Резюме для карьеры. Продающий текст о себе

Раиса Сорокина

Наглядное практическое руководство по созданию продающего резюме.Для широкого круга читателей – выпускников, начинающих специалистов, специалистов с опытом работы, руководителей первого и среднего звена, топ-менеджеров. Также эта книга предназначена для специалистов в сфере HR, чья профессиональная деятельность связана с оказанием услуг по трудоустройству, менеджеров по подбору персонала и рекрутеров.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Резюме для карьеры. Продающий текст о себе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть III. Резюме для робота и человека: как обойти передовые технологии найма

Как ни странно, но у резюме есть два читателя — робот и человек. Поэтому нужно сильно постараться создать резюме, которое будет обходить искусственный и человеческий интеллект.

Я предупреждаю читателя, что эту главу дóлжно читать не торопясь, со вниманием и что я не владею искусством быть ясным для того, кто не хочет быть внимательным. Жан-Жак Руссо

Давайте для начала разберем такие понятия, как «скрининг резюме», «ключевые слова», «ATS».

Что такое скрининг резюме?

Скрининг резюме (от англ. screening — фильтрация, просеивание) — метод отбора кандидатов по ключевым словам, позволяющий выделить из всей имеющейся информации в резюме только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям отбора. Поэтому скрининг резюме позволяет в сжатые сроки осуществить качественный первичный отбор кандидатов.

Такой метод по фильтрации резюме можно сравнить с работой роботов поисковых систем, которые отсеивают все лишнее по заранее заданным параметрам. Если роботу Google или Yandex что-то не понравилось на web-странице сайта, то она не будет проиндексирована и никогда не появится в результатах поиска. Также и резюме, которое не соответствует критериям первичного отбора, не появится в результатах поиска. Поэтому необходимо осуществить комплекс действий по оптимизации резюме для поднятия позиций в результатах выдачи поисковых систем и автоматизированных систем управления (ATS).

Что такое ATS?

ATS (от англ. applicant tracking system) — автоматические сканеры для просмотра и сравнения резюме кандидатов с вакансиями. Это могут быть специальные программы для хранения и систематизации данных о соискателях, позволяющие выполнять рекрутинговые задачи. Например, АСУ (сокр. от автоматизированная система управления). Их алгоритмы работают так же, как поисковая система. Они ищут ключевые слова. Когда резюме проходит через ATS, то оно сохраняется в базе данных этих программ. Затем рекрутер вводит ключевые слова. И, если резюме кандидата содержит эти ключевые слова, то ATS будет поднимать его в результатах поиска, и его увидит рекрутер.

Таким образом, ATS — это система, которая сканирует ключевые слова из вашего резюме, чтобы определить, насколько точно вы подходите для данной позиции. Это происходит еще до того, как ваше резюме увидит человек. Если ваше резюме не содержит определенного количества слов или терминов из описания вакансии, то ATS автоматически распознает вас, как неподходящего кандидата, и блокирует. В итоге ваша заявка не дойдет до адресата, так как резюме было отклонено роботом.

Кто и зачем использует ATS?

Рынок кадровой индустрии продолжает расти, что приводит к усилению конкуренции и большему давлению на требования к кандидатам со стороны работодателей. Как следствие, кадровые агентства должны быстро подбирать нужных кандидатов своим клиентам. А самый быстрый способ найти лучших кандидатов — использовать ATS. Такие системы использует семантическое сопоставление по ключевым словам. Это передовые технологии автоматически анализируют требования к должности и выполняют отбор по всей базе данных кандидатов в поисках наилучшего соответствия.

Более того, в крупных компаниях идет рост использования технологий машинного обучения, которые обеспечивают наиболее точные совпадения, которые даже не находят рекрутеры. Мощность хорошей технологии поиска и сопоставления во многом зависит от качества полноты набора взаимосвязанных слов, терминов, понятий. Умный поиск учитывает не только описание вакансии, но и описание профиля должности и основные характеристики профессии/отрасли/специализации. Например, рекрутер, ищущий онлайн-маркетолога, может не знать, что такое SEO, и, как следствие, не видеть связи с другими важными компетенциями в онлайн-маркетинге. ATS уже знает, что такое SEO, и поэтому найдет больше потенциальных соответствий. Такие программы помогают сократить время найма и наиболее точно сопоставить навыки кандидата с навыками профиля должности.

Ключевые слова также используют работодатели для поиска резюме в Интернете или других компьютерных базах данных. Если в базе данных компании нет подходящего кандидата, то рекрутер выполняет тот же поисковый запрос во внешних системах отслеживания кандидатов и платформах HR. Поэтому ключевые слова повышают вероятность выбора вашего резюме на всех онлайн-ресурсах. Чем больше ключевых слов в вашем резюме, тем лучше будут результаты поиска и сопоставления с их базой данных.

Чтобы обойти ATS, многие кандидаты пытаются взять ключевые слова или профессиональную терминологию из описания вакансии и добавить их в свои резюме. Это кажется хорошей идеей, но, к сожалению, и это не работает. Поскольку это стало практикой большинства соискателей, компании начали добавлять в алгоритм ATS ключевые слова, которые они не перечисляют в описании вакансии. Это ключевые слова, которые относятся к топ-5 критериям отбора. Это профильное образование, профильный опыт работы, жесткие и гибкие навыки, KPIs и достижения. Это делают, чтобы отфильтровать претендентов на раннем этапе, которые не подходят под все требования.

Здесь можно сделать лирическое отступление и порассуждать о том, как ATS может отклонить профессионала с большим опытом работы, а пропустить менее опытного кандидата только по факту наличия или отсутствия ключевых слов в резюме. Мы можем также уйди в дискурс на тему, насколько автоматизация процесса скрининга резюме ухудшает качество отбора претендентов на вакансию для компаний, которые используют в найме ATS. Вы также можете продолжать возмущаться, почему ваше резюме будет отфильтровано какой-то машиной, если вы имеете релевантный опыт работы и уверены, что у вас есть все необходимые знания и навыки для успешного выполнения задач из описания вакансии. Тем не менее, факт остается фактом. ATS существует, как и существуют поисковые системы. И ваша заявка будет отклонена системой и попадет в стоп-лист компании, если резюме не содержит ключевых слов.

Почему это так важно?

Прошли те времена Форда, когда на рынке предлагали купить любой автомобиль, если он черный. Сейчас так же, как и на любом другом рынке, на рынке труда — предложение в разы превышает спрос. Как правило, на каждую вакансию приходит от 300 до 1000 откликов. Чтобы вас выбрали среди других кандидатов по резюме, вы должны быть не только достаточно квалифицированы, но и подходить под требования вакансии. То есть, чтобы увеличить свои шансы на получение приглашений на собеседования, нужно включить в резюме требуемые компетенции. Это и есть ключевые слова.

Интересный факт: «Программисты шутят»

Программистка Анжелина Ли после безуспешных попыток найти работу при помощи своего резюме решила составить поддельное резюме, добавив в него много популярных ключевых слов. Это были названия известных компаний и сервисов, криптовалют, терминов (искусственный интеллект, машинное обучение) и др. Ли также указала, что она работает в несуществующей СУБД «Воландеморт» и гордилась тем, что установила рекорд по количеству выпитых за одну ночь стопок водки во время своего обучения. Результат не заставил себя ждать, — она получила приглашения в 90% компаний, просмотревших ее резюме. Среди компаний были Atlassian, ApartmentList, AirBnB, Blend, DropBox, LiveRamp, Notion, Outschool, Quizlet, Reddit и многие другие. Свою историю Анжелина опубликовала на Reddit — сервисе, оказавшемся в списке тех, кто был готов принять ее на работу после получения выдуманного резюме. Таким образом Ли доказала всему миру, что HR-специалисты в компаниях читают лишь резюме, переполненные ключевыми словами. По мнению Анжелины, HR-специалистам абсолютно безразличен текст резюме, они всего лишь ищут в нем ключевые слова.

Что такое ключевые слова?

Ключевые слова (от англ. keywords) — метатеги, которые предназначены для роботов поисковых систем для обеспечения точного соответствия результатов поиска. Наличие в резюме определенных ключевых слов также поможет менеджерам по подбору персонала и рекрутерам идентифицировать ваше резюме, как лучшее совпадение с требованиями нанимающей стороны.

Поиск по ключевым словам — один из самых простых способов первичного отбора кандидатов по резюме. В зависимости от требуемого опыта работы в определенной сфере ключевыми словами могут быть названия должностей, сфер и специализаций; обязанности, hard и soft навыки, продукты, услуги, сегменты рынка, географические рынки и т. д.

Например, для юриста ключевыми словами в зависимости от его специализации могут быть: «гражданское право», «трудовое право», «налоговое право», «договорное право», «арбитражные суды», «инвестиционный договор», «вексельное законодательство», «государственные закупки» и др.

Для директора по маркетингу ключевыми словами могут быть: «стратегический маркетинг», «маркетинговый анализ», «продвижение бренда», «медиа планирование», «B2B маркетинг», «ATL», «BTL», «SMM» и др.

Для руководителя отдела логистики ключевыми словами могут быть: «логистический менеджмент», «производственная логистика», «складская логистика», «транспортная логистика», «оптимизация логистических процессов», «бережливое производство» и др.

Точность совпадения по комбинации ключевых слов приводит к лучшему поиску нужных кандидатов и, в итоге, сокращает время первичного отбора по резюме. Например, когда рекрутер ищет разработчика программного обеспечения со знанием Java, он/она в первую очередь не интересуется кандидатом, который любит путешествовать, обладает лидерскими качествами или необычными способностями. «Java», «Разработчик программного обеспечения» — вот первые ключевые слова, которые будет заводить при поиске рекрутер. Если в резюме содержатся слова «Java», «Разработчик программного обеспечения», то такие резюме будут появляться в результатах поиска.

Таблица №3. Примеры ключевых слов по позициям

Давайте рассмотрим другой пример. Рекрутер ищет регионального менеджера по работе с федеральными сетями (RКАМ) «X5 Retail Group», «Магнит», «Ашан», «Метро» по продуктовому направлению «чай и кофе». Тогда, он/она в первую очередь будет заводить ключевые слова: «региональный менеджер» «RКАМ», «работа с федеральными сетями», «региональный менеджер по работе с федеральными сетями», «продуктовый ритейл», «X5 Retail Group», «Магнит», «Ашан», «Метро», «чай», «кофе». Если в резюме содержится максимальный набор таких ключевых слов, то оно будет выдаваться в первых строчках результата поиска.

Приведу еще один пример. Если соискатель имеет опыт работы руководителем отдела продаж, а сейчас решил искать новую работу на позицию коммерческого директора или директора по продажам, а не еще одну работу в качестве руководителя отдела продаж. Как вы считаете, пройдет ли его резюме отбор, если соискатель не отразил в резюме ключевые слова: «коммерческий директор» и «директор по продажам»?

Следует признать, что это самая распространенная ошибка. Исследования показывают, что в 90% резюме нет ключевых слов, по которым отбирают кандидатов, и по факту в резюме соискателей содержится всего 10—15% нужной информации. Это объясняется тем, что кандидаты заполняют резюме исходя из своего представления о своем прошлом опыте в компаниях, в которых они работали. А нужно заполнять резюме исходя из представления работодателей об идеальном кандидате.

N. B. Рекрутер ищет не абстрактного профессионала, а конкретного специалиста, соответствующего требованиям размещенной вакансии. Даже если у вас огромный опыт работы и высокий уровень профессионализма, но в вашем резюме не отражены обязательные компетенции и навыки, перечисленные в требованиях вакансии, ваше резюме может не пройти первичный отбор.

Возможно, у вас возникли вопросы: как это исправить и как узнать, какие именно ключевые слова лучше всего подходят для вашего резюме? Ответы вы найдете в следующей главе.

Как найти правильные ключевые слова для резюме

Есть три способа:

Способ №1. Найти на сайте resumegate.ru

Способ №2. Составление облака ключевых слов

Способ №3. Кейс «Поиск ключевых слов»

Способ №1. Найти на сайте resumegate.ru

Специально для обхода ATS систем, которые использует семантическое сопоставление по ключевым словам, мы с командой запустили в 2022 году новый проект resumegate.ru. RESUMEGATE — сервис по самостоятельному написанию профессионального резюме с нуля для белых воротничков с примерами обязанностей, навыков, качеств и результатов на разные позиции от начинающего специалиста до топ-менеджера. Это пока единственный проект в России. Авторы проекта используют большую базу данных HR по самым популярным должностям. Точность приводит к лучшему поиску кандидатов и, в итоге, к лучшим совпадениям.

Команда проекта провела большую работу, чтобы узнать, какие ключевые слова лучше всего подходят для разных профессий. И потратили много времени и сил, чтобы сравнить вакансии по каждой позиции и создать контент для резюме, который максимально адаптирован под требования работодателей. Вот что они сделали:

— Проанализировали все критерии отбора.

— Определили матрицу критериев отбора и интегральные веса каждого критерия отбора и рассчитали интегральную оценку.

— Включили в репрезентативную выборку от 100 до 400 вакансий по каждой позиции в определенной сфере.

— Провели SWOT-анализ профессиональных компетенций с учетом требований со стороны компаний-работодателей по конкретным позициям.

— Определили топ-критерии, на основании которых сформировали идеальный профиль кандидата.

— Составили рейтинг наиболее встречающихся требований по знаниям, умениям, навыкам к кандидатам по определенным позициям и отобрали самые важные из них.

— Собрали базу данных по самым востребованным профессиональным компетенциям под разные позиции в разных сферах с учетом требований работодателей и рынка труда для первичного отбора кандидатов по резюме.

— Создали образец резюме для каждой позиции с примерами заполнения каждого раздела.

Я могу выделить три сильные стороны этого проекта.

Сила №1. Примеры всех резюме, которые представлены на сайте resumegate.ru, содержат ключевые слова, по которым HR-менеджеры проводят скрининг резюме и отбирают наиболее подходящих кандидатов.

Сила №2. В каждой публикации собрана профессиональная репрезентативная выборка топовых комптетенций и подборка лучших примеров достижений по позициям в разной сфере.

Сила №3. Команда проекта постоянно отслеживает изменения на рынке труда и добавляет новые обязанности, навыки, результаты по позициям, в которых происходят изменения. Поэтому, если вы захотите обновить свое резюме через полгода, загляните на соответствующий материал и сделайте апгрейд вашего резюме — добавьте важные ключевые слова.

К сожалению, вы пока можете не найти на сайте ключевые слова по вашей позиции, специализации и сфере, так как проект только начинает набирать обороты. В таком случае воспользуйтесь следующими способами.

Способ №2. Составление облака ключевых слов

Термин «облако ключевых слов» используется в поисковом маркетинге, где он обозначает группы ключевых слов, относящихся к некоторому веб-сайту. Облака тегов, как средства навигации, позволяют связать ресурсы веб-сайта более тесно, обход таких ресурсов поисковым роботом может улучшить позицию сайта в результатах выдачи поисковой системы. С точки зрения пользовательского интерфейса облака тегов часто используются, чтобы помочь пользователю найти информацию в конкретной системе более быстро, обобщая результаты поиска. По такой же аналогии работает облако ключевых слов для оптимизации резюме в поисковой выдачи.

Составить облако ключевых слов для резюме можно с помощью сайта Wordclouds.com.

Wordclouds.com — это бесплатный онлайн-генератор облака тегов. Этот сайт поможет вам наглядно увидеть ключевые слова, чтобы вы могли включить их в свое резюме.

Вот как это можно сделать:

1. Скопируйте полное описание вакансий, на которые вы хотите откликнуться.

2. Перейдите на WordClouds.com и нажмите кнопку вверху «Список слов». Вверху всплывающего окна вы должны увидеть ссылку для вставки/ввода текста. Кликните по нему.

3. Вставьте скопированный текст в поле и нажмите «Применить». Вы можете также загрузить документ с описанием вакансий или открыть URL-адрес для автоматического создания облака ключевых слов.

4. WordClouds сформирует изображение, которое демонстрирует количество и частоту ключевых слов. Слова большего размера — это те слова, которые встречаются чаще всего — это и есть самые важные ключевые слова, которые вы обязательно должны включить в резюме.

5. Когда вы будете составлять резюме, включите эти слова примерно в такой же пропорции, с какой они появляются в облаке ключевых слов. После того, как облако создано, щелкните на кнопку «Список слов». Это покажет вам, сколько раз каждое слово появлялось в описании вакансии.

Вот как это работает.

Давайте рассмотрим создание облака ключевых слов на примере позиции PR-менеджера в маркетинге. WordClouds сформировал вот такое изображение, которое демонстрирует количество и частоту ключевых слов.

Образец изображения WordClouds.com для роли «PR-менеджер».

Изображение создано WORDCLOUDS.COM

Давайте вернемся к кейсу «Кастомизация резюме под вакансию» на примере административного директора в ИТ-компанию» (см. II часть книги, глава «Взгляд с парадигмы нанимающей стороны»). Теперь мы можем наглядно представить, как работает техника рефрейминга для кастомизации резюме.

Скопируем описание вакансии «Административный директор в ИТ-компанию» и загрузим в поле на WordClouds.com.

Описание вакансии:

Задачи:

• Анализ бизнес-процессов, выявление точек неэффективности в административных процессах.

• Разработка и внедрение инновационных решений, направленных на снижение затрат, оптимизацию административных процессов.

• Взаимодействие с владельцами процессов, IT командами, поддержка внедрения изменений и администрирование проектов по повышению эффективности бизнес-процессов.

• Управление travel услугами в компании.

• Административно-хозяйственное управление офисами (2 обособленных подразделения).

• Кадровое администрирование.

В подчинении: офис-менеджеры.

Что мы ждём от кандидата:

• Высшее образование.

• Опыт описания бизнес-процессов, разработка предложений по оптимизации бизнес-процессов.

• Опыт управления проектами оптимизации бизнес-процессов.

• Знание сертификации (фстэк, ISO) будет преимуществом.

• Хорошие аналитические и организационные навыки, а также умение работать самостоятельно и эффективно в нестандартных ситуациях.

• Преимуществом будет опыт работы в системных интеграторах, ИТ-компаниях, юридических организациях.

Ключевые навыки:

• Английский — B1 — Средний

• Управление эффективностью

• Оптимизация затрат

• Административное управление

В итоге получим список ключевых слов.

Для наглядности можно сформировать облако ключевых слов.

Изображение создано WORDCLOUDS.COM.

Осталось только добавить этот список ключевых слов в резюме.

N. B. Этот подход не является на 100% надежным, но он поможет убедиться, что ваше резюме в целом содержит ключевые слова, чтобы обойти искусственный интеллект.

Однако, обойти человеческий интеллект намного сложнее, — придется выполнить более глубокий сбор и анализ ключевых слов. Давайте разберем третий способ поиска ключевых слов.

Способ №3. Кейс «Поиск ключевых слов»

Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали. Коко Шанель

Дорогу к величию не срежешь. Том Питерс

Несомненно, что большинство соискателей хорошо знает, как описать свою работу в компании, и уверены, что могут составить обширный список своих навыков и результатов. Но им не хватает знаний о том, какие навыки и сильные стороны будут интересны потенциальному работодателю. Для этого требуется глубокий анализ ключевых компетенций по профилю своей работы. Важно определить, какие именно компетенции востребованы сейчас на рынке труда в вашей отрасли, профессии и специализации.

Весь секрет — в кейсе. Я разработала кейс «SWOT-анализ компетенций» — рабочий лист исследования карьеры для целей правильного позиционирования кандидатов на рынке труда. Это мой авторский метод выявления потребностей работодателей в найме и анализа профессиональных компетенций (отраслевых, функциональных, гибких и жестких навыков) кандидатов на соответствие требований современного рынка труда. Я использую этот метод, чтобы определять конкурентные преимущества своих клиентов на услуге «Продающее резюме». Его также используют многие карьерные консультанты в своей работе с клиентами. Этот кейс помогает посмотреть на свой опыт глазами специалистов по подбору.

Я адаптировала и упростила кейс «SWOT-анализ компетенций», чтобы соискатели смогли самостоятельно провести аналогичный анализ и определить потребности нанимающей стороны. В итоге получился кейс «Поиск ключевых слов» — это лайт-версия метода карьерного позиционирования. Выполнение кейса «Поиск ключевых слов» поможет найти ключевые слова и фразы для резюме, а также определить, какие навыки, знания и умения наиболее востребованы в вашей профессии, и сделать выводы насколько ваш опыт подходит под требования рынка.

Кейс №2. «Поиск ключевых слов»

Цели кейса:

Изучить конъюнктуру рынка труда, определить потребности работодателей.

Определить сильные стороны (конкурентные преимущества) и слабые стороны (зоны для развития) с точки зрения нанимающей стороны.

Сформировать базу ключевых слов и выражений, которые необходимо добавить в резюме.

Задачи кейса:

Найти вакансии, которые соответствуют желаемой цели трудоустройства или карьерной цели.

Определить требования работодателей к кандидатам, которые работают на аналогичных позициях по той же специализации и в той же сфере.

Составить список сильных сторон и определить конкурентные преимущества.

Составить список слабых сторон и определить зоны для развития.

Провести анализ на соответствие требованиям работодателей.

Использовать список сильных сторон в качестве ключевых слов для написания резюме.

Добавить в резюме ключевые слова и выражения в необходимой пропорции.

Ожидаемые результаты:

Результат #1. По итогам выполнения кейса у многих возникает ощущение в большей или меньшей степени недостаточности знаний, умений или навыков в своем профессиональном бэкграунде. Ко многим приходит понимание, что на данном этапе карьеры компетенций для продвижения недостаточно. Кейс также наглядно показывает, какие именно компетенции следует улучшить для дальнейшего карьерного развития.

Результат #2. Формирование списка ключевых слов и выражений для резюме.

Структура кейса

Кейс состоит из 4-х блоков:

Блок #1. «Обязанности»

Блок #2. «Требования»

Блок #3. «Сильные стороны»

Блок #4. «Слабые стороны»

Инструкция по выполнению кейса

Шаг №1. Найдите вакансии

Собрать нужную информацию для заполнения блоков помогут вакансии. Найдите 15—20 вакансий, которые наиболее всего подходят для вашей карьерной цели. Это могут быть вакансии в архиве, на которые вы уже отправляли резюме. Это могут быть актуальные вакансии, которые вы рассматриваете сейчас. Главная задача на этом этапе подобрать наиболее релевантные вакансии согласно вашей текущей цели поиска работы.

Есть три способа поиска вакансий

Способ #1. Поисковые интернет-системы

Используйте популярную поисковую систему интернета в своей стране. Например, Google или Yandex. Специальный язык запросов по ключевым словам позволит найти объявления вакансий, в тексте которых содержатся интересующие вас слова или фразы.

Чтобы определить наиболее эффективный поисковый запрос для поиска вакансий, соответствующих вашему профилю работы, возьмите за основу свое карьерное позиционирование. Что это такое прочитайте в статье: Карьерное позиционирование: взгляд с парадигмы нанимающей стороны. Например, для позиции финансового менеджера, работающего в банковской сфере по направлению бюджетирование, ключевыми словами для поиска могут быть: «вакансии», «финансовый менеджер», «банк», «бюджетирование». Поисковые запросы также могут включать различные варианты последовательности ключевых слов. Примеры поисковых запросов:

Вакансии на позицию финансовый менеджер в банке бюджетирование

Вакансии финансовый менеджер по бюджетированию банковская сфера

Финансовый менеджер бюджетирование банк вакансии

А вот примеры поисковых запросов для интернет-маркетолога по специализации e-commerce в сфере ритейла:

Вакансии на позицию интернет-маркетолог e-commerce в ритейле

Интернет — маркетолог e-commerce ритейл вакансии

Вакансии интернет — маркетолог в ритейле электронная коммерция

Также в поисковом запросе вы можете поставить название интернет-ресурса, который вы используете для поиска вакансий. Например: вакансии hh.ru на позицию интернет-маркетолог e-commerce ритейл. В таком случае вы найдете вакансии на сайте hh.ru, в которых встречаются слова «интернет-маркетолог», «ритейл», «e-commerce».

Если вы хотите найти несколько слов, которые обязательно должны стоять рядом, то возьмите их в кавычки. Пример: вакансии «интернет-маркетолог e-commerce». В таком случае вы найдете вакансии, в которых встречается словосочетание «интернет-маркетолог e-commerce» (именно в таком порядке). Вакансии, содержащие текст «интернет-маркетолог в ритейле e-commerce», не будут найдены, поскольку между словами поискового запроса здесь стоит еще одно слово «в ритейле».

Способ #2. Профессиональная сеть

Используйте профили лидеров отрасли, в которой вы работаете, или профили людей в своей сети контактов, которые входят в топ-20 по просмотрам для интересующей вас должности, и проанализируйте, какие ключевые слова они указывают в описании своего опыта.

Как найти профили с наибольшим количеством просмотров? Вбейте в поисковую строку название нужной должности/сферы/специализации и посмотрите профили, которые выйдут на первой странице. Они, возможно, не будут наиболее просматриваемыми, но будут наиболее релевантными для вашей карьерной цели.

Способ #3. Сайты интернет-рекрутмента

Используйте сайты интернет-рекрутмента — порталы по поиску работы и сотрудников. Это могут быть сайты трудоустройства, профессиональные тематические сайты, профессиональные форумы. Например, сайты по поиску вакансий на стажировки:

Future Today — лидер на рынке российского Graduate-рекрутмента. Работа для студентов, выпускников и молодых специалистов без опыта.

Grintern — стажировки и стартовые вакансии для студентов, выпускников и молодых специалистов.

Changellenge — карьера от студента к СЕО: самые актуальные новости и аналитика мира бизнеса, уникальные вакансии у лучших работодателей.

Students.SuperJob — всероссийская база стажировок.

Career.ru — вакансии для студентов и молодых специалистов.

Stazhirovka.ru — стажировка — работа, практика для студентов и молодых специалистов.

eGraduate.ru помогает молодым специалистам находить работу и строить карьеру.

YesJob.ru — онлайн-биржа труда для соискателей из креативных индустрий.

Vdhl.ru — вакансии для хороших людей, в т. ч. и публикации вакансий на стажировки. Основные сферы: медиа, дизайн, креатив, маркетинг, реклама, творчество, архитектура, интернет-технологии, связи с общественностью, НКО и пр. География вакансий: Москва.

Список сайтов для поиска работы

Список кадровых и консалтинговых агентств

Самый популярный сайт по поиску работы в России — hh.ru. Управлять поиском вакансий на hh.ru поможет специальный язык запросов. Когда вам нужно просто найти максимальное количество вакансий, содержащих ключевые слова в произвольном порядке, то используйте тот же поиск из способа №1 — по ключевым словам из формулировки своего карьерного позиционирования. В отличие от первого способа, не нужно добавлять слова «вакансии», «позиция». К тому же, если ввести поисковый запрос без кавычек, то в результате будут найдены объявления вакансий, которые содержат все слова из этого запроса в любом месте вакансии.

Пример: Финансовый менеджер бюджетирование банк

Результат: Вы найдете все вакансии, в которых встречаются все 4 слова в любом порядке. В частности, будут найдены вакансии, которые содержат в тексте слова: «финансовый менеджер», «бюджетирование» или «банк».

Как задавать расширенный поиск по ключевым словам и описание языка поисковых запросов вы можете прочитать в инструкции на hh.ru.

N. B. На сайтах интернет-рекрутмента можно найти только актуальные опубликованные вакансии. Чаще всего срок публикации вакансии ограничен периодом последних 30 дней. Такой короткий период времени может не показать реальную картину ожиданий работодателей от кандидатов. Поэтому для получения более репрезентативной выборки, обязательно воспользуйтесь первым способом через поисковые системы Яндекс или Гугл, так как в них хранится информация по всем опубликованным ранее вакансиям, в том числе архивным.

Шаг №2. Создайте файл «Поиск ключевых слов»

Создайте файл в любом удобном формате для последующей работы. Оформите 4 блока:

Блок #1. «Обязанности»

Блок #2. «Требования»

Блок #3. «Сильные стороны»

Блок #4. «Слабые стороны»

Шаг №3. Заполните блок «Обязанности»

Скопируйте в кейс «Поиск ключевых слов» из вакансий информацию из раздела «Обязанности».

Удалите обязанности из списка, которые дублируются.

Выделите зеленым цветом обязанности, которые вы выполняли ранее (аналогичные).

Выделите красным цветом обязанности, которые вы не выполняли ранее и не сможете с ними справиться на новом месте работы.

Шаг №4. Заполните блок «Требования»

Скопируйте в кейс «Поиск ключевых слов» из вакансий информацию из раздела «Требования».

Удалите требования из списка, которые дублируются.

Выделите зеленым цветом требования, которым вы полностью удовлетворяете.

Выделите красным цветом требования, которым вы не соответствуете.

Шаг №5. Заполните блок «Сильные стороны»

Скопируйте формулировки обязанностей и требований, выделенных зеленым цветом, и перенесите их в третий блок кейса «Сильные стороны». Разбейте на 4 группы в соответствии с критериями отбора: профильный опыт работы, профильное образование, тяжелые и гибкие навыки.

Вы получите список своих сильных сторон — это конкурентные преимущества, которые определяют вашу ценность на рынке труда с парадигмы нанимающей стороны. Блок «Сильные стороны» также будет вашим списком ключевых слов для написания резюме.

Шаг №6. Заполните блок «Слабые стороны»

Скопируйте формулировки обязанностей и требований, выделенных красным цветом, и перенесите их в четвертый блок кейса «Слабые стороны» по следующим критериям: профильный опыт работы, профильное образование, тяжелые и гибкие навыки. Вы получите список своих слабых сторон — это ваша зона для развития. Слабые стороны понижают вашу ценность на рынке труда с точки зрения нанимающей стороны.

Шаг №7. Интерпретация результатов кейса

Проведите анализ собранной информацией.

Если список сильных сторон включает максимальное соответствие всем пунктам (выделенные формулировки зеленым цветом) в блоках: «Обязанности» и «Требования», а в список слабых сторон вы ничего не добавили, то это означает, что вы обладаете высоким уровнем компетенций и конкурентоспособны на текущем рынке труда.

Если список сильных сторон включает минимальное соответствие всем пунктам (выделенные формулировки зеленым цветом) в блоках: «Обязанности» и «Требования», а список слабых сторон весьма внушительный, то это означает, что вы обладаете низким уровнем компетенций и не конкурентоспособны на текущем рынке труда.

Таким образом с помощью кейса «Поиск ключевых слов» вы выявили потребности работодателей в сотрудниках и составили список сильных сторон с их точки зрения. Теперь вы знаете, какого кандидата в вашей сфере ищут компании.

Шаг №8. Добавьте ключевые слова в резюме

Вы провели большую работу, выполнив кейс «Поиск ключевых слов». Вы потратили много времени и сил, чтобы сравнить вакансии и определить свои сильные стороны. Пришло время пожинать плоды своего труда. Теперь у вас есть ключевые слова, которые лучше всего подходят для вашей профессии, специализации и сферы. И вы сможете создать контент для резюме, который будет максимально адаптирован под требования нанимающей стороны. Оптимизируйте резюме, добавив ключевые слова, которые вы выделили в кейсе зеленым цветом. Распределите полученный список ключевых слов по всем разделам резюме.

Вот как это работает на практике:

Пример выполненного кейса на позицию «Персональный ассистент генерального директора сети медицинских клиник»

Блок #1. «Обязанности»

Полная административная и информационная поддержка руководителя.

Согласование документов.

Составление графиков, таблиц.

Приём звонков.

Протоколирование совещаний, ведение переговоров.

Планирование, организация и сопровождение рабочего дня руководителя (организация встреч, переговоров, совещаний.

Ведение Личного Календаря Руководителей на ежедневной основе (встречи, графики поездки).

Организация рабочего дня руководителя, ведение календаря в MS Outlook.

Блок #2. «Требования»

Опыт аналогичной работы от 3-х лет.

Высшее образование.

Свободный уровень английского языка: письменный и устный, бизнес-английский.

Хорошие административные навыки.

Знания делового этикета.

Высокая обучаемость.

Продвинутый пользователь MS Excel.

Умение самостоятельно решать и доводить до конечного результата все вопросы, и каждый раз находить третье нестандартное решение, при котором качество результата растет, а затраты уменьшаются.

Внимательность к деталям.

Умение расставлять приоритеты.

Отличные организаторские навыки.

Аналитический склад ума.

Грамотная устная и письменная речь.

Мобильность, готовность к командировкам.

Мы ищем стресс устойчивого ассистента, который схватывает всё «на лету» и быстро вникает в суть задачи.

Коммуникабельность, умение находить контакт с различными категориями людей.

Блок #3. «Сильные стороны»

Профильный опыт работы: опыт работы на позиции персонального ассистента генерального директора сети медицинских клиник более 3-х лет.

Профильное образование: высшее экономическое образование по специальности «Менеджмент организации» в НИУ ВШЭ.

Тяжелые навыки: полная административная и информационная поддержка руководителя, согласование документов, составление графиков, таблиц, приём звонков, планирование, организация и сопровождение рабочего дня руководителя, организация встреч, переговоров, совещаний, хорошие административные и организаторские навыки, навыки делового этикета, грамотная устная и письменная речь.

Гибкие навыки: внимательность к деталям, умение расставлять приоритеты, высокая обучаемость, коммуникабельность — способна находить контакт с различными категориями людей.

Блок #4. «Слабые стороны»

Отсутствие тяжелых навыков: ведение личного календаря руководителей на ежедневной основе, ведение календаря в MS Outlook, протоколирование совещаний, ведение переговоров, свободный уровень английского языка: письменный и устный, бизнес-английский, продвинутый пользователь MS Excel.

Отсутствие гибких навыков: аналитический склад ума.

Пример выполненного кейса на позицию «PR-менеджер»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Резюме для карьеры. Продающий текст о себе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я