Почерк времени

Сборник, 2021

Каждая эпоха предлагает авторам и читателям собственные способы и стратегии создания литературы. Время заставляет нас перестраиваться и меняет наши взгляды. Время преображает мышление людей и вынуждает многое переоценивать… И одновременно с этим одна из глубинных целей литературы в любую эпоху – борьба с разрушительной силой Хроноса, с той самой державинской «рекой времён», которая в «своём стремленье / уносит все дела людей / и топит в вечности забвенья». В сборник «Почерк времени» включены разноплановые произведения современных авторов – поэтов, прозаиков, а также писателей, работающих в разных жанрах. Для их творчества характерны злободневность, динамика и оригинальные сюжеты.

Оглавление

Татьяна Богомолова

Татьяна Богомолова — писатель и публицист, член Российского союза писателей, автор книг нон-фикшн, а также сборника очерков «Не достанет мне времени повествовать…», романа-трилогии «Сведущие», повести «Уносимые», сборника эссе «Национальные особенности русских». Готовится к публикации новая книга.

Т. Богомолова пишет о дружбе и любви между людьми и супругами в традиционной семье, о мире между народами, о справедливости, понятиях добра и путях выхода из зла. Писатель создает художественные произведения на любовные, детективные, приключенческие сюжеты. Читатели не только получают удовольствие от легко читаемых текстов автора, но и приобретают новый взгляд, угол зрения на важные понятия нашей жизни.

Раёк

Городок этот казался раем на земле. Фрукты благоухали за метр от дерева, овощи превосходили своей величиной и вкусом понимание и фантазию жителей из холодных регионов. Приезжие нередко считали, что попали в тот самый коммунистический рай, о котором так воздыхали слышавшие о нём от дедов и бабушек.

Городские многоквартирные дома соседствовали с плодовыми деревьями возле частных домов, вкуснятину которых стыдливо охраняли заборы в стиле деревянных штакетников высотой по грудь. Между частными домами вились асфальтированные дорожки с метр или меньше шириной, по обе стороны которых были насаждены когда-то фруктовые деревья. Так что жильцы квартир всегда могли прийти в эти городские посадки и полакомиться тающими во рту ярко-оранжевыми абрикосами сорта «щепа», грушами «дюшес» либо черешней-«черношкуркой», конкурирующих в своей непревзойдённой сладости с мёдом.

Помимо этих фруктовых аллей жители городка имели доступ к другим вариантам: например, поехать налегке за город и набрать (уже мешками или корзинами) фруктов или грецких орехов. Но некоторых жителей многоквартирных домов тянуло-таки на запретное: пощипать виноград, который вился не всегда на самом садовом участке хозяев дома, а бывало, вдоль условного забора, выходящего на узкую дорожку из асфальта.

Особо наглые жители городка ночью перелезали через низкий штакетник и тащили с огородов собственников пупырчатые крепкие огурцы и помидоры «бычье сердце», не забывая прихватить клубнику с грядки в свои банки или мешочки. Но это случалось только у тех владельцев домов, которые не имели злых собак или сторожей, караулящих непрошеных захватчиков чужого добра увесистыми кулаками, с дубинками да плётками, а для потехи ещё и с вениками.

Но в основном хозяева садовых участков были благодушны и нередко, отказывая себе в удовольствии побывать в выходные дни на городском рынке в роли торговцев, соглашались продать по сходной цене килограммы своей продукции соседям из многоквартирных домов или гостям городка. Великодушие хозяев основывалось на том, что чернозёмная земля была весьма плодородна и родила в своих недрах всё без упрёков и претензий, не особенно надрывая хозяев работой на ней. Нередко можно было услышать такое обращение подвыпившей хозяйки, хлебнувшей летним вечерком молодого вина из своего погребка:

— Ну, шо там трёшься, бедолага, у забора, иды до калытки, вынэсу тэбе помытую гроздь вынограда. Зачем тэбе та — с пылюкой?

А хозяин даже мог поднести и чарку — или стакан домашнего вина, — если прохожий или неудачливый воришка соглашался чуток послушать россказни обладателей почти райского сада.

Интеллигентные или желающие казаться богатыми особы почитали для себя за низость побираться «дармовыми харчами», поэтому гордо ходили или ездили на городской рынок, где за копейки (по сравнению с ценами той же продукции у жителей северных районов) покупали всё то, что наглая часть жильцов многоквартирных домов сего городишки могла поиметь бесплатно.

Мимоходом стоит упомянуть о том, что моду на одежду-обувь и все новинки можно было отслеживать в этом городке. Все праздники или выходные дни люди парами или в одиночку гуляли на бульваре и других широких улицах городка, демонстрируя самое лучшее из своего гардероба: не зря ведь они ездили «за шмотками» в Одессу или на границу с Польшей.

Рынок сего городочка по величине, казалось, конкурировал в то время с одесским, хотя находился не на море, а лишь на водохранилище. Но жители всё равно называли его морем. И хотя в его глубинах не водилось кефали и другой морской рыбы, зато ловились хорошие лещи, щуки, бычки, караси, сомы, толстолобы, которых разводили в ставках для продажи рыбаки. Они жили вблизи огромного Каховского водохранилища, кормящего несколько городков вокруг него.

С ранней весны и до самой зимы рынок ломился от различных товаров: помимо молочной, мясной, рыбной, фруктово-овощной, травной, ягодной, дыне-арбузной продукции на его прилавках продавались всевозможные вещи, изделия народных ремёсел, мелкие предметы мебели, можно было также сторговаться и недорого купить подержанный автомобиль, мотоцикл или велосипед.

А как же достопримечательности, культура?.. Жители городка не особо жаловали своим вниманием артистов, поэтому построенный здесь через пять лет после войны театр через тридцать лет закрылся за неимением зрителей. Горстка любителей театрального действа не могла пополнить кассу для зарплат режиссёра и актёров.

Окрестности городка были примечательны другими особенностями. Экстремалы ехали в степи, чтобы, испытав судьбу, повстречаться с ядовитыми гадюками и удавами, достигающими порой двенадцати метров. Иные ехали туда же, чтобы попытать счастья, раскапывая высокие курганы с древними захоронениями высокорослых людей: искали древнее золото-серебро да другие клады.

В целом же жизнь жителей городка была скучна и однообразна, поскольку единственный Дом культуры служил и кинотеатром, и танцплощадкой, и местом для новогодних представлений. Но в описываемое мною в этом повествовании время такую скудную культуру имела вся огромная рать провинциальных жителей бывших республик СССР. А хотелось им нередко грозы, приключений, как в заграничных фильмах… веселья, как в мультиках! Но множество людей задыхались в смраде бестолковых целей и примитивных нужд, бесполезных стремлений и глупых затей…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я