Библейская археология. Первая часть

Рами Юдовин, 2018

Автор работ по библейским исследованиям представляет сборник статей по библейской археологии, где в доступной форме рассказывается о современных раскопках на территории Израиля. Статьи окунают в библейский мир, заставляя прикоснуться к находкам далекого прошлого, ознакомиться с исследовательскими методами современной археологии. Иногда в небольших заметках по истории судеб артефактов прослеживаются драматические и даже детективные коллизии.

Оглавление

Библейская археология. Введение

Библейская археология не только способствует лучшему пониманию мира, в котором жили древние народы, но и даёт более верное представление о событиях, описанных в Библии. Уточняет хронологию фактов, реконструирует исторический фон времени написания библейских книг, тем самым проливая на них свет из независимого источника и являясь отличным пособием для изучающих Святое Писание.

Археология фиксирует процессы развития народа, а также пытается выявить причинно-следственную связь социальных и культурных изменений, происходящих в той или иной местности.

Библейская археология условно состоит из двух составляющих: общего и израильского раздела.

Общий раздел изучает внебиблейскую письменность, свидетельства материальной культуры, религиозные традиции народов, с которыми древние евреи были связаны: хананеян, египтян, филистимлян, ассирийцев, хеттов, персов.

Израильский раздел исследует находки периода пребывания евреев на земле Израиля. Особое внимание уделяется эпохе поздней бронзы, раннего железа, периодам Первого и Второго храмов, т.е. событиям, непосредственно имеющим отношение к истории еврейского народа.

Одним из главных приоритетов государства Израиль является археология святой Земли, так как она прослеживает связь между прошлым и настоящим, между древними и современными евреями.

Вместе с этим, библейская археология давно уже вырвалась из рамок библеистики, став самостоятельным разделом всемирной археологии, использующей последние достижения строго научных методов анализа.

Интерпретация находок, как правило, неоднозначна и полемична, так как связана с устоявшимися представлениями исследователей о библейских событиях.

Например, существует направление «библейский минимализм», некоторые представители которого отрицают не только связь археологических находок с библейскими событиями, но и артефакты считают подделками, не всегда имея на это веских причин.

Оппоненты «минималистов» — «максималисты» (термин весьма условный). Они, как правило, утверждают, что Библия является надёжным историческим источником.

Скорее всего, ошибаются те и другие, а истина, как всегда, посередине. Хотя последние археологические находки и наносят серьёзные удары по позициям «минималистов», нередко остается место для скепсиса и сомнений.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я