширные авторские комментарии. Следует отметить, что учебники по указанному предмету в течение долгого периода времени не переиздавались. Учебная литература, появившаяся в последние годы, содержит необходимые базовые сведения по темам курса, но объём учебных изданий не способен отразить многие актуальные проблемы композиторского творчества, а также представить целостный анализ музыкальных произведений.

Цикл методических разработок явился результатом многолетнего преподавания вышеуказанного курса. Работы включают значительный по своему масштабу объём образовательного материала, в основе которого — подробный обзор важнейших аспектов творческой деятельности некоторых композиторов композиторов XX — первой четверти XXI века, а также анализ некоторых авторских сочинений. Строгая логическая последовательность каждой методической разработки наглядно демонстрирует план урока, ключевые тематические вопросы, итоговые требования к аттестации учащихся. К каждой работе прилагается обновлённый список научно-исследовательской литературы, которая может послужить добавочным учебно-методическим материалом для студентов-музыкантов в изучении произведений упомянутых авторов. Рекомендуемый материал также может быть использован в процессе написания рефератов, курсовых и других творческих работ. Каждая тема курса была продемонтстриована автором в виде открытых уроков.

Цикл методических разработок включает:

1. «Русская музыка XX века в культурно-историческом контексте» — работа демонстрирует целостный обзор основных культурно-исторических явлений XX века и рубежа веков. В этом контексте автор представляет основные черты творческого стиля и список основных сочинений нескольких крупных деятелей русской культуры XX века — (в их числе — И. Стравинский, А. Эшпай, Р. Леденев, Р. Слонимский). Целью работы является, прежде всего, формирование единого исследовательского и информационно-образовательного пространства, обеспечивающего возможность углубленного изучения курса «Отечественная музыкальная литература XX — XXI веков».

2. «В. А. Гаврилин. Некоторые черты творческого стиля» — работа связана с характеристикой основных стилистических черт русского композитора XX века В. А. Гаврилина. Рассмотрение основных этапов творческого пути осуществляется в целостном контексте его ведущих тенденций, а также в плане краткого анализа жанровых и стилевых приоритетов.

3. «В. А. Гаврилин. Вокальное творчество» — автор работы указывает, что данный вид композиторской деятельности является одним из векторных направлений русского музыкального искусства второй половины XX века, и, одновременно, актуальным применительно к процессу создания вокальных произведений, часто составляющих цикл. В работе обозначены также основные образно-тематические интересы композитора, специфика взаимодействия традиций и инноваций, связи с русской литературой. Подобный спектр предоставляет возможность осуществления полноценного анализа вокального творчества Валерия Гаврилина.

4. «А. Г. Шнитке. Некоторые черты творческого стиля» — целью работы является анализ эволюционных процессов творческого стиля и отдельных сочинений одного из крупнейших композиторов второй половины XX века — педагога, теоретика, исследователя, музыкально-общественного деятеля — А. Г. Шнитке. Многомерность творческого стиля композитора включает важнейшие аспекты, в числе которых — инновации в сфере тембровой драматургии, использование сложной системы цитат, обращение к «вечным» темам и др. Эти факторы находятся в сфере поиска новых выразительных сфер и способствуют расширению границ музыкального пространства.

5. «Творчество С. А. Губайдулиной. Творчество Э. В. Денисова» — в работе представлен обзор творчества виднейших представителей русской и мировой культуры второй половины XX — первой четверти XXI веков. Личность композитора С. Губайдулиной представлена в контексте стилевого универсализма, индивидуальных семантических «знаков» и философско-религиозных позиций. Работа также включает список основных произведений композитора. Основные стилевые аспекты творчества — Э. Денисова рассмотрены с точки зрения смысловой поэтики второй половины XX века. Яркий новатор в области музыкального языка, драматургии, композитор плодотворно работал в сфере новейших техник композиторского мышления. Духовный аспект мышления Э. Денисова дает возможность проникновения через психологический микрокосм с целью поисков методов разрешения противоречий между реальным и идеальным миром.

Светлана Вячеславовна Венчакова, музыковед, преподаватель теоретических дисциплин ГБПОУ Республики Мордовия «Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова», член Союза композиторов России.

Автор выражает благодарность Венчакову П. В. за помощь в подготовке материала рукописи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская музыка XX – первой четверти XXI века: наследие, инновации, перспективы. I том учебного курса «Отечественная музыкальная культура XX – первой четверти XXI века» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я