1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Руслан Иванович Надюк

Введение в теоретические основы душепопечительства и консультирования

Руслан Иванович Надюк
Обложка книги

Учебное пособие по авторскому курсу «Душепопечительство и консультирование». Для учащихся библейских школ, семинарий, христианских институтов, а так же для служителей и прихожан церквей, которые интересуются теориями и практиками библейского душепопечительского консультирования.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Введение в теоретические основы душепопечительства и консультирования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Душепопечительство в истории церкви

Душепопечительство в иудее-христианской истории

Душепопечительство — это часть нормальной практики народа Божьего, поэтому в Библии нет отдельно выделенного учения о душепопечении, так как оно является естественным результатом личного христианского ученичества и церковного наставничества. Душепопечительство, как попечение Христа и его служителей о душах прихожан, всегда было частью жизни духовно-ориентированных христиан. По мере того, как церковь увлеклась схоластикой, систематизацией и теоретическим преломлением вероучения, душепопечительство стало вытесняться в отдельные практики пастырской беседы. Но душепопечение реализуется не только в контексте доверительной беседы, но в атмосфере душепопечительской молитвы, духовной рефлексии, проповеди, поклонения, изучения Слова Божьего.

Иудейская душепопечительская традиция

Душепопечительство возникло на раннем этапе развития Израильского народа. Запрос на душепопечение появился после выхода евреев из Египта. Израиль был проведен через многие испытания. Когда ситуация стабилизировалась и израильтяне окончательно отделились от Египтян, народ начал осознавать свою идентичность через Богоизбранность и понимать свою нужду в Божьем водительстве, защите и духовной поддержке. Люди, выходя из стресса выживания и преследования осознают свои насущные потребности. Израильтяне выстраивали взаимоотношения друг с другом, налаживали быт в пустыне. В этот период появилась необходимость в понимании смысла Божьих заповедей, и как следствие, появился личный запрос в душепопечении у Божьего человека. Об этом в книге Исход 18 главе:

«На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел тесть Моисеев, все, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим объявляю уставы Божии и законы Его. Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам и законам [Божиим], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою [бремя]; если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром. И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил; и выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. И судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами». (Исход 18:13—26)

«Судить народ» в отрывке значит выносить окончательное Богоугодное суждение по тем спорам и вопросам, которые возникали у людей из народа Израильского. Людей было много, нужда на душепопечительскую помощь была огромной. Запрос на душепопечение был велик еще и потому, что народ хотел знать, как жить по-новому, справедливо, честно, по Божьим правилам. Моисей стал для народа прообразом Христа — священником, пророком, учителем, наставником и душепастырем. Он помогал находить Божье суждение по насущным проблемам и жизненно важным делам. Из приведенного отрывка мы также видим:

— «Просить суда у Бога», — искать у человека Божьего откровения по личному делу;

— Моисей «объявлял уставы Божьи» — у душепопечительства есть образовательная и воспитательная функции: обучать истине в текущей ситуации и побуждать к Богоугодному решению. Человек по-другому осознает Божьи истины, когда находится в стрессе личностно-значимой жизненной ситуации;

— Чтобы помогать людям, нужен навык понимания Божьего провидения, то есть быть водимым Духом Божьим. Моисей был исключительным человеком, пребывал в Слове и в Духе. Сегодня это доступно каждому Богобоязненному христианину в Духе Христовом;

— Даже Моисей не мог справиться с нуждами Божьего народа в одиночку, ему нужны были помощники. Любой душепопечитель ограничен в своих возможностях «помочь всем и каждому». Он не спаситель, а скорее наставник, проводник в личном Богопознании;

— Душепопечительство иногда возникает от проблемо-ориентированного запроса опекаемого, через осознание проблемы и поиск Богоугодного выхода из нее;

— Душепопечительство было необходимо для жизни в народе Божьем, для адаптации, интеграции и ассимиляции в новом обществе. Оно было социально направленным, служило общей цели — проживание жизни в качестве Богоизбранного народа, народа святого, взятого в удел, чтобы возвещать совершенство Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет.

В современном обществе, в контексте индивидуалистической культуры, душепопечительство рассматривается, часто, как религиозная форма психологической помощи. Наша культура пропагандирует образ «индивидуального рая» — места удовлетворения личных потребностей человека, не считаясь особо с мнением или состоянием ближних. Конкуренция в достижении личного счастья «замыкает» сознание на личных интересах, а других побуждает воспринимать как конкурентов. Запрос на психологическую помощь у современного человека нацелен на обустройство «своего мирка», нежели на общественное благо. И направлен на формирование и выстраивание отношений с близким кругом людей, которые нужны «мне для моего счастья».

Индивидуально-ориентированное сосредоточение, акцент на «мне, мое, для меня» — особенность нашего времени. В этой связи, душепопечительство воспринимается, как христианская психологическая помощь, где по Божьим законам и уставам душепопечитель помогает верующему человеку быть наиболее счастливым и успешным в жизни «здесь и сейчас». Откроет секретный способ с Божьей помощью «ухватить» свое личное счастье. Такой запрос приводит к тому, что душепопечительство сводится к духовно-ориентированной психологической беседе, без проявления психологически важных компетенций, в отрыве от контекста церковной и духовно-ориентированной жизни человека.

На примере ранней израильской модели душепопечения мы видим, что оно было направлено на Богоугодную жизнь внутри народа Божьего. Понимания, что вне Божьей общины счастливой жизни, «рая на земле» ему не достичь. Человеку нужны чудодейственные Божьи принципы жизни, которые не только осветят и изменят его жизнь, а подведут его к осознанию в Боге, помогут социализироваться, адаптироваться, стать достойным членом народа Божьего, Его церкви. То есть, душепопечительство всегда социально направлено.

Движение должно быть направлено от проблемы к Богу. От Бога к душе человека, к его сознанию, мотивам, чувствам, решениям. От измененного человека к ближнему. И не только к близкому кругу — семье, родственникам и друзьям. Но и ближним в народе Божьем, к церкви. Если в душепопечении есть это движение, оно становится источником Божьего благословения в жизни опекаемого.

Душепопечитель в Израильском народе — это человек, обязательно богобоязненный, обладающий знаниями и навыками душепопечения. Он ищет Божьего суждения по всем делам. Со временем, в ветхозаветной культуре таким человеком становится раввин. Священники должны были обеспечивать непрерывность жертвоприношений и служения в Храме. А после разрушения Храма для поклонения народ стал собираться в синагоге. Раввин становится ключевой фигурой — учитель, сведущий в богословии, в Торе, в пророках, в уставах и правилах для жизни. Он — знаток повседневной гражданской жизни, прототип современного юриста. Так как вся правовая система у иудеев строилась на Законе Божьем.

Раввин — богослов, юрист и учитель. Имея душепопечительскую практику, раввин накапливает душепастырские и психологические знания. Узнает глубины человеческой души в контексте повседневных забот, исходя из Божьих истин и суждений.

Душепопечение являлось неотъемлемой частью служения раввина в Божьем народе. По наследству от отца к сыну в династии раввинов передавались опыт и традиции, такие как Богопознание, душеведение, законы жизнеустройства, педагогические приемы и навыки. В трудных жизненных обстоятельствах душепопечитель помогал понять Бога, учил людей, как оставаться человеком Божьим в любых испытаниях.

В нашей «Школе душепопечительства» мы стараемся сделать акцент как раз на Богоцентричной модели душепопечения, поддерживающей в стремлении быть человеком Божьим в любых жизненных обстоятельствах. Не просто предлагать психологическое решение проблем опекаемому, но вместе с ним искать Богоугодного суждения по всякому делу. Чтобы жить по уставам Бога, быть Божьим человеком в Божьем народе. Такой подход важен для возрождения библейской, иудее-христианской модели душепопечения.

Душепопечительство в христианской истории

Подобно тому, как в иудейском народе душепопечение было неотъемлемой частью жизни народа, так же было и в ранней христианской церкви. Жизнь первоапостольской церкви была общинной, душепопечительство пронизывало ее во всех сферах. Сформировались тесные взаимоскрепляющие связи. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее». (Деян.2:42—44)

Ученики постоянно находились:

— В учении апостолов — познавали Христа и христианские истины через обучение и рассказы апостолов.

— В общении друг с другом — это терапевтический элемент душепопечения, общение вокруг Христа и Его истин.

— В преломлении хлеба — разделяя насущный хлеб и принимая вечерю, вспоминали о страданиях Христа, благодарили за Его жертву. Возникало единство, общность и сплочение вокруг Господа и его Слова.

— В молитвах — в общении с Богом и Христом Иисусом.

Учение апостолов, общение, преломление хлеба, молитвы — четыре столпа первоапостольской церковной жизни. Они все делали вместе. Результатом такой жизни был «страх Божий на всякой душе» и видимое присутствие Бога в чудесах, вразумлениях, откровениях. «Много чудес и знамений свершалось через апостолов в Иерусалтме». (Деян. 2:43). «Все же верующие были вместе и имели все общее» (Деян. 2:44). Это «общее» — всегда начинается с общих целей, общих тем для разговоров и молитв, общих обсуждений открывшихся Божьих истин, общих трудностей и проблем. Чем больше общего на духовном и психологическом уровне, тем больше возможностей для взаимного участия и на уровне насущных проблем. Взаимопомощь — как следствие общения, интереса друг ко другу и нужд, которые становятся известными в общине.

Первоапостольская церковь была общинной, тесно скрепленной единым поклонением и богопочитанием, общением и пониманием, а также взаимным участием в нуждах друг друга. Наша сегодняшняя жизнь строится на основах индивидуализма. Мы относимся к Богу как «личному» помощнику, просим у Него благословения для себя. Мы заняты своими нуждами, проблемами и заботами. И воспринимаем Бога как Спасителя и Наставника для себя и своей семьи.

Словно откровение к нам приходит осознание, что вокруг много людей, верующих подобно нам. Божьих детей со своими поисками и проблемами. Через это осознание мы становимся ближе и вникаем в нужды друг друга. Если общинная жизнь в конкретной церкви налажена, то мы становимся частью этой общей культуры, частью народа Божьего. Видя, как Бог спасает людей общины, как Он воспитывает себе особенный народ, учимся восполнять недостатки других, получаем восполнение наших недостатков и удовлетворение наших нужд внутри Божьей семьи.

В современном индивидуалистическом образе жизни и мышления не находится места душепопечительству, когда нет близких отношений между членами церкви, которые были естественными в ранней христианской церкви.

В первоапостольской церкви душепопечительство активно практиковалось на основе близких взаимно скрепляющих связей. Не было необходимости об этом отдельно говорить. Душепопечительство было неотъемлемой частью взаимопомощи и духовного наставничества. В связи с тем, что душепопечительство в современной церкви, как единой общины, практически не работает, в виду современного уклада жизни и глубокого индивидуализма, оно становится отдельным служением отдельному человеку.

Нам бы очень хотелось, чтобы и в наших общинах развивалось и преподавалось душепопечительство, которое поможет церкви и ее членам проходить через трудности духовно расти, помогать друг другу, находить Божьи ответы и принимать Божьи ценности. Поможет новообращенным стать частью опекающей Божьей семьи. Поможет зрелым христианам, через восполнение нужд, обрести смысл и благословение от служения и помощи другим. Поможет всей церкви видеть четкую цель совместного попечения от Христа для глубокого личного воцерковления прихожан и духовному благополучию всей общины.

В идеале — душеопекающая церковь не имеет необходимости выделять душепопечение в отдельное служение, так как душепопечение становиться естественным проявлением взаимоотношений, стилем жизни, в которой ученики Христа, не изучая душепопечительскую теорию отдельно проявляют его к своему ближнему. Взаимоскрепляющие связи будут расти. Взаимная поддержка и помощь будут естественными и постоянными. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Иоан.13:35). Так было в ранней церкви. К этому должны стремиться и мы сегодня, несмотря на декларацию современным обществом гуманистических ценностей индивидуализма. Но пока этого идеального результата общиной жизни нет, мы вынуждены говорить и наставлять в душепопечительстве, как отдельном и наиболее важном служении в жизни церкви.

Отступление от новозаветной модели душепопечительства в церкви объясняется еще и тем, что по мере формализации Церкви и распространении христианства среди других культур и народностей, культура общинности размывалась мистицизмом и культурой личного духовного подвижничества, что приводило к потере понимания важности общинной жизни и утрате «душепопечительской традиции общинной жизни». Мистическое погружение отдельной души в церковные практики становились важнее взаимоотношений между прихожанами и наставниками. Таинства церкви стали вытеснять добродетели церковного ученичества. Ослабевали тесные социальные и духовно-психологические связи между христианами. Для греков и римлян не были естественными общинные формы отношений. Душепопечительство, как стиль внутрицерковных отношений в ходе церковной истории все больше смещалось в зону личных духовных практик и практиковалось индивидуально в контексте исповеди священнику и личного наставничества духовником (старцем, отшельником, монахом, священнослужителем).

Период патристики

Период патристики — это первые века в церковной истории. Во времена Отцов церкви — душепопечительство рассматривалось как учение о спасении своей собственной души. Оно воспринималось как некий труд по очищению и спасению своей души через приближение к Богу, самоотвержение и самодисциплину. Сохранилось большое количество записанных молитв, рассуждений и наставлений того периода. Приведем несколько примеров такого попечения о собственной душе верующего. Лучшие из них поражают глубиной:

«О, да познаю Тебя, Господи, познавший меня; Тебя да познаю, сила души моей! Яви мне Себя, Утешитель мой, да узрю Тебя, свет очей моих. Приди, радость духа моего, да узрю Тебя, веселие сердца моего. Тебя да возлюблю, жизнь души моей. Явись мне, услаждение мое великое, утешение мое сладостное, Господь Бог мой, жизнь и вся слава души моей. Тебя да обрету, желание сердца моего; за Тебя да держусь крепко, любовь души моей; Тебя да обыму, небесный Жених, великое внутреннее и внешнее радование мое. Тобою да обладаю, блаженство вечное. Тобою да обладаю во глубине сердца моего, блаженная жизнь, высочайшая сладость души моей.1

Эти молитвы служат для нас примером. Невозможно стать хорошим душепопечителем, если не заботиться о своей душе и не приближаться к Богу. Если не получать от Него помощь во время трудное. Не восполнять нашу нищету благодатью Божьей в избытке. Если бальзам Евангелия не исцелит прежде нас самих.

Бедный я! Когда неровность моя сгладится до уравнения с прямотою Твоею?

Ты, Господи, любишь уединение, а я люблю многолюдство;

Ты любишь молчание, а я молву; Ты — истину, а я — суету.

Ты ищешь чистоты, а я — нечистоты.

Говорить ли более, Господи?

Ты — истинно благ, а я — зол;

Ты — благочестен, а я — злочестив;

Ты — свят, а я — окаянен;

Ты — правдив, а я — несправедлив;

Ты — свет, а я — слепец;

Ты — жизнь, а я — мертвец;

Ты — врачевство, а я — больной;

Ты — радость, а я — печаль;

Ты — высочайшая истина, а я — «совершенная суета», как и «всякий человек живущий»2

Главной ответственностью человека становилось непосредственное участие в спасении своей души, через отвержение плоти. А забота друг о друге в церкви, к сожалению, ушла на второй план. Долгое время послание апостола Павла об отвержении плоти понималось неверно, дуалистично. Плоть отождествлялась с телом. Смирение плоти воспринималось как ограничение физических потребностей человека. Хотя в богословии апостола Павла понятия «плоть» и «тело» не тождественны. Грехи плоти — это не только грехи тела, но и характера, испорченной натуры человека. «Плоть» у апостола Павла — ветхий развращенный человек, потакание греху, образ жизни необращенного человека.

Постепенно, в церковь проникает греческая философия. В частности Платонизм оказывает влияние на формирование христианской культуры того периода. Продвигаются идеи о самосовершенствовании, через проникновение в мир идей, ценность логики, рационального диалога. Учение Платона взаимодействовало и интегрировалось в христианскую церковь и породило аскетическое направление, отшельничество.

Аскеза превалирует над молитвой и духовными упражнениями. Главной задачей христианина становится попечение о своей душе и поиск спасения через дисциплину. Послание Григория Нисского (335—394 гг) к Литоию епископу Мелитинскому называют первым трактатом по душепопечению, первой попыткой систематизировать знания. Душепопечение рассматривается как забота о душе. Главная цель — добродетель и спасение души.

Григорий Нисский как и другие «Каппадокийские отцы» церкви Василий Великий (330—379 гг) и Григорий Назианзин (Богослов) (330—381 гг) переняли платоническое учение, с его отчуждением души от тела. Очищение души, ее освящение через аскезу и дисциплину становится главной целью душепопечения. А христианские упражнения главным инструментом для спасения.

Результатом становится отшельничество, уединение, уход из мира. Люди, посвятившие себя такому образу жизни — монашеству — становятся людьми с другим мировоззрением, людьми особого посвящения, особого Богопознания. К ним стекались люди, приходили за советом или решением насущных вопросов. Таким образом, душепопечение превращается в наставничество, где монахи пестуют, обучают и наставляют молодых. Знания передаются от старшего к младшему. Также забота и наставление духовно слабых и отпавших, «заблудших» людей, которые искали «суждение Божье по поводу дел своих». Монахи-отшельники направляли людей на путь духовного просветления и воцерковления. Душепопечительство было не только временной помощью и мудрым советом, подсказанным в трудный жизненный период, не только беседой осветляющей душу, но и направлением человека в церковь как терапевтическое общество.

В тот период церковной истории церковь была единственным местом, где, имея все общее, члены церкви помогали друг другу. Они разделяли радости и горести, благословения и нужды. Укрепляли друг друга в духовном становлении и верности. К концу периода патристики душепопечение становится наставничеством духовных старцев, назидание отшельниками своих подопечных как из монахов, так и из мирян.

Душепопечение в средневековье и до реформации

Душепопечение до конца 14 века в своей практике не особо отличается от периода Патристики. Наставничество происходило, в основном, в монастырях. Одним из примеров душепопечительства того периода служит произведение Фомы Кемпийского (1380—1471 гг) «О подражании Христу».

«Величайшая мудрость — искать Царства Небесного, удаляясь от мира. Суета — искать богатства гибнущего и на него возлагать упование. И суета также гоняться за почестями и надмеваться горделиво. Суета прилепляться к желаниям плоти и того желать, от чего после придется понести тяжкое наказание. Суета желать долгой жизни, а о доброй жизни мало иметь попечения. Суета заботиться о настоящей только жизни, а в грядущий век не смотреть нисколько. Суета любить то, что скоро проходит, и не спешить туда, где пребывает вечная радость». (Фома Кемпийский, перевод Победоносцева К. Г.)

Наставления полезные для духовной жизни, путь преобразования христианина в образ Христов. Можно сказать, методическое пособие по упражнению в духовном развитии. Душепопечение — воспитание своей души. Подчеркивается ответственность самого человека за свое самосовершенствование.

Вплоть до реформации душепопечительство остается личной духовной дисциплиной, в которой люди лишь учат друг друга. Преобладают глубокие духовные индивидуалистические установки со слабыми межличностными, социальными и психологическими связями.

Период реформации

Для протестантской христианской традиции душепопечительства особое значение имеют определения лидеров реформации, таких как Мартин Лютер и Жан Кальвин.

Мартин Лютер — христианский богослов, переводчик Библии на немецкий язык и основоположник Реформации, сначала был августинианским монахом.

Мартин Лютер считал, что фундаментальными причинами, вызвавшими реформацию в Римско-католической церкви явилось отсутствие проповеди на понятном языке и душепопечительства в церкви. Лютер, как никакой другой реформатор, придает большое значение душепопечительству. В его понимании проповедь и душепопечение — взаимосвязаны и неразделимы. Проповедовать и не заботиться о душах — недопустимо. Католическая церковь того времени была слишком занята церковными проблемами и не радела о пастве.

По мнению Лютера душепопечительство это практика вызванная нуждой и запросом самого опекаемого. Он дает самое сжатое и простое определение душепопечению:

Душепопечение — это воспитание в соответствии с проповедуемым словом.

Душепопечитель воспитывает опекаемого, помогает ему практиковать то учение, которое он слышит на собраниях в церкви. В этой связи проповедь должна быть такой, чтобы было понятно чему и как воспитывать опекаемого. Душепопечительство должно помочь человеку воплотить в жизнь то, что звучит с кафедры.

Есть еще один сильный аспект в учении Лютера о душепопечении. Каждый хозяин дома должен был учить своих домашних и прислугу, потому что он в доме своем священник и епископ. Это касается и современных глав семей. Ответственность за воспитание и наставление в Слове Божьем жен и детей лежит в первую очередь на отцах. Не на воскресных школах, христианских лагерях или конференциях, а на главе семьи, на муже и отце.

Одним из главных тезисов реформации было учение о царственном священстве всех верующих. Каждый рожденный свыше человек, под водительством Святого Духа, имеет духовную миссию. Душепопечение из «практики воспитания своей души» преображается в практику помощи ближнему в совершенствовании, становится более социально ориентированным. Важное приобретение реформации в том, что душепопечение делается ответственностью каждого христианина. Лютер учил не навязчивому душепопечению, которое возникает по запросу опекаемого.

Жан Кальвин — другой великий реформатор, в своем богословском труде «Наставление в христианской вере» говорит, что дело душепопечения лежит в первую очередь на служителях, пастырях и старейшинах.

«Их (пастырей) служение в Церкви требует, чтобы они не пребывали в праздности, а наставляли народ в христианском учении, совершали таинства, исправляли добрыми увещеваниями недостатки ближних, употребляя для этого данные Иисусом Христом средства отеческого воспитания. Ибо возвестил Бог всем, кого Он поставил на страже Церкви, что если по их небрежению кто-либо погибнет в своем беззаконии, то кровь его будет взыскана от их рук. (Иез 3:18) О том же говорит и св. Павел имея в виду всех пастырей: горе им если они не проповедуют Евангелие, потому что им это вменено в обязанность (1 Кор 9:16). Наконец, то, что апостолы сделали для всего мира, каждый пастырь должен делать для в своей Церкви, для которой он предназначен».3

Сегодня мы говорим о пастырском душепопечении. Оно включает в себя, в том числе и директивные формы душепопечения. В особых случаях требующих применения духовной власти. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». (2Тим.4:2)

Пастыри «обязаны заботиться о дисциплине, совершать таинства, увещевать и исправлять верующих»,4 — пишет Кальвин. Душепопечение — это духовная дисциплина в исполнении вероучения и контроль за его соблюдением. Душепопечение, по Кальвину, становится уделом экспертов. Эксперт это тот, кто компетентен в вероучении. Становится важным образование служителей. Пастор или Старейшина-учитель надзирает над соблюдением вероучения. Обучает и контролирует. Душепопечение инициируется пастором. Служитель имеет право к принуждению исполнения вероучения.

Другой реформатор Мартин Буцер трудившийся в Страсбурге написал книгу «Об истинном душепопечении и правильном пасторском служении». Свой труд Буцер основывает на отрывке из пророка Иезекииля: «Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде». (Иез.34:15,16)

Буцер считает, что у Бога свой подход к каждому из пяти типов овец. Третью из них «пораненную» он считает пораненной тяжким грехом. Здесь, по Буцеру, речь идет о том, чтобы «содействовать истинному преображению (реформации) тех, кто оставаясь в общении церкви Христа, упали и тяжко согрешили». Другими словами, нужна церковная дисциплина для членов церкви5.

Таким образом, мы видим, что многие реформаторы рассматривали душепопечение, как вопрос духовной дисциплины, поддержание порядка в церкви, которое осуществляется служителями. Чтобы вероучение могло соблюдаться, а дисциплина поддерживаться, необходимо, чтобы пастыри и пресвитеры были образованы и хорошо знали вероучительные стандарты. Служитель должен быть компетентным в вопросах веры. Он должен быть сам наставлен и обучен, а также просвещать и обучать прихожан. В реформатских церквях по сей день существует порядок катехизации членов церкви и их детей. И строгие требования к образованию пресвитеров и учителей. Кальвин требовал от пресвитеров своей Женевской церкви посещение каждого члена на дому. Вот что он об этом пишет:

«Но в первую очередь эта обязанность возложена на пасторов и пресвитеров, ибо их служение подразумевает не только публичную проповедь, но и особое, по домам, наставление тех, в отношении которых публичная проповедь окажется недостаточно действенной. Об этом говорит св. Павел, когда сообщает, что учил ефесян как всенародно, так и по домам, и заявляет, что чист от крови всех (Деян 20:20—26), поскольку день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из них (Деян 20:31). Ибо вероучение только тогда являет силу и приносит плоды, когда служитель не просто провозглашает перед всем собранием, как должно жить, но находит способ и средство побудить к правильной жизни нерадивых или противящихся учению. Если же согрешивший воспротивится таким увещеваниям или, упорствуя в дурной жизни, пренебрежет ими, то, по заповеди Иисуса Христа, после второго предупреждения в присутствии двух или трех свидетелей он должен предстать перед церковным судом. Далее его подвергнут нелицеприятному обличению, дабы публичным авторитетом Церкви принудить к послушанию, смирению и повиновению. Но если он и тогда не повинится, а будет упорствовать в дурных делах, то подлежит исключению и изгнанию из христианского общества как позорящий Церковь»6.

Во времена реформации церковь была народной или земельной. Народ, проживающий на определенной территории и был церковью. Обязанности пресвитеров по душепопечению распространялись на всю паству. Поэтому душепопечительство носило часто просветительский характер к людям, которых мы бы сейчас назвали «необращенными, неверующими, номинальными христианами». Сейчас церковь — объединение людей на основе личного духовного возрождения, крещения, единства исповедания и жизненной реализации вероучения.

Душепопечение в Римско-Католической церкви после Реформации

Реформация Лютера и Кальвина повлияла и на Римско-Католическую церковь. Большую роль в развитии католического душепопечительства сыграл Тридентский собор (1545—1563 гг) На соборе были определены четкие границы церковных епархий (греч. ἐπαρχία — «удел, область»). Духовная ответственность за благополучие верующих теперь ложилась на епископа и местных священников. В случае, если пастырь со своими обязанностями не справлялся, к нему мог быть прикреплен помощник, который занимался исключительно душепопечением, т.е. заботой о благочестивой жизни подопечных. Еще одно определение душепопечительства в Римско-Католической церкви. Подопечными являлись люди, живущие в границах епархии. Рамки благочестия определялись учением Церкви.

Игнатий де Лойола основал «Общество Иисуса» в 1540 г. В простонародье общество было названо Орденом иезуитов. Главная задача ордена была контрреформация, обучение паствы на понятном языке и душепопечение монахов и мирян. Игнатий де Лойола написал книгу «Духовные упражнения».

В ордене иезуитов практиковалось длительное сопровождение опекаемого. Монахи принятые в Общество должны были дать обет целомудрия, бедности, послушания генералу ордена и повиновения правящему церковью Папе Римскому. Монахи были людьми образованными, знающими, отказывались от вознаграждений и потому считались людьми благочестивыми. Они становились учителями для детей высокопоставленных людей, элиты того времени, в нескольких поколениях. Монахи учили детей наукам, нравственности, этикету и основам католической веры. Произошла трансформация душепопечительской практики, от формата консультирования до формата длительного сопровождения.

Душепопечительские традиции Анабаптистов

Анабаптисты — по-другому — перекрещенцы. Протестантское движение, отделившееся во времена Реформации от основных протестантских течений. Анабаптисты отвергали понятие «народной» или «земельной» церкви. В том ее значении, что любой родившийся младенец на данной земле автоматически становился членом церкви. Они утверждали важность личного исповедания, обращения и рождения свыше. К крещению допускались только взрослые, на основании личного решения следовать за Христом.

Душепопечение воспринималось анабаптистами как освящение, с целью отделения от мира, с одной стороны, и ученичества с другой. Цель стать учеником Христа, познавать Его и Слово Божье. Главная задача научить жить по вере и поступать в соответствии с новозаветными установлениями. Право на крещение нужно было заслужить ученичеством. Душепопечители брали на себя роль учителей, преподавали основы учения и Законы Царства Божия. Учили уподобляться Христу.

Душепопечительские традиции Пиетистов

Пиетизм (от лат. «pietas» — благочестие). Спустя время после реформации, уже к середине семнадцатого века, в Лютеранской церкви стало происходить «охлаждение» к христианской вере. Все назывались христианами, были крещены и потому считали себя возрожденными, но не хватало искренней живой веры. Именно этот дефицит и стремился восполнить пиетизм. Дефицит веры так волновал Филиппа Якова Шпенера, что в 1675 году он написал книгу «Святые желания» (или «Благочестивые желания»). Книга о личном, практическом благочестии. Личное покаяние, освящение и жизнь в благочестии становится центральным учением пиетизма.

Живая вера, стремление к святости, благовестие и жизнь в мире, но не по законам этого мира, а по законам Царствия Божия. В этом их отличие от Анабаптистов, где освящение связывалось с отделением от всего мирского, посвящение с уходом от мира и жизнь в затворничестве.

По мнению пиетистов, вера это подарок от Бога, а освящение — подвиг христианина. Они учили, что вера всегда ведет к делам и поступкам. Поэтому Пиетисты придавали большое значение воспитанию христианина, ученичеству и умению жить по воле Божьей и благочестию в ежедневном хождении пред Богом. Не умение христиан жить по Воле Божьей они считали основной причиной морального, духовного и социального распада общества. Учить верующих жить по Слову Божьему и применять Слово в повседневной жизни, вот цель душепопечителя-пиетиста. Одним из инструментов была домашняя группа. Именно пиетисты являются основоположниками малых домашних групп. Граф Цинцендорф на территории своего имения в Германии поселение Гернгут, организовал такого рода группу, пригласив туда, гонимых католической церковью чешских братьев в Моравии, ставшей впоследствии независимой братской церковью (Моравская церковь). Пиетизм усиленно распространял литературу на тему личного благочестия. Всемирно известными стали книги Иоганна Арндта, особенно его четыре тома книги «Об истинном христианстве», а также собрание проповедей Людвига Гоффакера. Душепопечительство становится практической помощью, которую проявляет каждый христианин с целью помочь другому христианину. Пиетизм положил основание взаимному душепопечительству всех членов церкви.

Пиетисты активно поддерживали друг друга в таком христианском движении через письма. Их письма были посланиями благочестивой жизни, в своем роде, удаленная форма душепопечения. Первой дистанционной формой душепопечения были апостольские послания церквам и личные послания Тимофею, Титу. И сегодня, если опекаемый находится в другом городе, в больнице или в местах лишения свободы, например, есть нужда в дистанционном душепопечении.

Мы так же должны помнить об этом, стремиться к благочестию и убегать греха в своей собственной жизни. Христианская святая жизнь перед лицом Божьим всегда оставляла свой след в обществе. Как соль спасает от гниения и разложения продукты, так и благочестивые последователи Христа спасают общество от морального, социального и духовного распада. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Матф.5:16)

Современные концепции Душепопечительства

Сейчас душепопечительством называют все, что связано с психологической помощью верующему человеку. Освобождение от оккультных зависимостей, общение, направленное на ободрение, помощь, поддержку в трудных жизненных обстоятельствах, наставничество и т. д.

Нередко душепопечение заменяют наставничеством, ученичеством.

Иоганес Раймер в своей книге «Душепопечение в церкви» дает следующее определение: Душепопечительство — это помощь, оказанная человеком с целью помочь другому реализовать себя так, чтобы он не только внес свой положительный вклад в общественную жизнь, но и получил бы исцеление и помощь для выполнения воли Божьей в своей жизни».7

Подразумевается, что человек способный оказать помощь сведущ в вопросах душепопечения, понимает что делает, другими словами, подготовлен к решению сложных вопросов.

Цель душепопечителя помогать людям. Христианам и неверующим. Помощь может быть оказана любому человеку, если тот ищет такой помощи и хочет реализовать себя внесением своего положительного вклада в общественную жизнь. Раймер видит душепопечительство — социально-ориентированным процессом.

Получение исцеления — это помощь людям, которые ранены жизненными обстоятельствами или больны, для выполнения воли Божьей в жизни человека. Чтобы исполнить Божью волю, нужно понять, в чем она заключается относительно моей жизни. Чего Бог хочет от меня? Душепопечение становится Богоцентричным.

Гарри Коллинз своей книге «Пособие по христианскому душепопечительству» дает другое определение, скорее в терминологии консультирования. Душепопечение — это духовно-психологическая помощь верующему человеку, попавшему в трудные жизненные обстоятельства, с целью помочь в решении его проблем.

Выводы:

Если систематизировать и обобщить все рассмотренные нами определения душепопечительства, как оно развивалось и трансформировалось в истории и жизни церкви можно сделать следующие выводы. Душепопечение это:

— Преображение христианина в образ Христа

— Спасение моей собственной души

— Воспитание в соответствии со словом Божьим

— Духовная дисциплина в исполнении вероучения

— Наставничество и обучение новообращенного законам царствия Божия

— Консультирование для выявления и исправления духовных проблем посредством духовного возрастания

— Поиск Божьего суждения по всякому делу, помощь в соблюдении Божьих заповедей и исполнении завета в народе Божьем

— Духовно-психологическая помощь верующему человеку, попавшему в трудные жизненные обстоятельства

— Индивидуально-ориентированный процесс восстановления жизни по христианской вере

— Вхождение в церковь, как терапевтическое общество

Вроде бы все понятно, но трудно определимо. Здесь необходимо остановиться и договориться о терминах и их значениях. Что мы будем считать душепопечительством. Определение поможет нам отсечь лишнее и убедиться в правильности и истинности практик душепопечительства.

Такое многообразие определений душепопечительства говорит не о сложности с определением, а скорее о количестве задач стоящих перед душепопечителем. Решение которых находится в сокрытой, невидимой зоне жизни человека, на стыке психологического и духовного, затрагивает самую суть, имеет дело непосредственно с уникальной сущностью — душой человека.

Подобно тому, как Бог есть Дух и до конца непознаваем. Бог больше нас, пребывает в неприступном Свете, однако присутствует в нас Духом Святым. Хотя мы можем многое о Нем знать из Святых Писаний, как, например, имена Бога открывают нам Его характер и Его сущность, Он явил Себя нам в Иисусе Христе. Все равно, есть понятная часть о Боге и есть то, что мы не понимаем. Поэтому познание Бога становится нашей постоянной жизненной целью и задачей. Мы знаем о Боге ровно столько, сколь Он Сам дает нам о Себе познать, благоволит Себя открыть.

Душа человека созданная по образу и подобию Бога так же содержит тайну. Как Бог, Творец человеческой души, наполняющий христианскую душу частично познаваем, так и душа познаваема и непознаваема одновременно. О состоянии человеческой души мы так же узнаем из Слова Божьего. Душу человека нельзя четко определить, но можно видеть ее проявления. Психологическая наука работает не с душой, а с ее проявлениями — мыслями, которые порождает душа, эмоциями, решениями, установками, поведением. Психология не изучает душу, ее — душу — нельзя увидеть, это тайна Божия, а вот ее проявления можно наблюдать и анализировать. По сути, психология не познает душу, она дерзает разгадать загадку человеческой души, определить предмет исследования и методы ее изучения. В каком-то смысле, психологические методы помогают нам лучше понять душу, но познать до конца ее невозможно.

Душепопечительство — это практика душеведения, оно основано на Писании как и систематическое богословие. Это практическое познание души как отдельного человека, так и группы людей. Душепопечительство это сопровождение, вспоможение и помощь в освящении души, самого центра человеческой личности. Когда душа освящена, наполнена Духом Божьим, стремиться к Божественному смыслу она непостижима, но проявляет себя определенным образом. Потому и определение душепопечению дать достаточно сложно.

Фридрих Шлейермахер, немецкий богослов и философ рассуждая о душепопечении выдвигает ряд важных тезисов, которые можно обобщить в следующее определение:

Душепопечение — это индивидуально ориентированный процесс восстановления жизни по христианской вере с целью воцерковления человека в церковь, как терапевтическое общество.

Индивидуальная работа с человеком, который ищет изменений в своей жизни по вере. Изменения жизни по вере — это цель душепопечения. Средствами такого взаимодействия может быть не только беседа или разговор, это может быть целый комплекс мероприятий. Возможна даже работа в группе, совместная молитва, сопровождение, обучение (информирование), воспитание, наставничество, изменение мировоззрения и т. д.

В этом определении можно увидеть сразу несколько проявлений душепопечения.

— Поиск Божьего суждения по всякому делу, как в Ветхом завете у Моисея.

— Восстановление жизни по вере, как во времена реформации у последователей Кальвина

— Воспитание в соответствии с проповедуемым словом, как у Мартина Лютера

Хотелось бы обратить особое внимание на два аспекта этого определения, а именно:

1. Индивидуально ориентированность процесса.

Можно проповедовать Слово толпе, народу, массам. Но душепопечение это индивидуально ориентированный процесс, душеопекать массово — затруднительно. Слово «индивидуум» означает неделимый. Человек неделим, он учится быть духовным, живя в теле. Потому не нужно делить на телесное и духовное, плохое и хорошее, человек существо целостное. Нужно стремиться помочь человеку, живущему в реальном мире, в земных условиях. Помогать найти Божье суждение по насущным проблемам, искать их решения с помощью Божьей и стремиться быть похожими на Христа. Чтобы через проблемы приблизиться к Богу, а не отдалиться от Него.

2. Душепопечение — это процесс.

Это процесс решения имеющейся проблемы, ее осознания, переживания, мотивирования к решению. Процесс поиска Богоугодного суждения, реализация и воплощение полученного решения. Этот процесс требует времени и усилий. «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». (Гал 6:9) Процесс насаждения определенной истины или смысла, сопровождение процесса «вызревания» и формирования «плода», как духовного, так и физического. Скорость душепопечительского процесса определяется скоростью сознания опекаемого, его способностью вместить, понять и захотеть. Не нужно форсировать происходящее, навязывать понимание, до того момента, пока понимание само не образуется внутри самого человека.

Задача душепопечителя по Шлейермахеру — это восстановление жизни по христианской вере. С целью воцерковления человека, вхождения в церковь как терапевтическое общество. То есть, цель душепопечения не решить проблему, не просто помочь человеку самореализоваться и т. д. Шлейермахер говорит о силе общинной жизни, о терапевтическом эффекте церкви. О том, что вхождение человека в церковь, как терапевтическое общество, запускает в опекаемом самовосстанавливающиеся процессы.

Восстановление жизни по вере сводится к выявлению зон, где нет веры и активизации ресурса веры в человеке. Если человек не будет доведен до церкви или церковь не является терапевтическим обществом, проблемы могут вернуться. Комплексное исцеление от боли полученных ран человек может получить только в душепопечительски работающей церкви через терапевтическую проповедь, молитву, работу в малой группе и посредством терапевтического диалога.

Душепопечитель должен владеть душе ведением, понимать духовные законы, как они влияют на процессы исцеления души и развитие человека. Душепопечитель запускает эти процессы в человеке и вокруг него так, чтобы, в идеале, они могли работать под контролем самого опекаемого и церкви без участия душепопечителя.

Библейское определение веры находится в послании к Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». (Евр. 11:1) Практическое достижение христоподобия, в моих личных обстоятельствах, восстановление моей жизни, но по вере. Душепопечительство может использовать психологические техники, но должно быть духовным по сути, вероцентричным в своей основе.

Библейское душепопечение

Библейское душепопечительство возникло в США в 70-е годы XX столетия. Когда в Америке авторитетное мнение психолога, невоцерковленного, не духовного человека стало выше, чем авторитет Слова Божьего и церкви. Оно антипсихологическое по своей сути. Проблема, с которой приходит человек, это история о том, как из-за недостатка веры или ведения в определенных жизненных обстоятельствах совершается грех, обида, разочарование или конфликт. Мы смотрим на все это как на проблему вероприменения и практики веры в жизни. Мы рассматриваем веру, как навык исполнять волю Божью, иметь Божье терпение, иметь уверенность от Бога. Вера же возникает и формируется от слышания Слова Божьего.

Задачи душепопечителя в рамках индивидуально ориентированного процесса услышать его личную историю. Рассмотреть ее с позиции вероприменения и практического познания Бога в данной жизненной ситуации. Увидеть, где не хватает понимания воли Божьей и поставив «диагноз» — донести его до человека не только как психологическую проблему, а как отсутствие духовного знания и ресурса. В решении этой проблемы понять Божье суждение, Божью волю. На основе понимания Божьей воли сформировать у человека практико ориентированную веру, направленную на решение целей и задач стоящих перед опекаемым. Через активизацию ресурса веры, через Библию, молитву, церковные практики привести человека к Богоугодному решению. И направить его в церковь, для дальнейшего роста, поддержки и закрепления достигнутых результатов. Дальше душепопечение происходит в церкви.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Введение в теоретические основы душепопечительства и консультирования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

(Отрывок из Тебя ищу, Жизнь моя: без Тебя умираю. Блаженный Аврелий Августин. Беседы души с Богом.)

2

Блаженный Августин «Беседы души с Богом» глава 2

3

Жан Кальвин, Наставление в Христианской вере, книга IV, глава III, раздел 6 стр 54—55. (Учители и служители церкви)

4

Жан Кальвин, Наставление в Христианской вере, книга IV, глава III, раздел 4 стр 53

5

Рассел Филлипс отзыв по книге Мартина Буцера «Об истинном попечении о душах.»

6

Жан Кальвин «Наставление в Христианской вере» книга IV, глава XII, п.2.

7

Иоганес Раймер, в книге Душепопечение в церкви стр 5

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я