Данная книга сочетает в себе подход Эннеаграммы, эмоциональную компетентность и процесс Осознанность в действии, создавая невероятно полезный инструмент для улучшения результата работы в любой области. Авторы показывают, как люди могут повысить свою эффективность на работе, в повседневной жизни и в контексте личностного роста. Для читателей, интересующихся личностным ростом и развитием своего эмоционального интеллекта.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Осознанность в действии. Эннеаграмма, коучинг и развитие эмоционального интеллекта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4
Тип один: стремящийся быть совершенным
Человек, будучи неполным, не может успокоиться и поэтому всегда стремится к завершённости. И это является его совершенством.
Портрет единицы
Питер — директор по комплаенсу в финансово-плановой компании. Он гордится своим знанием отрасли, своими навыками организации хорошей работы департамента и своей способностью минимизировать количество совершаемых ошибок. До того как он получил повышение и стал директором департамента, Питер работал в операционном департаменте. Он считает, что наследство ему досталось очень сложное. Как говорит он сам, «функция комплаенса была хаотичной, и нужно было её выстраивать». В первый день на этой должности он собрал совещание сотрудников департамента, представился и обозначил цели: «Я намереваюсь привести работу этого департамента в порядок, — сказал он, — собираюсь найти ошибки и исправить их, так как ошибки — это то, чего я не могу выносить». Сотрудники слушали его тихо и внимательно. «В этом департаменте нет места халатности», — добавил он.
Он говорил о своём опыте на предыдущей должности и о том, как он повысил производительность, внедрив систему, которая обнаруживала ошибки на ранних стадиях процесса так, что клиенты их не видели. «Добросовестность и внимательность к деталям — это то, что я ценю и что заслуживает вознаграждения», — сказал он. Он сказал своим людям, что первые несколько недель он посвятит тому, чтобы изучить всё «под микроскопом» — существующую систему, то, как работают люди и где они работают неэффективно и неаккуратно; и каждого он спросит насчёт предложений по улучшению работы.
Это было три года назад. Количество сотрудников уменьшилось с восьми до пяти, и Питеру это нравится. Он считает, что люди, которые сейчас у него работают, более сфокусированы на качестве и эффективности. «Сейчас гораздо меньше бессмысленной работы, — говорит он. — Люди знают свою работу и правильно всё делают. Нам не страшен аудит сейчас, потому что мы следуем букве всех правил».
Его больше всего ценят за его знание стандартов комплаенса, его последовательность и следование рабочей этике, преданность идее делать всё правильно. Чаще всего людям в Питере не нравится то, что он негибок, нетворческий и не строит отношения с людьми. Люди считают, что он слишком «следует букве правил». У него чаще всего отрицательная точка зрения, он предпочитает обращать внимание на то, что неправильно, а не на то, что правильно. Он строго следит за людьми, занимаясь микроменеджментом, и обычно скуп при оценке работы сотрудников, которых очень редко хвалит. У него есть мнение о том, каким должен быть идеальный работник, и он оценивает и себя и сотрудников в соответствии со своим идеалом. «Никто не совершенен. Никто не заслуживает оценки „отлично“», — так он обычно говорит.
Питер — Единица. Конечно, не у всех Единиц точно такие же черты характера, как у него, но некоторые черты отзовутся в вас, если вы Единица. Вы также можете узнать это поведение, если вы знаете Единиц. Питера, как и всех Единиц, мотивирует стремление быть совершенным.
Оставшаяся часть этой главы исследует динамику личности Единиц и показывает, как они могут улучшить свои эмоциональные компетенции.
Стратегии
Предпочитаемая стратегия:
Стремление быть совершенным
Единицы взаимодействуют с миром на основе Стремления быть совершенными. Различные Единицы могут по-разному описывать то, что они понимают под «Стремлением быть совершенными», используя такие слова, как «желание поступать правильно, быть правым, соответствующим, логичным, тщательным» и т. д. Вне зависимости от слов, которые Единицы используют, они тем не менее являются образцом приличия, чёткой логики и правильного поведения. Они фокусируют своё внимание на правилах, процедурах, желают убедиться в том, что всегда делают то, что правильно.
Когда Единицы переусердствуют в своей Предпочитаемой стратегии, термин «совершенный» начинает искажаться и превращается в «сдерживаемый». Единицы, находящиеся в стрессе, взаимодействуют с миром, становясь жёсткими, осуждающими и критичными к себе и к другим. Их страх совершить ошибку может осложнить для них совершение решительных действий.
Пренебрегаемая стратегия:
Стремление быть возбуждённым
Стратегия точки Семь, Стремление быть возбуждённым, в какой-то степени противоречит желанию Единиц быть совершенными. Для Единицы возбуждение означает повышенную эмоциональность и спонтанность, а это те две вещи, которые могут привести к ошибочному суждению или ошибкам в исполнении. Поэтому Единицам не комфортно применять эту стратегию, и они начинают ею «пренебрегать». Вместо того чтобы увидеть всю прелесть Стремления быть возбуждёнными, они искажают его и рассматривают как безответственность. Им страшно, что если они будут слишком наслаждаться жизнью, показывать свои эмоции, или станут беззаботными, то совершат ошибки и станут безответственными.
Это не говорит о том, что Единицы всегда суровы и у них отсутствует чувство юмора, или же они не в состоянии показывать свои эмоции или наслаждаться. На самом деле у большинства Единиц необычное чувство юмора, и они могут быть озорными. Однако их юмор часто не высказывается и иногда превращается в сарказм; даже в периоды наибольшей беззаботности они всегда сдерживают себя, не ослабляют свою оборону.
Противоречие: сдержанность и потворство своим желаниям
Игнорирование естественного и здорового желания выражать свои чувства и вести себя возбуждённо заставляет Единиц следовать своей Пренебрегаемой стратегии неявным и предсказуемым образом. Единицы обычно ведут себя сдержанно, но иногда начинают потакать своим желаниям. Например, они могут тайно переедать или поддаваться соблазнам, в то же время быть снедаемыми чувством вины. Когда Единицы понимают, что ведут себя таким образом, то они быстро переходят к своему «единичному» поведению и опять становятся приличными, разумными и «с хорошими манерами».
Поддерживающая стратегия:
Стремление быть уникальным
Единицы используют Стремление быть уникальными для того, чтобы усилить своё желание быть совершенными. Им комфортна роль авторитета по вопросам морали, и они не боятся быть одиноким голосом, говорящим о том, что, по их мнению, правильно. Единицы очень автономны, и требования толпы не способны так просто сбить их с пути, поэтому они часто отказываются присоединиться к мнению общественности. Однако в стрессе они могут навязывать своё уникальное понимание того, что правильно, другим людям, а потом чувствовать себя отделёнными от людей и подавленными, когда другие с ними не соглашаются. Тогда они начинают терять объективность, забывая о том, что их мнение — это одно из множества разных иных мнений о том, что является «правильным».
Единицы в своих лучших проявлениях
В своих лучших проявлениях Единицы естественным и самым подходящим образом используют все три стратегии, а не описанные здесь поведенческие паттерны. Они тщательны и ориентированы на детали, но без перфекционизма и критичности; они радостны и выражают свои эмоции, не позволяя себе лишнего; они придерживаются того, что, по их мнению, является правильным, не теряя объективности и не игнорируя другие точки зрения.
Коротко о единицах
П римеры Единиц: Ральф Надер, Папа Иоанн Павел II, Марта Стюарт, Джимми Картер, Маргарет Тэтчер, Сандра Дэй О’Коннор, Джордж Уилл.
Основное достоинство: точность. Единицы точны и методичны в том, как они подходят к жизни. Они способны принимать ясные, логичные решения о том, что делать и как себя вести.
Что им нравится в других людях: компетентность, высокое качество, соблюдение принципов и процедур.
Что им не нравится в других людях: эмоциональность, нелогичное поведение, нарушение правил.
Что в них не нравится окружающим: перфекционизм, пессимизм, жёсткость, осуждение.
Подход к решению проблем: «Мы должны рассуждать логично и сделать всё правильно».
Убеждения по поводу работы: «Всё работает наилучшим образом, если люди следуют правилам».
Как окружающие воспринимают Единиц: рациональные, правильные, добросовестные, дисциплинированные и проницательные, но иногда жёсткие, критичные, высокомерные, без чувства юмора, отстранённые.
У Единиц ВОЗНИКАЮТ ПРОБЛЕМЫ, ЕСЛИ они говорят себе: «Я знаю, как всё должно быть сделано. Я могу улучшить себя, своё окружение и других людей так, чтобы они соответствовали моим идеалам».
Мёртвая зона: критичность. Единицы иногда не замечают своей привычки критиковать и того, как это сказывается на их взаимоотношениях. Они часто выполняют миссию сделать мир совершенным. Их попытка это сделать часто рассматривается как критика и недовольство. Единицы верят, что они знают, как всё должно быть, и думают, что они обязаны исправить недостатки всего, что их окружает. Они думают, что они просто пытаются помочь, и очень удивляются, когда другие люди считают их критичными.
Лидер-Единица: Администратор.
Сильные стороны Администратора: Единицы создают порядок и ясность, они вводят и поддерживают в силе политики и процедуры.
Слабые стороны Администратора: Единицы могут быть жёсткими, негибкими, отстранёнными и не вдохновлёнными и фокусироваться на том, что неправильно, а не на том, что правильно.
Где они блистают: разработка процедур и следование им. Единицы отлично справляются там, где нужно постоянство в применении метода и логика.
Эмоциональные компетенции по эннеаграмме
Как мы уже говорили в главе 2, эмоциональная компетентность — это способность 1) понять свои эмоции и управлять своими реакциями на них; 2) понять эмоции других людей и управлять своими реакциями на них. Следующие эмоциональные компетенции представляют собой группу из 16 определённых качеств, которые лежат в основе эмоциональной компетентности. Они определяют, как Единицы используют свою эмоциональную компетентность в личном и в социальном плане.
Личные компетенции
Самоосознание
Самоосознание: способность определить, о чём вы думаете, свои эмоции и навыки
Обычно. Единицы легче определяют то, о чём они думают, и осознают свои навыки, а не эмоции. Они чувствуют обязанность вести себя рационально и правильно, поэтому они обращают внимание на то, чтобы образ их мыслей имел смысл и был логичным. Единицы также часто думают, что эмоции нелогичны и отвлекают. В частности, Единицы часто не ощущают свой гнев, называя его «недовольством», вместо того чтобы увидеть то, что есть на самом деле: это гнев.
Когда они в стрессе. Внутренний критик Единиц может преуменьшать их собственные навыки, и они могут начать критиковать свои собственные способности, потому что оценивают себя с точки зрения нереально завышенных стандартов. В стрессе Единицы начинают всё больше чувствовать свой гнев, но одновременно им может становиться стыдно за то, что они злятся, и тогда они не признают эту эмоцию. Это приводит к тому, что они не чувствуют то, что с ними происходит, а это снижает степень осознания себя.
Уверенность в себе: уверенность в своей силе и способностях
Обычно. Единицы трудолюбивы и мотивированы на соответствие высоким стандартам, и их история успеха даёт им некоторую степень уверенности в себе, в том, что они могут добиваться результата. Их желание улучшить мир заставляет их действовать активно и напористо. Они также уверены в том, что лучше других знают, что делать, но иногда боятся того, что сделают ошибку, исполняя свой план. Они создают впечатление уверенных в себе людей и часто становятся лидерами, говоря другим людям, что делать и как лучше это сделать. Когда они в стрессе. В Единицах всё же есть некая неуверенность, которая начинает проявляться, когда Единицы в стрессе. Единицы боятся, что люди увидят их недостатки, хотя они сами часто видят все свои недостатки и, может, даже мучаются от этого. Это сильно подрывает уверенность Единиц в себе, они могут начать чувствовать себя неполноценными, неуверенными в правильности своих решений и в своих навыках. Эта неуверенность иногда компенсируется тем, что Единицы начинают вести себя агрессивно, со злостью озвучивая своё мнение и отношение к чему-либо.
Управление собой
Самоконтроль: сдерживание своих импульсов, эмоций и желаний
Обычно. Эта компетенция у Единиц развита великолепно. Вся их личность сформирована вокруг этого самого вопроса — контролировать свои импульсы, эмоции и желания. Им страшно не быть совершенными, и они гордятся своим умением дисциплинировать себя. Они часто используют это своё качество на благо себя и других, будучи чрезвычайно ответственными, сфокусированными и трудолюбивыми работниками, или трезвомыслящими и проницательными советниками и менторами. Они используют самоконтроль для того, чтобы им не мешали эмоциональные реакции, как свои собственные, так и реакции других людей.
Когда они в стрессе. Единицы начинают чрезмерно контролировать себя, становятся бесстрастными и отдалёнными. Желая сохранить контроль над собой, они начинают контролировать других людей.
Они могут стать требовательными, нетерпеливыми и критикующими, проецируя своё собственное ощущение несовершенства на других. Они заставляют и себя, и окружающих людей работать ещё больше и совершенствоваться.
Адаптивность: гибкость при реагировании на изменения
Обычно. У Единиц есть достаточно чёткое, а часто и жёстко определённое мнение по поводу того, каким всё должно быть, поэтому у них порой возникают сложности, когда окружающие хотят что-то изменить. Они обычно озвучивают свою точку зрения, и когда не хотят изменений, то могут отказываться от сотрудничества и становиться пессимистичными. В частности, им особенно сложно поменять свои моральные установки, стандарты и ценности, для них эти вещи даже не подлежат обсуждению. В то же время они постоянно стремятся улучшить и себя, и своё окружение, таким образом постоянно призывая к определённым изменениям. Аналогично с тем, как это происходит и у других типов, адаптивность Единиц сильно зависит от того, насколько они могут контролировать происходящие изменения и как эти изменения соотносятся с тем, каким, по их мнению, всё должно быть.
Когда они в стрессе. Единицы становятся более жёсткими в своём мнении и своих идеях и предпринимают всё возможное для предотвращения изменений. Они начинают считать, что «правильное — это правильное, а неправильное — это неправильное», и применяют это правило к политикам и процедурам. Они начинают ещё больше бояться сделать ошибку, поэтому становятся более консервативными, придерживаясь того, что было проверено и доказало свою правильность, а не рискуя попробовать что-то новое, которое может не сработать. Они теряют доверие к точке зрения других людей и к их способности принимать правильные решения по поводу того, как делать что-либо по-новому.
Надёжность: сохранение стандартов честности и целостности
Обычно. Единицы часто являются маяками этики и гордятся тем, что соответствуют высоким стандартам. Они надёжны, и при взаимодействии с ними можно рассчитывать на то, что задачу они выполнят лучше, чем это могут сделать другие. Они серьёзно относятся к данным обещаниям, они выполняют то, что пообещали, и ожидают, что другие люди будут вести себя так же. Единицы опираются на свою способность следовать своим стандартам, что позволяет им справедливо оценивать других людей, а будучи начальниками, они обычно не имеют «любимчиков» среди своих сотрудников.
Когда они в стрессе. Единицы отрицают собственные ошибки и скорее сменят тему разговора, чем признают, что были неправы или нарушили свои собственные стандарты. Например, если Единица считает, что придерживается здорового питания, то она может прятать батончики шоколада у себя в столе. В своём желании быть правыми Единицы могут также отдавать приоритет правилам, а не этике. Они могут стать негибкими в исполнении закона и процедур, даже когда абсолютно необходимо сделать исключение. Когда Единицы находятся в очень сильном стрессе, они, возможно, сделают для себя исключение в выполнении правил, но будут требовать, чтобы эти правила исполняли другие.
Оптимизм: способность предполагать и ожидать положительное развитие ситуации
Обычно. Единицам сложно с этой компетенцией, они обычно считают, что стакан наполовину пустой. Они видят мир несовершенным и требующим изменений, поэтому они стараются его улучшить. Их страх совершить ошибку заставляет их прежде всего думать о том, что может пойти не так, а не о том, что в ситуации правильно. Это мешает им увидеть позитивные возможности. Они верят в «закон подлости» — в то, что всё то, что может пойти не так, обязательно пойдёт не так — и часто они не верят в то, что другие люди сделают всё правильно.
Когда они в стрессе. Единицы становятся ещё более пессимистичными и сомневающимися в будущем. Они считают, что это их обязанность — улучшить «неправильный мир», но им присуще недоверие к своей способности исправить всё, что необходимо. Находящиеся в стрессе Единицы всё больше и больше фокусируются на негативном, становятся фаталистичными и сомневаются, что кто-либо вообще сможет что-либо исправить.
Инициатива: готовность действовать для реализации возможностей
Обычно. Единицы, как правило, консервативны и осторожны, они не любят рисковать. Их страх совершить ошибку может заставить их подождать с принятием решения, чтобы исключить риск неправильного выбора. Они часто считают других людей беспечными, а себя — голосом разума, обязанность которого позаботиться о том, чтобы другие люди не поступали слишком поспешно. Несмотря на то, что им сложно действовать спонтанно и рисковать, когда необходимо исправить ошибку или улучшить процесс, они обычно действуют проактивно.
Когда они в стрессе. Страх Единиц сделать ошибку растёт, и они могут стать более нерешительными. После определённого периода нерешительности «внутренний критик» может заставить их в конце концов принять решение, которое может быть опрометчивым и непродуманным. И это всё приводит к тому, что они совершают ошибку, — а это именно то, чего они так боялись.
Мотивированность на достижения: желание достичь или улучшить стандарты совершенства
Обычно. У Единиц очень высокие стандарты совершенства. Их стремление быть без изъянов заставляет их работать лучше и повышать результаты как своей собственной работы, так и работы группы. «Достаточно хорошо» часто не является достаточно хорошим для Единиц. Им необходимо быть совершенными или как минимум достичь более высокого уровня, чем уровень окружающих их людей. Достижение — это то, что заставляет их неусыпного внутреннего критика ненадолго отдохнуть. В дополнение к своей внутренней мотивации добиться успеха Единицы рассматривают достижение как способ доказать свою добродетель и заслужить награду и признание за хорошо сделанную работу. Единицы гораздо сильнее фокусируются на достижении как способе добиться успеха, чем на таких вещах, как отношения, политкорректность, приятность, харизма, связи.
Когда они в стрессе. Стресс заставляет Единиц ещё больше работать, чтобы добиться успеха. Они могут считать, что только работая больше и лучше, чем все остальные, они будут уверены, что делают всё правильно. Однако их привычка сомневаться в себе может помешать реализоваться их стремлению добиваться более высоких стандартов совершенства. И снова — страх совершить ошибку или страх того, что об их желаниях узнают, заставляет находящихся в стрессе Единиц быть осторожными и неуверенными. Они могут также переключить внимание на окружающих — и начать улучшать других вместо того, чтобы улучшать себя. Иногда они будут обвинять других в том, что те мешают им быть продуктивными и эффективными.
Устойчивость: способность преодолевать препятствия
Обычно. Препятствия ещё больше убеждают Единиц в том, что мир несовершенен, и они считают, что препятствия — часть естественного течения жизни. Они считают, что быть «хорошим» частично означает работать лучше, преодолевая препятствия. Из-за того, что Единицы в какой-то степени пессимистичны, они ожидают «препятствий на дороге» и поэтому готовы к их появлению. Эта готовность позволяет им продолжать функционировать, когда другие люди могут отступить.
Когда они в стрессе. Единицы могут стать очень упрямыми, что является негативной стороной устойчивости. Иногда они считают себя мучениками, полагая, что жизнь не создана для того, чтобы получать от неё удовольствие. Они могут рассматривать способность преодолевать препятствия как дар и несут свои страдания как флаг своей праведности. Они могут также обвинять себя и других в отступлении.
Социальные компетенции
Настроенность на других
Эмпатия: осознание и вовлечённость в чувства, идеи и потребности других людей
Обычно. Единицы в общем и целом работают над умением подавлять свои эмоции и обращаться к логике. Поэтому они не слишком настроены на эмоциональные состояния других людей. Единицы также часто считают, что они правы, и поэтому им может быть сложно проявлять эмпатию к идеям других людей, когда такие идеи не совпадают с их собственными. Если Единицы считают потребности других людей «обоснованными», то они легко их удовлетворяют: делая это, они поддерживают свой имидж хорошего человека, исправляющего ошибки и улучшающего мир.
Когда они в стрессе. У Единиц проблемы с эмпатией. Они начинают больше критиковать себя и проецировать свои собственные потребности на других людей. В людях они критикуют то, что отказываются признавать в себе, — недостатки и эмоциональные потребности. Находящиеся в стрессе Единицы ожидают, что люди будут вести себя выдержанно, фокусироваться на работе, а не на эмоциях.
Осознание политических настроений: понимание эмоциональных настроений группы и распределения сил
Обычно. Единицы не умеют так хорошо считывать эмоциональные настроения группы, как они умеют считывать распределение сил. Из-за того, что они находятся под сильным влиянием своего внутреннего критика — они привыкли слушаться авторитетной фигуры в своём мозгу, — Единицы чувствуют авторитетных людей и источники силы. Единицам иногда некомфортно с авторитетами, так как думают, что те их будут оценивать. Единицы стараются подавлять свои эмоции и часто считают, что эмоциям нет места на работе. Это означает, что они часто не обращают внимания на эмоции других людей и не понимают, какое влияние эмоции могут оказывать на взаимоотношения.
Когда они в стрессе. Единицы часто возмущаются политическими процессами, потому что они видят те компромиссы и обман, которые необходимы для получения политической власти. Они считают, что людей надо оценивать исходя из их качеств, а не из навыков политической интриги. Они ещё меньше внимания уделяют эмоциям и могут быть очень сильно недовольны теми наделёнными властью людьми, которые не соответствуют высоким стандартам Единицы в отношении достижений и норм этики.
Коммуникация: открытое слушание и убедительность при общении
Обычно. У Единиц есть своя чёткая точка зрения, и им сложно слушать окружающих открыто и без формирования суждений по поводу сказанного. Они ценят объективность, а также подход, который основан только на фактах, но это часто мешает им распознать невербальные сигналы, которые являются важной частью процесса коммуникации. Им сложно порой слушать других людей без обратной связи или совета. Когда они хотят что-то донести, Единицы обычно говорят логично, продуманно и серьёзно, а не эмоционально и воодушевляющее. Им доверяют потому, что они сфокусированы на том, что правильно и рационально.
Когда они в стрессе. Единицам сложно воспринимать другие точки зрения, и их разговор с людьми включает совет и критику. Они начинают общаться под влиянием своей жёсткой и негибкой точки зрения, а не фактов, поэтому слушатели, возможно, посчитают, что их не услышали и не оценили. Они могут пытаться убедить других людей либо вызывая чувство вины, либо обращаясь в качестве арбитра к более высокому авторитету, а не к объективной логике.
Выстраивание отношений
Лидерство: воодушевление других людей и групп и способность вести их за собой
Обычно. Единицы часто амбициозны и мотивированы на то, чтобы стать лидером, потому что они думают, что знают, как всё правильно сделать. У них есть чёткое видение, они могут фокусироваться на важных вещах, не отвлекаясь. Они мотивированы высокими этическими принципами и принимают руководство по моральным соображениям, а не ради популярности или жажды власти и внимания. Из-за их исключительной целостности и того факта, что для них всё всегда ясно, их последователи обычно доверяют Единицам и верят, что им покажут правильное направление движения и не будут их использовать. Единицы, которые хорошо осознают себя, говорят чётко, прямо, убеждённо. Чего обычно не хватает в их лидерстве — так это обращения к эмоциям людей.
Когда они в стрессе. Единицы могут стать негибкими, критичными и требовательными к своим последователям и подчинённым. Их бесстрастность также не позволяет людям чувствовать свою близость к ним, что негативно влияет на их способность к лидерству. Они могут изматывать себя и становиться недоступными и отдалёнными от людей, а также изматывать работой своих сотрудников. Они могут идти к великой цели, но более фокусироваться на последствиях неудачи, чем на награде за достижение цели.
Сотрудничество: работа с другими над общей задачей
Обычно. Единицы сотрудничают, если верят в правильность и логику выполняемых группой задач. Для них важно, чтобы их считали людьми, которые вносят вклад в работу, и командными игроками. Однако если они не считают, что перед группой или организацией в целом стоят правильные задачи, они будут отказываться сотрудничать или сотрудничать нехотя. Они могут попытаться всё сделать сами, считая, что никто иной не сможет сделать работу так хорошо, как они.
Когда они в стрессе. Единицам может быть сложно работать с другими людьми. Они могут стать более жёсткими и отстраниться, а если они не согласны с задачами, которые стоят перед группой, то даже бросить вызов группе и начать спорить по поводу этих задач. Находящиеся в стрессе Единицы предпочитают работать самостоятельно, потому что они не способны мириться с недостатками и слабыми местами других людей.
Влияние: поиск эффективной тактики для убеждения
Обычно. Если им удаётся в своей презентации сбалансировать фактическую, логическую и основанную на принципах составляющую с человеческой составляющей, то Единицы могут быть эффективны в убеждении других людей. Однако они обычно концентрируются на логической и фактической стороне вопроса. Харизма и личностное обращение часто влияют на людей больше, чем просто факты и данные, поэтому Единицам может быть сложно с этой компетенцией. Единицам удаётся добавить страсти в то, что они делают, когда они хотят исправить социальную или моральную несправедливость, и в этих случаях они наиболее убедительные. Они хорошо подготовлены, у них есть чёткая точка зрения, в которой они уверены, поэтому люди их слушают.
Когда они в стрессе. Единицы обычно становятся догматичными, требовательными и настаивают, чтобы люди видели ситуацию так же, как и они. Они сфокусированы на критике, а не на убеждении. Поэтому вместо того чтобы влиять на других людей, таким поведением Единицы отворачивают людей от себя, даже когда они правы.
Управление конфликтом: ведение переговоров и разрешение конфликтов
Обычно. Единицы могут оставить свои эмоции в стороне, они логичны и бесстрастны и в целом хорошо разрешают конфликты. Осознанные Единицы не принимают конфликт близко к сердцу и не будут прокручивать в уме проблемы после того, как они уже решены. Однако Единицам свойственно делить вещи на белое и чёрное, принижать значение эмоций при проведении переговоров и разрешении конфликтов. Им свойственно быть логичными в спорах, но их логика более направлена на то, чтобы высказать свою позицию, а не на то, чтобы слушать логические аргументы других людей.
Когда они в стрессе. Единицы могут стать негибкими и зациклиться на своей точке зрения — чёрное тогда начинает становиться ещё более чёрным, а белое — ещё более белым, и они уже перестают слушать то, что говорят другие, особенно когда обсуждается вопрос морали или этики. Они начинают требовать, чтобы другие люди поняли их логику, и могут перестать держать себя в руках. При нарастании стресса Единицы либо становятся строгими, либо же закрываются, и после этого им становится сложно продолжать быть бесстрастным участником спора.
Процесс осознанность в действии
Улучшение Оптимизма
Оптимизм — это область, где у многих Единиц возникают сложности. Потенциал Единиц к достижению высоких результатов лежит в улучшении этой компетенции. Далее мы приведём пример, как Единица может работать над этой областью развития; это не готовый рецепт для всех Единиц, и вы можете посчитать, что развитие другой компетенции для вас более приоритетно. Цель этого примера — продемонстрировать, как вы можете использовать три фазы процесса Осознанность в действии для того, чтобы определить ваши собственные области развития и улучшить свою компетентность в этих областях.
Другими компетенциями, которые нужно улучшать Единицам, являются Адаптивность и Эмпатия. Оптимизм, Адаптивность и Эмпатия взаимозависимы, и улучшение в одной из этих компетенций часто приводит к улучшению в двух других. Оптимизм — способность предполагать и ожидать положительное развитие ситуации — позволяет легче адаптироваться к изменениям. Единицы, которые становятся оптимистичными, находят, что они стали более гибкими, в большей степени желают сотрудничать и не так боятся сделать ошибку. Эмпатия помогает Единицам быть более открытыми и вовлекаться в чувства других людей, что помогает им изменить убеждение, что они всегда правы. Когда Единицы полны оптимизма и видят, что стакан наполовину полный, они легче адаптируются к изменениям и становятся более эмпатичны.
Когда вы составляете свой план действий, работайте одновременно над одной или двумя целями; делайте маленькие шаги, которые будут продвигать вас к достижению каждой цели; двигайтесь от более простого к более сложному и празднуйте успех.
Фаза 1. Научитесь осознавать себя
Определите цель.
• Улучшить результат в эмоциональной компетенции Оптимизм
Поймите своё нынешнее поведение.
«Мне свойственно фокусироваться на том, что неправильно и что необходимо исправить. Я обычно не думаю, что другие люди смогут всё сделать правильно. Я обычно боюсь сделать ошибку; это заставляет меня думать о том, что может пойти не так, а не том, что правильно. Если возникают проблемы, я обычно виню себя или других за это, а не воспринимаю проблемы как обычные, управляемые события».
Фаза 2. Добейтесь аутентичности
Поймите, в каких аспектах ваша Предпочитаемая стратегия находится в противоречии с улучшением этой компетенции.
«Для меня Стремление быть совершенным означает то, я исправляю то, что сломано, и делаю так, чтобы всё было абсолютно правильно. Это означает, что мне надо понять, что не является совершенным, мне приходится всегда думать о том, что может пойти не так, кто всё испортит, и как мне всё исправить. Я вижу недостатки в людях, организациях и системах, и что это всё требует исправления, я особо не надеюсь на человеческую натуру. Всё это противоречит Оптимизму».
Разрешите это противоречие, расширив своё определение Предпочитаемой стратегии (помните, что когда Единицы переусердствуют в своём Стремлении быть совершенными, они сдерживают себя, не принимают на себя риски, необходимые для достижения высокого результата).
• «Накопление негатива, микроменеджмент в отношении людей, критичность к себе и другим подрывают мои шансы стать совершенным. Стать совершенным — означает иметь более широкий взгляд на людей и происходящее. Быть совершенным также означает видеть лучшее в себе и людях, а не фокусироваться на недостатках. Ошибки — это часть жизни, они предоставляют шанс для улучшения, развития себя, возможность помочь другим людям стать более эффективными».
Фаза 3. Действуйте
Создайте и выполните план действий; убедитесь, что он включает цель, конкретные действия, лицо, которое поможет вам наблюдать за тем, чего вам удалось достичь, а также временные рамки для завершения работы. См. приложение С, где вы найдёте пример Плана действий. Ниже — примеры конкретных действий.
• Прекратить мучить себя и других за то, что они не совершенны. Рассматривать неудачи как неизбежные события в жизни, а не как то, что произошло из-за ваших недостатков. Простить себя и других. Принять факт, что в каждой ошибке есть что-либо хорошее, потому что ошибка может вас чему-либо научить.
• Понять, какую высокую цену вы платите, когда фокусируетесь на своём страхе сделать ошибку, а не на положительном развитии событий. Когда вы думаете о том, кто прав и кто виноват, а не о том, что нужно достичь своей цели независимо от возникающих препятствий, это ведёт к эмоциональному истощению, приступам гнева, недовольству и сгоранию. Рассматривать оптимизм как важный фактор успеха, особенно в стрессовых ситуациях.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Осознанность в действии. Эннеаграмма, коучинг и развитие эмоционального интеллекта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других