Бхагавад гита

Религиозные тексты, 2006

Зёрна Истины, посеянные И Цзином, разлетелись по всей Земле. Цветами лотоса расцвели в Индии. Здесь оказалась очень благодатная почва. Бхагавад гита, Песня Бога, один из этих драгоценных цветов.

Оглавление

7. Джняна — Виджняна — Йога (Путь Знания и Озарения)

1. Шри-Бхагаван:

— Погрузившись умом-манасом в Меня, Партха,

Приняв прибежище во Мне, следуя по пути йоги,

Внемли, как, несомненно и полно, познать Меня.

2. Я до конца открою тебе знание-джняна

И озарение-виджняна, понимание без слов.

Познавшему это уже не останется

Ничего другого для познавания.

3. Среди тысяч людей едва ли один

Стремится достичь совершенства.

Из стремящихся и достигших успеха

Едва ли кто-либо истинно знает Меня.

4. Земля, вода, огонь, воздух, эфир,

Ум-манас, разум-буддхи и эго-ахамкара —

Вот моя проявленная Природа-Пракрити,

Разделённая на восемь частей.

5. Низшая-апара она, узнай же о другой,

Высшей Природе — Пара-Пракрити, о Мощнорукий,

Которая есть Душа Живая-Джива,

Ею держится этот текучий мир.

6. Помни, что все живые существа

Из этого лона-йони.

Я всего мира начало

И всего мира конец-пралая.

7. Нет ничего выше Меня,

Дхананджая,

Всё нанизано на Мне,

Как жемчужины на нить.

8. Я вкус в воде, Каунтея,

Я свет солнца и луны,

Я изначальный слог Аум-Пранава всех Вед,

Звук в эфире и мужество в человеке.

9. Я чистый запах земли,

Я жар огня,

Жизнь во всех существах,

Подвиг в подвижниках-аскетах.

10. Знай меня Партха,

Как вечное семя-биджа всего сущего,

Как разум-буддхи осознающего.

Я доблесть-теджас доблестных.

11. Я сила сильных,

Свободная от влечений и страстей.

Я желание, идущее от закона-дхармы,

О, бык среди Бхаратов (Арджуна)!

12. Знай, что все проявления праведности-саттвы,

Возбуждения-раджаса и помрачения-тамаса

Исходят от меня.

Они во мне, но я не в них.

13. Этими тремя качествами-гунами

Весь этот мир введен в заблуждение

И не знает меня, Неизменного,

Превосходящего все качества.

14. Труднопреодолима божественная

Иллюзия-майя, состоящая из трёх качеств-гун.

Те, кто принял прибежище во Мне,

Избавляются от чар иллюзии-майи.

15. Не принимают прибежище во Мне

Низшие из людей, творящие зло, заблуждающиеся,

Чья проницательность похищена иллюзией-майей,

Идущие путём демонических существ.

16. Четыре вида людей добродетельных

Почитают меня, Арджуна, это страдающие,

Ищущие знания, стремящиеся к обладанию-артхартхи

И мудрые-джнани, о, бык среди Бхаратов.

17. Лучший из них мудрый-джнани,

Верный, безраздельно преданный Единому.

Я очень дорог мудрому-джнани,

И он очень дорог Мне.

18. Все они благородны, так полагаю,

Но мудрый подобен Мне-Атману.

Слившийся с Духом — Юкта-Атман,

Стремится ко Мне, на Путь, выше которого нет.

19. После многих воплощений

Знающий достигает Меня, осознавая:

«Господь-Васудева вездесущ!»

Но такого, великого Душой-Махатму, найти нелегко.

20. Те, чья проницательность похищена

Кама-желаниями, ограниченные своей природой,

Обращаются к малым богам — дэвам,

Выполняя различные ритуалы.

21. Какому бы воплощению или кумиру-тану

Преданный-бхакт не пожелал бы

Поклониться с верою,

Я даю ему непреклонную веру.

22. Наделённый такой верой

Он его благоволения ищет.

Преданный-бхакт получает желаемое,

Но даётся оно Мной.

23. Невелики плоды

Обретаемые неразумными.

Кланяющиеся богам идут к ним.

Мои преданные-бхакты придут ко Мне.

24. Меня, Непроявленного,

Проявленным, Воплотившимся чтят неразумные.

Не ведая Моего Высшего Бытия,

Нетленного, Непревосходимого.

25. Я невидим для людей, скрытый

Иллюзией качеств Природы — йога-майей.

Заблуждающийся мир не знает Меня,

Нерождённого, Вечного.

26. Я знаю прошлое,

Настоящее и будущее

Всех существ, Арджуна,

Но Меня не знает никто.

27. Заблуждением двойственности, исходящей

Из влечения и отвращения, о, потомок Бхараты,

Все существа с рождения погружены

В неведение-моху, Опаляющий врагов.

28. Праведные, свободные от грехов

И заблуждений двойственности,

Почитают Меня,

Твёрдые в обетах.

29. Те, кто ищет прибежище во Мне,

Стремясь к освобождению от старости и смерти,

Постигнут полностью Абсолют-Брахман, тайны действия-кармы

И всеобъемлемость Души, как проявление Духа — Адхья-Атман.

30. Те, кто видит меня в Бытии — Адхи-Бхуте, чтят как высочайшего

Бога — Адхи-Дайве, знают как высшую Жертву — Адхи-Яджню,

Сосредоточив сознание в сердце — юкта-четас,

Познают Меня и в час смерти — праяна-кале.

АУМ ТАТ САТ

Такова седьмая глава Упанишады, священной Бхагавад гиты,

Беседы Шри-Кришны и Арджуны,

Видение Духа-Брахмана и описания единения-йогашастры,

Которая называется Путь Знания и Озарения (Джняна-Виджняна-Йога).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я