Я смотрю на звёзды

Полина Вольская, 2022

Настоящую книгу можно рекомендовать читателям любого возраста. В издании описываются различные случаи из жизни автора, происшедшие с ним в разном возрасте. Большая глава посвящена путешествиям в многочисленные, в том числе экзотические страны мира. Огромное количество фотографий позволит максимально погрузиться в описываемые события. Книга написана простым языком с искромётным юмором и, хочется верить, не оставит равнодушными большинство читателей.

Оглавление

Эрмитаж

«Vita brevis, ars longa».

«Жизнь коротка, искусство вечно.»

Я пришла в Эрмитаж в октябре 1975 года, мне не было ещё и 20 лет. После первого курса университета 25 августа у меня была свадьба. Я была замужней женщиной и студенткой. В Эрмитаже меня зачислили на должность лаборантки в лабораторию научной реставрации и консервации монументальной живописи. В мои обязанности входило материальное обеспечение реставраторов, изготовление растворов для работы, сбор подписей на бумагах и т.д. Коллектив состоял из 12 человекоженщин. Мне было 19, Баст и Дисталятор было по 28 лет, остальным — по 40 и старше. В полдень все садились обедать за большой стол, обитый железом. Приносили из дома бутерброды и салатики и вместе ели. На каждую неделю назначался дежурный, который мочил тряпки у входа и накрывал на стол. Открывал и закрывал помещения, опечатывал дверь. Утром включали радио и слушали советские новости, правительственные выступления, а также пили чай и разговаривали по телефону. В 11 часов я проводила зарядку. Все её очень любили. Показывала упражнения на все группы мышц. Иногда я была совершенно не в форме — очень уставала. Но меня всё равно вынуждали заниматься физкультурой. За столом во время обеда любили поговорить, особенно о болезнях. В 1979 году к нам пришла работать моя будущая близкая подруга. Мы с ней, как самые молодые, разговоров о болезнях не переносили. Однажды мы всё им высказали и попросили больше на медицинские темы не говорить. Но надолго их не хватило. Чтобы не портить себе аппетит, стали ходить в столовую.

Эрмитаж — уникальный храм искусства. В нём хранится около 3-х миллионов экспонатов. Общая площадь залов музея — около 24 квадратных километров. Подсчитано: если на осмотр каждого экспоната Эрмитажа тратить всего одну минуту, то потребуется 10 лет жизни, чтобы осмотреть всю экспозицию.

Работая в Эрмитаже, готовила себя к научной деятельности. В секторе Ближнего Востока работала старшим научным сотрудником Алиса Владимировна Банк, которая занималась Византией. Её я избрала в научные руководители. В университете мой научный руководитель — Георгий Львович Курбатов, заведующий кафедрой. Умнейший, интеллигентнейший человек. Его жена — тоже учёный. У них двоё детей Маша и Ваня. Никто из них не пошёл по стопам родителей. Когда я приезжала к Курбатову на консультацию домой, он предлагал попить чайку. Чистых чашек не было и помыть их не было возможности, так как раковина забита посудой. Родители заняты, они всё время что-то изучают.

В 1980 году я защитила дипломную работу на тему: «Епископ Синезий и некоторые проблемы эволюции муниципальной аристократии и муниципального самоуправления в ранней Византии IV-V веков» с оценкой «отлично». Диплом по специальности «История», присвоена квалификация историка, преподавателя. К тому времени Алиса Владимировна Банк умерла. И я решила учиться реставрации. Меня зачислили в штат. Монументальная живопись, которая реставрировалась в нашей мастерской, была пастельных тонов, т.к. написана была на штукатурке либо во Пскове, либо в Новгороде в XIV веке, либо в Согдиане в VIII-X веках. Сохранность живописи оставляла желать лучшего. Первой моей работой стала мозаичная икона XIII века (Византия). Икона изображала апостола Петра с фолиантом под мышкой и ключами от рая, в пурпурном гематии на золотом фоне с надписью на древнегреческом. Мозаика походила на ёлочную игрушку в этом мире монументальной живописи, довольно сдержанном в красочном отношении. На кафедре медиевистики я получила дополнительно к историческому ещё и филологическое образование: древнегреческий и латынь, поэтому могла прочесть надпись на иконе.

После защиты диплома на кафедре медиевистики

Курбатов Георгий Львович — третий справа

Вторая очень интересная работа — картонаж египетского жреца, находящийся на мумии. Картонаж был в плачевном состоянии, весь раздробленный и осыпающийся, с большими утратами красочного слоя. Он соединялся с сильно фрагментированной маской жреца. Сама мумия и её мумийные бинты почти превратились в труху, и при малейшем прикосновении облако из коричневой пыли взвивалось над древним экспонатом. Хранилась мумия в Некрополе Государственного Эрмитажа, в деревянном большом ящике, похожем на гроб, только более глубоком.

Ирина и Шацкий Валера

Ада Бляхер и Ирина. Творческий процесс

Работать пришлось прямо на месте из-за габаритности экспоната. Каждый день, приходя на работу, я видела перед собой мёртвого египтянина, замотанного в коричневые мумийные бинты, лежащего на фанере на полу посреди Некрополя. Каждый день я просила у него прощения за несправедливость этого мира. Он не тронул меня, как тех археологов, которые потревожили гробницы в пирамидах. Когда я сняла с мумии маску с причёской, то обнаружился почти голый череп с проломленной в нём дырой. Оказалось, что дыру в черепе сделали студенты Военно-медицинской академии. Жрец в качестве экспоната находился там в музее, как образец мумифицирования в древнем мире. Очевидно, студенты искали золото-бриллианты, но не нашли. Ведь обычно внутренности, в том числе мозг, печень, желудок и т.д., вынимались из тела усопшего и хранились в отдельных сосудах законсервированные. В освободившиеся места (например: череп) ничего не вкладывалось, а драгоценности обычно размещались рядом с мумией, а не внутри. Малюсе было 9 лет, и она часто приходила ко мне, бесстрашно подходила к жрецу, засовывала руку ему в череп — проверяла, что там есть хорошего. Вокруг стояли сосуды с внутренностями людей, лежали взрослые и детские мумии. В витринах лежали и стояли различные обрядовые африканские символы и оружие. Ребёнка ничего не пугало, и всё было интересно детскому пытливому уму.

Мумия жреца и фрагменты картонажа до реставрации

Картонаж египетского жреца после реставрации

Изрядно покопавшись в гробу, я нашла кое-какие дополнительные осколки и один глаз, другой сделала по образцу. Но не было овала лица. Тогда нашла похожую мумию по размеру и через папиросную бумагу, накрыв марлей, сделала гипсовую посмертную маску. Затем приделала её моему жрецу, туда же посадила глаза, фрагменты носа и губ. Выглядеть он стал лучше. Каждый день, приходя в Некрополь, я просила у этого человека прощения за его нечеловеческое положение. Очевидно, поэтому «злые духи египетских пирамид» меня не тронули. Здоровье моё, в отличие от других иностранных исследователей, не повредилось. Приходила хранительница древнего Египта и задумчиво произносила: «Как вы думаете, Ирина Анатольевна, может нам обратиться с ходатайством к администрации Петербурга о разрешении захоронить жреца. Ведь вот валяется на полу, никому не нужный?» Я возражаю: «В Древнем Египте существовали совершенно другие обычаи и традиции, закапывать умершего в землю, да ещё и мумифицированного, неправильно». На самом деле — довольно трудная этическая задача. Когда я закончила реставрацию, мумия без картонажа вернулась в свой деревянный гроб. Для музея она не представляла интереса. А живописный картонаж, исполненный в сине-зелёной гамме, испещрённый иероглифами, значками и символами, сияющий золотым лицом, был помещён на пенопластовую болванку, специально изготовленную. Закончив реставрацию и заодно исследование картонажа, я испытала смешанные чувства. Удовлетворение от хорошо исполненной работы, где было много находок и придумок и какой-то непонятной тоски по поводу несовершенства этого мира.

«Нам не дано предугадать

Как слово наше отзовётся,

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать…»

Ф. Тютчев

Любые события и явления, рассказанные одним человеком, воспринимаются другими людьми по-разному в силу иного восприятия

действительности, различия в психике, в возрасте, в жизненном опыте, характере и т.д. Все эти факторы накладывают определённый отпечаток на происходящее и произошедшее.

Например, в экспедиции в Средней Азии я была уже замужней женщиной и имела двоих детей, а мои подружки были лет на 8 младше меня, без жизненного опыта. Многое виделось им в розовом свете. И все люди вокруг казались им ангелами, что, естественно, не соответствовало действительности.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я