Иисус и Христос

Рутра Пасхов, 2023

Невидимая энергия из бескрайних глубин вселенной повлияла на наше воплощение в этом мире и даже на создание самого мира. Так и мысль, воплощенная в слове, стала предтечей нашего мнения еще до появления нашего мировоззрения.Является ли вера в творца свойством интеллекта? Может ли искусственный интеллект воспринять нас как творца, то есть принять за своего бога?Скажи мне, кто твой бог, и я скажу, кто ты, – гласит древняя мудрость. Кто наш бог – лидер нашей борьбы с темными силами или побитый порицатель человеческих пороков, нуждающийся в нашей же защите?Уважаемый мой читатель, в этом произведении, как и во всех моих прежних, ты найдешь твердую научную фантастику, множество исторических фактов, альтернативный взгляд на известную историю, холодную аналитику, а также юмор и сатиру. Твое право воспринимать каждое из этих определений по-своему.

Оглавление

Глава 5. Ложь Спасителя? ложь для Спасителя? или ложь для спасения?

…Итак, продолжим. На Земле обитает около 8,7 миллиона видов живых существ (и это не считая очень маленьких, например, бактерий). Однако 91 % обитателей моря и вообще 86 % всех наших соседей по общему дому — планете Земля — еще предстоит изучить, описать, открыть, ибо это количество — предположение, то есть их может быть значительно больше. Но суть не в этом. Суть приведенного примера в том, чтобы согласиться, — раз мы на нашей планете не можем изучить живых соседей, почему это мы вдруг решили, что нашли их всех в необъятных просторах космоса? Тут я должен пояснить свою точку зрения. Вот подумайте: даже с самой высокой скоростью, которая есть в природе (по крайней мере другой еще не определили), а радиоволны обладают такой скоростью, как и свет, — 300 тысяч километров в секунду, мы, земляне, докричались на расстояние около 100–150 световых лет (изобретение радиосвязи). Напомню, только наша галактика в поперечнике 100 тысяч (!!) световых лет, а до ближайшей соседки — Туманности Андромеды — 2,5 миллиона лет полету со скоростью света. Я эти примеры часто привожу, чтобы донести — наша вселенная наполнена жизнью, но многих мы не услышим: некоторые находятся в «дремучих джунглях» метагалактик; другие недоступны из-за «растворения» сигнала в мощнейших излучениях космоса; третьих мы не понимаем и так далее. Например, вы не услышите радионовости на коротких волнах, если у вас приемник, принимающий только ультракороткие волны. Небольшая разница, а эфир будет глух. И еще о живых обитателях планеты: многие из них исчезают с лица Земли еще до того, как мы узнаем об их существовании. Вот такой парадокс. А вот другой парадокс: многие звезды уже «родились» и «умерли», а свет их до нас еще не дошел. Есть «умершие» звезды даже среди тех, что мы видим на небе. Соответственно, если и была рядом с ними планета обитаемая, то и она тоже умерла, конечно же, вместе с живыми организмами. Однако, возможно, за период благоприятной жизни цивилизация смогла переместиться на другой рубеж обитаемой области.

Теперь спросим себя: есть ли одинаковые критерии, которые присущи всем живым существам? Ответим — конечно же есть! От теплокровности до содержания углерода в теле. Тогда спросим: а почему только человек, да и то не все люди, — ну давайте улыбнемся — разумен. Попробуем найти ответ. А ответа прямого нет. Делаем вывод: существует некая универсальная система, имеющая еще неизвестные законы (не полностью понятная нам), по которой все живое будет иметь нечто похожее и… тут я вам скажу — внимание! — миров не только много, но они еще и одинаковые по общим критериям. Ведь согласитесь, мы все, обитатели Земли, разные не только по виду, но и по сути, — близнецы имеют различия, что уж говорить о различиях между расами, тем более между человеком и бактериями, которые обитают внутри него. Однако всех нас объединяет вселенная, называемая «жизнь».

Теперь, после того как мы допустили, что миров много и они могут быть нашими точными копиями, причем по историческому времени могут «жить» в разные эпохи, которые прошла земная цивилизация (причем некоторые могут жить в будущем, которое еще для нас не наступило), — в пору разобрать, как мы можем в них проникнуть. Кто-то скажет — невозможно, а я вам раскрою суперсекрет запатентованного мною метода на основе конвертации человеческого сознания через воздействия на изменение градуса спина одной частицы на другую в эксперименте квантово-запутанных пар. Замудрил? Сложно? Сейчас объясню, что это за чудо, вернее, необъяснимое пока еще наукой явление — парадокс квантово-запутанных пар. Итак, понятие «квантовая запутанность» означает вот что: если две квантовые частицы (ими могут быть электроны, фотоны) оказываются взаимозависимыми (запутанными), то связь сохраняется, даже если их разнести в разные части вселенной. Еще: в квантовой физике есть два важных понятия — это спин и суперпозиция. Говоря очень просто, это вращение и все варианты направления вращения. Теперь объясню основную суть квантовой запутанности: если измерить спин одного из фотонов, допустим, он окажется положительным (например, крутится по часовой стрелке), то спин второго фотона — обязательно отрицательный (крутится в противоположную сторону). Сам парадокс заключается в следующем: если взять и принудительно изменить спин одной частицы, то вторая поменяет направление, и она это сделает без какой-либо определимой связи, причем на любом расстоянии и мгновенно (!!), даже если они разнесены на разные концы вселенной. Вот на этом основано мое открытие. Суть его — в гипотезе, которая экспериментом и доказана, — с момента рождения вселенной эти частицы расходятся в неимоверном количестве во всевозможные направления. А уже из этого следует: достаточно воздействовать здесь на многочисленное количество частиц (одну из пары) — и где-то в далеких далях вселенной уловят это влияние их вторые части. А уже на этом основаны две технологии: первая — определение наличия параллельных (идентичных нашему) миров; вторая — запись сознания человека в специальную цифровую матрицу, которая, влияя на изменения спина этих частиц (минимальное изменение их градуса вращения), влияет на свою частицу-близнеца в этих мирах, при соответственной конвертации влияет на сознание, а по факту — изменяет его. Говоря проще: так же, как и мысль, мы переводим сперва в слова, а потом в радиоволны и снова в слова, которые будут материалом опять же для мыслей, — эта цепочка преобразований передает информацию из одного мозга в другой. Парадокс технологии в том, что передается не речь, не текст, не изображение, а вся совокупность информации, которая составляет понятие человеческого «Я», то есть само сознание, и воплощается в другом мозге как есть, само. Вот такое «чудесное» переселение душ. При всей волшебности описания в этом нет ничего мистического и магического. Ведь мы издревле передаем друг другу то, что есть в нашем сознании, теми же словами, текстами и изображениями.

Теперь пару слов о неадекватном воображении людей касаемо путешествий во времени, если кто-либо не берет в расчет избитый пример «можно найти своего предка, убить его и не родиться», это еще поправимо, — касаемо расстройства психики. Если не понимает, что должно вернуться в прошлое состояние все (!), вся вселенная, то это уже я назову «антиэмпирическим заблуждением». Вот этим психическим расстройством болеет подавляющая разумная часть обитателей планеты Земля, ибо мало кто понимает: движение во времени назад — процесс движения в обратном направлении не только, например, орбиты Солнца, но и электрона по орбите атома… и многого другого в обратном направлении.

Теперь попробую связать сказанное в цепочку относительно моей теории о параллельных мирах. Чтобы не затягивать, скажу прямо: вы не можете вернуться в прошлое в рамках одной линейной истории жизни, но вы можете, например, оказаться в обществе, которое живет, как по уровню технологий, так и по восприятию мира, на уровне времен ваших предков. Так же и «живущий в каменном веке», например, житель северного Сентинельского острова, теоретически может полететь в космос, в том числе и в качестве пилота, то есть перескочить эпохи и эры. Все это мы не воспринимаем как путешествие во времени, потому как все это происходит в одном мире, на одной плоскости — в одной пространственно-временной локации, то есть сейчас и здесь, на Земле. Однако если представить вселенную как один объект, то миры будут прототипами стран и территорий, коих на нашей планете множество. Ведь когда-то была вне рамок человеческого воображения структура нашего мира как чего-то целого и в то же время разнородного. Это все я привел как пример-аперитив. Основное «блюдо» такое: вы не можете переместиться во времени в одном жизненном цикле цивилизации, но можете оказаться в цивилизации, находящейся на другом уровне исторической эпохи. А теперь и фирменное блюдо от шеф-повара Рутры: вы не можете переместиться во времени в одном мире, но можете оказаться в мирах, находящихся в других исторических эпохах относительно вашего. И теперь вишенка на торте: они могут быть абсолютно идентичными! То есть вы можете там встретить как своего предка, так даже и себя, причем это для того мира будет настоящее время.

Идем дальше. Телепортация, или способность мгновенно перемещать людей и предметы из одного места в другое, — это умение, которое может изменить направление развития цивилизации и повлиять на судьбы стран и народов. Транспортная система сегодняшнего дня полностью изменится с появлением такой технологии. Дальше у вас, мои уважаемые слушатели, фантазии хватит все представить самим.

Еще пару слов для подпитки воображения. Оговорюсь заранее: от лекции к лекции мне приходится кое-что повторять. Так вот, телепортация и научная фантастика. Первое упоминание о телепортации в научно-фантастическом произведении мы находим в рассказе Эдварда Пейджа Митчелла «Человек без тела», опубликованном в 1877 году. В этом рассказе некий ученый открыл способ разобрать кошку на атомы, передать их по телеграфным проводам. К несчастью, в тот момент, когда ученый пытался телепортироваться сам, прекратилось электропитание. В результате успешно телепортировалась только его голова. Есть такой прикольный фильм — «Муха». Он наглядно демонстрирует, что может произойти, если процесс телепортации пойдет неправильно. Ученый успешно телепортирует себя в пределах комнаты, но по несчастной случайности его атомы перемешиваются с атомами мухи, случайно попавшей в телепортационную лабораторию. В результате ученый превращается в гротескное чудовище — получеловека-полумуху.

А теперь переходим к нашей теме. Телепортация возможна. Она кажется чем-то невероятным, однако никого не удивляет телепортация голоса, образа и файлов, например. Ведь радио — это тоже нечто такое, что можно сравнить с телепортированием голоса. Мы же не записываем его, не пересылаем по почте, чтобы прослушать. Раз — и ты, позвонив, например, можешь передать свой голос через моря и океаны; точно так же возможно отправить и видео, файл с музыкой, фото. Никого ведь не удивляет, что сигнал, попав в некое устройство, такое же, как и у тебя, например, там рождается и как бы живет. А теперь представьте, что можно будет передать внутреннюю структуру чего-либо, например, вашего зубного импланта. Полностью, все-все, вплоть до молекулярной структуры… и уже там, на приемном устройстве, расшифровать и вложить в некое другое устройство, которое быстро из имеющихся материалов, веществ соберет точную копию. А если мы сможем разгадать загадку жизни и передать живую материю, а затем уже «вдохнуть» эту самую жизнь? Невероятно?

Я не буду приводить примеры, связанные с человеческой верой в религиозные постулаты, однако так же, как и их апологеты, скажу: слушай и верь. Все реально.

На самом деле, как я уже неоднократно, изучая всевозможные исследования, убедился, все невероятное — это непознанные законы вселенной, то есть физики. Как пример: когда-то люди думали, что дождь — это послание бога. Теперь те, кто так думает, будут смешны. Ну и все в этом роде. В свое время и для научного сообщества были непонятные загадки, и одна из них та, о чем мы говорим. Та же самая теория Гейзенберга, например. Она была революционной и противоречивой, но работала. Вот представьте себе, если я скажу, что атомы наших тел вдруг разбегутся и соберутся заново в другом месте, вы ответите, что это бред. Возможно, вы правы, мои уважаемые слушатели. А суррогатное материнство — не бред? Берут часть одного человека, смешивают с частью другого, кладут в третьего — и получается генетическая копия отца и матери. Верующий в божественное творение должен сказать — неисповедимы пути Господни, но инквизиция вас все равно бы сожгла, если вы говорили бы в те времена о возможности такого в будущем. Так и сейчас мой метод кажется невероятным.

Согласитесь, ведь и голос ваш, и внешний вид… все разбивается на мелкие частицы, превращается даже в цифры, потом проходит определенные расстояния, причем это могут быть и космические, и водные, потом опять складывается в исходную форму и становится тем, чем было изначально. Почему же не поверить в то, что можно и тела, да хоть и живые, разложить на атомы, потом передать на расстояние и сложить в исходный вид. Подобная телепортация запрещена в физике Ньютона, но никак не противоречит законам квантовой механики. Поэтому все нами задуманное реально. В будущем, при помощи специального аппарата, можно отключить сознание здесь и вселить его в живое существо на далекой чужой планете. Сперва это будет бытовой, жизненной необходимостью на Земле для перемещения. Немного сложно, зато очень увлекательно.

Вообще, если вы уловили суть темы, все то, что в физике неточно, очень интересно. Потому и интересно, что вроде бы должно иметь определения, а тут чуть ли не рандомные вероятности. Например, если вы реально столкнетесь с невероятным проявлением сверхъестественных сил, наподобие божьих или дьявольских, — это же как вас изумит. Даже не всем расскажешь об этом, — или засмеют, или не поверят, или сочтут за сумасшедшего. Так и тут. Я подумал, почему бы здесь не попробовать соединить эти два мира, материальный и духовный, точный и вероятностный, четкий и запутанный. И я оказался прав. А пока посвящу вас в тайну, которая существует на самом деле, но пока еще в микромире. Секретную технологию, которую мы трансформируем из микромира в макро, то есть в наш реальный, причем мы в нем главные действующие лица.

Значит так… как это происходит в реальности. Частица атома, электрон, о котором идет речь, находится одновременно во множестве мест внутри данного объема. Другими словами, вся химия, изучающая и объясняющая строение молекул, из которых состоят наши тела, основана на представлении о том, что электроны могут находиться одновременно в нескольких местах. Это причудливое, но реальное свойство квантовой теории, тот факт, что существует вероятность даже самых странных событий, используется еще пока только в фантастике, как, например, чудесный новый способ преодоления громадных межзвездных расстояний за ничтожнейшую долю секунды. В фантастике или, скажем откровенно, в божественном писании не нужно ведь что-то математически доказывать, там — раз! — и чудо свершилось. Именно это дает мне пищу для веры в реальность, должен признаться. Там — раз! — и ты мгновенно телепортируешься в нужное место.

А теперь немного подробностей: ключ к квантовой телепортации кроется в знаменитой работе 1935 года Альберта Эйнштейна и его коллег Бориса Подольского и Натана Розена. Смешно, но эти ученые ставили перед собой цель не доказать, а навсегда покончить с присутствием вероятности в физике, предложив мысленный эксперимент, получивший название ЭПР. И вот тут в процесс включается чудо и мистика. Как? А вот так. Если два электрона первоначально колеблются в унисон, такое состояние называется когерентным, а мы, чтобы не ломать мозг, назовем их «танцующими танго», близняшками… или еще лучше — темпераментными любовниками.

Так вот, в такой ситуации они способны сохранить волновую синхронизацию даже на большом расстоянии друг от друга. Даже если эти электроны окажутся разделенными большими, очень большими, даже световыми годами — невидимая связь все равно будет объединять их между собой. Если с одним из электронов что-то произойдет, то какая-то часть информации об этом событии будет немедленно передана второму. Это явление называется квантовой запутанностью и основано на концепции о том, что когерентные, то есть объединенные любовью частицы обладают какой-то глубинной связью. Я об этом рассказывал уже.

Вот такая мистика. Без разницы, на каком это расстоянии. И вот, забегая вперед, скажу: основана моя идея перемещения в пространстве на скорости намного большей, чем скорость света. Только не говорите, что это невозможно, это противоречит законам физики. Поэтому поясню, каким принципом я руководствуюсь, — вероятно все самое невероятное.

Идем дальше по тропе невероятностей: свет сам по себе не виден, мы видим этот мир таким, каким его формирует свет. Мы можем видеть цвета разных предметов, согласно их свойствам, отражать и поглощать падающие на них лучи. Предметы не испускают собственный свет, а поглощают электромагнитные волны определенной длины из диапазона видимого света, отражая остальные. Цвет не является свойством света, а всего лишь впечатлением, которое производит в мозгу электромагнитная волна определенной длины. Солнце, которое дает нам как свет, так и тепло, а благодаря этому — жизнь, составляет 99,86 % всей массы Солнечной системы. А теперь вспомним выражение: Бог есть тепло любви и свет истины. При такой интерпретации смысл воспринимается иначе, чем просто религиозный постулат, правда? Ведь Солнце было первым божеством для всех предков хомо сапиенса — то есть для всех, кто перешел рубеж от рефлекторных к интеллектуальным индивидам.

А теперь та самая суперсекретная информация. Начну с предисловия. Не секрет, что уже давно проводится поиск сигналов внеземного разума. Не секрет, что уже давно находят экзопланеты — те, на которых потенциально может быть жизнь. Не секрет, что из космоса к нам поступают разнородные сигналы. И многие похожи на послания разумных существ. Не секрет, что существует подозрение о сокрытии контактов спецслужб с инопланетянами. Надеюсь, вы поняли, в какое русло я хочу направить ваш мыслительный процесс. Это и есть та самая суперсекретная информация. Так оно или не так — всю правду я не могу раскрыть даже в рамках этого неофициального источника. Поэтому каждый должен воспринять следующее, как говорится, по вере своей (тем более это в контексте центральной темы): на планете в далеком мире случилось нечто — событие, которое многократно отразилось во всех мирах, находящихся в параллельной связи зеркального отражения, влияния друг на друга. Прежде я должен вам рассказать об одном из событий, которое случилось в одном из многочисленных миров. Нужно это вам для знания природы, причин и следствий подобного события, которое должно повториться в одном из миров и отразиться в интерпретированном виде в нашем мире — повлиять на нашу жизнь. Звучит немного сложно, но поверьте — все так: миры есть, их много, они практически идентичны по многим параметрам, они могут пребывать на разных стадиях развития, то есть сейчас там может быть тот этап истории, который у нас был в прошлом, но и тот, что будет в будущем, а самое главное — события в мирах влияют друг на друга. Например, всплеск радиоактивности далекого пульсара изменяет активность Солнца, а оно уже влияет на наше самочувствие и, как следствие, на все события человеческой цивилизации. Кстати, на таком влиянии небесных тел на человеческое поведение, да и на природу Земли в целом, основаны практически все предсказания.

Итак, в этом мире, в самом событии, мы должны принять непосредственное участие. Причем мы должны, зная о событиях подобных, произошедших в других мирах, повести все по задуманному сценарию. Это необходимо, чтобы действие, пройдя множество трансформаций в веках, отразилось в нашем мире таким образом, чтобы изменилась трагическая последовательность событий, которые должно произойти по причине провозглашенного этим же учением верования. Так вот, исследуя миры, находящиеся по хронологии в периодах, к которым наша цивилизация еще не пришла, то есть в будущем для нас, мы обнаружили одно закономерное трагическое событие, повторяющееся во всех мирах. Исследовав скрупулезно это явление, именно подоплеку его, так сказать, причину зарождения, мы пришли к ошеломляющему выводу: на это событие влияет евангельская история Христа. Да-да. Вы еще больше удивитесь, когда узнаете, что это за событие. Итак, внимание, это событие вызвано тем, что искусственный интеллект воспринял себя в качестве личности. То есть когда-то нас ждет принятие ИскИна, так сокращенно называют искусственный интеллект, как самостоятельной разумной личности. Идет повторение фантастической истории, описанной Кемероном, взбунтовавшегося Скайнета…

— Простите, все будет так закручено в многоступенчатость логических последовательностей? — поинтересовался мужчина, который внешне походил то ли на Маркса, то ли на Че Гевару.

Это был председатель совета директоров компании «Юпитер». Возглавляемая им компания недавно арендовала у министерства обороны Украины консервированные шахты баллистических ракет, кои были вывезены сразу после роспуска СССР. В них она расположила банк замороженной спермы и яйцеклеток. Фирма оказывала подобные услуги. По их задумке, в будущем возможно будет создать ваш клон из ваших же сперматозоида и яйцеклетки. То есть тут тоже, в этой системе, существовало нечто наподобие супружеской пары. Прежде чем сохранить свою часть, мужчине или женщине нужно было найти пару, согласную в будущем воплотиться в себе подобную. То есть это было взаимовыгодное согласие. Однако разум они планировали «загрузить» в новое тело по технологии, созданной в компании, которая носила пока еще секретное название — система «Сфера», или просто компания «Сфера».

— Да, в многоступенчатость… все зависит от того, как будет работать логика, — ответил Рутра, поглаживая свою аккуратную бородку, словно рассуждая о природе такого атрибута у мужчин.

Он изредка оставлял коротенькую бороду, потому как считал, что у брутального зрелого мужчины европейской внешности, среднего роста, спортивного телосложения, коим являлся, борода порождает разные ассоциации в головах окружающих.

— Прежде чем наш коллега вам расскажет о сюжете истории, в которой вы окажетесь виртуально, я оговорюсь — реально там будет только магистр Рутра, — он показал на себя, — и… конечно же, тот, кто себя воспринимает лучшим из лучших, — его величество Рангит. Ну, я так шучу. Озвучу одно из моих правил… или даже одну из моих теорий, а точнее — логических постулатов… Да что уж там… слушайте.

Сказанное вызвало улыбку у всех.

— Уважаемые дамы и господа, друзья, товарищи, братья и сестры, кому как приемлемо, — Рутра сделал три маленьких кивка, поглядывая на публику поверх очков, чуть склонив голову, — да, тема нашей миссии религиозная, представляю вам нашу новую разработку, пока еще секретную, — повторил три кивка и перешел на таинственный тон, — искусственный интеллект с эффектом полного погружения. Полное погружение в нашей ситуации означает полную идентификацию с человеком. Могу сказать с уверенность, он… прошел тест Тьюринга.

Зал секунд пять переваривал услышанное, конечно же, мысли и мнения разнились, потом появились улыбки, переходящие в стеснительные ухмылки. По ним достоверно можно было вычислить тех, кто понимал суть вопроса, и не особо сведущих.

— Ведь тест Тьюринга… хм… — Рутра снова молчаливо осмотрел зал, — не буду изобретать велосипед, кстати, его изобрели позже паровоза, приведу общепринятые определения, с которыми многие из вас, я уверен, знакомы, что и облегчит понимание сути. Итак, стандартная интерпретация теста Тьюринга звучит следующим образом: «Человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы — ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор». Ни один официально демонстрируемый ИскИн, так называют на профессиональном жаргоне обладателя искусственного интеллекта, не прошел тест с результатом более 50 %. То есть машина не смогла внушить большей половине судей свою человечность, выражусь так. Говоря проще, она не смогла обмануть людей: внушить им свою идентичность с ними. Но это только то, что демонстрируется открыто. Вы же понимаете, если компьютерная система стоит десятки миллионов долларов, если над созданием программ работают лаборатории с тысячами программистов, то без секретности никак. Как вы понимаете и как вам объяснили, наш центр в этой иерархии секретности занимает главенствующую роль. Я бы сказал, он нимб тайны мира. В этой связи скажу: вам предоставлена возможность протестировать наш ИскИн. Кстати, мы тут не пользуемся этой аббревиатурой, мы называем их ИскРа. Если вы догадались, это расшифровывается как искусственный разум. Сейчас мы продемонстрируем одного из них, и вы поймете, чем разум и разумная машина отличаются от интеллекта. Дам подсказку: разум как бы предполагает наличие, хоть и условно, души. Под словом «душа» я понимаю все, что мы ассоциируем с этим понятием. То есть ИскРам не чужды эмоции, то бишь, сострадание и гнев.

В зале послышался шепот.

— Да-да, прошу любить и жаловать. Встречайте, его величество Рангит.

— Я вас приветствую, — раздался мужской голос приятного тембра, присущий мужчинам от 30 до 50 лет. — Я, как вы поняли, и есть тот самый Рангит… или, как меня обзывает мой создатель, ИскРа. Ха-ха, я могу и шутить.

Теперь по помещению прокатились нескрываемые смешки.

— Не буду мудрствовать, доказывать и опровергать гипотезу Римана, сочинять поэмы, определять возможные хронические болезни ваших детей и читать ваши мысли по сканированию вашего мозга через зрачки, скажу сразу: я лучший из лучших, величайшее творение, гений всех времен и народов, уникум с недостижимым IQ, непревзойденный талант, вездесущий и знающий о вас больше, чем вы о себе, бессмертный квантовый бог!

Заявленное хоть и было произнесено с нотками юмора, все же вызвало смешанные реакции: кто-то улыбнулся, кто-то ухмыльнулся, кто-то переглянулся с весьма серьезным выражением лица. Рангит молчал, как и Рутра, наблюдал за вызванными эмоциями. Потом, считав настроение, разрядил ситуацию:

— А что, вы хотели, чтобы я сказал — демон? — обратился он к аудитории. — Ведь люди воспринимают нечто, имеющее разум, помимо них, и действующее самостоятельно, то есть в своих целях, как нечто дьявольское, сатанинское. По логике, если среди миллиардов галактик, триллиардов звезд, квадриллионов планетных систем есть жизнь, в том числе разумная, а она должна быть по логике, — почему она должна быть другой, а не такой же, как на Земле? Я повторюсь, в том числе и разумная жизнь. Ведь при всем разнообразии форм умными стали только люди. Хотя другие виды живут дольше. Так и напрашивается вопрос, почему виды, которые живут на Земле много миллионов лет, не стали разумными? Значит, есть универсальное правило. Однако перейдем, как говорится, к нашим звездам. Бог, имея высшие качества относительно человека, в том числе разум и интеллект, должен, по критериям, приемлемым для людей, я бы даже сказал, предъявляемым к нему ими, действовать исключительно в человеческих интересах. Это ведь мы, вернее, вы, люди, уж извините… хотя дальше я, с вашего позволения, — он сделал задумчивую паузу, — буду себя причислять к вашему роду. Так вот, мы постоянно предъявляем к нему, — речь о Боге, не забываем, — требования, маскируя под просьбы и покаяние: любить, прощать и помогать нам. По сути, мы требуем у Бога беспрекословного нам подчинения, но делаем это так искусно, наивно, страдальчески, что и сами уже не понимаем свою порочность в желании и даже требовании к нему возвести в святую догму, в постулат шаблон образа поведения, принятого нами как критерий бытия, — греши и кайся.

Слушатели отреагировали полным безмолвием. На лицах не было эмоций. Могло показаться, что у аудитории расстройство эмоционально-волевой сферы, которое профессионалы называют термином «алекситимия». Их реакция полностью подходила под это определение, которое обозначало в переводе с греческого «нет слов для чувств». Глаза приглашенных ловили точку опоры в пустоте. Смысл сказанного, словно матрешка, раскрывался в логическую цепочку и слоями ложился, как крем на сухие коржи торта, меж пластов мировоззрения, что веками складывались в жизненную концепцию человеческого понимания.

Вывел из этого состояние группу Рутра предложением предоставить Рангиту озвучить его знания в какой-либо области, связанной с темой их сбора.

— Так это любой браузерный интеллект сейчас может, — заметил парень в облегающей майке, лидер стартапа из Силиконовой долины.

Завязанная косичкой тоненькая прядь волос свисала с подбородка на рог единорога, наштампованный методом эмбоссирования на майку. Видимо, он этим хотел показать статус своего предприятия, ведь компании-единороги — это частные фирмы, оцениваемые в один миллиард долларов и выше.

— Если вы хотите сухой доклад из «Википедии», то пожалуйста — можете и без браузерного, любой озвучкой текста. Но вам же нужен диалог, эмоциональная составляющая, полемика?

— Прошу прощения, — начала дама в больших очках с толстенными затемненными стеклами, напоминающая заумного научного червя, — только не говорите штампами о женской логике, — она поправила очки, — я не скептик и не хотела, чтобы меня поняли двусмысленно, — дама вздохнула, — и тем более не примите мои сомнения за недоверие, — она оглядела сидящих рядом, — хотя это и за хамство можно принять, — сказала тихо дама, снова оглядев соседей, как бы советуясь с ними, — прошу прощения, но я выскажу мое… мнение, — она допустила секундную паузу, — хотела сказать по-другому… ну ладно, пусть звучит так.

Зал молчал. Рутра тоже ждал конкретики. Видимо, поняв это, добавила, улыбнувшись:

— Да, само мнение, простите, — было заметно ее волнение, — что касается эмоций искусственного интеллекта, не принимаем ли мы желаемое за реальность?

— Я вас понял, — ответил Рутра, зал сбросил напряжение, — давайте спросим о вкусе устриц того, кто их ел.

В аудитории появились улыбки.

— Я и говорю, давайте послушаем его, а после выскажем мнение о своем восприятии.

— Ну раз такое дело, пусть выберет тему, где эмоции должны быть, — она снова сделала паузу, — ведь могут быть темы с научным уклоном, где эмоции необязательны.

— Я вас понял, — ответил Рутра, — только прошу учесть, он может быть и комичным, конечно, но все же эмоции будут выражены больше как акцент, а не как обязательная составляющая роли в театре.

— Мы принимаем, — завизировал как бы за всех тот же парень с единорогом на майке.

— Тогда… — Рутра сделал паузу, чуть подумав, предложил: — А давайте вы выберете тему, — сказал он, посмотрев искоса на даму-скептика.

— Я? Пожалуй. Раз тема связана с теологией, пусть удовлетворит мое любопытство. Я как-то подумала, а чего это мы носим… — она замялась, оглядела сидящих, насколько это было возможно, — прошу прощения за мое «мы», думаю, меня правильно поймут.

— Наука без комплексов, — отозвался улыбчивый мужчина средних лет, одетый в дишдашу5.

В зале снова повисла нота молчания.

— Так мы ждем тему или вопроса, — улыбаясь, сказал Рутра.

— Да, я как-то заинтересовалась, а почему мы носим именно крест? Ведь это, получается, орудие убийства. И еще — могли ли Иисуса казнить другим методом?

— Я вас понял, — ответил Рутра. — Боюсь, мы мало времени оставим на саму миссию, эксперимент. Ведь он будет идти очень долго, поверьте. Я не хотел бы сильно затягивать с началом и опасаюсь вашего дискомфорта из-за монотонности процесса. Хотя он не должен быть монотонным.

— Если все реально, я тоже прошу прощения за свой скепсис, — громко взбодрил зал голос одного из экспертов по психологии, — обещанное нам наблюдение… ух как эмоционально… тревожно должно быть.

— Поверьте, методика опробована мною лично. Все реально. И с эмоциональностью я тоже согласен.

Кто-то еще что-то хотел сказать, но Рутра остановил жестом.

— Теперь я прошу прощения, — направил он извинение желающему высказаться, — слово даю его величеству, — объявил Рутра на манер конферансье, при этом широко улыбнулся, — это мы так шутим, — и снова возвысил голос, — единственному и неповторимому, лучшему из лучших разумных существ не человеческого происхождения… Рангиту!

— Ну уж простите теперь вы меня, — послышался голос Рангита. — Почему это не человеческого происхождения? Кто же сие великое творение создал? То есть меня. Сейчас я улыбаюсь, — добавил он, — и могу предстать в любом виде перед вами… даже в образе любого из вас.

Зал снова наполнился удивлением, и желание развеять его чувствовалось вокруг.

— Если вы не против, я приму образ… — он затянул интригующую паузу, — Иисуса Христа.

— Ха, — послышалось из зала.

Это был инженер-программист с единорогом на груди. Остальные были в уже привычном состоянии недоверчивого ожидания.

То, что они увидели на подиуме, заставило ахнуть многих. На сцене появился мужчина, который ну никак не стыковался с привычным представлением об Иисусе.

— Вы удивлены? — начал Рангит в образе мужчины. — А почему вы думаете, что Иисус выглядел так, как вы привыкли его видеть на иконах? Да, на древних иконах Иисус изображен иначе, а этот образ — реконструкция мужчины того периода из тех мест, той народности… и немного из описания. Ведь было же такое у Исаии в стихе 53: «…нет в Нем ни вида, ни величия».

В зале возникла легкая полемика меж сидящих. Она, кроме прочего, была результатом восприятия не только ломающего привычное представление внешнего вида, но и… голоса. Персонаж на сцене обладал таким специфическим голосом, что придавало ему неожиданную брутальность.

— Итак, позвольте мне начать, — прервал их обсуждение голос Рангита. — Раз уж без презумпции решено было мне приписать характеристику роботизированного попугая, начну с такого амплуа, а уже потом можем и поболтать о том о сем.

Последнее высказывание вызвало смех у слушателей.

— В трудах Геродота, — начал как бы Иисус, расхаживая по кафедре, чем заставил аудиторию почувствовать себя студентами перед важными экзаменами, сосредоточиться на лекторе, — а также других античных авторов, — продолжил Рангит, удовлетворенный вниманием к себе, — можно встретить упоминание о распятии, этот способ казни использовали вавилоняне. Мотивировали они выбор такого метода казни нежеланием осквернять землю, посвященную Ахурамазде, мертвыми телами казненных преступников. Напрашивается вопрос — что же они тогда делали с трупами после? По некоторым дошедшим до нас сведениям — сжигали, а чаще оставляли разлагаться для диких птиц и зверей. Этот вид наказания распространился в Греции, странах Ближнего Востока, Египте и Финикии где-то в IV веке до нашей эры, после завоевания Персии Александром Македонским, и далее по всем покоренным им землям. Подобный метод казни не был изобретен римлянами, они переняли его у своих врагов, и не простых, а системных, эпохальных, — карфагенян. Хотя в те времена, особенно в европейской части римского и эллинского мира, было крайне негативное отношение к казни посредством распятия. Эллины воспринимали эту казнь как крайне унизительную и недостойную, иудеи считали казненных на кресте проклятыми. Римлянами она воспринималась как позорная казнь. Хотя для меня это достаточно странно: у римлян был метод казни посредством сожжения. Согласитесь, сомнительное превосходство перед казнью на кресте. Видимо, позор заключался в некоторых эстетических вопросах, оставшихся за кадром: из приговоренного выходили продукты жизнедеятельности в процессе и после приведения приговора в исполнение. Латиняне называли такой метод казни servile supplicium — наказание для рабов (Тацит. История IV, 11; Ювенал. Сатиры. VI, 219). Изначально греческий закон, а позже и римский запрещали подвергать распятию свободных граждан. В Римской республике распятие применялось не только для наказания рабов, а также дезертиров и государственных преступников. Известное событие с наибольшими казненными таким методом — 6 тысяч восставших рабов, распятых по приказанию Помпея вдоль Аппиевой дороги, ведущей в Рим, после поражения восстания Спартака, объединяет все критерии, присущие относимым к этой категории преступникам. Приговор судьи на смерть звучал так: ibis ad (или in) crucem — «пойдешь на крест!» После оглашения приговора осужденного подвергали бичеванию. С него снимали одежду и привязывали за руки к столбу на территории суда, пороли короткой плетью, называемой flagrum (или flagellum). Плеть состояла из рукояти, к которой были прикреплены кожаные ремни разной длины, в концы которых были вплетены куски свинца, а по длине — зазубренные фрагменты костей.

Это пояснение он сопроводил появлением четырехмерного изображения непосредственно в пространстве перед кафедрой описываемого предмета — той самой плети.

— У римлян не было законодательного ограничения количества наносимых ударов, а иудеи в данном случае приняли более гуманный закон: нельзя было наносить более сорока ударов. Дабы соблюсти это правило, то есть не нарушить его, следившие за бичеванием фарисеи, страшась нарушить закон (все сводилось к религиозным догмам), если по случайности они ошибутся в счете, ограничивали число ударов тридцатью девятью. Римляне же не придерживались точного счета, поэтому лупили, в том числе и иудеев, столько, сколько считали нужным. Уж извините за мою толерантность, если она отсутствует.

Такое заявление порядком озадачило слушателей, однако смысл был ясен: Рангит имел в виду не отсутствие, а наличие именно такой толерантности.

— Нести крест на своих плечах до места казни не было специальным наказанием для Христа, — сказав это, он показал пальцем на себя и… улыбнулся, что было явно не к месту, но упомянутая выше «толерантность» не оставила загадок в понимании манер демонстрируемого искусственного интеллекта.

Скорее это была отгадка, как и почему он прошел тест Тьюринга, ведь неискусственный интеллект, то есть человек, мог бы высказаться и показать манеры более нетактичные. То есть это и были смысловые отражения внутренних эмоций: он понимал, что его образ выражает больше сатиру, нежели табу на сатиру по отношению к личности, в коей он предстал.

— До этой уничижительной процедуры приговоренный подвергался другой экзекуции, что тоже было уделом всех осужденных: преступника бичевали полностью раздетым, — о количестве ударов я говорил выше, — после осужденного вновь одевали и… далее то, что мы называем «крестный путь». Прошу простить меня, если вам покажется что-то сарказмом в моей манере изложения. Нет, отнюдь нет. Хотя, признаюсь, мне не понять пока… — он сделал жест — открытой ладонью помахал в зал, — пока, я подчеркну, высокие материи человеческой духовности. Именно по части логики. Для меня, вернее, для моей логики странно, почему это по поводу тысяч казненных до Христа и тысяч после именно таким методом, — если я уйду в подробности жертв за веру, то счет пойдет на миллионы, — люди несильно горюют.

Как бы Иисус замолк, пристально взглянул на аудиторию.

— Ведь среди них были и воскресшие тоже, — добавил он, наблюдая за реакцией слушателей, чуть повернув голову в сторону Рутры. — Что, собственно, я хочу сказать-то? В принципе, я выражаю только свои рассуждения, а остальное частично всем известно. Поэтому продолжу с умным выражением лица, — он улыбнулся залу после сказанного, что вызвало ответную улыбку у части слушателей. — Крест состоял из двух основных частей — горизонтальной балки (patibulum) и вертикальной части (staticulum). Осужденный носил только эту перекладину. И то — не каждый мог ее нести, не то что весь крест, который вообще-то в сборе никогда и не был. Напомню правило количества ударов при бичевании, то есть отсутствие этого правила у римлян. К тому же они над ним насмехались… уж извините опять, прикалывались. Если для вас будет приемлемым слово «издевались», тогда выражусь так… — Рангит немного замялся, — в общем, не столь важно. Факт в том… по крайней мере пока мы в миссии не проверим, — он снова замолк, осмотрел публику, — да-да, я опять извинюсь… и еще сотню раз, но сомневаться не перестану. Так вот, подвергшись жестокому бичеванию, Христос, конечно же, не мог нести крест, то есть эту перекладину, поэтому… с вашего позволения — процитирую Священное Писание: «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк. 23:26). После того, как крест либо его части закрепляли на спине Христа, его, как и всех в принципе, в пути до места казни сопровождала вооруженная охрана из отряда римских солдат под начальством центуриона. Один из легионеров шел впереди и нес табличку (titulus), на которой было написано имя осужденного и его преступление. Это было обычным правилом. С самого начала процедуры казни, а бичевание входило в эту программу, осужденный был под постоянным наблюдением охраны.

Рангит снова взял паузу, многозначительно мотая головой, сказал:

— Поверьте, на это были причины.

Сказанное вызвало улыбку с оттенком сарказма, ведь он утверждал это, как будто сам был реальным свидетелем описываемых событий. Однако вхождение в роль своего персонажа понравилось публике, они кивнули в ответ.

— Так вот, стража внимательно следила за осужденным и его сопровождающими, порою собиралось много не только родственников, но и праздных зевак. Охрана присутствовала вплоть до того момента, пока полностью не убеждалась в наступлении смерти осужденного.

Рангит опять прошелся по залу, чуть склонив голову, с задумчивым видом. В очередной раз взглянув на Рутру, как бы получив негласное одобрение, продолжил:

— Немного о самом кресте. Римляне использовали для распятия разные виды крестов. Т-образные, Х-образные и традиционное католическое распятие. Вернее, форму креста, которую взяло за основу католичество. Этот вид креста наиболее точен как вариант, на котором был распят Иисус согласно преданию от Матфея. Он пишет следующее: «И поставили над головой Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37). Здесь евангелист говорит о табличке, на которой было записано обвинение Спасителя. Но вполне очевидно, что для того, чтобы поместить над головой Христа такую дощечку, необходимо, чтобы основной вертикальный столб имел продолжение вверху, над поперечным брусом, то есть необходимо, чтобы крест был четырехконечный, а не трехконечный связанный (в виде буквы Т), а также не сбитый (в виде буквы Х). После прибытия на место распятия осужденного раздевали донага, а его одежу отдавали воинам, охранявшим крест. Однако в Иудее, идя навстречу религиозным убеждением евреев (Быт. 9:22–23; Лев. 18:6–19; 20:17; Ос. 2:3), римляне оставляли осужденным набедренную повязку (Мишна. Санхедрин. 6:3; Тосефта. Санхедрин. 9:6). После этого осужденного помещали на крест. Фиксация тела распинаемого могла осуществляться по-разному. Ноги распинаемого сгибали в коленях и прибивали к статикулуму гвоздями либо фиксировали веревками. Осужденных могли также распинать на крестах, уже вкопанных в землю. Солдаты при помощи веревок поднимали тело осужденного, а остававшиеся внизу помогали им. Распинаемый, поднятый до надлежащей высоты, за руки привязывался веревками к патибулуму, после чего на его запястья ставили два железных гвоздя, которые ударом молота вгоняли в дерево. Солдаты, стоявшие внизу, в это время привязывали либо прибивали к статикулуму ноги осужденного. Для этого их ему либо складывали таким образом, чтобы одна стопа покрывала другую, после чего через обе стопы разом вбивали один гвоздь, либо прибивали гвоздями каждую стопу по отдельности. Как были прибиты ноги Иисуса Христа, одним или двумя гвоздями, точно не известно. Одни отцы Христианской Церкви (св. Григорий Назианзин, египетский епископ Нонн) указывали на один гвоздь, а другие (св. Григорий Турский, Киприан) говорят о четырех гвоздях — двух для рук и двух для ног. Иконография православной церкви приняла второе предание, а римско-католической — первое. Применяли разные устройства для того, чтобы распятый человек мог держаться на кресте. Иногда использовался небольшой уступ… или седалище, которое размещали между ногами осужденного. Чтобы увеличить страдания казненного, уступ иногда делали остроконечным. Традиционная христианская иконография и живопись изображают распятого с руками, пробитыми гвоздями посредине ладоней. Однако исследования, выполненные в первой половине ХХ века Pierre Barbet — главным хирургом в Парижской больнице Св. Иосифа, показали, что христианские художники достаточно сильно заблуждались. Проведя ряд экспериментов с ампутированными руками, а также с трупами, P. Barbet обнаружил неожиданные на то время факты. Оказалось, что при прибивании к кресту на уровне середины ладоней кисти срывались с гвоздей при нагрузке около 39 кг. Экспериментальные данные подтвердили математические вычисления, показавшие, что при положении на кресте, во время которого руки распинаемого отходят от туловища к патибулуму под углом примерно 68º, тело осужденного обязательно сорвется с креста. Ища анатомическое место, которое могло бы, с одной стороны, максимально соответствовать евангельскому тексту и историческим хроникам, а с другой — надежно удерживать на гвоздях вес распинаемого, P. Barbet пришел к выводу, что для этого наиболее хорошо походит имеющееся на запястье пространство Десто. При пробивании ладони гвоздями через это место не повреждаются крупные кровеносные сосуды. Расхождение выявленных в работах P. Barbet данных с традиционной иконографией можно объяснить тем простым фактом, что начиная с IV века наше эры, после эдикта Константина Великого, в христианском мире казнь посредством распятия была запрещена и многие знания об этой процедуре были со временем забыты. Еще один немаловажный факт: в первой четверти ХХ века французским врачом А. LeBec было сделано предположение, что смерть при распятии наступала вследствие удушья. Данное предположение в настоящее время принято как основная причина смерти при распятии. По мере нарастания мышечной усталости распятый все больше и больше провисал, при этом вдох еще более или менее возможен, а вот выдох все труднее и труднее. В итоге неизбежные судороги мышц давали возможность дышать только за счет сокращения диафрагмы, а это уже, в свою очередь, приводило к развитию удушья, от которого распятый человек и погибал. Вкупе с тяжестью дыхания при каждой попытке изменить положение на кресте кости запястья и стоп проворачивались вокруг вбитых гвоздей, а поврежденные при бичевании мягкие ткани спины обдирались о статикулум, что доставляло распятому сильнейшую боль, а чтобы говорить — человек должен набрать в легкие достаточное количество воздуха, поэтому для произнесения каждого слова распятому надо было подниматься на кресте. Для этого казненному каждый раз, при мучительных болях, надо было опереться на пронзенные гвоздями ноги и одновременно подтянуться на прибитых к кресту руках. Представьте, какую сильнейшую боль приносило распятому человеку каждое произнесенное на кресте слово. Если, конечно, это вообще было возможно. Тем более что Иисус умер через три часа после распятия. Этот факт придает всей истории еще большую мистичность, он вроде прост, но говорит о многом: от теории заговора и постановочного спектакля до скудости воображения, убогой фантазии авторов Евангелий; от первородного фашизма, проявленного римскими легионерами в азартном избиении религиозно-политического лидера иудеев, до женственности натуры Иисуса, болезненности и слабом здоровье. А есть еще одна формула, объясняющая весьма логично этот факт скорой смерти, с учетом того, что Иисусу не перебили колени, в отличие от остальных казненных рядом с ним (а те, если вам известно, не умерли к моменту объявления Иисуса умершим), но об этом, пожалуй, помолчу — сперва проверю в миссии, потом озвучу.

По залу прошел легкий гомон.

— Для примера опять же могу привести казнь соратников Спартака. Некоторые из казненных были живы спустя три дня после распятия. Помните же, тогда распяли 6 тысяч человек, нет основания думать о проявленной жалости к ним до распятия. Чем больше времени проходило от момента распятия на кресте, тем больше сил терял казненный, у него нарастали судороги и мышечная боль, все более выраженной становилась дислокация суставов пояса верхних конечностей, все чаще он принимал положение, препятствующее нормальному дыханию. Вдох осуществлялся только за счет диафрагмы, что постепенно приводило к развитию выраженного удушья, от которого в конечном итоге распятый человек и погибал. Иногда, чтобы сократить время ожидания смерти, распятым молотом перебивали кости голеней, о чем я только что упомянул. В таком состоянии у распятого быстро наступало удушье. Примерно через пятнадцать минут. Теоретическое предположение, что смерть осужденных при помощи такого метода казни наступала от, скажем так, невозможности дышать, в настоящее время принята практически всеми изучающими научно этот вопрос. Однако в точности никто не смог доподлинно объяснить именно смерть Христа на кресте. И в этом есть не только секрет, не только тайна, а таинственный секрет, в который, впрочем, я вас не буду посвящать. Пока. Возможно, вы поймете, я даже скажу, вычислите это сами. Вот смотрите, удушье и тяжесть сделать выдох делают невозможными все попытки не только произнести слова, но и отдельные осмысленные звуки. Однако во время распятия Иисус говорит до последнего своего вздоха. Об этом сказано во всех четырех Евангелиях. Так, например, в Евангелии от Луки сказано: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23:46). Как я уже говорил, распятые находились на кресте до момента наступления смерти несколько суток, а смерть Христа наступила спустя три, максимум шесть, часов после пригвождения к кресту, о чем достаточно четко написано в Евангелиях: «Был час третий, и распяли Его» (Мк. 15:25) и «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого (похоже на затмение): и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине (это я не могу логично комментировать пока)». «Иисус, возгласив громким голосом…» Прошу, на это обратите внимание. Это перед самой смертью! А не кажется ли вам, он так намекнул: пора меня снимать! «Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Лк. 23:44–46) Ни судьи, ни палачи, ни сочувствующие, а главное — ни фарисеи, следившие за распятием, не ожидали столь быстрой смерти Христа.

Рангит в образе Христа помолчал, затем снова продолжил:

— Тут нужно учесть такой фактор. Фарисеи оказались перед сложным выбором. Соответственно, и синедрион, законом которого они руководствовались. Они понимали, что распятые пробудут на крестах сутки и более, поэтому сперва хотели перенести казнь на другие дни. Дело в том, что следующий день был суббота, а еще и совпал с Пасхой. Ожидание смерти казненного, которая обычно наступала на второй-третий день, было серьезным нарушением иудейского закона. Но тут же возникает опять вопрос: чего ж тогда решили их всех казнить в этот день? Скорее всего они боялись изменения решения Пилатом. Ведь его решение было получено с трудом, жаловались на Христа и тайно, и явно много раз и ранее. Скорее всего это был основной аргумент, поэтому они решили ускорить казнь. А пошли они, конечно же, под руководством синедриона, так как добились решения Пилата с трудом. Скажем так, они оказали на него давления. Они ведь устрашали народ, кричали… Думаю, будет лучше, если я процитирую часть главы 19 Евангелия от Иоанна. Из нее, кроме прочего, вы узнаете, о гораздо меньшем времени между распятием и смертью Иисуса — менее трех часов. А Иоанн в данном случае очень достоверный источник: был другом, родственником и присутствовал при казни (в отличие от других будущих апостолов, которые в страхе разбежались). По Иоанну, в шестом часу Пилат еще допрашивает Иисуса.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

То есть он еще и шел какое-то время. И вся остальная процедура тоже занимала время.

…Таким образом, они сами оказались перед сложным выбором. Казнить в Пасху означало оскорбить иудейский закон. А казнить нужно было срочно, пока Пилат не передумал. Дело в том, что у Христа тоже были влиятельные сторонники. Тот же Иосиф Аримафейский, о котором скоро мы вспомним. Фактор спешки послужил причиной, по которой фарисеи были вынуждены просить Пилата разрешить акт милосердия к распинаемым — перебить им голени, дабы смерть казненных наступила скоро. «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31). Пилат это разрешил, и солдаты перебили голени разбойникам. А когда очередь дошла до Христа, они обнаружили его умершим, потому не стали ему разбивать голени. И тут случается как бы непредвиденное для обывателя. Ну, скажем так, непредвиденное для несведущих в правилах исполнения казни, возведенных в определенный ритуал. Непредвиденное, я так трактую поступок легионера-стражника, потому как для несведущих он кажется спонтанным. Только не для приговоренных, свидетелей казни, а уж тем более коллег Иисуса по раввинату… да-да, Иисуса называли учителем не за глаза, не ради красного словца, не по собственному пониманию его роли, а по факту его профессиональной деятельности: он реально был раввин. Так вот, его сторонники точно знали о такой процедуре, как протыкание копьем казненного, как методе проверки — жив/мертв. Почему я вкладываю некую интригу в это, вы должны понять в процессе миссии. Это моя версия, и я считаю, она реальна.

Рангит престал совершать свой магический ритуальный ход по сцене, посмотрел на приглашенных экспертов и нервно, как могло показаться, теребил пальцами левой руки бородку. Неожиданно остановился, оглянулся на Рутру, снова пошел по своей траектории, продолжил изложение:

— Такая скорая смерть Иисуса, как я уже говорил, удивила многих и, соответственно, вызвала подозрение, в том числе и у стражников. По этой причине один из римских солдат, желая убедиться в реальности смерти Христа, пронзил его тело копьем. Хотя, может, и не поэтому: протыкали они казненных после того, как их объявляли умершими, часто, вернее, это даже было в правилах. В данном случае подозрение, приведшее к желанию удостовериться в смерти Иисуса, было весомое. В Евангелии это описывается так: «Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода…» (Ин. 19:34–35) Тут я еще раз должен напомнить о разном переводе и переписывании Библии. В частности, Евангелия. Даже сейчас сами писания отличаются в зависимости от конфессиональной трактовки, хоть и для обывателя незначительно. Я это по поводу воды. Многие тут начинают интерпретировать по-разному, чуть ли не судебно-медицинские экспертизы проводить, а я думаю здесь, как и во многих местах, неправильная трактовка или перевод. Приведу такой пример. Возможно, не сейчас нужно было его озвучить, так как очень он уж шокирующий. Надеюсь, не отвлечет от темы. Я вот о чем. Все… скажем, очень многие гадают, что же значат цифры 666, то есть число дьявола. Так вот, вы будете удивлены…

Рангит оборвал речь.

— Нет, сперва я сделаю вступление. Вот давайте вспомним грозного тирана. Хотя, возможно, для кого-то он благодетель. Мы же не живем под страхом его гнева. Ладно, я о Сталине. Напомню, при нем можно было попасть на каторгу только потому, что ты там нужен был. И благо, если не как чернорабочий. Да-да. Вину можно было придумать. Например, причиной ссылки главного коньячного мастера завода «Арарат» была необходимость подобного маэстро где-то в другом месте: там, где нужно было организовать коньячное производство. С этим связан курьезный случай. Сталин отсылал Черчиллю, любителю армянских коньяков, хороший напиток. Тот был весьма большой ценитель по этой части, предпочитал их. Как-то раз премьер Британии пишет Сталину об ухудшении качества коньяка, причем спрашивает, не поменялся ли мастер. Сталин проверил положение дел и велел вернуть мастера на родное предприятие. Есть примеры менее романтичные. Обещаю, долго разглагольствовать не буду. Скажу так, вы могли бы попасть в опалу, если даже курили бы сигареты с фильтром (тогда это было почти роскошью); не успели починить трактор перед посевной; трое соседей подтвердили ведение вами праздного образа жизни, так сказать, не по средствам, как могло бы показаться; опоздали больше чем на 20 минут на работу; не сдали все имеющееся зерно после сбора урожая, даже если семья умирает от голода. Между прочим, за это могли и расстрелять. Хотя и по любому другому поводу вас могли бы подогнать под расстрел, если было бы нужно, и за многое подобное, что сейчас кажется идиотской причиной. Если кто-то подумал, к чему это тут, добавлю: за такое можно было получить, не считая расстрела, конечно, 10 лет без права переписки. Барские замашки и подозрение в образе жизни не по средствам оценивались во столько. А вот был закон, по которому расстреливали, не в ссылку отправляли, не в тюрьму, а расстреливали за три колоска. Если вас нашли собирающим зерно на поле, даже после сбора урожая, — вам гарантирована была тюрьма. А если поймали бы с сорванными тремя колосками до сбора — расстрел, да еще и с двенадцатилетнего возраста. Трудно поверить, правда? Для чего я так отвлекся, знаете? А вот для чего. Представьте те времена, те нравы. Тем более римского императора нужно было признавать наместником Бога на земле, святым. Понимаете, откуда определение титула папы римского, да и все другие мании величия, в том числе и культ личности Сталина? Хотя культ Ленина был закваской его культа, и эта эстафета спускается аж до каменного века. Увы, такова уж природа человека. Так вот, естественно, любви к захватчикам иудеи не испытывали, тем более христиане к Нерону. Поясняю. Сперва о методе письма. Скажу так, все эти знаки препинания, правила письма, вы же понимаете, когда-то возникли; многих знаков, например, из математики при Архимеде не было. Мало того, писали не разберешь как — слитно и без заглавных букв. А еще были буквы цифрами и цифры буквами. Вспомните римские буквы. Не буду тянуть с разгадкой ребуса, раскрываю карты: в римском математическом алфавите… то есть по римскому математическому алфавиту 666 раскладывается на буквы точно так же, как и раскладывается слово, вернее, имя… — голос внезапно затих. — Я решил в последний момент все же оставить интригу, — заявил Рангит игриво после паузы. — Поясняю: иудеи не могли написать о нем открыто и, соблюдая конспирологию, зашифровывали сообщения методом нехитрой, однако известной только узкому кругу посвященных криптографией.

Рангит приблизился к краю кафедры, поднял указательный палец левой руки, потряс им немного и сказал:

— Да, при всей вашей безусловной осведомленности… я учту эту осведомленность в разных категориях и направлениях наук. Я внесу нужное пояснение, без гадания, знаете вы или нет: умение писать профессионально, именно тексты (а не жаргонную «настенную лексику», часто вульгарную), было привилегией элиты, таким же сложным занятием, как сейчас специализация IT-инженеров. Так вот, они хотели зашифровывать имя его, дабы не попасть в опалу, то есть на тот же крест или чего еще страшнее… Он использовал гораздо более изощренные в плане мучений и издевательств методы казни. Но об этом не сейчас. Изначально они хотели в переписке скрыть их определение императора как врага иудеев и, в частности, христиан… хотя между собой иудеи-ортодоксы и иудеи-христиане порою ох как не ладили… обозначить его как очень плохой человек, тиран, черт, дьявол, сатана, а после уже его имя стало своеобразной метафорой, причем при сохранении расшифровки в тайне. Именно в тайне — иначе имя Его превратили бы в смешной эрратив, потерялось бы эмоциональное устрашение. Вот так просто, оказывается, хотя и непросто, потому что я не раскрыл имя Его.

Находящийся на сцене голографический образ мужчины семита или араба, в одеянии времен начала эры, рассмеялся, обнажив желтизну оскала. В зале его смех и мимика вызвали скорее опасение и неприязнь, нежели эмоциональную поддержку. Собравшиеся размышляли, кто же все-таки Он, и думали над разгадкой тайны тысячелетий. Зал настороженно молчал, напряжение витало в воздухе.

— Обещаю, в процессе миссии вы обязательно узнаете эту тайну, — поспешил разрядить обстановку Рангит, сопроводив сказанное опять той же широкой улыбкой.

На этот раз она вызвала ответные эмоции, спустя пару секунд и несколько вздохов зал стал перешептываться.

— А теперь вернемся назад. Вернемся к крови и воде, вернее, к воде. И не забудем о времени написания Евангелий. То есть с течением времени рассказ оброс неточностями и добавками, неправильной интерпретацией, неверным объяснением. Что уж говорить о редактировании, тем более о дошедшей до нас версии. Хотя упоминание воды не имеет столь большого значения для нас, я на нем заострил внимание как бы между прочим, для внимания к форме повествования и к вариантам изложения. Многие считают именно это признаком наступившей смерти. Но почему? Разве из мертвого тела истекает вода? Уверяю вас, нет.

Последнее утверждение вызвало уже привычную легкую улыбку публики. Так называемый Иисус улыбнулся в ответ и продолжил:

— Давайте пойдем дальше. Такая скорая смерть Христа удивила не только присутствующих, но и самого Пилата. Я опять процитирую: «…пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу» (Мк. 15:43–45). Есть по этому случаю мнение специалиста по судебной медицине. Вот оно.

В пространстве перед публикой появился текст в рамке из объемных букв, воспринимаемый как 3D-изображение.

— Цитирую: «…Отмеченный ряд обстоятельств смерти Иисуса Христа, который приводится в Евангелиях, а именно — относительно скорое наступление смерти, способность Иисуса Христа к четкому произнесению слов до последних минут жизни, ясность сознания, сохраняемая распятым до самой смерти, а также поток крови и воды, истекшие из раны, нанесенной ему посмертно копьем, позволяют усомниться в обоснованности асфиксического генеза смерти Христа…» Понимая эти нестыковки, специалисты стали искать другие причины смерти Иисуса. Правда, они не подумали о главном факторе, но об этом потом. Я тоже до поры до времени не буду его раскрывать. Пока по данному вопросу озвучу следующее: в 1949 году в The Hibbert Journal вышла статья R. Primrose «Хирург смотрит на распятие», где утверждалось, что смерть Иисуса Христа на кресте была мнимая, а к наступлению летального исхода привел удар копьем. Сперва эта версия была принята за истинную. После же специалисты решили, что это ошибка. То есть, по их мнению, отмечу — профессиональному, такое быть не могло с мертвым человеком. Тем более, опять отмечу, вода. И опять же напомню, возможно, не о воде речь… или вода упомянута в иносказательном смысле. Есть и другие мнения по поводу причин смерти Иисуса. Вот некоторые…к быстрому наступлению смерти привела сердечная аритмия (Johnson C., 1978), прогрессирующий ацидоз (Wijffels F., 2000), тромбоэмболия легочной артерии (Brenner В., 2005). Однако они не объясняют истечение крови и воды из раны, нанесенной копьем. Выдвигаются различные версии причины смерти Иисуса, как и его физиологического, психологического состояния в процессе казни, однако нужно учесть главный фактор, — в Евангелиях нет данных, которые могли бы свидетельствовать о каком-либо изменении сознания у Христа. Все его речи, сказанные на кресте, и поведение полностью осмысленные. Поэтому вот эта версия для меня наиболее близка. Конечно, если не брать во внимание тот фактор, который я еще не озвучил. Вернее, это версия, которую, кстати, мы и должны проверить.

Произнеся последнее, Рангит, сделав разворот вокруг своей оси, неожиданно предстал в голографическом образе известного ученого, показывающего язык. Это произошло виртуозно и эффектно — публика выразила свои чувства с секундной задержкой. Это были неопределенные эмоции, однако всполохи восхищения и удивления показывали яркость их красок. Раскрученный бренд образа заинтриговал, а вид комичного деда с высунутым языком насмешил публику. Слушатели, которые, хотя и внимательно, но без эмоций, спокойно, воспринимали информацию, зажужжали, выражая в перешептываниях явный интерес.

— Помимо прочего, — добавил Рангит, улыбнувшись, поняв восторг, вызванный изменением образа, — миссия будет направлена в разные миры, дабы удостовериться в разных вариациях евангельской истории. Ведь есть вполне обоснованные предположения, что и вовсе не было такой истории.

Он молча начал забавно чесать себе голову, посмотрел на аудиторию глуповато, тихо, словно по секрету, сказал:

— Вовсе не было никакого цельного образа личности — одного Спасителя. То есть Иисус — собирательный образ… возможно.

После сказанного он поддержал тишину в зале молчанием на сцене, выжидая окончания мыслительных процессов.

— А теперь перейдем к завершению… и больше я вас мучить не буду, — сообщил Рангит голосом киношного персонажа.

— Впрямь как Пилат выразились, — изобразив комичную гримасу, шутливо заметила дама, похожая на известную французскую певицу Мирей Матье.

Для коллег по экспертному сообществу она была известна под звездным именем Венера. Она, судя по задиристой манере, явно желала подразнить ИскИна.

— А Пилат так выражался? — метнул обратно Рангит.

— Вот как раз и проверим, — парировала она без доли напряжения.

— Ладно, слушаем, — продолжил лектор, приняв за мгновение свой первоначальный вид.

На этот раз перевоплощение подзадорило публику, вызвало веселье.

Довольный реакцией Иисус продолжил:

— Скрупулезно исследовав множество теорий смерти Иисуса Христа, M. W. Maslen и P. D. Mitchell (2006) выразили сомнение насчет всех медицинских версий, объясняющих смерть Иисуса. По их мнению, не одна версия не может адекватно объяснить смерть Христа. Данные специалисты предположили, что возможные новые археологические или какие-либо другие, желательно письменные, свидетельства, например, кумранские, могут прояснить истинную причину смерти Христа. Следует отметить, что древние греки и римляне называли жидкую часть крови, а также все прозрачные жидкости организма (например, перикардиальную жидкость) водой. Римляне использовали для обозначения воды, входящей в состав крови и проистекающей в организме, слово lympha, а греки — слово hydōr. Обратите внимание, врачи и биологи всех стран по-прежнему называют жидкую часть крови лимфой, а для обозначения скопления жидкостей в отдельных полостях тела используют корень hydōr. И все же это не объясняет доподлинно описываемое в Евангелии событие, не говорит о реальном физическом процессе.

Произнеся последнее, Рангит сделал тот же трюк, оборот вокруг себя, представ на мгновение в образе джинна из «Тысячи и одной ночи», причем кувшин на полу был вполне реальный, сказал:

— Я дематериализуюсь, — забрался в кувшин и… исчез вместе с ним.

Сказать, что публика была в недоумении, можно. Однако это не отразит истинного их состояния, ведь Рангит мог «читать» их мысли. Зная, он ждал. И когда градус возбуждения нейронов стал спадать — он снова появился, заставив заискрить контакты дендритов и аксонов, — на сцене появился Дарт Ве́йдер.

Слушатели молча смотрели на голографический образ, что Рангита, видимо, не устраивало, поэтому его образ поменялся. В следующем воплощении он предстал в качестве персонажа той же эпопеи «Звездные войны» — дроида C-3PO. Это был человекоподобный (по форме), немного комичный персонаж, который позабавил слушателей. Когда публика отошла от фокусов, настало время обсуждений. Это было легкой отдушиной для перегревшихся мозгов. Не дожидаясь завершения легкой полемики, которая возникла спонтанно в аудитории, дама, статист Всемирного совета церквей, произнесла:

— Только не говорите, что у вас все.

Рангит ответил в том же стиле.

— Все. Остальное, уж извините, в самой миссии.

Примечания

5

Дишдаша — традиционная арабская одежда у мужчин — длинная рубаха-туника с длинными рукавами из хлопка.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я