Предлагаем вашему вниманию сборник «Девочка, которой не было»: десять мистических историй о жизни и смерти, верности и мести, злодеяниях и надежде, вдохновленных загадочными фотографиями с девочкой из Красноярска.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Девочка, которой не было. Мистические истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Разговоры с Элизабет
Екатерина Зорина
Элизабет, Лиззи, Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой отправились в лес.
В гнезде на березе, где не было птиц,
Нашли они пять розоватых яиц.
Но всем четверым по яичку досталось,
И все же четыре на месте осталось.
Разговор первый
Первый раз Костик увидел ее на подоконнике старого склада. Отец занимался торговлей, и сначала товар привозили сюда. Незнакомая девочка с ногами залезла на окно и смотрела во двор. Рядом лежали шляпа со смешным пером и зонтик-трость. Она была как будто немного младше его — лет десяти, наверное.
— Эй, ты что здесь делаешь? Тебя кто пустил?
Девчонка оглянулась, хмуро глянула на него темными глазами и снова уставилась в окно. Черт знает что такое.
— Дочка чья-то? Как тебя зовут? — мальчик уселся рядом и начал с хрустом жевать яблоко. Капли сока летели во все стороны. Молчунья поморщилась.
— Ты чего это? Того? Немая?
— Да что ж ты пристал-то ко мне?! Липучий, как смола! Иди куда шел!
— Сюда и шел. Ты вот тут сидишь, а лето мимо проходит. Так как зовут-то?
— Ну, наверное, Элизабет. Скорее всего…
— Элизабет? Чудно как-то… Лиза, значит? А я Костик. Ой, то есть Константин, и не какой-нибудь, а Михайловский. Папу в городе все знают. Пойдем на улицу, огрызок выброшу.
Девчонка нехотя слезла:
— Мне нельзя далеко уходить. Иначе конец.
Она поправила складки платья.
— Выпорют?
Во дворе пригревало июньское солнце. Они уселись на бревно и стали кидать камушки в жестяную банку. Перед каждым броском Лиза откидывала длинную косу назад.
Костик рассказывал о гимназии, девочка — смешные истории: то о кошке, то о птичке. И так у нее складно получалось, как будто стихи.
— Может, сегодня он не сможет, — вдруг обронила она.
— Что?
— Да нет, ничего. А ты как думаешь, ты герой?
— Конечно, герой! — Костик приосанился и попал прямо в пустую звонкую середину банки. — Я прошлым летом нашу Жучку из канавы вытащил. Чуть она там не погибла.
Канава была не очень глубокая, да и Жучке ничего не угрожало, но Костику очень хотелось произвести на девочку впечатление.
Лиза замерла.
— А секреты умеешь хранить?
— Спрашиваешь.
Девочка было открыла рот, чтобы сказать что-то еще, но вдруг резко выпрямилась, схватила шляпу и зонт. Костик вскочил.
— Ну вот и все, он опять близко, — девочка испуганно стала озираться по сторонам.
— Кто близко?
Она повернулась к Костику:
— Сейчас будет плохо.
То, что произошло дальше, Костик запомнил навсегда. Лиза начала бледнеть, превратилась в черно-белый силуэт, а потом и вовсе растворилась в воздухе. В последний миг она решительно и сурово смотрела куда-то вдаль.
— Мама! — закричал мальчик что есть мочи. Ноги подкосились, и он упал.
— Странно, — Нестор Ильич, семейный доктор, был очень обеспокоен, — такая тяжелая лихорадка и в начале лета.
Костик проболел две недели, бредил.
Разговор второй
Снова они встретились в августе.
Лиза лежала посередине просторного пустого помещения, закинув руки за голову. Костик застыл в дверях.
— Привет.
— Лиза? — голос дрогнул.
Костику ужасно хотелось убежать, но любопытство пересилило. Да и выглядела она совершенно обычно, разве что платье-накидка запылилось и красная лента в волосах стала серой. Костик с опаской приблизился.
— Лиза? А ну да, — она села. — Я не знаю, сколько у меня времени, поэтому слушай внимательно. Ты говорил, что ты герой? Они всегда побеждают. Помоги мне. У вас в доме много книг?
— Да, очень: отец хочет открыть свой магазин.
— Найди меня!
— Я не понимаю!
— Ну что непонятного — найди книгу!
— Да что ты мелешь! Можешь объяснить нормально? Какую книгу?
— Если бы я знала, не спрашивала бы. Там должна быть я — девочка с зонтиком и шляпой, и вот смотри — на шляпе перо. Рисунок, понимаешь? Только я не главная героиня, поэтому ищи в сторонке, вдалеке. Он убивает меня — не знаю, сколько еще ему потребуется. Может, уже последний раз.
— Да кто он-то?
— Бедный Художник. Так говорят. Раньше он создавал чудесные картинки. Любил, радовался, был очень талантлив. А потом… Он увидел невероятно прекрасное чужое творение… Понял, что у него никогда не выйдет ничего подобного. И теперь не может смириться. Ищет самые лучшие, «живые» образцы и забирает себе. Если рисунок запал в душу — не отступится, будет пытаться заполучить его снова и снова, чтобы люди не смоли увидеть дар соперника. Быть единственным владельцем маленького шедевра — странное болезненное наслаждение. Он одержим: картинка должна оказаться у него, должна перестать существовать для других.
— Слушай, а ты точно не того? Ну не больная?
Лиза закатила глаза.
— А ты?! Это тебе девочки мерещатся, а не мне!
— Получается, все картинки могут разгуливать, где хотят? Что-то я конька-горбунка нигде не встречал.
— Нет! Я не все могу объяснить! Надо скорей… Книга — целый отдельный мир: сказочные замки, великие битвы, верные возлюбленные — везде по-разному. Но даже до самого яркого видения нельзя дотронуться рукой, вдохнуть запах, ощутить вкус. Герои всегда будто за стеклом. Вы видите лишь то, что написано, иногда чуть больше. Последняя страница, и все — история закончена, а мы, персонажи, продолжаем жить. Когда и почему открывается дверь и миры пересекаются — не знаю. Но так было и будет. Художнику это известно, он ждет момента, чтобы выследить добычу. Один раз я появилась — и ничего не произошло. Тебя не было. Я погуляла во дворе с Жучкой и вернулась. Кажется, здесь прошло часа два — у нас мгновение. Жарко очень было. У него не вышло меня поймать.
— А почему «бедный»? Разъезжать повсюду у него есть деньги?
— Потому что его очень жаль. Зависть такое черное чувство. Ревность к чужим успехам разъедает душу изнутри. Каждый день он думает лишь о том, что хуже других. Ест, спит с одной мыслью: найти доказательства своей никчемности и уничтожить. Говорят, все близкие отвернулись от него. Художник увяз между вымыслом и былью: ему неинтересно среди людей, а среди рисунков невыносимо. Ты представляешь, что это за жизнь? Костя, опять…
Лиза смотрела зло, с ненавистью. Она готовилась к встрече с врагом.
Костик уже не падал в обморок. Было очень страшно. Лиза растворялась, как будто умирала: просвечивали штрихи-прожилки. Светлая кожа исчезала слоями. Облик выцветал, сгорал. Оставался только взгляд — чужой, холодный.
Он побежал к отцу и попросил достать детские книги. Изумленный Иван Николаевич принес все, что было. Библию Костик отложил сразу: девочку в таком наряде там точно не встретишь, в русских сказках тоже. В новой красивой азбуке не нашлось ничего подходящего. В детских журналах Лизы не было. Он даже мамины книги о моде посмотрел — не то. Откладывал, перелистывал… с каждым днем надежда таяла. В другой раз Костик уже давно бы сдался, но тут почему-то не мог. В ушах стоял Лизин голос: «Костя, опять!». Как будто ей было очень больно. В поисках и метаниях прошел месяц.
— Пап, нового ничего нет?
— Ты как чувствуешь. Я как раз сегодня нашел кое-что особенное. Занятная штука — приехала еще в начале лета из Петербурга, да вот затерялась между томов. — Иван Николаевич вытащил из портфеля небольшую зеленую книжицу, протянул сыну.
Костик понял: это она. Буквы на обложке были иностранные, на иллюстрациях дети, похожие на Элизабет, — в костюмчиках с панталонами, бантами, платьями. Ему не терпелось остаться одному.
— Спасибо, спасибо, папа. Мне срочно… — мальчик серьезно глянул на отца и быстро поднялся к себе.
Иван Николаевич снял пенсне и вздохнул: когда же Косточка успел так вырасти, возмужать. Раньше схожесть с матерью — большие серые глаза, пушистые ресницы, слегка удивленный разлет бровей — придавала облику сына мягкость, даже женственность. Теперь же черты лица заострились, короткая стрижка добавила возраста. Не во внешности, но в жестах и повадках, Иван Николаевич стал узнавать себя.
В комнате Костя сел за стол — дело серьезное. Приготовил бумагу и чернила. Английский язык. С ходу понять сложно. Внимательно просмотрел каждую страницу. Еще раз и еще…
— Ничего себе! — воскликнул он и заскрипел пером.
Разговор третий
Костик ждал, нервничал, ходил повсюду. Если он все правильно понял, Лиза будет сегодня. А если нет? Если он уже убил ее. Если…
Лиза медленно отворила дверь. Она всегда появлялась здесь, на складе. Совсем серая, лента в волосах — черная, темные круги под глазами. Как будто стала меньше. Он бросился к ней.
— Лиза! — взял под руку. — Я нашел! Я нашел тебя. Книгу твою! Теперь все будет хорошо.
— Нашел? Правда? И что там? Есть обо мне?
— Да! Есть. И даже где ты главная героиня. Но знаешь что самое удивительное? Ты там почти везде! Вот видишь? Загадка, пословица, а вот ты, тут крупно, и перо видно. Далеко, близко, в уголке. Только два рисунка без тебя. И посмотри, на каждой странице дата. Видишь? Тут — за деревом, я даже не сразу заметил. Наверное, числа, когда картинка была закончена. И знаешь что? Даты совпадают с датами твоего появления!
— Две без меня? Сколько всего рисунков?
— Пять.
— Значит, осталось три? Три появления, а дальше я попаду в его жуткий альбом.
— Какой альбом?
— Я поняла, как он нас убивает, видела. Оружие… Он наводит огромный черный зрачок куда-то вдаль, а потом раз — и меня засасывает в темноту. Получается оттиск, отпечаток. Я исчезаю из книги и появляюсь на других, жестких карточках, я уже чувствовала себя там. Так серо… холодно, странный, страшный альбом с уже замершими иллюстрациями, в которых больше нет жизни. Собирает свою уродливую коллекцию любимых картинок. Только там нет ярких красок, там рисунки застывают навсегда.
— Это же фотоаппарат! Просто фотоаппарат. Штука странная, конечно, но ею нельзя убить.
— Как ты не понимаешь, это не просто фотоаппарат, в нем есть неведомая сила. Жуткая машина выдирает меня с корнями из любимых страниц, просто стирает из книги. Еще немного, и я совсем пропаду.
— Успокойся, я выписал все даты, они идут по порядку: с начала лета до конца сентября. Зимних нет. Твои появления скачут: первый раз мы встретились в июне, второй — в середине августа. Сегодня двадцать седьмое сентября, третий раз. В книге осталось две даты: семнадцатое июля и второе сентября. Мой день рождения! Но эти дни уже прошли! Как он сможет теперь тебя достать? И почему он их пропустил?…А ты? Ты помнишь?
— Да, кажется, я была здесь. Пару часов по вашему времени. Как тогда с Жучкой. Никого не было. Все как в тумане. Но плохого не случилось: ждала, боялась, но не случилось. Вернулась домой.
— Второе сентября? Да, мы уезжали. Если бы я знал! Книжка-то у меня совсем недавно. Получается, дело не только в датах. Иначе бы мы уже не разговаривали. Вспомни, где ты оказываешься, когда он тебя фотографирует?
— Всегда по-разному. Обычно светит солнце. Запомнила мост. Огромный. Весь из перекладин, но очень красивый — как кружево. Я была так высоко. А потом очень больно, и все замирает — не могу двигаться, иголки колют изнутри.
— Мост? Железнодорожный? Постой, постой. — Костик быстро перелистывал страницы. — Вот здесь тоже нарисован мостик через реку. Тебя уже нет. Значит, он ищет похожие места, как в книге. Где ты оказалась второй раз?
— Не помню, красивое здание. С колоннами.
— Театр? Вот посмотри, здесь тоже красивый дом нарисован с колоннами. Значит, два раза он угадал. Сейчас он тоже ищет место, и получается у него такая же книга… но почему ты появляешься всегда здесь? Ладно, нам надо бежать.
— Куда?!
— Как куда? У него осталось три попытки, сегодня он будет ходить по городу и фотографировать. Искать тебя. Посмотри. Что это, ярмарка? Сколько всего! И в считалочке что-то про покупки. Послушай! Это Торговый дом. Он один такой большой в городе. Бежим!
— Но что ты сделаешь?
— Там разберемся.
Костик схватил Лизу за руку, и они помчались. Он знал короткий путь, через дворы. Девочка не могла бежать быстро. Мешало платье.
Вдруг прямо перед носом в переулке вырос забор. Дорога в обход заняла бы слишком много времени, а что если Художник уже там? Костик сцепил руки в замок и присел.
— Вставай. А там перехватись как-нибудь.
Лиза сунула ножку ему в ладони, обхватила за плечи и попыталась выпрямиться, чтобы зацепиться за край. Лихо оседлала дощатый забор. Костик перекинул шляпу и зонт, подтянулся и через секунду был на другой стороне.
— Прыгай! Поймаю тебя.
Лиза прыгнула.
Она растаяла прямо у него в руках. Так близко. Лицо исчезало, тонкая кожа рассыпалась, как пепел. Костик почувствовал холод и те самые иглы. Кисти онемели.
Не успел. Слезы потекли сами собой, хотелось домой, укрыться с головой одеялом или уткнуться маме в колени. Он вытер глаза рукавом и побежал… К Торговому дому купца Гадалова.
Художника заметил сразу, тот собирал треногу, упаковывал фотоаппарат. Худой, высокий, в очках, с длинными светлыми волосами. Он улыбался сам себе, своим мыслям. Костику хотелось подбежать и ударить: вытрясти из него Элизабет. Но мальчик решил, что не должен раскрывать себя. Пусть тот не знает. Еще не все потеряно. Еще два появления. И тут до Костика дошло: новая встреча произойдет в следующем году!
Мальчик весь день следил за Художником: прятался, ждал. Тот обошел весь город, останавливался около церквей, фотографировал. Вечером заехал в гостиницу, собрал вещи и сел в поезд.
Разговор четвертый
Прошел год. Костик готовился: перевел и выучил наизусть стихи, поговорки, потешки. Он усердно учился, уделял внимание чтению и иностранным языкам. Родители и радовались, и волновались: из дурашливого беззаботного ребенка сын постепенно превращался в сосредоточенного юношу.
На картинке, датированной 17.07, дети играли в крокет на фоне церкви, значит, объектом фотографии станет храм. Элизабет стояла рядом с открытым зонтиком: пряталась от солнца. Теперь Костик понимал, почему Художник выбрал именно ее. Девочка отличалась от остальных нарисованных детей: казалось, она вот-вот заговорит, все детали — лицо, волосы, костюм — были очерчены тщательно, с любовью. Костик даже родинку на щеке заметил. Лента в волосах немного распустилась, перо на шляпке будто покачивалось на ветру. Часто он представлял, как закрывает книгу, а Лиза внутри смеется и кричит что-то маленькому брату. Молоточки стучат по шарам. Как она там? В конце на развороте обложки он нашел чью-то подпись.
Мальчик много раз обошел город. Сравнивал здания с рисунком, выбирал, но где точно откроется волшебная дверь, не знал. Совпасть должно было два обстоятельства: время и место. Время известно: Лиза появлялась у них на складе около полудня, в то же время в определенной точке города ее образ можно было поймать и упрятать в заточение.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Девочка, которой не было. Мистические истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других