В пособии рассматриваются базовые положения кадрового менеджмента – основные понятия в области управления персоналом, цели и задачи, современные направления в работе с персоналом организации. Значительное место отведено рассмотрению методов оценки претендентов на рабочие места (должности) и сотрудников организации, методов и стилей управления. Рассматриваются вопросы стратегического управления персоналом, его планирования и регулирования, определения эффективности управления персоналом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кадровый менеджмент предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Персонал организации, кадры и человеческие ресурсы: понятие и основные признаки
В теории и практике управления используется ряд понятий, отражающих участие людей в общественном производстве: персонал, кадры, рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, обозначающих один и тот же объект. Нужно полагать, что это обусловлено различиями в восприятии и понимании объекта исследования и характера деятельности по управлению персоналом.
Термин «персонал» (от лат. personalis — личный) впервые стал употребляться в англоязычной литературе как общее название всех работников организации, имеющих различия в квалификации и должностной принадлежности. В СССР и некоторых других странах использовался термин «кадры» (фр. cadres — личный состав), взятый из армейского лексикона и означающий в немецком и французском языках профессиональных военных. В последние годы многие авторы рассматривают оба этих термина как синонимы, другие считают такую точку зрения неправомерной, поскольку, по их мнению, понятие «персонал» шире понятия «кадры». Так, например, под кадрами понимают «совокупность профессионалов в составе персонала субъекта хозяйствования, обладающих интеллектуальным потенциалом для творческого решения типовых и нестандартных задач реализации целей организации и противостояния вызовам среды» [16, с.14]; работников «предприятия, которые выполняют различные производственно-хозяйственные, управленческие и другие функции» [18, с.312]; «основной (штатный) состав работников предприятий, учреждений и организаций в различных отраслях народного хозяйства» [38, с.271]. При этом, кадры в организации разделяют на две группы: кадры управления и рабочие кадры. При планировании работы с кадрами в организации иногда выделяют учётные кадры, кадры обслуживания и т. п.
Кадры характеризуются численностью, составом и профессиональной, квалификационной, должностной и половозрастной структурой. К кадрам не относят временных и сезонных работников, совместителей, работающих по краткосрочным трудовым соглашениям, нештатных сотрудников, а также лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью в сфере коммерческой торговли [39].
На наш взгляд, понятия «персонал» и «кадры» тождественны.
Питер Ф. Друкер [13] и вслед за ним ряд российских авторов определяют персонал как наёмных работников. Так, по мнению О. Э. Ивановой с соавт. «Персонал — социально-экономическая категория, обозначающая личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками: квалификация, компетенция, способности, установки» [19, с.4]. Некоторые авторы исключают из состава персонала руководство организации. В этом случае возникает вопрос: «Руководство, какого уровня следует исключать из понятия «персонал»? [14, с.41].
Ряд авторов определяют термин «персонал» как совокупность всех работников организации, считая при этом термин «персонал» синонимом термина «человеческие ресурсы» [21].
По А. Я. Кибанову «Персонал — это личный состав организаций, включающий всех наёмных работников, а также работающих собственников и совладельцев» [33, с.56]. Данное определение следует считать наиболее верным и точным.
Нужно отметить, что для современных организаций, работающих в рыночных условиях, характерно наличие лиц, групп, которые, не являясь их сотрудниками, входят в кадровое пространство (поле) этих организаций, заинтересованно участвуя в их эффективном функционировании. К ним относятся — акционеры, не работающие в данной организации; совет директоров, несущий полную ответственность за её деятельность и принятие управленческих решений, и другие группы [34, с.6].
Основные признаки персонала:
— наличие трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором (контрактом). Работающие собственники и совладельцы организации включаются в состав персонала, если они кроме причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то, что участвуют своим личным трудом в деятельности организации;
— обладание определёнными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.), наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности или рабочем месте — следовательно, отнесение его к одной из категорий персонала: руководителей, специалистов, технических исполнителей, рабочих;
— целевая направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей организации путём установления адекватных им целей отдельного работника и создания условий для их эффективной реализации [33, с.56—57].
Понятие «рабочая сила» авторы трактуют по-разному: это «часть населения страны, которая обладает необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для осуществления общественно-полезной деятельности» [12, с.11]; «способности человека, которые он использует в процессе производства материальных благ» [11, с.111]; «совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду» [45]. При этом «Структура рабочей силы — категории персонала и их удельный вес в общем количестве рабочих» [45].
В целом, сущность определений рабочей силы, по мнению Ю. А. Глаз и О. В. Глаз, сводится к трём основным аспектам: фактору производства, совокупности способностей (возможностей) к труду, трудоспособному населению [10, с.40], которые считают потенциальную рабочую силу тождественной трудовым ресурсам. Потенциальная рабочая сила — это множество «трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических и духовных способностей — до момента их фактического выхода на рынок труда с целью продажи собственной рабочей силы работодателю» [10, с.42].
«Условием превращения потенциальной рабочей силы в фактическую, «функционирующую» является участие её владельца (собственника, носителя) в трудовом процессе, т.е. фактическая занятость в экономике, которая сопровождается адекватным фактическим использованием (расходованием) рабочей силы, приводящим к созданию новых потребительных стоимостей любого вида продукции (товаров, работ, услуг)» [10, с.42]. С прекращением трудовой деятельности рабочая сила вновь становится трудовым ресурсом [10, с.42].
Г. Н. Литвиненко отмечает, что «Рабочая сила — это основной компонент рынка труда, в рамках которого взаимодействуют руководитель и работник, посредством чего происходит синхронизация их потребностей, целей и интересов» [41, с.2].
Таким образом, понятие «рабочая сила» многоаспектно и применительно к сотрудникам организации может считаться тождественным понятию «персонал».
В 1970 гг. в науке и практике управления США стало использоваться понятие «человеческие ресурсы» взамен «персонала» [33, с.57]. Л. Г. Батракова отмечает, что «Как экономическая категория „человеческие ресурсы“ (от фр. ressorce — резервы, запасы) вплоть до конца ХХ в. отождествлялась с категорией „трудовые ресурсы“ и трактовалась как имеющиеся в наличии люди, людские запасы (резервы) с их профессиональными и физическими способностями, предназначенными для обеспечения процессов общественного воспроизводства» [5, с.47—48] и в такой трактовке сближалось «с традиционной категорией „рабочая сила“, которая является таким же продуктом, как и товар или услуги, производимые и реализуемые компаниями. Соответственно, человеческие ресурсы также подчиняются законам рынка — имеют цену, регулируемую спросом и предложением» [5, с.47—48].
Отметим, что согласно одной из точек зрения «трудовые ресурсы — не более чем потенциальная производительная сила, сосредоточенная в физических способностях и специальных знаниях людей, активно ориентированных на созидание» [16, с.14].
А. Я. Кибанов отмечает, что «человеческие ресурсы — понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учётом интересов каждого человека. Понятие „человеческие ресурсы“ более ёмкое, чем „трудовые ресурсы“ и „персонал“, так как содержит в себе совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств людей» [33, с.57—58].
По Д. Г. Кучерову категория «человеческие ресурсы» содержательно является интегральной и включает как трудовые ресурсы страны (население в трудоспособном возрасте, а также работающих подростков и работающих пенсионеров), так и сотрудников отдельных организаций [22, с.100].
Человеческие ресурсы обладают специфическими признаками, вытекающими из природы собственно человека и отличающими их от всех других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных и других видов):
— люди наделены эмоциями и интеллектом;
— способны к постоянному развитию и самосовершенствованию;
— осуществляют целенаправленную деятельность [5, с.51].
Как фактор экономического развития человеческие ресурсы — это работники, которые имеют определённые профессиональные знания и навыки и могут использовать их в трудовом процессе [4, с.7—8]. Соответственно, понятия «персонал» и «человеческие ресурсы» в рамках организации тождественны.
1.2. Соотношение понятий «руководство персоналом», «управление персоналом», «управление человеческими ресурсами», «менеджмент персонала», «кадровый менеджмент»
В настоящее время не существует единого понимания понятия «кадровый менеджмент». Более того, наряду с термином «кадровый менеджмент» широко используются понятия «управление персоналом», «управление человеческими ресурсами», «менеджмент персонала» и др., являющиеся, по сути, как будет показано ниже, синонимами. Рассмотрим эти понятия и их взаимосвязи.
Согласно положению социальной психологии, руководство — это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчинёнными, методов морально-психологического воздействия на коллектив [43]. В Энциклопедии социологии даётся следующее определение, руководство — это «деятельность по определению целей и путей их достижения; стратегия развития и управления» [46]. В Толковом словаре русского языка «Руководством называется процесс чьего-либо определения задания кому-либо и контроль за его выполнением», а «Управлением называется процесс осуществления кем-либо руководства группой людей, при котором они выполняют определённые, заданные, требуемые кем-либо действия» [35]. По В. Ф. Володько «Руководство — это воздействие на людей для достижения определённой цели» [9, с.8], а «Управление — это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели» [9, с.8]. Сходным образом сформулировали определение управления А. И. Орлов и В. Н. Федосеев: управление — совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [28, с.5]. По В. Зигерту «Управление — это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путём» [17]. По М. Мескону «Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей» [26, с.39]. Согласно О. Я. Гелих, А. В. Нестерову, управление — это «такая регуляция, координация движения элементов (в обществе — действий индивидов и групп), которая устремлена во времени на успех, результат, эффективность» [32, с.130]. Они разделяют управление и социальное управление: «Управление — это целенаправленное воздействие (воздействия) для и с целью поддержания самоорганизации людей, исходно имеющейся в их биологической коллективной природе. Социальное управление — это реализация потенциала рационального воздействия с целью реализации возможности (дополнительно к природной самоорганизации) координации действий групп, сотен, тысяч свободных индивидов» [32, с.132—133].
Из вышеприведённых определений следует, что, как руководство, так и управление связаны непосредственно с взаимотношениями людей в процессе трудовой и иной (военной и др.) присущей людям деятельности, с отношениями дачи указаний, постановки заданий доминирующими в человеческом коллективе индивидами и выполнения их остальными членами сообщества. Поэтому в социуме и в менеджменте (как в научной и учебной дисциплине) понятие «руководство» часто употребляется как синоним понятия «управление». Однако, по мнению В. П. Пугачева, понятие «„управление“ отражает регулирование системы в соответствии с определёнными целями и является более широким по содержанию: оно включает не только руководство людьми, но и управление финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами, а также техникой» [29, с.74]. Тем не менее, применительно к трудовым отношениям термины «руководство» и «управление» можно считать синонимами.
В англо-русском словаре есть слова manage 1) управлять; заведовать, руководить; 2) уметь образаться с, владеть (оружием, инструментом и т.п.); 3) устраивать (ся); 4) ухитряться; 5) справляться; manager 1) управляющий, заведующий; 2) директор; хозяин; хозяйка; management 1) управление, руководство; 2) дирекция, правление; 3) умение владеть (инструментом); умение справляться (с работой) [2, с.446]. Этимологию менеджмента выводят из итальянского maneggiare «умение управлять верховой лошадью», латинского manus «рука». В последнем случае, также полагают, что первоначально этот термин англичане употребляли для обозначения управления лошадью. Слово «менеджер» означало «искусный наездник», а «менеджмент» — «искусство верховой езды» [32, с.138].
По Л. И. Евенко «менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей» [15, с.5]. Л. И. Евенко полагает, что менеджмент и означает управление, а именно три его взаимосвязанных вида: 1) «функцию, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных ситуациях»; 2) «менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию»; 3) «наконец, как собирательное от менеджеров — это определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению». [32, с.139].
Вместе с тем, большинство русскоязычных авторов не считают термин «менеджмент» синонимом понятия «управление», поскольку менеджмент, по их мнению, — это всегда управление людьми, а управление, как показано выше, означает управление не только человеческими ресурсами. В то же время, в английском языке слово «менеджмент» используется и для обозначения управления техникой и т. д.
По В. Ф. Володько «Менеджмент — это управление в социально-экономической и производственной сферах» [9, с.8]. По мнению некоторых авторов, «менеджмент» — это категория микроэкономики, означающая управление организацией в условиях рынка, а руководство выполняет в менеджменте лишь определённые функции. Функции руководства: постановка целей (изучение проблемы и выработка идеального результата её решения), планирование (определение альтернатив, их оценка, выбор оптимальных путей их реализации, принятие решений), реализация (формирование программы, необходимой для достижения целей организации, а также мобилизация, включение людей в их осуществление) и контроль (сравнение достигнутых результатов с поставленными целями, определение отклонений, корректировок и мер воздействия) [4, с.6]. Отсюда следует вывод, что руководство персоналом — это «деятельность по непосредственному повседневному управлению сотрудниками» [29, с.74].
Соответственно «менеджер» — это руководитель коммерческой организации, а на государственной службе обычно используются термины «руководитель», «администратор», «чиновник» [29, с.74]. Однако в последние годы наметилась тенденция называть менеджерами государственных чиновников и даже военных деятелей. Например, одним из величайших менеджеров в истории человечества, называют генералиссимуса А. В. Суворова.
В. П. Пугачев отмечает, что «Термин „менеджмент персонала“ употребляется в специальной литературе в широком и узком смыслах. В широком значении по своему содержанию он тождествен управлению сотрудниками коммерческой организации, т.е. менеджмент персонала — это дело как менеджеров, так и служб персонала (СП). Он включает по меньшей мере такие разделы (поля), как анализ состава персонала; определение потребности в персонале; изменение персонала (в том числе обеспечение персоналом, его развитие и освобождение); менеджмент использования персонала; руководство персоналом; менеджмент расходов на персонал; информационный менеджмент персонала» [29, с.74].
«В узком значении «менеджмент персонала — работа с кадрами или же та часть управления сотрудниками коммерческой организации, которую осуществляют службы персонала. Иными словами, это вся разнообразная деятельность служб персонала (отделов кадров), или HR-менеджмент» [29, с.75]. По мнению В. П. Пугачева использование понятия «менеджмент персонала» в узком смысле нецелесобразно, поскольку в этом случае из управления персоналом исключаются линейные руководители [29, с.75].
Термин «управление персоналом» впервые был введён в начале ХХ в. одной из основоположниц научного менеджмента Лилиан Гилбрет (L.Gilbreth) (1878—1972), которая много внимания уделяла научному подбору, расстановке и подготовке кадров [20].
По мнению Н. П. Беляцкого термин «управление персоналом» является синонимом термина «менеджмент персонала» [6]. Он с соавторами выделяет две области функций менеджмента персонала:
— руководство людьми (лидерство);
— расчётно-аналитическая работа с цифровым материалом (расчёт потребности в персонале, определение его стоимости и анализ состояния, составление штатного расписания), разработка требований к персоналу [6].
В советской литературе относительно данного вида управленческой деятельности был распространён термин «кадровая работа», под которой понимали деятельность государственных органов, органов управления отдельных организаций, кадровых служб и должностных лиц, направленную на реализацию кадровой политики. При этом направлениями кадровой работы считаются:
— формирование системы управления персоналом и её стратегии;
— планирование кадровой работы, найм, отбор и приём кадров;
— деловая оценка, профориентация и адаптация персонала;
— обучение, управление карьерой и продвижением кадров;
— мотивация, организация труда и обеспечение безопасности деятельности персонала;
— создание нормальной психологической обстановки в коллективе и т. п. [4, с.4—5].
В. К. Тарасов [30], В. Н. Чернышев и А. П. Двинин [37], говоря об управлении персоналом, вводят термин персонал-технология. По мнению В. Н. Чернышева и А. П. Двинина, персонал-технология — это определённая последовательность действий, операций, в единстве своём обеспечивающая реализацию кадровой политики фирмы [37]. Н. А. Витке [8], В. В. Щербина [36] употребляют термин «социальная инженерия». В. В. Щербина определяет социальную инженерию как научное регулирование социально-технических способов воздействия на людские трудовые ресурсы, ориентированных на максимально целесообразное использование трудовой силы и построение системы сотрудничества.
Вместе с тем, несмотря на известные терминологические различия, сущность всех рассмотренных выше понятий, в целом определяется авторами достаточно сходно, и заключается в организации эффективной деятельности персонала.
Согласно одной из точек зрения, «кадровый менеджмент — это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом» [47]. В таком понимании, понятие «кадровый менеджмент» является, синонимом понятия «управление персоналом организации», которое определяется А. Я. Кибановым, как «целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации» [33, с.85].
По мнению сторонников такого понимания кадрового менеджмента, технология кадрового менеджмента организации охватывает широкий спектр функций от приёма до увольнения кадров, свойственных и управлению персоналом:
— изучение рынка труда, поиск, вербовка, наём, отбор и приём персонала;
— деловая оценка персонала при приёме, аттестации, подборе и расстановке кадров;
— определение заработной платы и льгот, оформление трудового контракта;
— адаптация сотрудников в коллективе и профессиональная ориентация;
— мотивация трудовой деятельности;
— организация труда, разработка должностных инструкций;
— соблюдение этики деловых отношений и корпоративной культуры;
— управление конфликтами и стрессами;
— оценка трудовой деятельности и аттестация;
— планирование деловой карьеры и управление служебно-профессиональным продвижением;
— обеспечение безопасности персонала;
— управление нововведениями в кадровой работе;
— обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров;
— управление поведением персонала в организации, соблюдение дисциплины труда;
— управление социальным развитием кадров;
— высвобождение персонала [47].
Понятие «кадровый менеджмент» можно рассматривать на двух уровнях. Так, например, М. Н. Арнаут и Т. В. Митрофанова дают чёткое и ёмкое, охватывающее все вышеперечисленные функции, определение: «кадровый менеджмент — это система организации, планирования, контроля и мотивации персонала, необходимая для достижения и формирования целей организации» [3, с.22]. В таком понимании, кадровый менеджмент полностью совпадает с понятием управление персоналом. И в этой же статье, данные авторы приводят следующее определение: «кадровый менеджмент — это целенаправленная деятельность системы управления персоналом, направленная на развитие и эффективное использование трудовых ресурсов» [3, с.22]. В последнем случае, кадровый менеджмент рассматривается в узком смысле, лишь как деятельность кадровых служб организации (заместитель руководителя организации по персоналу, отдел кадров и т.д.).
Помимо терминов «кадровый менеджмент», «управление персоналом», «менеджмент персонала» в литературе используется также понятие «управление человеческими ресурсами» (англ. human resources management, HRM, HR-менеджмент). Большинство авторов используют этот термин, как синоним «управления персоналом», некоторые авторы [24] рассматривают управление персоналом как составную часть концепции управления человеческими ресурсами.
Л. Г. Батракова даёт следующее определение управлению человеческими ресурсами очень близкое управлению персоналом: «управление человеческими ресурсами представляет собой комплекс взаимосвязанных функций и процедур, цель которых — привлечение, мотивирование, поддержка и удержание сотрудников в организации» [5, с.65].
А. Я. Кибанов сравнил отдельные показатели работы с сотрудниками организации при управлении персоналом («традиционный подход») и управлении человеческими ресурсами («новый подход») (табл. 1.1) и пришел к выводу, что методологически правильным будет употребление термина «управление персоналом и человеческими ресурсами». Однако, учитывая, что «традиционное понятие „управление персоналом“ шире понятия „управление человеческими ресурсами“ и включает последнее, являющееся стадией управления персоналом, то правомерно в научной и практической деятельности применять привычный термин — „управление персоналом“» [40].
Существует точка зрения, согласно которой понятия кадровый менеджмент, управление персоналом, управление человеческими ресурсами пытаются развести по уровням управления. В частности, Р. А. Мигуренко отмечает, что главное отличие между управлением персоналом и управлением человеческими ресурсами связано с уровнем управления. Управление персоналом — управление внутри организации, управление человеческими ресурсами — на уровне «выше фирмы» (локальный / местный, региональный, национальный, международный). Кроме того, управление персоналом направлено на конкретного человека или человеческую группу, а управление человеческими ресурсами — на человеческие ресурсы, т.е. человеческие возможности [27, с.4].
Таблица 1.1 — Сравнительная характеристика показателей работы с персоналом организации при «традиционном» и «новом» подходах [40].
Г. М. Льдокова определяет кадровый менеджмент, как «одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации» [23, с.5], в системе которого выделяет: оперативный уровень управления (доминирует кадровая работа), тактический уровень управления (доминирует управление персоналом), стратегический уровень управления (доминирует управление человеческими ресурсами), политический уровень управления корпорацией (разработка и контроль за реализацией кадровой политики) [23, с.5].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, более правильным в отношении персонала организаций является использование терминов «менеджмент персонала» или «управление персоналом» (понимая термины «управление» и «менеджмент», как синонимы), чем «кадровый менеджмент» и «управление человеческими ресурсами» и в дальнейшем, мы будем рассматривать кадровый менеджмент, как синоним управления персоналом и управления человеческими ресурсами.
1.3. Четырёхфокусное рассмотрение понятия «персонал»
Понятие «персонал» можно рассматривать с четырёх позиций (С. Дырин) [7, с.56—58; 4, с.8—11]:
— персонал как совокупность живых существ, обладающих определёнными психофизиологическими потребностями и различиями;
— персонал как совокупность личностей;
— персонал как совокупность субъектов производственных функций;
— персонал как сообщество «граждан» (патриотов) организации, носителей соответствующей корпоративной культуры.
1. Персонал как совокупность живых существ, обладающих психофизиологическими потребностями и различиями. Как живое существо, работник предъявляет к организации, где он работает, ряд требований. Важнейшие из них:
— качественное питание;
— оптимальные условия труда;
— условия доставки на работу и обратно;
— режим труда и отдыха;
— функциональное удобство рабочего места;
— оптимальный уровень физической и интеллектуальной напряжённости труда;
— гарантии компенсации в случае заболевания;
— безопасность труда;
— уровень заработной платы, позволяющий удовлетворить потребности в пище, одежде, жилище и т. д.
В свою очередь организация также имеет ряд требований к работнику как живому существу:
— психофизиологическая способность работника выполнять предписанные ему задачи;
— минимальный размер затрат, связанных с заболеваниями работника.
2. Персонал как совокупность личностей.
Важнейшие требования работника как личности, которые он предъявляет к организации:
— содержание труда, разнообразие выполняемых операций;
— благожелательные социально-психологические отношения в коллективе;
— уверенность в завтрашнем дне;
— социальная полезность выполняемой работы;
— возможности профессионального и должностного роста в процессе трудовой деятельности;
— возможности межличностного общения в процессе труда;
— высокий статус организации во внешней среде;
— высокий статус профессии;
— высокий статус рабочего места;
— высокий личный статус работника в организации.
Со стороны организации к работнику как личности предъявляются требования:
— соблюдение работником этических норм горизонтального и вертикального взаимодействия;
— наличие ориентации на личностное совершенствование;
— социальный оптимизм. Социальный оптимизм — духовное состояние людей, характеризуемое положительным восприятием действительности, уверенностью в возможностях улучшения жизни, осознанием себя общественно значимой силой, т.е. уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне.
3. Персонал как совокупность субъектов производственных функций.
Работник, вступая в производственные отношения с организацией, интересы которой представляет работодатель, приобретает в результате этого определённые производственные функции, права и обязанности. Как субъект производственных функций работник предъявляет к организации следующие требования:
— наличие сколь-нибудь очерченных функциональных задач, реализация которых предписывается именно этому рабочему месту;
— соответствие характера и объёма должностных обязанностей характеру и объёму должностных прав;
— наличие в своём распоряжении соответствующих ресурсов, необходимых для осуществления данной трудовой деятельности;
— качество и состояние имеющихся в распоряжении работника материально-технических, энергетических и иных ресурсов;
— наличие технологических процессов выполняемой работы;
— степень соответствия технологической документации реальным процессам трудовой деятельности;
— наличие справочно-информационной документации;
— оптимальность структурно-функциональной схемы, в которую включён данный работник.
С позиций руководства организации, работник как субъект производственных функций должен обладать тремя основными характеристиками:
— должен быть в состоянии выполнять свои должностные обязанности: быть в надлежащем физическом и психическом состоянии, соответствовать требованиям рабочего места своими психофизиологическими данными;
— должен уметь выполнять предписанную ему работу, т.е. обладать соответствующей квалификацией;
— должен хотеть выполнять свою работу, т.е. быть мотивированным на должное количественное и качественное выполнение предписанных ему функций, а также на выполнение установленных в организации правил и процедур.
4. Персонал, как сообщество «граждан (патриотов) организации», носителей соответствующей корпоративной культуры. Важнейшим качеством персонала является его лояльность — осознанное соблюдение принятых правил, и соответствующая требовательность к другим.
Работник как «гражданин организации» нуждается в наличии у организации оформленной миссии, целей и стратегии дальнейшего развития и в действиях со стороны руководства по формированию и поддержанию в организации соответствующей корпоративной культуры.
Руководству организации в первую очередь необходимо, чтобы персонал в большинстве своём понимал и принимал организационные ценности, лежащие в основе корпоративной культуры организации.
1.4. Многоуровневая модель управления персоналом
Исходя из четырёхфокусной схемы рассмотрения категории «персонал» создана многоуровневая модель функций по управлению персоналом (С. Дырин), включающая [7, с.59—85]:
— идеологический уровень управления персоналом, или уровень корпоративной культуры;
— социально-психологический уровень управления персоналом;
— оперативно-кадровый уровень управления персоналом;
— социально-бытовой уровень управления персоналом.
На уровне корпоративной культуры реализуется социально-проектировочная деятельность, связанная с разработкой и трансляцией базовых ценностей, лежащих в основе миссии организации, понимания её места в мировом разделении труда. В современных условиях ведущее значение на данном уровне управления персоналом имеет формирование у персонала ценностей соблюдения установленных технологических процессов, производства качественного продукта.
Базовыми ценностями, которые необходимо формировать у работников организации, являются следующие:
— ценность безусловного соблюдения принятых на предприятии технологических процессов;
— ценность добросовестного отношения к делу и производимому продукту;
— принципиальность в отношении качества труда других работников.
В рамках корпоративной культуры современной организации должны быть сформированы следующие базовые принципы взаимодействия организации с субъектами внешней среды:
— рассмотрение качества производимой продукции как одного из важнейших конкурентных преимуществ данной организации;
— безусловное удовлетворение требований потребителей в случае, если по каким-либо причинам они не удовлетворены качеством приобретённого ими продукта;
— принцип последовательного увеличения сроков гарантийного обслуживания реализуемой продукции [4, с.11—12].
На социально-психологическом уровне управления реализуются следующие функции:
— профориентационная работа;
— адаптационная работа с новичками;
— социальная работа, позволяющая обеспечить выполнение установленных правил и норм и оказать помощь отдельным категориям работников;
— коррекционное воздействие на социально-психологический климат коллектива;
— социально-психологическое обеспечение трудовой мотивации, в том числе и мотивации на производство качественного продукта [4, с.12].
На оперативно-кадровом уровне осуществляются следующие функции управления персоналом:
— разработка нормативов численности различных категорий персонала;
— планирование численности и квалифицированных характеристик персонала;
— профессиональный отбор претендентов на рабочие места, в рамках которого делается акцент на способность работника производить качественную продукцию, способность к обучаемости, а также систему ценностных ориентаций;
— приём, перемещение, увольнение работников, предполагающие, что высокая текучесть пагубно сказывается на уровне качества производимой организацией продукции;
— оценка персонала;
— организация системы профессионального продвижения работников фирмы;
— профессиональное обучение всех видов и форм [4, с.12—13].
Социально-бытовой уровень управления персоналом направлен на создание оптимальных психофизиологических и прочих социально-бытовых условий, удовлетворяющих потребности работника как живого существа.
В соответствии с вышеназванными функциями должна быть разработана структура службы управления персоналом [4, с.13].
1.5. Предмет и место кадрового менеджмента в системе современных наук
Управление персоналом или кадровый менеджмент — сравнительно молодая наука. Многие идеи и теории управления персоналом возникли в начале ХХ в. и раньше, однако долгое время оно развивалось в рамках различных наук, таких как, общая теория управления, теория рынка, теория организации, психология, социология, экономика труда, теория права и др. В зависимости от того в составе, каких наук исследовались и разрабатывались идеи управления персоналом использовалось соответствующее название. Так, в США управление персоналом развивалось в основном в составе бихевиористких, поведенческих наук и сейчас называется «организационным поведением» или «управлением человеческими ресурсами».
Организационное поведение, по мнению некоторых американских авторов (Г. Штраусс, Р. Милль и др.), представляет собой комбинацию двух наук, «человеческих отношений» и «управления», включивших в себя элементы психологии и социологии, а также испытавших влияние политической науки, экономики (элементов, которые относятся к принятию решений и информационной экономике), антропологии и психиатрии [4, с.13].
В Германии и некоторых других странах Европы наука управления персоналом была связана в первую очередь с экономикой предприятия, что нашло отражение в названии этой дисциплины — «экономика персонала» или «менеджмент персонала».
В СССР специальной науки управления персоналом не существовало. Однако управление кадрами исследовалось в рамках экономических, социологических, педагогических и психологических наук. В настоящее время в Беларуси, управление персоналом рассматривается, как составная часть менеджмента организаций, сформировавшаяся на стыке менеджмента, педагогики, психологии, социологии, статистики, трудового права, физиологии труда, экономики. Объектом изучения науки управления персоналом являются личность, группы, организации, а предметом — основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей, групп, организаций в условиях совместного труда.
Рассмотрим, как соотносится управление персоналом с другими родственными науками и, прежде всего, с экономикой предприятия [4, с.14].
По этому вопросу немецкие авторы выделяют три основные позиции:
1. менеджмент персонала самостоятельная наука, существующая наряду с экономикой предприятия;
2. управление персоналом составная часть экономики предприятия;
3. управление персоналом специфическая, относительно самостоятельная наука, во многом совпадающая по своему предмету и задачам с экономикой предприятия (изучение использования работника в целях экономической эффективности).
Рассмотрим, так ли это?
Предмет управления персоналом отличается от предмета экономики предприятия. Рис. 1.1 отражает многомерность человека, выполняющего функции работника и в этом качестве выступающего предметом управления персоналом.
Человек, будучи единым, участвует в производственной деятельности как её многогранный субъект: экономический — производитель и потребитель благ; биологический — носитель определённой телесной конструкции и физического здоровья; социальный — член определённой группы; политический — гражданин государства, избиратель, член политической партии, профсоюза, других групп интересов; правовой — обладатель определённых прав и обязанностей; культурный — носитель определённого менталитета, системы ценностей, социальных норм и традиций; нравственный — разделяющий те или иные нравственные нормы и ценностные ориентации; конфессиональный — исповедующий религию или атеист; эмоционально-волевой — обладающий определённым характером и психологическим складом в целом; разумный — имеющий интеллект и определённую систему знаний [29].
Рис. 1.1. Соотношение управления персоналом и экономики предприятия [4, с.15].
Все эти и некоторые другие аспекты (роли) личности при определённых условиях в большей или меньшей степени воздействуют на поведение работника в сфере труда. Управление персоналом изучает и учитывает влияние всех аспектов человека на организационное поведение. В этом состоит главная специфика данной науки, определяющая её подход к исследованию своего предмета, а также её структуру и содержание.
Если экономику предприятия человек интересует лишь с точки зрения его экономической функции, т.е. как производитель и потребитель, то управление персоналом изучает человека в единстве всех его проявлений, влияющих на все процессы: от его привлечения в организацию до эффективного использования всего его потенциала [4, с.15].
Кроме того, наука управления персоналом отличается от экономики предприятия включением выводов других наук о человеке, распространённостью не только на коммерческие, но и на некоммерческие организации и виды деятельности: государственную службу, деятельность общественных организаций [4, с.15].
1.6. Структура знаний науки управления персоналом и её практическая значимость
В. П. Пугачев отмечает, что управление персоналом как наука существует на двух уровнях: теоретическом и прикладном. Цель теории управления персоналом — получение новых знаний путём описания и классификации явлений, установления причинно-следственных, функциональных и иных взаимосвязей и закономерностей между ними, прогнозирования типичных организационных ситуаций. Управление персоналом на прикладном уровне занимается вопросами изменения и преобразования реальных производственных ситуаций, разработкой конкретных моделей, проектов и предложений для повышения эффективности использования сотрудников. Между двумя уровнями управления персоналом существует тесная взаимосвязь: теория выступает методологией конкретного анализа и проектирования, данные прикладных исследований, составляют базу для построения гипотез и развития теории [29, с.56].
Ядро науки управления персоналом составляют собственные, специфические знания, объясняющие и прогнозирующие влияние персонала на развитие организации. Кроме того, управление персоналом опирается на следующие теории:
1. экономические теории. Это, прежде всего, теории рынка труда. «Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наёмной рабочей силы (продавцов последней). В более общем смысле рынок труда является выражением конкретных систем общественной организации наёмного труда в условиях товарно-денежных отношений и обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения» [25]. Выводы теорий рынка труда необходимы для выработки стратегии и принятия оперативно-тактических решений по привлечению рабочей силы, удержанию ценных работников в организации, стимулированию работников, снижению текучести кадров, стабилизации коллектива, формированию у персонала чувства преданности организации, укреплению корпоративной культуры и т. д. Теория планирования лежит в основе планирования персонала; экономическая информатика даёт ориентиры для оптимизации информационного процесса в организации. Большое значение для управления персоналом имеют и другие направления экономической науки [29, с.56];
2. психологические теории. Выводы общей психологии важны для понимания природы личности, учёта специфики характера, менталитета, ценностных ориентаций работников, восприятия ими стимулов и т. д. Психологические теории поведения, прежде всего бихевиористкие концепции, составляют методологическую основу теорий мотивации. Психоанализ используется для оценки персонала в процессе тестирования. Социальная психология объясняет многие аспекты группового поведения: лидерства, сплочённости, конформизма, формальных и неформальных коммуникаций и др. Психология общения используется для налаживания оптимальных межличностных коммуникаций [29, с.57]. Психология труда, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду, даёт информацию о психической составляющей производственной деятельности и условиях воспроизводства рабочей силы. Выводы различных областей психологического знания учитываются в процессе образовательной и воспитательной работы;
3. социологические концепции. Их влияние на управление персоналом проявляется, прежде всего, в теориях групп и организаций. Социология групп и организаций (организационная социология) «исследует иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную организацию предприятия, систему власти и подчинения, личные и безличные факторы социальной организации труда» [1, с.10]. Социология профессий изучает престижность различных видов деятельности, предпочтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т. д. Социология производственного коллектива изучает закономерности совместной трудовой деятельности людей, функции, цели и структуру трудовых коллективов [1, с.10]. Широко применяются в управлении персоналом методы эмпирической социологии: наблюдения, опросы, интервью, социометрия и др.;
4. трудовое и социальное право. Трудовое право определяет юридическую сторону трудовых отношений. Правовые нормы труда закрепляются в нормативно-правовых актах, регламентирующих основные аспекты трудовых взаимоотношений. «Социальное право определяет деятельность руководителей и служб персонала в области социального обеспечения работников, их социальных прав» [29, с.57];
5. политология (при понимании политологии в широком смысле. В этом случае, к ней относят всю совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономика, политическое право и т.д.) изучает совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике, власти и управлении во всех их проявлениях, в т.ч. и на на первичных уровнях социальных организаций, к которым принадлежит и предприятие. При таком понимании, политология тесно взаимосвязана с управления персоналом. В узком смысле, политология — это наука, исследующая политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования;
6. предмет управления персоналом в значительной мере совпадает с предметом разделов конфликтологии, относящихся к конфликтам в организации. Управление персоналом изучает роль конфликта между личностью и организацией, между различными подразделениями организации, между сотрудниками, в том числе руководителями. При этом одни авторы считают, что конфликт, протекающий в определённых рамках, даже желателен, другие полагают, что идеальная организация должна стремиться к гармонии [29, с.58].
С управлением персоналом во многом пересекаются науки о труде:
— эргономика — наука, изучающая факторы и условия, которые связанны с удобством организации рабочего места, то есть с такой организацией рабочего места, которая предполагает, что работник не затрачивает не нужных усилий, что утомляемость работника не связана с дефектами рабочего места;
— физиология труда — раздел физиологии и гигиены труда, который исследует функциональные сдвиги в организме при работе и разрабатывает меры по сохранению и повышению работоспособности, предупреждению отрицательного влияния на здоровье работающих процесса трудовой деятельности;
— антропометрия — наука, разрабатывающая способы антропологических исследований, включающих измерения человеческого тела и его частей (соматометрию) и скелета (остеометрию, краниометрию), а также описание (антропоскопию) тела человека в целом и отдельных его частей. Данные антропометрии используют для рационального устройства рабочих мест, оценки влияния различных мероприятий на здоровье работников и т. д.
Данные вышеназванных и других не упомянутых наук «переосмысливаются и развиваются в управлении персоналом под углом зрения обеспечения организации оптимальным количеством и качеством работников и их использования в целях деловой и социальной эффективности» [29, с.58].
1.7. Управление персоналом как учебная дисциплина. Понятие профессиональной, социальной и методической компетентности
Становление управления персоналом как учебной дисциплины произошло в основном в первые десятилетия после второй мировой войны. Специализированные кафедры управления персоналом, обычно объединённые с некоторыми другими, преимущественно экономическими дисциплинами, впервые появились в послевоенный период в США и в 1960—70 гг. получили распространение в странах Западной Европы. Так, в ФРГ первая кафедра «управление персоналом» была создана в 1961 г. Сегодня этот предмет преподается почти во всех университетах, высших школах управления и бизнеса, а также во многих других учебных заведениях мира [29, с.61].
Существует целый ряд ассоциаций и объединений в области управления персоналом, например, Европейская ассоциация управления персоналом (European Association For Personnel Management — EAPM), Всемирная федерация ассоциаций управления персоналом (World Federation of Personnel — WFPMA)
EAPM основана в 1962 г. национальными ассоциациями профессиональных институтов управления персоналом Франции, Германии, Швеции, Швейцарии и Великобритании. Является единым европейским представителем организаций по управлению персоналом, поддерживает отношения с организациями, работающими в неевропейских странах. Создана для обмена опытом между организациями, не преследует никакие коммерческие цели. Оказывает поддержку экспертам в области управления персоналом в организации их собственных национальных ассоциаций в странах Европы. Независима от всех работодателей, профессиональных союзов, правительств государств и политических партий. Ведёт свою деятельность в рамках швейцарского законодательства. Международные конференции EAPM проводятся один раз в два года [44].
WFPMA основана в 1976 г. с целью помощи в развитии и улучшении профессионального кадрового менеджмента по всему миру. Её членами являются 50 национальных кадровых ассоциаций, объединённых в континентальные федерации. В Федерации состоит более 300000 специалистов кадрового управления. Формы работы: конференции, выставки, конгресс; исследовательские проекты; издательская деятельность [44].
В СССР управление персоналом не выделялось в отдельную науку и специально не преподавалось. Более того, зарубежные публикации об управлении персоналом, как новом виде деятельности до начала 1980 гг. находились под грифом «для служебного пользования», поскольку его содержание не укладывалось в действовавшие в тот период идеологические постулаты отношений между трудом и капиталом [31, с.114]. Вместе с тем, ряд разделов этой науки разрабатывался в рамках экономических дисциплин, прежде всего экономики и организации производства, а также педагогики, социологии и психологии. Исследованиями производственных коллективов, трудовых отношений, условий эффективного руководства и других проблем, относящихся к управлению персоналом, занимался целый ряд научно-исследовательских институтов и других учреждений.
В производственной сфере вопросы работы с персоналом были разделены между партийными, комсомольскими, государственными и профсоюзными структурами. За качество работы с персоналом отвечали руководители всех уровней. Вспомогательная роль в работе с персоналом отводилась другим структурам организации, в первую очередь, отделам и управлениям кадров.
Политизация производства, решение важнейших кадровых вопросов партийными комитетами, командно-административная организация управления персоналом в целом, идеологическое и иное давление на учёных и ряд других факторов обусловили ущербность советских научных разработок и возможность лишь ограниченного их использования в наши дни.
В настоящее время в нашей стране развитие управления персоналом как науки и учебной дисциплины осуществляется в основном путём усвоения западных идей и теорий.
Первая кафедра управления персоналом была образована в СССР в 1990 г. в нынешнем российском Государственном университете управления. В Российском экономическом университет имени Г. В. Плеханова кафедра «Управление персоналом» создана в 1992 г. Ныне дисциплина «Управление персоналом» изучается всеми студентами экономических специальностей. В некоторых учебных заведениях вопросы упраления персоналом изучаются в рамках учебных дисциплин «Управление человеческими ресурсами» и «Кадровый менеджмент».
В 2011 г. в России создан Национальный союз «Управление персоналом» (НаСОУП) (Национальный союз организаций по подготовке кадров в области управления персоналом), учредителями которого стали Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления» и Региональная общественная организация содействия изучению проблем и просвещению в области управления персоналом «Персонал».
Изучение управления персоналом способствует становлению профессионализма сотрудников организаций всех уровней, и в первую очередь, руководителей. Под профессионализмом обычно понимают способность людей систематически, надёжно и эффективно выполнять порученную им работу в самых разнообразных условиях. Составляющими профессионализма персонала, являются профессиональная, социальная, методическая и временная компетентность. При этом, для специалистов-управленцев знание науки управления персоналом, является важнейшей составной частью их профессиональной компетентности.
Компетентность — это совокупность знаний, навыков, способов мышления и понимания ответственности за свои действия, позволяющих человеку своевремено, качествено, в полном объёме, при оптимальных временных и трудовых затратах, выполнять свои профессиональные и должностные обязанности.
Профессиональная (техническая) компетентность (от лат. competere — встреча) — это подготовленность человека к выполнению профессиональных функций, должностных обязанностей.
Профессиональная компетентность специалиста определяется не только профессиональными (базовыми) научными знаниями, но и ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя и мира вокруг, стилем взаимоотношений с людьми, общей культурой, способностью к развитию творческого потенциала. Отсюда профессиональная компетентность формируется только во взаимосвязи с социальными установками специалиста, к которым относятся профессиональная идентичность (принятие профессиональных норм и ответственности), профессиональная этика (освоение этических норм профессии), конкурентоспособность (способность к эффективной профессиональной деятельности в структуре рыночных отношений), стремление к научному совершенствованию (необходимость продвижения к новому знанию через исследования), мотивация к продолжению образования (потребность в совершенствовании профессиональных умений и знаний, чтобы отвечать современным требованиям) [42].
Социальная компетентность (социальный — межличностный) включает умение работать в команде, коллективе, эффективно взаимодействовать с другими сотрудниками (коллегами, руководителями, подчинёнными) и клиентами для достижения организационных и личных целей.
Социальная компетентность включает знание этики делового общения, умение предотвращать и относительно безболезненно разрешать конфликты, быстро и правильно передавать информацию, налаживать коммуникации, давать ясные и чёткие задания и соответственно мотивировать сотрудников, тактично указывать на недостатки, корректно делать замечания, вызывать доверие и т. п.
Методическая компетентность означает способность правильно воспринимать и интерпретировать разнообразную информацию, относящуюся к профессиональной деятельности. Кроме того, к методической компетентности можно отнести соблюдение трудовой дисциплины, оперативность и качество выполнения должностных обязанностей.
Временная компетентность отражает умение рационально планировать и использовать рабочее время. Она включает адекватную оценку временных затрат («чувство времени»), умение конструировать программу достижения цели во временном пространстве (континууме), правильно определять временные затраты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 407с.
2. Англо-русский словарь / Сост. В. Д. Аракин, З. С. Выгодская, Н. Н. Ильина. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — 848c.
3. Арнаут М. Н., Митрофанова Т. В. Кадровый менеджмент: сущность, подходы к трактовке, модели // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2018. Т. 7. №1 (22). — С.22—25
4. Байтасов Р. Р. Управление персоналом: конспект лекций / Р. Р. Байтасов. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 351с.
5. Батракова Л. Г. Эволюция научных взглядов на понятие «Человеческие ресурсы» и его современная специфика // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия экономика. — 2011, №2. — С.46—68
6. Беляцкий Н. П. Управление персоналом: учеб. пособие /Н.П.Беляцкий, С.Е.Велесько, П. Ройш. — Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. — 352с.
7. Биктимиров Р., Гречишников В., Дырин С., Гумеров А. и др. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 256с.
8. Витке Н. А. Организация управления и индустриальное развитие [Текст]: (очерки по социологии научной организации труда и управления) / Н. А. Витке. — М.: Изд-во НКРКИ СССР, 1925. — 250 с.
9. Володько В. Ф. Основы менеджмента: учеб. пособие для студентов эконом. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / В.Ф.Володько. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008. — 304c.
10. Глаз Ю. А., Глаз О. В. Генезис и многоаспектность категории «рабочая сила» // Проблемы экономики и менеджмента — 2016, №5 (57). — С.38—43
11. Дещенко А. Ю. Эволюция теоретических подходов к определению категории «кадровый потенциал» // Крымский научный вестник, №1 (7), 2016. — С.108—120
12. Долгушкин Н. К. Категории «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «кадры» — сущность и содержание / Н. К. Долгушкин, В. Г. Новиков // Аграрная наука. — 2001. — №4. — С. 11—12
13. Друкер П. Ф. Практика менеджмента / П.Ф.Друкер — М.: Вильямс, 2009. — 400с.
14. Дырин С. П. Многоуровневая модель управления персоналом /С. П. Дырин // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика». — 2005, №3. — С. 39—46
15. Евенко Л. И. Уроки американского менеджмента // Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.
16. Ендовицкая Е. В. Институциализация контроллинга кадров производственной (перерабатывающей) организации // Социально-экономические явления и процессы. — 2017. — Т. 12, №1, С.14—19
17. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. — М.: Экономика, 1990. — 456 с.
18. Золотогоров В. Г. Экономика: энциклопед. слов. / Золотогоров В. Г. — Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2003. — 720 с.
19. Иванова О. Э. Управление человеческими ресурсами: концепция и методология оценки [Текст]: учебно-методическое пособие / О. Э. Иванова, Д. Н. Корнеев, Н. Ю. Корнеева — Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. — 145 с.
20. История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина; Южный федеральный университет. — Ростов-на — Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.
21. Кадры [Текст]: подбор и оценка / И. В. Бизюкова. — М.: Московский рабочий, 1984. — 159 с.
22. Кучеров Д. Г. Стратегическое управление человеческими ресурсами: зарождение и становление концепции // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2014. Вып. 1. — С. 98—116
23. Льдокова Г. М. Основы кадрового менеджмента. Конспект лекций. — Казань, 2014. — 88с.
24. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие / Е. В. Маслов; под ред. П. В. Шеметова. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 312с.
25. Маусов Н. К. Воздействие рынков труда на управление персоналом / Н. К. Маусов, В. И. Стексов. — Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2004, №1. — С.47—55
26. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы Менеджмента (Management) = Management / пер. Л. И. Евенко. — М.: Дело, 1997. — 704 с.
27. Мигуренко Р. А. Современные проблемы управления человеческими ресурсами. — Томск: ТПУ, 2009 — 85с.
28. Орлов А. И., Федосеев В. Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
29. Пугачев В. П. Управление персоналом организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Пугачев. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 402 с.
30. Тарасов В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров / В. К. Тарасов. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отд., 1989. — 368с.
31. Турчинов А. И. Кадровая политика и управление персоналом: проблемы теории и практики // Коммуникации в сфере управления персоналом. — Коммуникология. — 2014. — Т.7, №5. — С.103—117
32. Управление персоналом и человеческий капитал современной России: коллективная монография / под ред. О. Я. Гелиха, В. П. Соломина, Г. Л. Тульчинского. — СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. — 416 с.
33. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 638с.
34. Управление персоналом. Учебная программа для специальности: 1—26 02 02 «Менеджмент». — Минск: Белорусский государственный университет, 2009. — 22с.
35. Толковый словарь русского языка — Под ред. Д. В. Дмитриева. Дмитриев Д. В. (редактор). Наука и образование. М.: Астрель: АСТ, 2003. — 1578 с.
36. Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления: учеб. пособие / В. В. Щербина. — М.: Изд-во Московского университета, 1993. — 116с.
37. Чернышев В. Н. Человек и персонал в управлении / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. — СПб: Энергоатомиздат, 1997. — 568с.
38. Экономический энциклопедический словарь: в 2 т. Т. 2 / [Мочерний С. В., Ларіна Я. С., Устенко О. А. та ін.]; ред. С. В. Мочерный. — Львов: Мир, 2006. — 568 с.
39. Кадры http://glossword.info/index.php
40. Кибанов А. Я. Новая стадия эволюции науки об управлении персоналом при неизменной парадигме / А. Я. Кибанов // Современные технологии управления, 2014. — №05 (41) http://sovman.ru/article/4104
41. Литвиненко Г. Н. Кадровый маркетинг как эффективный инструмент взаимодействия внутреннего и внешнего рынков труда //Научный журнал КубГАУ. — 2017, №129 (05). — С.1—12 http://ej.kubagro.ru/2017/05/pdf/67.pdf
42. Мындыкану Л. А., Литвина Н. В. Психолого-педагогическая характеристика компетентности педагога учреждения дошкольного образования http://elib.bspu.by/bitstream/doc/4312/1/Литвина — ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. pdf
43. Понятие руководства https://psylist.net/uprav/ponat1.htm
44. Профессиональные объединения в области управления персоналом https://hr-portal.ru/article/professionalnye-obedineniya-v-oblasti-upravleniya-personalom
45. «Рабочая сила» в производстве. Структура рабочей силы https://www.e-reading.club/chapter.php/99984/35/Dushen%27kina_-_Ekonomika_predpriyatiya__konspekt_lekciii.html
46. Руководство https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/3537/РУКОВОДСТВО
47. Яворская Ж. Х. Кадровый менеджмент: размышления у парадного подъезда // Вестник КазЭУ, 2012 https://articlekz.com/article/13947
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кадровый менеджмент предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других