Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества

Рашид Шафигулин

Книга про историю культурного развития и прогресса человечества. Историю возникновения важнейших изобретений человечества. Огонь, керамика, погребения, кремация, украшения, охра, гребни, колокола, татуировки. Выплавка металлургии – медь, бронза, железо. Изобретения стекла и электричества.Какова основные причины этих изобретений, что их объединяет?Почему культурные достижения и прогресс связаны именно с Homo sapiens?На все эти вопросы пытается ответить наша книга.

Оглавление

2. Керамика

Несомненно, керамическая посуда — одно из важнейших изобретений человечества. Появление ее было переворотом в способе приготовления пищи и хранения ее запасов.

Ценные качества керамических сосудов — влагонепроницаемость, жаро — и огнеустойчивость, высокая прочность и равномерная теплопроводность.

В широком распространении керамики сыграли свою роль повседневная доступность сырья, простота и легкость обработки глиняной заготовки и обнаруженное экспериментальным путем свойство глины переходить при нагревании от пластичного состояния к твердому.

До появления металла и стекла только керамическим изделиям можно было придать произвольную форму. В этом же заключалось одно из отличий керамических контейнеров от других, изготовленных из природных материалов. К тому же плетеные, деревянные емкости не сравнимы с глиняными в первую очередь потому, что не могут выдержать нагревания. Но самое главное — керамическую посуду было гораздо проще очистить от продуктов гниения, брожения и различных органических остатков. Ее можно было дезинфицировать простым способом сильного нагрева, что гарантировало избавление от болезнетворных микроорганизмов.

Даже в эпоху меди и бронзы металлическая посуда не смогла вытеснить глиняную, поскольку легко подвергалась окислению (до появления эмалевых покрытий).

Происхождение керамики невозможно связать с каким-то одним центром. Древние наши предки «открывали» ее для себя неоднократно, в разных местах и в разное время, независимо друг от друга.

Керамика изготавливалась из специального «теста», основой которого служили глины. К ним добавлялись различные местные примеси. Изготовление сосудов велось вручную, в разных местах по-разному, но в целом сводилось к двум способам — ленточному и методу выбивания. Ленточный (техника налепа) заключался в том, что ленты (жгуты) глины последовательно прикреплялись кольцами друг к другу, постепенно образуя дно и стенки будущего сосуда, после чего стыки их заглаживались и полученное изделие обжигалось. При методе выбивания в коме глины делали углубление, которое потом расширяли, разминая этот ком, опирающийся на какую-либо твердую подставку. Затем шла важнейшая при изготовлении керамики операция — обжиг. Этот этап работы был и самым сложным, так как обжиг требует высоких температур и равномерного нагрева, чего очень трудно достичь при помощи обычного костра. Тем не менее самая ранняя керамика вся обожжена на костре. Можно только удивляться терпению и упорству предков, не отступавших от цели, несмотря на неоднократно получаемый отрицательный результат.

Гончарные горны, естественно, примитивные, появляются только в развитом и позднем неолите. Еще позже появляется гончарный круг — при переходе к энеолиту [1].

Керамика была первым искусственным материалом, созданным человеком, и поэтому являла собой настоящий технологический прорыв в развитии человеческого общества. Сегодня она используется не только в производстве посуды и декоративных изделий, но и в промышленности, медицине, без нее не возможно использование ряда высоких технологий.

Но предки наши были вполне удовлетворены уже тем, что открыли для себя способ изготовления прочной надежной посуды, и на протяжении тысячелетий сосуды различного назначения из обожженной глины являлись самым массовым видом керамических изделий. Правда, с течением времени они совершенствовались, становились более изящными по форме, украшались орнаментом, декоративными рисунками.

Почему древние остановились именно на керамике? Ведь вокруг было много других природных материалов — камень, дерево, кора, кожа. Частично мы уже ответили на этот вопрос, когда рассматривали достоинства керамики. Но не лишним будет остановиться на нем подробнее.

Камень — достаточно сложный материал, обработка которого требовала огромных усилий, к тому же тяжеловесные сосуды из камня крайне неудобны в пользовании. В сосудах из дерева и коры нельзя хранить жидкие продукты, они, как и изделия из кожи, не годятся для приготовления пищи на огне. Человек находился в поиске материала, обладающего такими характеристиками, которые позволили бы ему создавать максимально функциональные и удобные в хозяйстве емкости. И таким материалом оказалась глина. В отличие от камня она была податлива и эластична, изготовлять из нее предметы и сосуды было сравнительно легко, а после обжига они были достаточно прочными.

Как произошло это важнейшее для наших далеких предков открытие? Ведь глядя на глину трудно представить, что ее можно сделать твердой. Как древний человек сумел придумать сложнейший технологический алгоритм, в результате которого глина кардинально меняет свои свойства, становится прочной, влагонепроницаемой и термостойкой? Важно, что в любом случае это ему удалось. Но пройдет много веков, прежде чем уже вполне образованный человек расшифрует физико-химические процессы, превращающие глину в керамику [2].

Керамическое производство, как считают многие ученые, возникло в результате наблюдений над тем, как образуется обожженная глина при приготовлении пищи в специально подготовленных ямах. В них разводили огонь, одновременно рядом на костре разогревались камни. После того, как дрова в яме сгорали, стенки ее становились если и не полноценно керамическими, то, по крайней мере, приближенными к ним. В любом случае, водонепроницаемость их значительно возрастала. Яму очищали от углей и золы, наливали в нее воду, в которую опускали продукты, и туда же бросали раскаленные камни, чтобы довести воду до кипения. В результате получали вареное мясо и рыбу. Наблюдая за тем, как огонь обжигал стенки ямы, человек, по всей видимости, и пришел к мысли, что таким образом можно изготовлять сосуды, которые упростят процесс приготовления пищи.

Существует две версии того, почему человек в выборе материала для посуды остановился именно на глине. Сторонники первой полагают, что поначалу древние люди плели себе посуду из лыка и веток, обмазывая ее затем глиной. Это делало емкости прочнее и, что немаловажно, обеспечивало более ровную поверхность стенок и дна. В таких сосудах было удобнее хранить зерно — оно не высыпалось в просветы между ветками. Гипотеза получила название «корзиночной». К признанию ее склонял и тот факт, что именно так в Африке, Азии, Южной Америке и в наше время поступают сохранившиеся примитивные племена. Но как показывает опыт, плетеный сосуд, обмазанный глиной, чаще всего не выдерживает обжига, и получить керамику не представляется возможным.

Другая гипотеза заключаются в том, что первым пластическим сырьем будущим гончарам послужила не глина, а материалы органического происхождения — навоз животных, птичий помет. Глина в этих случаях использовалась лишь как связующий компонент. Обжигу такие сосуды поначалу не подвергались, их просто высушивали и использовали для хранения и переноски продуктов. Но со временем доля глины в формовочном материале возрастала, и в конце концов этот материал стал основным сырьем. В огне органические части подобной посуды сгорали, а глина приобретала высокую прочность. Это и побудило людей лепить свои изделия только из глины, без каркаса из веток или лыка, а также без органических веществ. Ряд ученых считает возможным, что такой метод изготовления посуды действительно существовал еще до того, как появилась керамика. Но мне такой постепенный подход к созданию керамики не кажется убедительным. Скорее всего, изобретение ее было не постепенным, а внезапным, и главной причиной тому послужили обстоятельства (о них речь будет идти ниже), которые заставили людей срочно искать выход и тем самым подтолкнули к открытию.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я