Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества

Рашид Шафигулин

Книга про историю культурного развития и прогресса человечества. Историю возникновения важнейших изобретений человечества. Огонь, керамика, погребения, кремация, украшения, охра, гребни, колокола, татуировки. Выплавка металлургии – медь, бронза, железо. Изобретения стекла и электричества.Какова основные причины этих изобретений, что их объединяет?Почему культурные достижения и прогресс связаны именно с Homo sapiens?На все эти вопросы пытается ответить наша книга.

Оглавление

6.2 Археологические раскопки керамики

Керамика представляет собой для археологов самый массовый материал в культурном слое древних поселений. Объясняется это просто — керамические изделия достаточно прочны и могут сохраняться сотнями лет. К тому же разбитые сосуды не утилизируются, то есть черепки керамики наши предки не могли использовать вторично.

Ранее считалось, что керамика появилась в период неолита, с развитием сельского хозяйства — примерно за 10.000—8000 тысяч лет до н. э. Тогда возникла потребность в емкостях для хранения различных продуктов, что и побудило древнего человека заняться экспериментами. Но это предположение вряд ли заслуживает доверия, поскольку последние археологические находки керамики свидетельствуют о ее более солидном возрасте. По крайней мере, вновь обнаруженным керамическим сосудам явно больше, чем 12.000 тысяч лет. Так что вряд ли именно переход к сельскому хозяйству стал толчком к зарождению гончарного дела.

Боюсь оказаться непопулярным, но тем не менее убежден, что изобретение керамики произошло в период, когда от того, появится ли прочная надежная посуда, зависела выживаемость всей популяции. Можно ли предположить, что именно керамическая посуда, которую можно было мыть и дезинфицировать, смогла спасти людей от болезней? Согласимся, что это более чем вероятно. Но в таком случае неудивительно, что именно неизвестные инфекции подтолкнули человечество к взрыву изобретения керамики почти на пустом месте.

Но все по порядку. Глина как строительный материал играла большую роль при сооружении жилищ. Уже в древнейшие времена использовались высушенные на солнце кирпичи. Первобытные земледельцы, даже познакомившись с искусством обжига керамических изделий, обжигу кирпича еще не научились. Почему керамические изделия были важнее, чем обжиг кирпича? Многие оседлые народы не пользовались обожженным кирпичом вплоть до наших дней. Он не стал популярным, хоть и обладал определенными преимуществами перед кирпичом — сырцом. Безусловно, он прослужил бы дольше в условиях проливных дождей, и мог защитить от внешних врагов, поскольку был крепче, наконец, был экономически более целесообразным — ведь вложение в то, что будет служить дольше, со временем окупит затраты. Тем не менее древние предпочитали строить временные дома из кирпича-сырца, хотя в хозяйстве уже использовали керамику. Ответ очевиден: посуда из обожженной глины была более необходима, чем прочные обожженные кирпичи при строительстве дома и городов. Скорее всего, научившись производить керамическую посуду и оценив по достоинству ее возможности, люди уже не могли обходиться без керамики. И среди этих возможностей на первый план выступала способность керамики обезопасить людей от болезней.

Обжигать глину люди начали около трёх десятков тысячелетий назад. Но первые керамические изделия, появившиеся еще в палеолите (27—24 тыс. л. н.) представляли собой фигурки животных. Буквально тысячи статуэток из обожженной глины были обнаружены археологами на территории Моравии в Долни Вестонице. [3]

Но почти все они были разбиты вдребезги. Видимо, антропоморфные статуэтки делали для магии, а не для утилитарных целей. Сегодняшние эксперименты с лессовым грунтом, который гончары позднего палеолита использовали для своей глины, показали, что вполне можно обжигать фигурки из лесса в печах, реконструированных из тех, что были на месте, и получать хороший результат. Однако если статуэтка была сделана из влажной глины внутри, обернута влажной глиной, а затем обожжена, она почти всегда взрывалась в печи, производя горсть фрагментарных предметов, точно таких же, как те, что были найдены на месте Долни Вестонице. Значит, гончары Граветтской культуры (поздний палеолит) намеренно заставляли свои статуэтки взрываться! Но зачем? Видимо, для жителей Моравии это имело большой магический смысл. Вполне вероятно, что такие взрывы символизировали избавление от демонов. А обилие черепков позволяет подозревать, что желающих избавиться от злых сил было более чем достаточно.

То, что глина использовалась древними в первую очередь для изготовления ритуальных предметов, а не керамической посуды, подтверждает и такой факт. На территории Японии обнаружены глиняные статуэтки от 3 до 30 см высотой, получившие название «догу». Часть из них изображает животных, но наиболее распространены стилизованные женские изображения, по выразительности и колоритности вполне сравнимые с ритуальными керамическими сосудами того времени. В целом они заставляют вспомнить каменные статуэтки и статуэтки из бивня мамонтов, изготовлявшиеся древними людьми в конце палеолита и неолите. Каменные статуэтки были распространены повсеместно. Антропоморфные догу интересны тем, что использовались для «лечения». То есть их делали специально для того, чтобы затем разбить во время лечебного ритуала, считает исследователь Явата Итиро. Причем разбивалась та часть статуэтки, которая соответствовала больному участку человеческого тела. Не исключено, что керамические статуэтки использовались именно потому, что их было нетрудно разбить, что с каменными статуэтками проделать значительно сложнее. Впрочем, некоторые догу исследователи рассматривают как ритуальные предметы, использовавшиеся в культе плодородия.

Эти глиняные фигурки людей и животных появились в период японского неолита (культура Дзёмон, с 13000 по 300 лет до н.э.). Именно они дали название целой эпохе. Обжиг догу, так же как и глиняной посуды, осуществлялся в ямах, на дне которых разводился костер. Температура его достигала всего 600—800° градусов, в связи с чем керамические сосуды страдали повышенной хрупкостью.

Сосуды, прошедшие низкотемпературный обжиг, были не очень удобны для хранения в них воды, поскольку теряли за ночь до 10% налитой в них жидкости. В конце Дзёмон технология обжига усовершенствовалась, и потери снизились. К тому же поверхность сосудов стали покрывать красной охрой и использовать технику лощения, когда поверхность керамического изделия полируется до блеска, что тоже сказалось на ее прочности положительным образом.

Как показывает радиоуглеродный анализ, самым ранним из обнаруженных фрагментов японской керамики никак не менее 13 тыс. лет. До недавнего времени эту керамику высокоразвитой культуры дзёмон японских охотников-собирателей, существовавшей почти 13 000 лет назад, считали самым ранним образцом керамики в мире.

Однако за последние десять лет в Азии были обнаружены свидетельства еще более древних традиций изготовления керамики. Исследования в пещере Ючаньань в провинции Хунань приводят к мысли, что древнейшая китайская керамика появилась еще раньше японской — 14—15 тыс. лет назад. [Radiocarbon dating, 2009]. Затем в ряде памятников на востоке России и в Сибири были найдены керамические фрагменты возрастом от 14 000 до 16 000 лет [4]. Но и это было еще не все.

Изучение осколков горшков и связанных с ними останков, найденных в пещере в Даосянь на юге Китая, указало на еще более раннюю, просто невероятную датировку — примерно 18 000 лет назад! Позже оказалось, что и это не предел. Находка обломков керамических горшков в пещере Сяньжэньдон на юго-востоке Китая (провинция Цзянси), сделанная в 1993 году, убедительно свидетельствует об этом. Исследования этой керамики китайскими, американскими и немецкими учеными показали, что она была изготовлена 20 тысяч лет назад! Это подтверждает радиоуглеродный анализ обнаруженных в пещере керамических черепков. Такой метод определяет их возраст как 20 000 — 19 000 лет. То есть находки в Сяньжэньдон на 2000—3000 лет старше, чем другие керамические изделия, найденные в Восточной Азии и в других местах. Значит, керамика появилась и использовалась за 10 тысячелетий или более до появления сельского хозяйства. Удалось установить, что гончарные изделия, обнаруженные в пещере, были выполнены охотниками-собирателями, жившими во время максимального объема ледникового периода.

При исследовании керамики Дзёмон возникает вопрос: была ли она следствием влияния со стороны китайского материка или зародилась на острове независимо от соседа? Китайское влияние вполне возможно, поскольку в то время у Японии имелись весьма тесные контакты с материком. Во всяком случае, распространение керамики на Японских островах началось с северо-западного Кюсю, т. е. с территории, наиболее подверженной континентальному влиянию. Но я также не исключаю, что в Японии могла зародиться самобытная культура изготовления керамики независимо от континентального центра, так сказать, на пустом месте. Для этого просто должны были возникнуть определенные условия. В частности, если на японских островах получили распространение болезни эпидемического характера, то популяция, чтобы выжить, начала в ускоренном режиме искать средства противодействия, что и привело к прогрессивным изобретениям. Переход на керамику и употребление значительной части пищи в вареном виде должны были и защитить от болезни, и положительно сказаться на продолжительности жизни человека, поскольку уменьшали опасность инфекции. Подтверждением этой гипотезы может служить и тот факт, что возникновение гончарного производства и переход к производящему типу сельского хозяйства в Японии отстояли друг от друга примерно на 12 тыс. лет. То есть потребность в керамике возникла раньше, еще в доземледельческий период Дзёмон.

Проблема изучения керамики заключается в том, что на протяжении долгого времени среди ученых бытовало устоявшееся мнение: что глиняные сосуды появились после того, как человечество перешло к сельскому хозяйству. Однако первобытный человек — охотник — собиратель еще не думал о запасах пищи, а керамикой уже пользовался, что подтверждают найденные керамические сосуды в верхнем палеолите. Для чего же тогда использовались глиняные горшки? Следы от ожогов, и черные подпалины на внешней поверхности осколков горшка дают основание предположить, что сосуд нагревали на огне, и означают, что керамика использовалась для приготовления пищи, и поначалу, видимо, только для этого [5].

Скорее всего, охотники-собиратели варили в ней улиток и ракушки, кипятили кости животных, а также другие продукты животного и растительного происхождения.

Как уже говорилось, прочную керамическую посуду научились делать далеко не сразу. На это ушло не одно столетие. То есть из керамической посуды ели, в керамических сосудах хранили запасы пищи, но для того, чтобы варить в керамике еду, надо было сделать эту керамику достаточно огнеупорной, чего удалось достичь около 20 000 лет назад. Только тогда керамические сосуды стали действительно термостойкими. И это открыло нашим предкам широкие возможности в организации своего питания. Доисторические кастрюли были очень важны для приготовления продуктов животного происхождения. Древние люди ели мясо или сырым, или обжаренным на костре, когда оно, едва ли не обуглившись сверху, внутри все равно оставалось полусырым. Теперь появилась возможность мясо варить. Исследования липидных биомаркеров, содержащихся в пищевых остатках, свидетельствуют, что этой возможностью древние воспользовались в полной мере. А вот прямых доказательств переработки растений в доисторической керамике долгое время получено не было, хотя это позволяло использовать в пищу несъедобные в сыром виде и даже токсичные растения.

Тем не менее международной группе учёных удалось выяснить, когда именно люди начали термически обрабатывать растительную пищу в керамической посуде. Поиски привели их в Северную Африку, в Сахару. Для нас сегодня Сахара — выжженная пустыня, но такой она была не всегда. Еще 10—12 тысяч лет назад она представляла собой зелёную саванну с целой сетью озер и рек — то есть место, весьма благоприятное для жизни. И уже тогда древние жители Сахары пользовались качественной керамикой и обрабатывали в ней растительную пищу. Об этом свидетельствуют находки ученых в двух пещерах ливийской Сахары — Уан Афуда и Такаркори. Грот Такаркори использовался древними людьми в течение 5 тыс. лет. Здесь сохранились обогревшие части растений и множество пыльцы: рогоза, фикуса, кипариса, кассия и ряда злаковых. Органические останки на черепках керамической посуды были подвергнуты специальным тестам. Анализ их химического и изотопного состава показал, что на 29 черепках из Такаркори имелись следы животных жиров, однако 38 осколков явно хранили остатки вареных растений. Сходная картина была обнаружена и в пещере Уан Афуда. Если судить по соотношению стабильных изотопов углерода, древние обитатели ее активно употребляли в пищу злаки, а также водные растения. Таким образом был получен комплекс доказательств: следы на посуде, обгоревшие фрагменты и археоботанические данные о том, какие растения имелись в то время в Северной Африке. Все они однозначно указывали на одни и те же виды растений, и эти растения явно использовались в пищу. Таким образом, в Северной Сахаре растительную пищу готовили в керамике как минимум десять тысяч лет назад. И судя по результатам исследований, растительная пища даже преобладала над животной. Последнее обстоятельство делает северо-африканские находки вообще уникальными [6].

Через освоение производства керамики проходили все люди Земли, достигшие в своем развитии уровня неолита. Только немногочисленные племена, которые застряли в верхнем палеолите, так и не достигли уровня обжига глины до керамики. Хотя охотники-собиратели все же изготовляли примитивные горшки из глины, сушили их на солнце, затем обкладывали внутри и снаружи соломой, затем поджигали. Любое общество, достигшее в культурном развитии неолита, на каком-то этапе совершенствовало технологии обжига глины, и возникало гончарное производство.

Давайте посмотрим, как появилась керамика в разных географических местах. Все ранние находки керамики, обнаруженные на многочисленных стоянках в Ливане и Сирии, относятся ко времени, когда уже получает распространение сельское хозяйство и одомашнивание животных. (ок 10000—11.000 л.н). В плодородном Полумесяце самая ранняя найденная керамика была изготовлена 8500—8000 л.н., в так называемый керамический неолит, в период позднего неолита.

В Телль-эль-Керхе, в долине реке Балих (Сирия) многочисленные неолитические поселения располагались вдоль реки Балих (южный приток сирийского Евфрата) с конца 8-го тысячелетия до н. э. Помимо гончарных изделий, археологами найдены здесь многочисленные фрагменты хорошо сделанных алебастровых и мраморных чаш, множество кремниевых и обсидиановых орудий и фигурки из глины и известняка [7].

Ранняя керамика найдена также в поселении неолита Амуке (Турция). Она была сделана около 8000 л.н.

Более поздняя керамика, обнаруженная в других местах — Месопотамии (Ирак), Леванте (Ливан, Израиль, Иордания), Загросе (Иран), Анталии (Турция) относится к неолитической культуре и датируется ~8000 — 6000 л. н. (самое начало медного века). Рассмотрим их подробнее.

Месопотамия: (Умм Дабагия, Хассун, Халаф, Самарра, Убейд)

Умм Дабагия располагалась на севере нынешнего Ирака. Поселение было небольшим, в нем насчитывалось всего шесть семей. Дома сооружались четырехугольными, со складами, следы которых прослеживаются. В домах найдены следы росписи на стенах, аналогичные обнаруженным в Чатал хюйюке. Сельское хозяйство и скотоводство были, по — видимому, очень бедными, так как климат здесь довольно засушливый. Основным источником средств к существованию скорее всего служила охота. Керамика присутствовала в изобилии около 8200—7900 л.н.

Хассунская культура относится к керамическому неолиту Северного Ирака. Здесь были впервые обнаружены осколки керамики датировкой ок. 7900—7200 л.н. (Хассуны). Керамика в основном украшена геометрическими фигурами, но на нескольких черепках обнаружены изображения козлов.

Самаррская культура в Ираке обнаружена в поселении — Телль-эс-Савван (as-Sawwan). Здесь впервые найдены (ок. 7500—6500 л.н.) осколки типичной самаррской керамики — монохромной, расписанной стилизованными фигурами животных и птиц, а также геометрическими рисунками.

Халафская культура (керамика ок. 7200—6200 л.н.) была расположена на границах трех государств — в Северном Ираке, на юго-востоке Турции и Сирии. Первые образцы ранее неизвестной халафской керамики были обнаружены в 1908 г. Джоном Гарстангом на памятнике Сакче-гёзю [8] радиоуглеродный образец Телль-Халафе указывает на дату около 5600 года до н. э. (ок.7600 л.н.)

Небольшие поселения халафской культуры располагались у рек, были плотно застроены однокомнатными сырцовыми домами, иногда на каменном фундаменте, с примыкающими прямоугольными хозяйственными постройками, иногда с печами, очагами, в том числе для обжига керамики. Некоторые здания, возможно, предназначались для ритуальных целей, в одном из них было найдено большое количество женских статуэток. Имевшиеся также круглые здания представляли собой, вероятно, просто жилые дома.

Основой хозяйства служили земледелие и скотоводство. Земледелие зависело от природных осадков, ирригация не использовалась. Здесь выращивали пшеницу, ячмень и лён. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна пшеницы и ячменя, кости домашних животных (коров, овец, коз, собак и др.), а также многочисленны орудия из кости. Что касается керамики, то особый гончарный стиль халафской культуры заключается в использовании более двух цветов (называемых полихромными), а также геометрических и животных мотивов. Но изготавливалась также нерасписная и лощёная керамика. Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки, причем все антропоморфные фигурки изображают женщин. Погребения халафской культуры характерны тем, что умерших хоронили в грунтовых ямах в скорченном положении на боку. Имеются и факты кремации. Младенцев часто хоронили в сосудах под полом построек. Провожая умерших в загробный мир, родственники и соплеменники оставляли в могилах предметы, которые, на их взгляд, могли понадобиться там покойным — посуду с пищей, украшения, магические фигурки. Медь в поселениях халафской культуры также была известна, но не использовалась для изготовления инструментов. (Halaf & Arpachiya)

Убейдская культура в Южном Ираке охватывает следующие примерные временны́е рамки — 6-е — начало 4-го тысячелетия до н. э. Ранние убейдские фазы синхронны поздненеолитическим культурам Северной Месопотамии (Хассуна-Самарра, Халаф), и, видимо, сформировалась под влиянием самаррской культуры.

Отличительной чертой культуры Убейда является ее керамика (ок. 6500 л.н) — расписная, монохромная, цвета буйволовой кожи и других оттенков (в зависимости от обжига). Многочисленные примеры этой керамики были найдены вдоль Персидского залива, вплоть до Дилмуна (Бахрейн). Такая же керамика была найдена у цивилизаций, населяющих долину Инда. На керамических предметах начали изображать стилизованных животных, здесь же было обнаружено первое изображение повелителя (или царя) животных. Это был отдельный мотив в древнем искусстве, изображавший человека между двумя противостоящими животными. Он был очень распространен в искусстве Древнего Ближнего Востока и Египта в более поздние периоды.

Джармская культура — археологический памятник неолита, расположенный в современном Ираке у подножия гор Загрос. Периоду расцвета соответствуют 6200 — 5800 гг. до н. э. Поселение состояло из 25 глинобитных сооружений на каменном основании. В них постоянно проживали около 150 человек. Керамика культуры очень простая, ручной работы, с толстыми стенками. Кроме посуды из глины изготавливались зооморфные и антропоморфные фигурки.

Загрос: датировка керамики ок. 8200—6000 л.н. (Ганджи-Даре и Тепе Сараб)

Ганджи-Даре — еще одно поселение эпохи неолита. Самое древнее поселение, сохранившееся на этом месте, существовало около 10 000 лет назад [9] и оставило нам самые ранние свидетельства одомашнивания коз в мире [10]. Что касается растительных одомашненных культур, найденных на этом участке, то это прежде всего двухрядный ячмень [11]. Стоянка Ганджи-Даре была впервые раскопана канадским археологом Филипом Смитом в 1960-х и 1970-х годах, на территории Иранского Курдистана, в центральной части горного массива Загрос. В Ганджи-Даре просматриваются две ранние керамические традиции. Одна из них основана на использовании глины для статуэток и небольших геометрических фигурок, таких, как конусы и диски. Они датированы ок. 7300—6900 до н. э. Другая керамическая традиция возникла в результате использования глины для сосудов.

Для неолитического поселения Тепе Сараб (провинция Керманшах, Иран) характерны каменные орудия и гончарные изделия. Здесь была обнаружена богатая коллекция необожженных глиняных женских фигурок, а также фигурок собак и овец.

Левант (Ливан, Израиль, Иордания, Палестина):

Поселение Библ (Ливан) расположено примерно в 42 км к северу от Бейрута. Оно привлекательно для археологов из-за последовательных слоев мусора, образовавшихся в результате многовекового проживания здесь людей. Впервые раскопано Эрнестом Ренаном в 1860 году. Место было заселено в период до-керамического неолита «B», приблизительно с 8800 по 7000 год до нашей эры. На этом месте сохранились неолитические остатки некоторых зданий. Из рыбацкой деревни в раннюю городскую форму поселение перешло в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Найденная здесь керамика была произведена приблизительно 8000—6000 л.н

Ярмукская культура (керамика датирована ок. 7500—7000 л.н) образовалась в долине рек Иордан и Ярмук (Израиль, Иордания, Палестина), и получила свое название от реки Ярмук, которая протекает вблизи археологического памятника Шаар ха-Голан.

Для ярмукской культуры характерен смешанный тип хозяйства. Основными занятиями населения были рыболовство, земледелие и охота. За время раскопок было обнаружено около ста предметов искусства, включая гальки с выгравированными на них изображениями и маленькие статуэтки из камня или глины.

Это одна из первых керамик в истории Израиля, дающая начало эпохе керамического неолита. Судя по керамике из Шаар-ха Голана, можно предположить, что все керамические предметы ярмукской культуры были качественно обожжены и отличались разнообразием. Но при этом мы ничего не знаем о том, как возникла традиция ее изготовления. У многих сосудов уже есть плоское донце, благодаря которому они могут стоять прямо. К тому же у некоторых из них появляются ручки-налепы и обычные петлевидные ручки, с помощью которых их можно было нести или подвешивать. Носители ярмукской культуры умели делать кувшины, сосуды с круглым горлышком, миски, глубокие чаши, маленькие открытые тарелки и сосуды со стянутым горлом. Многие из этих керамических изделий были украшены простыми геометрическими орнаментами. И резные, и нарисованные орнаменты наносились до обжига. Чаще всего встречается орнамент «елочкой», образующий зигзагообразные линии. Иногда на поверхность сосуда при помощи красной краски наносились несколько линий. Часто их размещали рядом с резным орнаментом. В целом эти изделия сильно отличаются от характерных для иерихонской керамической индустрии и лишь отдаленно напоминают сосуды, изготовленные носителями прибрежной культуры Ливан Библ [12].

Иерихон IX — (ок. 7400—6800 л.н). Иерихон расположен на 250 метров ниже уровня моря в долине Иордана, недалеко от северной оконечности Мертвого моря. Иерихон был заселен многие тысячелетия со времен натуфийской культуры (ок. 10.000 л.н) и является одним из самых ранних и непрерывных поселений в мире. Иерихонская община была одной из первых, ставших оседлыми и освоившими сельское хозяйство для обеспечения своего существования. Археологами в поселении было обнаружены ранние свидетельства поклонения предкам. Раскопки древнего Иерихона проводились британской экспедицией под руководством Кэтлин М. Кеньон в 1952—1958 гг. [13].

Чтобы добраться до 9 уровня раскопок — Иерихон IX, где впервые была обнаружена керамика, нужно была пройти один за другим все предыдущие слои. Самый верхний слой соответствовал мусульманскому периоду (с XIII по XIX в) и был представлен захоронениями. Глубже под ним лежал византийский слой (400—600 г); за ним шел римский период (I в. до н.э-II век н. э.), ниже располагался античный слой (IV век до н. э.); затем древнеиудейский (928 — 586 гг. до н.э.), период с обломками аттической посуды железного века; еще ниже лежал израильский период (XI — VIII вв. до н.э.); затем поздне-ханаанейский период (1400 — 1250 гг. до н.э.) со внешними и внутренними городскими стенами; еще ниже — городские стены бронзового века, связываемые с библейской историей о «иерихонских трубах». В начале третьего тысячелетия до нашей эры город был защищен мощными укреплениями. Монументальные руины этих укреплений бронзового века, все еще видимые после их окончательного разрушения около 1550 года до н. э., возможно, вдохновили библейских авторов на рассказ об Иисусе Навине, когда Иерихон был назван одним из главных городов, завоеванных израильтянами (Иисус Навин 6). Все же отождествление Иерихона IX с библейским Иерихоном было бы спорным, так как это место едва ли было заселено в конце позднего бронзового века, и когда в то время «стены рухнули», скорее всего, город уже пустовал.

Древнеханаанейские (2-е тысячелетия до н. э) остатки города представлены домами и внешней и внутренней городскими стенами, а также захоронениями позднего халколита (IV — III тысячелетия до н. э.), затем следующие 2000 лет заселение было редким и, возможно, прерывистым. Когда археологи дошли до глубины, соответствующей 5500—5000 гг. до. н.э., была найдена первая примитивная керамика.

Ниже 9-го слоя был обнаружен неолитический период земледелия и разведения домашних животных, но без гончарного производства, так называемый период до-керамического неолита (8400—7300 до н. э.). Дальнейшие раскопки в 1954 г. достигли слоев до-керамического неолита Б и нижележащих слоев PPNA, вплоть до мезолита.

Керамика культуры Вади Рабах (датирована ок. 6800—6200 л.н) была обнаружена в долине реки Иордан (на границе Израиля и Иордании). Она относится к позднему неолиту и раннему медно-каменному веку.

Керамика Анталии: ок. 8000—6000 л.н.

Чатал Хююк, (Çatal Höyük), неолит. Можно сказать, что жители Чатал-Хююка, как и представители многих других культур, прежде чем прийти к гончарному делу, прошли стадии выращивания одомашненных сельскохозяйственных культур (пшеницы, ячменя и гороха) и содержания домашних животных.

Джанхасан (Can Hassan) — археологический памятник в 13 км к северо-востоку от турецкого города Караман в провинции Конья. Здесь были обнаружены остатки архитектурных сооружений, и керамика.

Хаджила́р (Hacilar) — стоянка эпохи неолита на юго-западе Турции, в 25 км от Бурдура. Дома в Хаджиларе составляли группы, окружающие внутренний двор поселения. Каждое жилище было построено на каменном фундаменте для защиты от воды. Стены были сделаны из оштукатуренного дерева или необожжённого глиняного кирпича, скреплённого известковым раствором. Внутри дома плоскую крышу поддерживали деревянные столбы. Внутренние стены были покрыты штукатуркой и кое-где покрашены. Углубления в стенах были использованы в качестве шкафов. Кухни располагались отдельно от жилых комнат, а верхние этажи использовались под зернохранилища. В домах Хаджилара не было обнаружено никаких дверных проемов. Вполне возможно, что вход был только с крыши [14]. В поселении было развито сельское хозяйство. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, горох. Сельчане занимались разведением животных, о чем говорят найденные кости крупного рогатого скота, свиней, овец, коз.

Керамика из Хаджилара имеет сходство с керамикой Халафской культуры примерно того же периода. Есть сходство и в их фигурках.

Еще один археологический памятник на юге Турции — Мерсин (Mersin), современное название Юмюк-Тепе (Yumuk Тере), представляет собой остатки поселения эпохи неолита и энеолита (7—2 тыс. до н. э.). Раскопки здесь производились в 1937—1939 и 1946—1947 гг. под руководством английского археолога Дж. Гарстанга. Культурный слой имел толщину свыше 25 м. Слои от 19-го и более ранние содержат материалы одной из древнейших известных к настоящему времени неолитических культур, в том числе обсидиановые наконечники копий с прекрасно обработанной в технике отжимной ретуши поверхностью и открытые сосуды с горизонтальными продырявленными ушками и туловом, определенные участки которого украшены оттисками раковин. Слой 18 содержит больше монохромной неолитической керамики, орнаментированной поясками.

Долина Инда (Пакистан).

Мехргарх — неолитическая стоянка, существовавшая примерно за 7000 — 2000 лет до н. э. в Белуджистане, к западу от реки Инд (сегодняшний Пакистан). Самое раннее поселение здесь, по мнению ученых, появилось между 7000 и 5500 годами до н. э. Уже тогда жителям его было знакомо земледелие и животноводство — они выращивали пшеницу и ячмень, разводили коров, коз и овец, опередив тем самым многих своих современников. А вот гончарного дела не знали, хотя оно уже было распространено, и керамической посудой не пользовались. Жили в простых домах из необожженного кирпича. В каждом доме, как правило, было по 4 комнаты. Поселенцы любили украшения. На месте стоянки найдены браслеты и подвески, для которых использовались морские раковины и глазурованные бусины, полудрагоценные камни, в частности, бирюза, в поделках встречается также лазурит. На месте поселения обнаружены фигурки женщин и животных, использовавшихся, по-видимому, в магических целях. Сменилось несколько поколений, прежде чем поселенцы начали производить керамику. Это произошло примерно за 5500 — 4800 лет до н. э. Позже, в период, который можно датировать как 4800 — 3500 лет до н. э., керамики и терракоты становится гораздо больше, причем на изделиях появляются более сложные узоры, а также животные мотивы. По-прежнему встречаются женские статуэтки, только теперь они имеют оригинальные причёски и украшения [15].

Потребность общества в керамическом производстве и его совершенствовании была продиктована саморазвитием древнего человека, его постепенным генетическим «переустройством» на определенном этапе исторического развития. Именно это позволило древним вырабатывать прогрессивные тенденции в производстве керамики и добиться при этом нового уровня специализации труда. Это предположение хорошо иллюстрируется существованием по соседству племен с разными технико-технологическими традициями и уровнями специализации. В Центральном Иране за 3 тыс. лет до н. э. в керамическом производстве господствовала система, наиболее прогрессивная по своему уровню и характеру — с использованием гончарного круга (Сиалк-4), в то время как немного севернее, на территории приурмийского района посуда по-прежнему делалась руками.

В III тыс. до н.э. появляется культура так называемой гребенчато-ямочной керамики, близкая к культурам ямочно-гребенчатой керамики и распространившаяся в северной части ее ареала. Особенность керамики в использовании белемнитов (головоногие молюски), и отпечатков гребенчатого штампа. Украшениями здесь служили сланцевые подвески, просверленные зубы промысловых животных. Орудия труда и оружие были немногочисленными. Иногда в культурном слое поселений, особенно в северных районах распространения ямочно-гребенчатой и гребенчато-ямочной культурной общности, находят эмбрионовидные глиняные антропоморфные фигурки, разнообразные зооморфные изображения и фигурки водоплавающих птиц. Встречаются также их изображения на керамике. [16]

Микроорганизмы и керамика. Возможные причины возникновения керамики?

Древние уже владели высокотемпературными обжигом, но еще не пытались делать посуду из той же глины. Почему? Я думаю, что керамические статуэтки, как впоследствии и керамические посуда, служили одной цели — сберечь от злых духов. Но со статуэтками это далеко не всегда срабатывало, а вот посуда действительно помогала, поскольку приготовленная в ней пища могла уберечь хозяина от болезней.

Обращает на себя внимание тот факт, что керамика появляется повсеместно там, где цивилизации в своем культурном развитии достигли неолита. То есть человечество как бы «доросло» до глиняной обожженной посуды, которая способствовала изменению его рациона. Ряд ученых полагают, что изобретение человеком керамических сосудов было обусловлено необходимостью повысить калорийность питания в условиях сурового климата позднеплейстоценового похолодания (а приготовление пищи в сосудах на огне позволяло это сделать). [17] Можно согласиться с таким мнением, и все же, на мой взгляд, основная причина перехода на глиняную посуду заключалась в другом. Человек опытным путем убедился, что пища, приготовленная в ней, не только сытнее, вкуснее и разнообразнее, но и — главное — безопаснее! Вполне допускаю, что и пить они стали кипяченую воду.

В вареной пище и кипяченой воде нет микробов и микрооганизмов, а значит, с переходом на керамику инфекции пошли на спад. Также керамическая посуда использовалась именно для этой цели, но довольно скоро человек понял, что и хранить в ней продукты гораздо удобнее и практичнее, чем в плетеных корзинах, обмазанных глиной. Керамика не только предохраняла продукты от сырости и грязи, но и защищала от грызунов, для которых соломенные и сплетенные из веток корзины не служили преградой. Речь идет не просто о количественном сохранении продуктов (хоть, конечно, и это было важно). Но гораздо опаснее было то, что грызуны могли занести инфекцию в отложенные про запас продукты, а это уже угрожало людям серьезными болезнями и даже гибелью всей популяции. Керамические сосуды, в отличие от соломенных и деревянных, грызуны повредить не могли.

То, что предки осознавали опасность, исходящую от грызунов, мы можем видеть на примере обезьян. Если в клетку с шимпанзе запускали крысу, обезьяны бросали все занятия, хватали синий жетон, открывающий дверцу клетки, опускали его в «правильное» отверстие автомата и взбирались на экспериментатора, чтобы он взял их домой. [18]

По-видимому, боязнь грызунов сформировалась у них в процессе эволюции, а у наших предков она уже была на уровне подсознания.

Ведь мы до сих пор так и храним продукты в закрытых сосудах. Конечно, сейчас уже не столько от грызунов (в городских квартирах их нет), сколько просто для чистоты, но у сельских жителей они используются и по своему древнему назначению. А с появлением крупных зернохранилищ грызуны вообще стали серьезной проблемой. Понадобилась помощь животных, уничтожающих таких вредителей в природе. На помощь пришли кошки, хорьки и мангусты. В первых двух случаях удалось полное одомашнивание животных и их селекция. Но, как мы знаем, домашние животные также подвержены болезням и заражаются при эпидемиях в случае укуса болезнетворных насекомых. Поэтому керамика лучше предохраняла от грызунов и предназначалась для хранения продуктов.

Особенности керамики и технологии ее изготовления были обусловлены прежде всего требованиями, делающими керамическую посуду пригодной для приготовления в ней пищи, что могло оградить от «злых сил природы», от болезней и эпидемий

Весьма существенно, что почти идентичные виды керамической продукции, требующие определенного уровня технических навыков и знаний, создаются на разных территориях, не имеющих прямых контактов, что свидетельствует о конвергентном возникновении и развитии керамики, без какого-то взаимовлияния и традиций. Все это говорит о том, насколько важно было для человека изобретение керамики. Именно вопрос выживаемости заставил его преодолеть рубеж следующего этапа культурного развития, когда стало возможно освоение принципиально новой технической базы, внедрение новой технико-технологической системы. Именно то, что на кону стояла выживаемость племени, группы и даже всего человечества, позволило достигнуть нового уровня познания свойств глины, что открыло перед древним человеком широчайшие возможности для различных испытаний ее пластичных свойств и совершенствования режима обжига.

О таком подходе заставляют задуматься и дальнейшие открытия человека. Гончарное дело и производство керамических изделий сыграли очень важную роль в истории техники — в период зарождения металлургии.

Уже в Бронзовом веке человек постоянно экспериментировал со сплавами металлов. Но об этом вы узнаете подробно в последующей главе Прогрессивные изобретения. Металлургия.

Еще один важный момент: многие керамические изделия древности украшены орнаментом. Узоры наносились на поверхность сосудов различными способами и различными предметами, например, заостренными палочками. Различные техники получили каждая свое название. Известны техника отступающей палочки, прочерченная техника, техника фигурно-штампованной орнаментации. Археологи выделяют также технику гребенчатого штампа. Существует несколько ее видов — техника печатной гребенки, гребенчатой накольчатой орнаментации и многие другие. Все эти виды орнаментации выполняются гребенчатым инструментом. Зубцы гребня соскребают слой глины с сосуда, оставляя на нем четкий след — ровные параллельные линии, прямые и дугообразные. Похожая техника нанесения орнамента на глиняные сосуды использовалась в Африке (Сахара), степной зоне Евразии, на восточно-европейской равнине, в Полинезии (Ново-Гебридские о-ва) и в некоторых других регионах.

Рой Кинг и Питер Андерхилл, ученые Стэнфордского университета, сопоставили распространение линейно-ленточной керамики с географией четырех линий Y-хромосомы, пришедших в Европу на заре неолита. При этом обнаружилось, что одна из этих линий, отмеченная мутацией M172, практически полностью совпадает по распространению с культурой линейно-ленточной керамики [19]

Ученым по большей части еще не известны гены, программирующие человеческое поведение. Однако реакция человеческого генома на культурные сдвиги в обществе хорошо видна на примере одной физиологической адаптации — необычной для приматов способности переваривать молоко во взрослом возрасте (так называемая переносимость лактозы).

Лактоза — основной носитель калорий, содержащихся в материнском молоке. Ген, который производит фермент, расщепляющий лактозу, «включается в работу» перед рождением ребенка и прекращает ее по выходе малыша из грудного возраста. Это понятно: поскольку в естественный рацион большинства взрослых людей лактоза не входит, продолжать производство расщепляющего ее фермента означало бы напрасно тратить ресурсы организма. Такой процесс наблюдается у большинства людей, но все же не у всех. У лиц североевропейского происхождения и до известной степени представителей африканских и бедуинских племен, которые пьют сырое молоко, ген производства лактазы (фермента, расщепляющего лактозу) остается активным до наступления зрелого возраста, а иногда даже всю жизнь. По-видимому, способность расщеплять лактозу в коровьем, овечьем и козьем молоке дает этим народам столь существенные преимущества, что генетическая мутация, обеспечивающая эту способность, получила самое широкое распространение.

Хотя одомашнивание скота произошло на Ближнем Востоке, Европа стала центром скотоводства уже в одной из первых ее сельскохозяйственных культур, известной по дошедшей от нее керамической посуде как Культура воронковидных кубков (КВК). Она возникла 6000 лет назад, просуществовала в течение тысячелетия и была распространена в Центральной и Северной Европе на территории нынешних Нидерландов, северной Германии, Дании и южной Норвегии. Именно она оставила долгий след в генетике местных популяций как домашнего скота, так и человека. Это показало исследование, проведенное недавно группой ученых под руководством Альбано Беха-Перейры. Они изучили гены европейских коров 70 разных пород, кодирующие шесть самых важных молочных белков. По образцам, отобранным у 20 000 особей, ученые составили карту генетического разнообразия крупного рогатого скота. Область наибольшего разнообразия — а обычно это территория, откуда происходит вид, — почти совпадает с границами распространения КВК. Вслед за этим группа экспериментаторов провела такое же картографирование переносимости лактозы. При этом значительная часть территории, где проживали люди с этой генной особенностью, оказалась в границах древней области воронкообразных кубков. С удалением от этой территории переносимость лактозы среди людей встречается все реже. Это открытие, считают ученые, показывает, что человеческая популяция в недавнем прошлом эволюционировала под влиянием перемен, созданных человеческой культурой. [20]

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я