1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Руслан Иванович Надюк

Введение в теоретические основы душепопечительства и консультирования

Руслан Иванович Надюк
Обложка книги

Учебное пособие по авторскому курсу «Душепопечительство и консультирование». Для учащихся библейских школ, семинарий, христианских институтов, а так же для служителей и прихожан церквей, которые интересуются теориями и практиками библейского душепопечительского консультирования.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Введение в теоретические основы душепопечительства и консультирования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Библейское богословие и концепции душепопечительства

Что Библия говорит о душепопечении?

Душепопечителем (утешителем, наставником, учителем) прежде всего является Сам Господь Иисус Христос. Он есть глава Церкви. Бог опекает наши души через Духа Святого. И очень часто душепопечение происходит в церкви, через единство членов. Для полноценного душепопечительства, его правильного осмысления и применения необходимо согласие в Господе нашем Иисусе Христе, объединение в Нем, подчинение Его слову и т. д. «Ибо где двое или трое собраны во Имя Мое», — говорит Господь, — «там и Я посреди них». (Мф 18:20)

Отрывок, который мы уже рассматривали в отношении душепопечения: «И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю уставы Божии и законы Его». (Исх.18:15,16)

Моисей выступает как носитель Божьей истины, он объявляет законы, уставы и суды Божьи. Это большая ответственность и обязанность и, одновременно, привилегия всех Божьих служителей. Особенно пасторов, учителей и пресвитеров. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». (Мал.2:7)

«Ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою [бремя]»; (Исх.18:21,22)

Как Моисей не мог справиться в одиночку и ему нужны были помощники и наставники для народа, так и сегодня в народе Божием, в церкви нужны подготовленные душепопечители — люди способные, боящиеся Бога, правдивые и ненавидящие корысть.

Хочется обратить внимание, что душепопечительство возникало по запросу людей, они искали Божьего суждения и научения. И Писание называет их блаженными: «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его». (Пс.118:2) Если человек ищет Божьего руководства, совета, Божьей помощи, то принимать его нужно с радостью и в духе кротости. Бог обещает, что те, кто ищут Его, найдут Его, те, кто взывает к Нему, будет услышан. Это должно давать душепопечителям и наставникам надежду и уверенность, что Бог Сам встретит этого человека и откроем ему истину, наша задача лишь быть инструментом в руках Всемогущего Отца. Такова библейская концепция вероцентричного душепопечительства. Следующий отрывок говорящий о душепопечительстве из Нового завета звучит так: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». (Евр.13:17) Во-первых, наставить (или поставить) можно только на что-то твердое. А во-вторых, тот, кто наставляет, должен сам уметь стоять в вере и поступать (ходить) по Слову Божьему. Неусыпно пекутся о душах ваших — наставники активны. Они пекутся о душах наставляемых. Наставник это не просто учитель, который стремится передать знания. И в тоже время, душепопечитель-наставник не нянька; не скорая помощь, которая снимает болевой синдром и должна отвезти больного в стационар; не родитель, чтобы все время воспитывать. Задача ДП-наставника наставить и оставить. Помочь человеку встать, понять богоугодный смысл происходящего с ним и увидеть, куда двигаться дальше. И после наставления на истину — отпустить. Результаты душепопечения доверить Богу и самому опекаемому. Миссия душепопечителя выполнена, если человек наставлен на истину и принял решение двигаться с Богом дальше. Если человек не хочет сам стоять, его не поставишь. Как пьяный не может держаться на ногах. Ответственность стоять и двигаться лежит на самом человеке, а не на его наставнике. Если человеку требуется пожизненное духовное сопровождение, это уже не наставничество, а духовное усыновление.

Клиентоцентрированная модель душепопечительства — это отказ от директивного врачевания и сопровождения человека. Вдохновить и направить на богоугодный жизненный путь. Вместо лечения предложить ободрение и развитие, обучение и позитивно направленное воспитание. Ответственность за успех и результаты возлагаются на клиента. Мы можем лишь помочь увидеть путь и помочь взять ответственность за себя и свою жизнь.

Душепопечитель верит в то, что человек сам способен разрешить имеющиеся у него проблемы. Мы не даем советы и решения, а вместе с опекаемым ищем их, задавая вопросы, направляя ход мыслей на поиск решения. Душепопечитель разрабатывает дорожную карту вместе с клиентом. А если клиент настаивает на необходимых переменах в своем окружении, душепопечитель помогает раскрыть потенциал опекаемого, для того, чтобы изменить окружение.

Директивная модель Душепопечительства работает в случае недееспособности человека. Ему назначают «лечение», дают подробные инструкции, сделай первое, сделай второе. Инструкции, по которым опекаемый выстраивает отношения и поступает по-новому. В этом случае, душепопечитель берет ответственность на себя. На самом деле, единственная директивная позиция, которая допустима, это призыв к покаянию, обращению к Богу. «Бог повелевает всем повсюду покаяться». Но с момента покаяния и обращения концепция душепопечительства меняется на наставничество, то есть на клиентоцентрированную модель. Душепопечитель должен дать логос — смысл и содержание, дать слово Божьего смысла и Божьего взгляда на содержание существующей проблемы. Душепопечитель передает слово Божьего смысла наставляемому и одновременно, это слово должно проходить проверку у Бога. Верно ли оно, передает ли душепопечитель Божью истину, а не свою собственную? Сообразуется ли оно с Писаниями? Не противоречит ли Божьему библейскому откровению?

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». (Евр.13:17)

— Хороший душепопечитель внимательно печется о душе опекаемого. И мы тоже должны внимательно относится к самим себе.

— Душепопечение должно приносить радость душепопечителю, а не воздыхания.

— Повинуйтесь наставникам вашим — не спорьте с душепопечителем.

— Душепопечители дадут отчет Богу.

«Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом». (2Кор.7:12)

Душепопечительство — это попечение о людях перед Богом. Душепопечительство — это нелегкий труд. Итак, подведем итоги:

— О душепопечении говориться в Библии, хотя в русском переводе явно не встречается сам термин.

— Душепопечительство берет свое начало с момента выхода евреев из Египта, формирования общинной жизни перед лицом Бога и возникновения душепопечительской системы и устройства общества.

— Душепопечение — это наставничество с целью дать опекаемому человеку Божий «Логос», помочь узнать Божью волю, найти Божий смысл.

— Душепопечение применяется к человеку, который сам хочет быть наставленным.

— Душепопечительство заканчивается, когда опекаемый и наставляемый принимает решение самостоятельно двигаться по Божьему пути, с Божьей помощью.

— Душепопечительство имеет главную цель — попечение о людях перед Богом. Любое взаимодействие с людьми в церкви, должно строиться на богоцентричной модели, а не на проблемоцентричной. Должно быть душепопечительство, а не психологическое консультирование. Другими словами, помнить о главной цели: Решить проблему богоугодным способом.

— Со стороны душепопечительство выглядит так: Один человек проявляет любовь, слово веры, смысл, участие. А другой чему-то учится у Бога, понимает, что происходит, принимает Божье суждение, уроки от Бога и проявляет какие-то качества, духовные способности, чтобы исполнить волю Божью и поступить правильно.

— Все Писание пропитано концепциями душепопечения, которое Бог проявляет к людям, к их душам и которое христиане проявляют друг ко другу. Рекомендуем в книге Раймера «Душепопечение в церкви» на стр. 28—29 посмотреть разбор греческих слов и определений.

Богословие мотивации душепопечителя

Для понимания мотивации душепопечителя одним из важных образов является Иоанн Креститель. Анализ его опыта, деятельности и служения даст нам необходимые знания о том, на чем должна строиться правильная мотивация хорошего душепопечителя.

При практической работе с человеком хорошо помогают правильно подобранные библейские образы, через которые человек понимает и воспринимает истину. Это особенность человеческого познания и научения. И познание и научение неразрывно связаны с мыслеобразами, с нашим восприятием картинок, образов, историй изложенных в Библии. Можно, конечно, дать тезисные установки душепопечителю, но как показывает практика, работа с мыслеобразами гораздо эффективней. Да и Библия — книга об истории взаимоотношений с Богом.

Мыслеобраз — это мысль, концепция, которая тесно связана с образом, картинкой, персонажем. Сам Господь не просто дал нам заповеди. Он дал нам Христа, чтобы мы узнали, увидели и запечатлели Его образ — образ Истины. Сам Он говорит: «Я есть Путь и Истина и Жизнь». (Иоан.14:6) Через эту Истину мы увидели идеальный образ послушания Отцу и жизнь угодную Богу. Он самый лучший пример смирения и любви к Богу и ближним. Через восприятие этого образа и этой истины мы можем анализировать себя, свои ценности и можем интерпретировать обстоятельства, свои поступки и даже мысли.

Образ Иоанна Крестителя дает правильный ключ к пониманию мотивации душепопечителя. Установки самоконтроля и саморегуляции необходимые в живом душепопечительском контакте:

— Искать Божьего суждения, а не человеческого;

— наставлять, а не командовать;

— помогать, а не манипулировать;

— быть вероцентричным, а не проблемоцентричным;

— ориентироваться на Христа, а не на психологические авторитеты

Сам Господь Наш Иисус Христос очень высоко отзывается об Иоанне, называя его великим из когда-либо рожденных на земле. Иоанн был предтечей, готовил людей к встрече со Христом, был вступлением для деятельности Господа. Он готовил народ к принятию Божьего Смысла (Логоса). Он говорил о проблеме, о грехе, говорил о покаянии, как перемене образа мышления. Рассказывал о Божьем замысле, о том, что Он есть, Он грядет. И при этом, сам не претендовал на роль Спасителя. «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лук.3:3)

Покаяние — в переводе с древне-греческого «Метанойя» (μετάνοια — «сожаление (о совершившемся), раскаяние», греч. μετάνοια [мэта́ния] — «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление». Итак — Метанойя — перемена образа мыслей, перемена разумения. Но это не полностью отражает богословскую концепцию покаяния. Оно говорит о греческом восприятии перемены мышления, но не полностью отражает ту глубину духовного события, которое происходит, когда обращенный получает новое рождение, очищение сердца и водное крещение. Слово состоит из двух частей. Приставка «мета-» говорит о движении на другой уровень: метаморфоза, метаданные и т. п. И корень"-нойя» (производная от греч."-нус») означает мышление, понимание, мировоззрение. Передает идею трансформации мышления. Евреи, в отличии от греков, понимали мир сердцем. Это не сердце, как в славянской культуре которое «ноет», «тоскует», «боится», «любит» — иррационально-эмоциональная, мотивационная часть, наши чувства и желания. Это скорее весь человек. Давайте рассмотрим, как Писание говорит о том, что такое сердце. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». (Прит. 4:23) И «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». (Иер. 31:33) «Он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу…» (Исх. 35:35) «Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем». (Зах.7:10)

Если у греков главным источником жизни являлся разум, разумение «-нус» (на современном языке сознание), то еврей жил сердцем. Сердце — в еврейском мировоззрении — центр всей внутренней жизни. Где возникают мысли, желания и стремления, где происходят переживания, формируются решения. Сердцем еврей думает, чувствует, желает и принимает решения. Это центр рациональных процессов — мировоззрения, установок, мотивов, принятия волевых решений. А также центр эмоциональных процессов — чувств, эмоций, настроения. У евреев сердце единое целое, вся внутренность человека. Еврей каялся всем сердцем. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой». (Прит.3:5) В своей жизни полагаться не только на логику, но все свои разумения, желания и переживания подчинять Божьей воле. Поэтому если в Ветхом Завете идет речь о каких-то судьбоносных изменениях в жизни человека, то говориться об изменении сердца. То есть в еврейском «метанойя» говорится скорее об изменении всего человека, его сердца, чем о перемене мыслей и разума. Покаяние — в душепопечительстве — один из самых важных процессов, это не только перемена мыслей, но трансформация сердца.

Иоанн в своей проповеди говорил о крещении покаяния для прощения грехов. Для изменения сердца, изменения понимания Бога, устремлений к Господу, переживания Бога и изменение решений для Него. Иоанн призывал поднять на другой уровень весь круг жизни человека.

Процесс омовения был знаком евреям, он широко использовался как в бытовом, так и в религиозном смысле. В понятие «крещение» вкладывалось всеобъемлющее, судьбоносное очищение человека. Иоанн описывал свою миссию словами пророка Исайи — «глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу» (Ис. 40:3); «и узрит всякая плоть спасение Божье». (Лука 3:6)

Иоанн Креститель своей проповедью актуализировал проблемы людей. Он говорил об их греховности, несмотря на глубокую религиозность. При внешнем исполнении обрядовой части закона их сердца не были возвышенны к Богу. Это было обусловлено усталостью и непродуктивностью обрядовой жизни. Они ждали перемен и связывали их с приходом мессии. Иоанн Креститель готовил их к принятию Логоса — «послания от Бога» — Иисуса Христа. Именно это и является главной задачей душепопечителя, подготовить человека к принятию Божьего смысла, к принятию Логоса от Бога. К встрече с Господом нашим Иисусом Христом.

Нередко Душепопечение сводится к реализации простых вещей — простить, отпустить, принять, успокоиться, остановиться, переключиться, довериться Господу, сконцентрироваться на Нем, проявить терпение и послушание. Быть душепопечителем — не значит давать жизненные установки и советы. Это значит подготовить человека к принятию послания от Бога, простых и вечных истин. Чтобы человек мог их принять, его нужно подготовить. Чтобы он осознавал ключевые причины своего положения, освободился от накопившихся эмоций и проблем. Задача душепопечителя «выслушать всякое дело». Как к Моисею приходили, выговаривались и он готовил их к принятию Божьего суждения. У Иоанна была миссия подготовить целый народ к принятию Христа, через осознание своей греховности.

Совершая ошибки и осознавая их, мы понимаем, наше сердце поражено грехом, тем, от чего мы не можем сами избавиться. Каждый из нас формирует свой запрос: мне нужны глубокие личные перемены. Происходит осознание нужды на глубинном уровне, а не на поверхностном. Пытаясь быть богоугодным во всех делах, видя все свое несовершенство, человек осознает необходимость глубоких изменений своего сердца. Необходимость встречи с Богом. Решения Божьего ищет тот, у кого есть неразрешимая проблема. Ответа Божьего захочет тот, у кого есть вопросы к Нему. Душепопечитель готовит человека к принятию Слова от Бога, оно будет менять человека изнутри, а потом через изменение установок, убеждений, мировоззрения, меняет его внешние проявления, его слова и поступки.

Человек должен принять Божье суждение, что и как нужно сделать. Но прежде, чем это придет в его жизнь, необходимо провести подготовку. Иоанн об этом говорит: «Прямыми сделайте стези Ему!» (Лука 3:4б) Чтобы человек мог принять (без лукавства) истину такой, какая она есть, и не отступал назад. «Всякий дол [яма, низина] да наполнится» (Лук. 3:5). Униженное состояние должно быть исцелено. Провалы в понимании истины должны быть ликвидированы. Душепопечитель выявляет пробелы и «ямы» в богословии человека и как репетитор восполняет их знанием. И «всякая гора и холм да понизятся» (Лук. 3:5). Гордость, барьеры заблуждений и страхов, неподъемные завалы проблем. Каждый человек воспринимает трудности через призму своих сил и опыта. Иногда видит горы там, где их нет (страхи). Или, надмеваясь, идет туда, куда не следует. Душепопечитель через позитивное внимание ободряет надеяться на Бога, используя богоугодные ресурсы решать свои жизненные задачи, которые перед ним стоят. Или не идти неверным путем, а выбрать более ровный путь.

Выводы:

Душепопечитель не является Истиной или ответом для человека. Душепопечитель готовит человека для принятия Истины. Истиной является Слово Божье. Отрывок или стих, читая и размышляя над которым, опекаемый понимает Божественный Смысл, принимает Христа и Бога. Душепопечитель готовит человека к принятию Божьей истины. Она меняет, наполняет опекаемого и приводит к решению беспокоящей человека проблемы. Еще отрывки из Священного Писания, которые также говорят об Иоанне Крестителе и чему душепопечитель может научиться у него.

1. «и узрит всякая плоть спасение Божие». (Лук. 3:6) Узреть однокоренное слово «прозреть» — стать способным видеть. Еврейскому народу было необходимо узреть, увидеть Спасителя в их жизни. Душепопечитель помогает увидеть и принять Спасителя в жизни человека, находящегося рядом. Имея поверхностные понятия о Боге, человек бывает не способен увидеть и принять спасение и решение своих проблем.

2. «Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он», (Лук.3:15) Нередко у опекаемых такое отношение у Душепопечителю: «Не ты ли спасешь меня»?

3. «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». (Лук.3:16) Задача душепопечителя сконцентрировать внимание человека на Господе. Иоанн мог занять место Христа, но не сделал этого. У него было смирение, несмотря на сильную духовную власть и позицию. Он пришел подготовить путь Господу, а не стать Им.

4. «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым». (Лук.3:17) Приход Христа связан с очищением и с тем, что Бог наведет порядок в жизни опекаемого.

5. «Ему должно расти, а мне умаляться». (Иоан.3:30) Когда поток людей приходящих к Иоанну стал уменьшаться, Иоанн спокойно отреагировал на это. Так же поступает и душепопечитель, уступая Слову Божьему в жизни человека. Если душепопечитель отходит в сторону, то человек встречаясь с Богом выходит на метауровень, получает мощный стимул для внутреннего изменения. Человек прилепляется душой к Богу, что соответствует Божьей воле.

— Общая концепция душепопечительства — искать Божьего суждения.

— Позиция душепопечителя — он наставник, который должен принести «Логос».

— Концепция согласия

— Мотивация и ответственность душепопечителя, а также духовные цели, которые ставятся в процессе душепопечительской беседы.

— Концепция научения — методологические основы клиентцентрированного консультирования с целью научиться у Бога, понять Его урок.

— Концепция исповедания.

— Концепция веры и зловерия.

Духовный закон согласия

«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Матф.18:18—20) Можно сказать, что работа верующих на земле осуществляется под покровительством небес. И при правильном подходе связывание и освобождение, разрешение проблем, ответы на молитвы, все это обещает нам Господь. При одном условии и это согласие.

Согласие в душепопечительстве — это такие доверительные отношения между душепопечителем и опекаемым, при которых формируется душепопечительский альянс. При более внимательном рассмотрении стиха 19 мы можем найти ответы, если зададимся правильными вопросами. «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного»,

— Что делать?

— Просить о всяком деле.

— Согласятся где?

— На земле.

— При каком условии?

— Если двое из вас согласятся.

— Что будет?

— Чего бы ни попросили.

— Будет от кого?

— От Отца Моего Небесного.

Обетование — чего ни попросите, будет вам от Отца Моего Небесного. Перед Иисусом Христом мы объединяемся, через Него мы имеем доступ на Небеса. Получаем надлежащее состояние — смирение, упование, дерзновение, «умиляемся» сердцем. Получаем блага от Небесного Отца. Господь — Создатель — творит все из ничего. Мир сотворен Богом из ничего, поэтому Он может и видоизменять, что создал. Бог может переделать то плохое, что мы имеем сейчас, во что-то хорошее в будущем.

На земле нам постоянно что-то нужно. Если мы понимаем как достичь желаемого — делаем. Если желание находится за пределами наших возможностей — просим. Сначала обращаемся с просьбой к ближним, если не помогает, мы просим у Бога. Ожидаем сверхъестественного вмешательства. Верим, что в результате этого вмешательства нам будет лучше.

Ошибочные мотивации

— Бог изменит все плохое, что нас окружает, без нашего участия.

— Мы осознаем свою ответственность, но из-за обиды или негативных эмоций отказываемся что-либо делать с нашей стороны. Выбираем ожидать чуда, лежа на диване. Пытаемся избежать личного участия в решении вопроса.

— Главное, чтобы нам было хорошо здесь и сейчас. Бога воспринимаем как стол заказов, в обязанности которого входит сделать нас довольными и счастливыми на земле.

Правильная мотивация

Мы соработники у Бога. Бог желает, чтобы бы искали Его Лица. «Больше всего хранимого, хранили сердце наше, потому что из него все источники жизни». (Пр. 4:23) Мы призваны думать по Воле Божьей. Если вы о чем-то усиленно молитесь, будьте готовы к тому, что Бог будет использовать вас для исполнения этой молитвы. «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:7). «пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5:24). Пожертвовать своим комфортом, временем и средствами. Сделать первый шаг к человеку, с которым в ссоре. Встать с дивана и сделать все, что в наших силах, в наших руках.

Бог Отец пребывает на небесах. Его мысли, не наши мысли. Его мудрость, не наша мудрость. Наши представления ограничены. Он создатель и законодатель. Он утверждает законы на земле и на небесах. Бог Отец относится к тебе по-отечески. Воспитывает, обучает, ограничивает. Взращивает в человека духовно и психологически зрелого, успешного с точки зрения вечности, а не с точки зрения земной успешности. По законам небесным, а не временным, земным, тленным. Наши земные понятия могут кардинально отличаться от небесных. «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6:19) — противоречит земному пониманию накопления богатств — «чем больше, тем лучше». Мы накапливаем материальный потенциал, образовательный потенциал, который потом можно конвертировать в работу, деньги, материальные ценности. Отец наш Небесный благословляет нас материально и здесь на земле. И все же готовит нас прежде всего для небес.

Вестминстерский Краткий Катехизис говорит:

Вопрос 1. В чем состоит основное предназначение человека?

Ответ: Основное (главное) предназначение человека, прославлять Бога и вечно радоваться в Нем.

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». (Иоан.17:3) Бог хочет, чтобы мы познавали Его, радовались Ему и прославляли всю вечность. Наша жизнь на земле это как тренажер, этап подготовки, для бытия на Небесах. Ценности земной жизни — обустройство быта, безопасности, сытости, комфорта и довольства. Все это не является главным, с позиции Царства Небесного. Все земные блага являются инструментами, которые помогают любить Бога всей душой, всем сердцем, всем разумением. Или мешают…

В Ветхом Завете понятие «душа» — это жизнь. В Новом Завете понятие «душа» стало одной из сущностей человека. Дух, душа и тело. Любить Бога всей внутренней жизнью своей. Всей душой. И всем разумением — всеми мыслями, стремлениями, действиями. Как я живу, чем живу, где работаю, как работаю, с кем дружу, чем дорожу и т. д. Любить Бога всем своим существом, всей своей сущностью.

Для Бога Отца основная задача воспитать нас для жизни в Небесах. Если для человека земные сокровища становятся идолами и материальные ценности помехой к познанию и любви к Богу, то эти идолы становятся врагами Божьими со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если человеку легче молиться, поститься и искать воли Божьей в трудных ситуациях, то с позиции Бога правильно затруднить жизнь человека, чтобы он был духовно мобилизован. Но если здоровье, благополучие, успех помогают нам больше любить Бога, еще больше подчинять свою жизнь Воле Божьей, то Бог дает нам это и земные блага становятся сопутствующими нашей земной жизни.

Земные отцы стремятся научить своих детей самостоятельности, успешности, продуктивности. Хотят, чтобы ребенок стал образованным, развитым и хорошим заботливым семьянином в будущем. Здесь можно провести параллель. Наш Небесный Отец тоже хочет, чтобы его дети были успешными и плодоносными в Его Царстве. Поэтому земные ценности становятся в подчинении ценностям небесным. Сам факт прихода к Богу, нашему Небесному отцу, должен порождать в нас внутреннюю работу, изменение мировоззрения и наших ценностей и приоритетов. Евреи пытались понять имя Бога, но все равно до конца не могли всего понять. Господь сказал Моисею: «Я есть Сущий», то есть Я есть Тот, Кто Я есть. Много в этом имени, что далеко за гранью нашего земного понимания.

Психологическое консультирование сконцентрировано на достижении благ и целей земной жизни. Социализация, адаптация, психологическая зрелость и т. д. А Душепопечительство нацелено на воспитание человека с целью подготовки его к жизни небесной. По воле Божьей. Обращаясь к Богу с молитвами и ожидая ответов, мы должны помнить о превосходстве небесных ценностей, над земными. Работа, семья, деньги — могут быть для человека как благословением, так и проклятием, уводящим человека от Царства Небесного. Поэтому Писание так смело говорит — чего не попросите, дано будет вам — при условии, что двое согласятся на земле. На земле, значит в этой земной жизни, полной обычных человеческих проблем и задач.

Духовный закон научения

Человек обращается к душепопечителю за помощью когда преодолевает определенные трудности или обстоятельства, которые доставляют страдания, боль, дискомфорт его душе, духу или даже телу. Страждущий, прежде всего, хочет избежать боли. Удалить симптомы, подобно тому, как человек принимает обезболивающее, заглушая головную боль, но не решая проблемы.

Второе, люди часто пытаются найти виновного (кто виноват и что с ним делать?). Поэтому люди, как правило, сконцентрированы не на терапевтических целях, а на целях деструктивных, занимаются поиском виноватого, или задаются вопросом «за что», пытаясь найти причинно-следственную связь.

Для того чтобы помочь человеку душепопечительски и не скатиться на психологический уровень консультирования, нам нужно оставаться в поле духовных законов, а значит понимать душепопечительскую историю опекаемого с «высоты Божьего полета», понимать волю Божью. Закон научения помогает душепопечителю, с самого начала, воспринимать душепопечительскую ситуацию с позиции Воли Божьей.

Закон научения проистекает из истин записанных в книге Второзаконие.

«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:2—3).

Важно не только познавать Божьи истины, но и помнить пути, которыми водил тебя Господь.

Помни. Не узнай, не пойми, не угадай, а помни. Помни, как сорок лет Бог водил тебя по пустыне. Причем тридцать восемь из них Он добавил из-за н е в е р и я. Божий народ «заразился» неверием тех соглядатаев, которые пошли посмотреть обещанную землю. Вместо того, чтобы вдохновить людей, мотивировать пойти и взять землю, богатую молоком и медом, 10 соглядатаев из 12 поделились своими страхами и неверием. Это привело к тому, что Бог водил народ 40 лет по пустыне, чтобы научить и испытать.

Господь проводил воспитательную работу. Это было необходимо, чтобы человек сам познал себя, увидел мотивы своего сердца, свою греховность и встал на путь исправления. Бог допускает в жизни человека несчастья и трудности, чтобы человек увидел, что у него внутри. Чтобы мы поняли, где наши сильные стороны, а где слабости. Осознали наше неверие и нужду в Боге. Он знает наше сердце и знает, как мы поступим в той или иной ситуации. Проводя через различные обстоятельства, Бог помогает нам что-то понять о себе.

Воспитательный процесс это не только выработка новых качеств как милосердие, смирение, терпение и других способностей. Это и процесс самопознания. За 40 лет странствования проявили себя бунтари, ропотники, неверующие, непокорные, неблагодарные. А также проявились верные, посвященные Богу, послушные.

Путь, которым вел Господь, был путем накопления нужных знаний и опыта, поэтому Моисей говорит «помни весь путь», то есть, учись на примерах своей жизни. Закон научения говорит, что Бог учит в течении всего жизненного пути.

В Израиле были как верующие, так и неверующие люди. Из двенадцати разведчиков — десять оказались негодными. И только двое верили Богу. Такая же пропорция могла быть и во всем Израильском народе. На протяжении 40 лет, Бог учил как верующих, так и неверующих. «Он благ к неблагодарным и злым» (Лука 6:35), посылает дождь на праведных и неправедных (Матф. 5:45б). Бог Творец всего живого, Он учит всех. Важным в работе душепопечителя является убеждение, что Бог уже чему-то научил опекаемого. Нужно или вспомнить забытые уроки, или понять, или научиться их исполнять. Чаще всего, мы помним только какие-то яркие моменты, имеем смутные остатки воспоминаний. Знание, которое мы не практикуем, вытесняется, мы забываем уроки прошлого.

Если человек получив опыт принимает решение, делает выводы, наблюдения, то он запоминает эти уроки. Но гораздо чаще люди помнят лишь эмоции. Любая жизненная ситуация помогает что-то понять о себе, поэтому при работе с опекаемым важно любой, даже травмирующий опыт, воспринимать как урок, который чему-то учит. Чтобы понять этот урок, нужно выяснить, что человек понял о себе, чего он желал, что он чувствовал, как он хотел поступить. Если мы чему-то учимся, то жизненная ситуация происходит для нас с пользой.

«Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною» — как опыт голода, так и манна, являлись уроками. Важно воспринимать как научение не только ситуации травмирующие, смиряющие, но и ситуации успеха или благоденствия. Люди, зачастую, не умеют учиться на радости и благословениях, нужны проблемы, чтобы искать волю Божью. Это психология выживания — когда нам плохо мы ищем Бога, учимся бояться Его, ценить Его, учимся работать. А приходят мир и безопасность и мы расслабляемся. В радостях, в благословении человек не умеет жить благочестиво, но умеет жить в беде, поэтому порой беды являются необходимым стимулятором для развития духовности.

Начиная с 4 стиха, Моисей обращает внимание на позитивный результат, не смотря на голод и не смотря на сытость. Уроки Божьи всегда приводят к хорошему результату.

4 одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла вот уже сорок лет.

5 И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего.

6 Итак, храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его.

7 Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор,

8 в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед,

9 в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни — железо, и из гор которой будешь высекать медь.

10 И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.

11 Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе.

12 Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие дома и будешь жить в них

13 и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, —

14 то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; (Втор. 8:4—14)

Нужно учиться жить в радости (Втор.8:10—14). Это библейское, богословское основание для работы душепопечителя с ситуациями радости. Очень важно закреплять положительный результат. Переживание положительного результата помогают сформировать образ невидимого. Нужно опыт прошлого, перенести в настоящее и сформировать будущее. Пятый стих иллюстрирует закон научения: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего». Учить — не только передать знания и истины, но овладеть способностями в соответствии с полученными знаниями, или измениться, и научиться быть другим. Поэтому в Библии и используется слово «познал». Познать значит на опыте пережить определенные знания. Этот же термин используется для описания супружеских отношений. Знать мужчину или женщину, значит иметь какие-то социальные отношения, а познать, значит пережить совместный опыт. Познать истину — значит пережить ее. Концепцию научения так же хорошо передает Великое поручение, написанное в Евангелие от Матфея:

19 Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,

20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф.28:19—20)

— Научите…

— Как научить?

— Уча их соблюдать.

— Когда будут научены?

— Когда будут соблюдать.

Слово «научите» дословно переводится «сделайте учениками», то есть сделать человеком, который способен учиться. Ученик Иисуса — учиться у Христа.

Закон научения гласит, что Бог учит, но учит не просто передавая знание, а учит достигая конечной цели — изменения характера и поведения — «учит тебя, как человек учит сына своего». Истину нужно не только понять, но и пережить, захотеть ее исполнить, принять решение и воплотить. Бог учит не ради процесса, а ради результата.

Итак, Закон научения гласит:

1. Бог учит всех людей (добрых и злых, праведных и неправедных, верующих и неверующих).

2. Человеку важно помнить свой путь, потому что в нем содержаться Божьи уроки.

3. С людьми случаются не проблемы или беды, а уроки от Бога, с определенной целью — понять Слово Божье. Душепопечителю важно относиться к опекаемому, как к носителю уроков Божьих. Которые ему предстоит выучить.

4. Бог хороший учитель. Он учит так, чтобы человек научился. Если человек не усвоил урок, то Учитель применяет весь свой потенциал, чтобы принудить к обучению — дает домашнее задание. Если человек не учится, Бог посылает испытания (контрольную работу). Бог прекрасный учитель. Господь видит, если мы усвоили урок, научились у Него, то переходит к следующему.

5. Нельзя давать людям списывать Божье задание. Душепопечитель не должен решать уроки вместо опекаемого. Когда учитель видит, что один ученик списывает у другого, он рассаживает их и дает каждому свое задание. Не надо занимать место Бога в жизни опекаемого, не надо давать советы, решать за опекаемого, вторгается в его жизнь. Душепопечитель должен быть клиентоцентрированным, не давать списывать, а помогать решить. То есть, роль душепопечителя похожа на роль репетитора, он помогает научиться решать задачи, которые задает Учитель.

6. Бог учит на результат, учит соблюдать, а не просто вызубрить. Поэтому происходящее с человеком — это уроки, которые нужно понять и научиться в соответствии с этим знанием жить, поступать, исполнять.

Духовный закон исповедания

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1Ин.1:9)

Обетование Божье состоит в том, что Он простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Прощение — это, в первую очередь, христианское понятие, но и психологическое, и социальное. Нужно ли человеку прощать? Что делать, если он не хочет прощать?

О прощении заходит речь, когда есть обида, разочарование, горечь. Прощение связано с травмирующими воспоминаниями. И оно всегда дается через преодоление: требуется приложить усилия, пройти через стресс, потрудиться. Прощение — неприятный процесс. Но оно приносит психологический комфорт и дает хорошие результаты, плоды. С точки зрения психологии человеку нужно прощать. Травма или обида не завершенная прощением, оставляет психотравмирующий след в душе человека и обязательно деформирует его характер. Простить — значит внутренне что-то пережить, измениться. Его нельзя «выдавить» только одним желанием. Принять решение о прощении, еще не значит пережить прощение, простить. Давайте рассмотрим этот феномен подробнее.

Рациональная часть человеческой души — это разум, воля и решения. Иррациональная часть души — наши желания, мотивы и эмоции. Несбывшиеся ожидания порождают разочарование. Но обида — это не решение обидеться, а эмоциональная реакция на разочарование. Обида и разочарование — это чувства. А чувства всегда иррациональны. Если разочарование иррационально, то и методы работы с разочарованием не только рациональные (понять, что это грех, решить не обижаться), а чаще всего нужно пройти путь с подключением иррациональных уровней души (пережить эмоционально, а главное трансформировать желания или ожидания).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Введение в теоретические основы душепопечительства и консультирования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я