Разговоры за кулисами о музыке и власти

Коллектив авторов, 2008

Что побеждает в мире – власть искусства или искусство власти? Как выстоять музыканту под напором прагматичности политиков и доказать правоту своего пути? Извечный конфликт возвышенного и земного, великий закулисный поединок – на страницах этой книги он проступает сквозь живые анекдоты из истории музыкального искусства.

Оглавление

Из серии: Разговоры за кулисами

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разговоры за кулисами о музыке и власти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Кто правит миром?

В двадцать пять лет Франсуа Куперен стал органистом капеллы Людовика XIV и придворным преподавателем музыки в королевской семье. Это означало, что Куперен должен был соблюдать все правила придворного этикета. Музыкант выполнял все требования:

— Обязательно ходить в парике? Пожалуйста.

Игра на клавесине входит в мои обязанности? Хорошо, в добрый час!

Плата налогов? Слушаюсь и повинуюсь!

Только не игра в карты!

Все высочайшие приглашения принять участие в этой игре Куперен вежливо, но настойчиво отклонял, говоря при этом:

— Сир, как я могу играть честно? Ведь я даже не отличаю короля от валета!

* * *

Первое представление оперы Моцарта «Похищение из сераля» состоялось вопреки интригам завистников. Некоторые современники сочли музыку грубой, и даже покровительствовавший композитору император Иосиф I заметил автору:

— Слишком хорошо для наших ушей и чрезмерно много нот, милый Моцарт.

На что композитор ответил с достоинством:

— Ровно столько, сколько нужно, ваше величество.

* * *

Когда вундеркинд Моцарт давал свои триумфальные концерты в Вене, он имел возможность осмотреть императорский дворец. В одном из залов мальчик поскользнулся на блестящем паркете и упал. Юная Мария Антуанетта, тогда еще эрцгерцогиня, оказалась поблизости и поспешила ему на помощь.

Моцарт поднялся с ее помощью на ноги, привел себя в порядок и с достоинством сказал:

— Сударыня, вы очень добры ко мне. Когда я вырасту, я на вас женюсь.

Юная эрцгерцогиня со смехом пересказала этот случай своей матери, императрице Марии Терезии.

Императрица заинтересовалась им, велела привести к ней маленького вундеркинда и спросила:

— Почему ты хочешь жениться на моей дочери?

Мальчик ответил:

— Из чувства благодарности, ваше величество.

* * *

Несмотря на то что Алябьев жил в ссылке, его произведения были хорошо известны московской публике. Его приятель композитор А. Верстовский был главным человеком в Большом театре, и на афишах то и дело появлялись сочинения опального Алябьева, которые были обозначены инициалами А. А.

Однажды начальник Тайной канцелярии Его Величества доложил Николаю I, что за таинственными инициалами скрывается сосланный Алябьев.

— Неужели? — рассеянно отозвался император. — Это который «Соловья» написал?

— Так точно, ваше величество.

— Недурная вещица…

— Однако какие мне долженствует принять меры, ваше величество, для пресечения сей дерзкой деятельности?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Разговоры за кулисами

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разговоры за кулисами о музыке и власти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я