Кадровый менеджмент

Р. Р. Байтасов

В пособии рассматриваются базовые положения кадрового менеджмента – основные понятия в области управления персоналом, цели и задачи, современные направления в работе с персоналом организации. Значительное место отведено рассмотрению методов оценки претендентов на рабочие места (должности) и сотрудников организации, методов и стилей управления. Рассматриваются вопросы стратегического управления персоналом, его планирования и регулирования, определения эффективности управления персоналом.

Оглавление

ТЕМА 5. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

5.1. Административные методы управления

Методы управления персоналом — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации [17, с.106].

Различают три группы методов управления персоналом: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Некоторы авторы, например, [5, с.26] выделяют в отдельную группу педагогические методы управления. Однако их можно включать в группу социально-психологических методов.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута».

Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование [17, с.111].

Организационное регламентирование — «способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения» [32]. К организационным положениям относятся положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования системы в целом (Учредительный договор, Устав организации, Положение об организации (гимназии, лицее и т.д.); положения, определяющие организационный статус и устанавливающие внутренний порядок работы различных подразделений (положения о линейных и функциональных структурных подразделениях (Положение о бухгалтерии, Положение об отделе кадров и др.)); положения, определяющие деятельность комиссии или группы (Положение об экспертной архивной комиссии и т.д.); положения, регламентирующие работу высших должностных лиц и направленные на укрепление единства управления (Положение о генеральном директоре и т.п.); положения, регулирующие организационные отношения по какому-либо конкретному вопросу (Положение об аттестации работников, Положение о работе с заявлениями и претензиями физических лиц и т.п.).

Положение о структурном положении (далее — Положение) относится к локальным нормативным правовым актам (ст.194 Трудового кодекса Республики Беларусь [36], определяет статус структурного подразделения, его правовое положение в структуре организации и взаимоотношения с иными структурными подразделениями, задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. Поскольку Положение одновременно может служить и должностной инструкцией для руководителя этого подразделения, в нём целессобразно привести квалификационные требования к руководителю, наличие и количество заместителей, порядок распределения между ними обязанностей.

Положение разрабатывается отделом организации труда и заработной платы (ООТиЗ) (в случае отсутствия такого подразделения — кадровой службой). Юридический отдел организации оказывает помощь при разработке данного документа.

На основе Положения составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность.

Организационное нормирование предполагает разработку организационных нормативов, определяющих границы развития определённых процессов [1, с.9]. Нормы и нормативы служат ориентировкой в деятельности, устанавливая ее верхний и нижний пределы.

А. Я. Кибанов к организационным нормативам относит:

1. качественно-технические нормативы (стандарты, технические условия и др.) [17, с.111]. Под стандартом (от англ. standard — образец, норма) обычно понимается эталон, образец, модель, шаблон, взятый для сличения с ним других объектов или свойств. В международной практике стандарт вместе с документами технических условий, сводами правил и регламентами относится к нормативным документам, под которыми понимаются документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Согласно белорусскому законодательству «стандарт — документ, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к объектам стандартизации» [28], а «стандарт организации — стандарт, являющийся техническим нормативным правовым актом Республики Беларусь, утверждённый юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Республике Беларусь (далее — индивидуальный предприниматель), и содержащий технические требования к объектам стандартизации, действие которых распространяется только на юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуального предпринимателя, утвердивших этот стандарт» [28].

Объекты стандартизации — «продукция, процессы разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, выполнение работ, оказание услуг, системы управления (менеджмента), испытания, исследования и измерения, отбор образцов, терминология, символика, упаковка, маркировка, этикетки и их нанесение, компетентность персонала в выполнении определённых работ, оказании определённых услуг, компетентность юридического лица Республики Беларусь или иностранного юридического лица в выполнении работ по оценке соответствия техническим требованиям, иные объекты, в отношении которых возможно и необходимо установление технических требований в процессе стандартизации» [28].

Технические условия определены белорусским законодателем, как «нормативный правовой акт Республики Беларусь, разработанный в процессе стандартизации, утверждённый юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или к выполняемой работе, оказываемой услуге, включая правила приёмки продукции, работ, услуг и методики (методы) контроля» [28].

В практической деятельности любой организации очень важно установление стандартов оценки качества и объёма выполняемых работ;

2. технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.) [17, с.111]. Маршрутная карта — маршрутное или маршрутно-операционное описание производственного процесса или указание полного состава технологических операций при операционном описании производства продукции [24].

Технологическая карта (технологический регламент) — документ, предназначенный для описания технологических процессов в последовательности их выполнения при производстве продукции с указанием технологических параметров, режимов, средств технологического оснащения, видов и методов контроля [35];

3. эксплуатационно-ремонтные (нормативы планово-предупредительного ремонта (ППР) и др.) [17, с.111]. Так, основными нормативами системы ППР являются:

— цикл технического обслуживания и ремонтный цикл — наименьший повторяющийся период эксплуатации изделя, в течение которого выполняются в определённой последовательности установленные виды технического обслуживания и ремонта, предусмотренные нормативной документацией;

— межремонтный период — время между двумя последовательно проведёнными ремонтами изделия;

— послеремонтный гарантийный срок — период, в течение которого исполнитель ремонта гарантирует выполнение установленных требований к изделию при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации, в том числе правил хранения и транспортирования;

— периодичность технического обслуживания — время (или наработка) между двумя последовательно проводимыми техническими обслуживаниями одного вида [33];

4. трудовые нормативы. К ним А. Я. Кибанов относит разряды, ставки, шкалы премирования [17, с.111]. Вместе с тем, под трудовыми нормативами в нормировании обычно понимаются регламентированные величины «затрат труда, времени перерывов в работе, разработанные на основе проведённых исследований и предназначенные для многократного использования при установлении конкретных норм затрат труда применительно к определённым организационно-техническим условиям» [2, с.268]. По назначению различают нормативы режимов работы оборудования, нормативы времени (включая микроэлементные), нормативы регламентированных перерывов, нормативы обслуживания, нормативы численности [2, с.269]. В практической деятельности большинства организаций используются нормы времени, обслуживания и др.;

5. финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка) [17, с.111]. В настоящее время в Евразийской экономической комиссией установлены абсолютные и относительные нормативные показатели финансовой устойчивости. Так, например, для организаций Республики Беларуси размер чистых активов должен быть не менее 100 тыс. белорусских рублей, для Республики Казахстан — не менее 48 млн тенге, для Российской Федерации — не менее 9 млн российских рублей; коэффициент общей (текущей) ликвидности (Кол) должен быть не менее 1,00 [29];

6. нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет) [17, с.111];

7. материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.) [17, с.111];

8. организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, порядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок) [17, с.111].

Нужно отметить, что М. В. Сорокина порядок назначения, замещения и снятия с занимаемой должности, состав подочётных должностей; правила, определяющие направления, порядок и общие границы действий (правила внутреннего распорядка, обслуживания покупателей, графики выхода на работу) относит к регламентированию [16, с.392], что на наш взгляд, является правильным.

Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается опыт, которым обладают работники аппарата управления [17, с.111]. К актам организационно-методического инструктирования А. Я. Кибанов относит должностные инструкции, методические указания (рекомендации), методические инструкции, рабочие инструкции [17, с.111—112].

Должностная инструкция — это локальный нормативный правовой акт, регламентирующий правовое положение работника в организации, определяющий задачи, функции, обязанности, права и ответственность работника при осуществлении им деятельности в определённой должности. Должностная инструкция разрабатывается на основании Положения о подразделении, в структуре которого находится соответствующая должность.

Рабочая инструкция — это документ, содержащий свод правил, устанавливающий, разъясняющий и детально раскрывающий порядок, методики и способы выполнения действий для достижения определённого результата. Описывает пошаговые (пооперационные) действия работника для решения задачи, выполнения функции [23].

М. В. Сорокина должностные инструкции («должностное регламентирование, фиксирующее место должности в структуре организации, функции, задачи, права, обязанности, формы связи с другими должностями, ответственность за выполнение возложенных функций, показатели оценки труда») и «рабочие инструкции, разрабатываемые для однозначного выполнения определённых рабочих операций (инструкции по найму персонала, по технике безопасности, по оформлению взысканий)», относит к регламентированию [16, с.392].

Методические указания (рекомендации) А. Я. Кибанов определяет, как документ, описываюший «выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общее целевое назначение» [17, с.111—112]. Применительно к сфере образования методические рекомендации определяются, как «комплекс кратких и чётко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания, развития» [26], «вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы или проведения мероприятий, занятий» [25].

Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем организации, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы [17, с.112].

Кроме того, выделяют методы текущего инструктирования, проводимые в отношении конкретного работника и рассматриваемые как способ дополнительной методической или информационной помощи. «Инструктирование предполагает разъяснение деталей, методов, условий работы и способствует соответствию хода работы требованиям менеджера. Инструктирование проводится в письменной форме (на бумажном или электронном носителе), в устной форме, посредством оргтехники (телефон, радио, личные контакты), с помощью средств телекоммуникаций. Инструктивный материал может размещатьсчя на стендах, плакатах, представляться в виде наглядных пособий (схем, рисунков, моделей). При инструктировании следует учитывать индивидуальную психологию восприятия информации инструктируемым работником. Это улучшает усвоение и запоминание информации. Инструктирование в устной форме, как правило, носит разовый характер. Он связано, прежде всего, с выполнением новой работы, непредвиденных действий» [16, с.393].

Распорядительное воздействие по форме может быть устным или документально оформленным. Выражается оно в форме директивы, постановления, приказа, предписания, распоряжения, указания, резолюции. В организациях могут издаваться следующие виды распорядительных документов: приказ, распоряжение, указание, постановление, решение [22].

Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз по системе управления: от управляющего органа к управляемому, т.е. от вышестоящего к подведомственному, от руководителя организации к структурным подразделениям и работникам. Именно эти документы реализуют управляемость объектов по вертикали [13].

Директива — распоряжение, указание вышестоящего органа или должностного лица обязательное к руководству или выполнению [20]; «Руководящее указание вышестоящего органа» [3, с.69]. В Беларуси директивы издаёт президент страны: «Директива Президента Республики Беларусь — указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение» [27].

Постановление — коллективное решение, резолюция [30]. В российских источниках постановление определяется, как «правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами федеральной исполнительной власти, действующими на основе коллегиальности, а также представительными и коллегиальными исполнительными органами субъектов Российской Федерации в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил. Постановления принимаются также руководящими коллегиальными органами общественных организаций по наиболее важным принципиальным вопросам их деятельности» [13]; «Постановление — документ, который издают высшие органы государственной власти, комитеты и комиссии, образуемые при органах власти. Различаются постановления организационные и адресуемые. Первые — позволяют решать организационные вопросы деятельности комиссий, комитетов, связанные с созданием органа, распределением обязанностей между членами, утверждением плана и т. д. Вторые — предназначены для исполнения предприятиями, учреждениями, должностными лицами. [6, с.32].

В Республике Беларусь согласно п.96 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь «Постановление — правовой акт, принимаемый коллегиально органами государственной власти и управления» [22]. Белорусское законодательство различает постановления, относящиеся к нормативным правовым актам — постановления палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров, Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда, республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) [27]. Постановления иных органов не являются нормативными правовыми актами, например, постановление Общего собрания Национальной Академии наук Республики Беларусь (Постановление «Об утверждении отчёта Национальной академии наук Беларуси за 2016 год», Постановление «О внесении изменений и дополнений в постановления Общего собрания Национальной академии наук Беларуси» и др.), постановление общего собрания товарищества и т. д.

Постановления, издаваемые в организациях Беларуси, подразделяют на два вида: по основной деятельности и по личному составу организацией [22].

Приказ — правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией [22].

В. А. Кудряев с соавт. выделяют три вида приказов: приказы по организационным вопросам, основной деятельности и личному составу. Приказы по организационным вопросам издаются в случаях создания, реорганизации или ликвидации организации, при утверждении структуры и штатов, в целях утверждения и/или введения в действие различных организационно-правовых, плановых, отчётных, инструктивных, методических документов (положений, должностных инструкций, правил, регламентов и др.), при создании временных или постоянных коллегиальных или совещательных органов (коллегий, советов, правлений, комиссий и др.) и тому подобных случаях. Приказы по основной деятельности регулируют порядок финансирования деятельности организации, её материально-технического обеспечения, научно-техническую политику, информационное и документационное обеспечение деятельности, социальные вопросы, а также порядок выполнения, характер и содержание специфических для каждой конкретной организации видов деятельности. Приказы по личному составу (кадровые приказы) регулируют приём, перемещения, увольнения работников, предоставление отпусков, присвоение разрядов, вынесение взысканий и поощрения работников [13]. В Беларуси выделяют приказы по основной деятельности; по личному составу; по административно-хозяйственным вопросам [22].

Предписание — официальное распоряжение, а также бумага с таким распоряжением [15]. Специалисты в области управления определяют «Предписание — это документированное управленческое решение нормативного характера, издаваемое в пределах предоставленной компетенции соответствующим органом управления (власти) с целью обязать юридическое (физическое) лицо к выполнению определённых действий в течение определённого срока или (и) частично прекратить (приостановить) (до выполнения соответствующих действий) свою деятельность» [7]. По определению юристов «Предписание — властное волеизъявление уполномоченного на то субъекта (органа государства, должностного лица), содержащее прямое указание о правиле поведения подвластных участников общественных отношений. Оно носит обязательный непререкаемый характер. Предписания выступают в двух качествах: нормативном (норма права, иные нормативные предписания) и индивидуально-персонифицированном (приговор суда, приказ начальника и т.д.). Как правило, любое предписание, исходящее от органа государства или должностного лица, облекается в форму официального документа (нормативного акта или акта применения права)» [14]. В Законе Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» даётся следующее определение: «Предписание — это акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено» [21].

Распоряжение — правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов [13]. Распоряжения могут быть рассчитаны на длительный срок действия или кратковременными, касающимися решения конкретного вопроса. Распоряжение, как и приказ, имеет обязательную силу для тех работников, которым оно адресовано [6, с.31—32]. Правом отдавать распоряжения наделены линейные руководители и их заместители, функциональные руководители в пределах своей компетенции [16, с.393].

В Беларуси распоряжения, издаваемые в организациях, подразделяются на три вида: по основной деятельности; по личному составу; по административно-хозяйственным вопросам [22].

Указание — правовой акт, издаваемый органом государственного управления, преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления [13]. В Беларуси «Указание — правовой акт, издаваемый руководителем организации по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения правовых актов» [22]. Указание должно иметь конкретных исполнителей и по оформлению не отличается от приказа, его распорядительная часть начинается словами «ПРЕДЛАГАЮ» («ОБЯЗЫВАЮ»).

Резолюция (от лат. resolutio — решение, разрешение) 1) решение, принятое в результате обсуждения какого-либо вопроса на заседании, собрании и т. п. 2) Письменное заключение, распоряжение должностного лица на деловой бумаге [15].

Решение — правовой акт, принимаемый коллегиально исполнительными и распорядительными органами, а также коллегиальными органами, имеющими совещательные функции [22]. Коллегиальные органы — коллегия министерства или ведомства, научный совет, совет директоров и т. д. Решения подразделяются на два вида: по основной деятельности и по личному составу [22].

Поручение — распорядительный документ, издаваемый должностным лицом, для выполнения конкретного задания.

Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть чётко организованы. С этой целью оно устанавливает единый порядок учёта, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

5.2. Экономические методы управления

В Кратком экономическом словаре приводится следующее определение: «Экономические методы управления — способы воздействия на экономические отношения и интересы работников, трудовых коллективов с целью достижения необходимых обществу результатов» [11].

Экономические методы управления основаны на использовании экономических и материальных интересов персонала законов и и известны как «методы пряника». «Они создают экономические условия, побуждающие объект управления действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач в соответствии с общегосударственными, коллективными и личными интересами» [9, с.171].

По поводу методов, включаемых в эту группу, у экономистов есть расхождения. Авторы Краткого экономического словаря относят к экономическим методам управления хозяйственный расчёт, нормативы экономические, цены с системой надбавок и скидок к ним, фонды экономического стимулирования, премии, амортизационные отчисления, кредит, капитальные вложения, штрафы и другие санкции и т. д. [11].

А. Д. Бренц с соавт. к экономическим методам управления относят планирование, технико-экономический анализ, хозяйственный расчёт, ценообразование, финансирование, кредитование, экономические санкции, материальное стимулирование и отмечают, что экономические «методы управления основаны на использовании таких экономических рычагов как цена, прибыль, заработная плата, премия и др.» [12, с.307].

С учётом современных реалий можно констатировать, что все вышеперечисленное относится к экономическим способам и приёмам воздействия на персонал для повышения эффективности деятельности организации за счёт рационального использования ресурсов при максимальном учёте интересов её сотрудников, т.е. является экономическими методами управления персоналом.

Существуют три уровня экономических методов управления: государственный, организационный и персональный.

Экономическое воздействие государства на участников производства выражается в проведении определённой политики финансирования, кредитования, ценового регулирования, налогообложения, в поддержке производства путём субсидирования определённых программ, в социальной защите населения. Инструментами реализации экономического воздействия являются налоги, государственные задания и заказы, цены, лицензии, квоты, пошлины, бюджетное финансирование (централизованные капитальные вложения, дотации, субсидии, субвенции).

Налогообложение может быть обычным и льготным (по уменьшенной налоговой ставке для конкретной организации на определённый срок). Государство может освободить организацию от уплаты налогов. Льготная ставка налогообложения применяется для стимулирования или переориентации деятельности организации.

Государственное задание — это способ финансирования учреждений бюджетной сферы. Формируется оно в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами с учётом предложений государства, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворённости существующими объёмом и качеством услуг и результатов работ и возможностей государственной организации по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения государственной организацией государственного задания в отчётном финансовом году.

На осуществление государственного задания выделяются средства в форме субсидий. Субсидия — безвозмездная денежная или натуральная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением другим государствам, учреждениям, отдельным лицам. Адресные субсидии в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми, тогда как установление налоговых или других льгот именуют косвенными субсидиями.

Государственный заказ — это заказ государством продукции в определенном объёме и ассортименте у конкретной организации и последующая её закупка.

Дотация — государственное пособие, денежная помощь, дополнительная выдача средств из бюджета, предоставляемые убыточным организациям. Предоставление дотаций организациям предотвращает, с одной стороны, их банкротство, а с другой стороны, не позволяет повышать розничные цены на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счёт дотации.

Субвенция — денежное пособие местным органам власти со стороны государства, которое выдается на определённый срок и на конкретные цели. Она подлежит возврату в случае выявления фактов нецелевого использования денежных средств или использования не в установленные сроки. Субвенция обычно предусматривается на капиталовложения в конкретные объекты по целевым государственным и региональным программам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я