Почерк времени

Сборник, 2021

Каждая эпоха предлагает авторам и читателям собственные способы и стратегии создания литературы. Время заставляет нас перестраиваться и меняет наши взгляды. Время преображает мышление людей и вынуждает многое переоценивать… И одновременно с этим одна из глубинных целей литературы в любую эпоху – борьба с разрушительной силой Хроноса, с той самой державинской «рекой времён», которая в «своём стремленье / уносит все дела людей / и топит в вечности забвенья». В сборник «Почерк времени» включены разноплановые произведения современных авторов – поэтов, прозаиков, а также писателей, работающих в разных жанрах. Для их творчества характерны злободневность, динамика и оригинальные сюжеты.

Оглавление

Гюля Ализаде

Я, Гюля Ализаде (Ализаде Гюльшен Арифовна), врач-онколог по профессии, но писатель и музыкант по сути. Мне не хочется загружать тебя, читатель, какими-либо сведениями о своей, «должной» человеческому обществу, жизни. Думаю, лучше не докучать этими подробностями и перейти к самой сути…

С самого рождения и до последней минуты нашего существования в этом мире мы невольно обязуемся выполнять установленные «долги», хотя зачастую даже не осознаем их смысла. И вот так и заканчивается детство, молодость и сама жизнь. «Но это естественно!» — скажешь ты, иначе нельзя и страшно непозволительно, ведь невозможно жить вне строго установленной границы!

Но от чего она нас отделяет?.. Думаю, в ответе на этот вопрос и состоит та парадоксальная суть, о которой идет разговор в моем автобиографическом очерке. Единственное, что принадлежит лишь тебе в этом мире, — это выбор ответа. Задумайся над собой, полюби и прими мечты своей души, позволяй ей (хотя бы иногда) взлетать на ту высоту, которую ей велит ее свобода!

«Твой» день

— А как вы думаете сами, профессор, с чем подобное состояние связано?

— Вы хотите узнать именно мое мнение?

— Да. Если, конечно же, это не секрет…

— Первопричиной низкой социальной ответственности индивидуума является его заниженная самооценка. Неуверенность именно в своих, так сказать, силах порождает в нем мнение, что ни одна из тех оплошностей, которые он может допустить, не способна привести к каким-либо значимым событиям в жизни в целом. Несостоятельность его как личности приводит к зарождению в нем непоколебимой уверенности в совершенной ничтожности своего существования во Вселенной и незначительного влияния на нее. Одним словом, чем хуже самооценка, тем ниже индекс социальной ответственности.

— Но как мы определяем этот индекс, степень, уровень развития или же недоразвития?..

— Обычно. Просто. С высоты личностного роста. У каждого своя оценка социальной ответственности. Приведу немного необычный пример: работник редакции, допустивший ошибку в имени автора, публикующего свои произведения на сайте той самой редакции, который принимает данную оплошность как самое обычное явление. Но вы, вероятно, скажете, что все мы не без греха и ошибаться людям вообще-то свойственно. Верно?..

— Ну… Да, по большому счету… Я немного сомневаюсь в том, что, принимая во внимание именно этот поступок, можно судить человека так, чтобы ставить под подозрение уровень его социальной ответственности.

— Значит, вы полагаете, что даже нежелание того самого работника исправлять ошибку, которая огорчает и оскорбляет автора, не снижает уровень его ответственности?

— Нет, конечно же! Это уже другое. За подобное скорее следует применить хоть какое-то наказание! Мне лично было бы неприятно видеть исковерканный вариант моего имени.

— Отлично! Вы ответили на свой же вопрос. И именно в этом мое достижение, как преподавателя: подводить студентов к верному ответу.

— Как все запутано! — задумчиво проговорил студент, рассеянно следя за тем, как профессор закрыл планшет и, сняв пиджак со спинки стула, собрался покинуть аудиторию.

— Держите планку выше!.. Стремитесь к личностному росту. Следование именно этому принципу убережет вас от причинения вреда обществу, — бросил напоследок профессор.

…Он так и сидел за партой, обдумывая слова наставника. Философия как наука представлялась ему паутиной, нити которой безостановочно переплетались между собой, создавая совершенно безумные узоры. Студент внимательно следил за траекторией движения тех самых нитей, но взгляд его непременно сбивался, запутавшись в лабиринте умозаключений.

«До чего же нестандартный пример профессор привел… Я-то думал, что речь пойдет о преступниках, домашних тиранах, людях с какими-либо патологическими зависимостями! А тут совершенно обычное на первый взгляд, и абсолютно недопустимое на второй!»

Подхватив рюкзак, лежавший на полу, он выскочил из здания университета. Спешно перебежав дорогу на красный свет, он услышал, как за спиной истошно завопил сигнал одного из автомобилей. Ругань водителя, разлетевшаяся бранными словами в летнем воздухе, моментально сбила рефлекторное желание обернуться. Студент помчался в направлении «куда глаза глядят» и заставил себя остановиться лишь в толпе людей, стоявших в очереди за новым айфоном.

— Куда лезешь?! — вращая красными воспаленными глазами, чуть ли не накинулась на него девушка, впереди которой он на инстинктивном уровне пытался спрятать себя от себя же самого.

— Извини, я не… не хотел, — промямлил он и сделал шаг в сторону, нечаянно задев локтем стоявшего рядом байкера.

— Пошел отсюда, сопляк! — зарычал тот и, не церемонясь, швырнул студента на мостовую.

Тот, чудом удержавшись на ногах, быстро зашагал прочь.

— С социальной ответственностью разберись! — осмелился выкрикнуть студент, уже отойдя далеко от толпы.

Запершись в комнате общежития, он присел на пол и задумался…

— Сегодня «твой» день! Сегодня, перебегая дорогу на красный свет, рискуя при этом не только своей жизнью, но и определяя события, которые могли бы изменить будущее того самого водителя не в лучшую сторону, ты не просто определил свой уровень социальной ответственности, но и узнал о том, на какой ступени находится твоя самооценка…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я