Это фентези, но в первой части истории за основу взяты реальные условия пребывания девочек в Смольном, после обучения девушка устраивается на работу к дракону.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитанница института для благородных девиц предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
На новом месте мне всё казалось волнующим, незнакомым, непривычным, но очень интересным. Среди своих одноклассниц, самая старшая из которых была младше меня на два года, я чувствовала себя весьма уверенно. Не выделяясь среди девочек первого класса ни ростом, ни комплекцией, я в свои девять лет многое умела делать лучше них и без особых усилий самостоятельно ухаживала за собой. О том, что не все были такими, говорило хотя бы то, что у некоторых первоклассниц были коротко и немного неровно обрезаны волосы. Заметив это, я сразу вспомнила большие ножницы на столе у кастелянши. Эти девочки с грустной завистью смотрели на тех, кто остался с косой.
Нас, всех младших учениц, с первого по третий класс, в институте называли кофейницами. Это из-за коричневого цвета форменного платья. Через три года нам выдадут синие платья, потом форма будет серой и, наконец, в выпускном классе — светло-голубой.
Когда меня впервые завели в спальню, я поразилась ровным рядам совершенно одинаковых кроватей. Мне показалось, их так много, что не сосчитать, хотя позже выяснила, что их шестьдесят.
— Твоя вот эта, — классная дама подвела меня к самой дальней кровати в углу, у стены, противоположной от входа.
Я аккуратно присела на краешек своего спального места и замерла, не зная, что делать.
Все кровати были накрыты одинаковыми серыми одеялами с двумя розовыми полосами по краям. В изголовье каждой белели абсолютно одинаково уложенные квадратные подушки.
— Почему села? Раздевайся и ложись. Сейчас остальные девочки придут.
Я потянулась к завязкам фартука, недоумевая: «Меня что, не покормят?». Мы с отцом приехали ближе к вечеру. Подумала, что пока меня оформляли, пока была у кастелянши, потом на осмотре у врача, я, видимо, пропустила время ужина. Но…Разве ребёнка не положено накормить? Есть очень хотелось.
К спинке каждой кровати был приставлен массивный табурет из тёмного дерева. Девочки, которые действительно, очень скоро вошли в спальню, с любопытством поглядывая на меня, стали раздеваться и аккуратно складывать на него одежду. Я повторила за остальными.
Спальня у кофейниц была общей, в одной комнате стояли, как я уже посчитала, все шестьдесят железных кроватей. Я молчала, стесняясь незнакомых лиц, но и девочки почему-то молчали.
Классная дама ненадолго вышла. Воспитанницы сразу стали живее, завозились, зашептались.
— Как тебя зовут? — шёпотом спросила моя соседка.
— Александра, — так же шёпотом ответила я.
— А я Софья. Ты Столичная или Провинция?
Я вспомнила, как меня назвала кастелянша и уверенно ответила:
— Провинция.
— И я. Будем дружить?
Недалеко от нас, в противоположном ряду, раздался тихий смех. В этот момент вошла классная дама.
— Это что за неподобающий шум в спальне? — грозно вопросила она и тут же гаркнула. — Третий класс на колени!
Весь тот ряд, в котором были засмеявшиеся девочки, двадцать человек, упал на колени рядом с табуретами. Остальные воспитанницы, и я в том числе, тихо закончили раздеваться и нырнули под одеяла.
Дома у меня была отдельная комната и мягкая постель с периной. Привыкнуть к тонкому жёсткому матрасу, через который чувствовались железные пружины кровати оказалось непросто. Я никак не могла найти удобное положение и согреться под тонким шерстяным одеялом. Безмолвные воспитанницы, стоявшие на коленях, вызывали безотчётный страх. Это было мучительно. Я искренне не понимала причин столь строгого наказания девочек. Смех? Разговор в спальне? Хоть и не я сейчас провинилась и несла за это ответственность, но спокойно уснуть не смогла. Только когда часы в коридоре едва слышно пробили полночь, и классная дама, наконец, позволила лечь третьему классу, меня затянуло в сон.
Следующее утро, как и все последующие в институте, началось с нескольких громких ударов колокола. Я наблюдала за девочками и следовала за ними. Поправила свою постель, накрыв её одеялом. Тут благо, что не перина, взбивать не нужно. Вместе со всеми прошла в умывальню, умылась и привела себя в порядок. Помогла Софье и ещё одной девочке заплести косу. Себе хотела сделать две, но новые подруги сказали, что нельзя. Все девочки из младших классов носят только одну косу, кроме стриженных.
Потом была общая утренняя зарядка в нашей рекреации. Классная дама металлическим голосом считала «Раз, два, три, четыре…» пока мы поднимали и опускали руки, приседали, прыгали и поворачивали корпус. Я старательно повторяла движения, совершенно не понимая, зачем нужно такое делать и какая от этого польза? У меня дома ничего подобного никогда не было и на танец это действо не похоже.
А потом… Наконец! Нас повели в столовую.
Правда, перед этим к нам пришли ещё две классные дамы. Софья шепнула мне, что у каждого класса она своя. Но по ночам присматривает за девочками только одна из них, чаще, спит на кушетке у входа.
— Сегодня дежурила наша Анна Николаевна. Она любит тишину и всё время запрещает разговаривать, — торопливо рассказала мне Софья, пока нас строили.
— Ты давно здесь?
— Меня папа неделю назад привёз, а Столичные все вчера утром прибыли. Сегодня у нас первый день занятий.
Классные дамы поставили девочек второго и третьего классов в колоны по двое и ушли с ними. А наша Анна Николаевна долго строила нас по росту, меняя местами. Нашу с Софьей дружную пару разбили. Анна Николаевна поставила меня к другой девочке. Я, всё же, была высокой, как для семилетки, поэтому оказалась в первой двойке. Потом классная дама несколько раз заставила нашу колонну пройти по кругу в рекреации, ступая с левой ноги. У нас никак не получалось! Даже с её командой: «Левой! Левой!». Наконец, с недовольным видом, она всё же повела нашу колону на завтрак. Я шла, глотая голодную слюну. Скорее! Скорее!
Столовая оказалась огромной! Столы были накрыты белоснежными скатертями и сервированы так красиво, как дома моя мачеха приказывала делать только в праздники или в ожидании гостей. Но никакой еды не было! Да что же это такое! Только графины с чем-то мутновато-жёлтым. Позже выяснилось, что это был компот.
Под окнами, за одним из трёх самых длинных столов чинно сидели девушки в серой форме. За вторым, таким же, столом, но посередине — девочки в синих платьях. А за третьим длинным столом, у стены, сидели маленькие кофейницы. Наши двадцать мест для первого класса пока пустовали, ждали нас. Мы идём! Идём! Ну… Сели… Где? Я нетерпеливо осматривалась, вертя головой и ёрзая, приподнимаясь на месте.
Четвёртый и пятый столы, покороче, стояли поперёк трёх длинных по разные стороны огромного зала столовой. За одним из них сидели девушки в голубом, как я позже узнала, выпускной класс, а за вторым — учителя и классные дамы во главе с директрисой.
Появились работницы кухни, в белых халатах и колпаках. Я зачарованно смотрела, как они возили вдоль столов тележки с кастрюлями, огромными ковшами в одно движение наполняя наши тарелки кашей.
О, Боги! Как же я была голодна! Небольшая порция каши исчезла в моём животе так быстро, что Софья, которая сидела наискосок от меня, только удивлённо подняла тонкие бровки. Она ковыряла свою кашу с недовольной миной, так и не попробовав.
— Ты не хочешь? — тихо спросила у неё.
— Не-а.
— Давай мне.
Под удивлёнными взглядами соседок по столу, мы быстро поменялись тарелками. Я съела и её порцию.
Стало намного веселее.
Тем временем, работницы кухни, ловко собирали тарелки из-под каши и на вторые плоские тарелочки, которые до этого стояли под ними, клали по три картошины поливая их ложечкой растительного масла.
Всего три?! Ну, ладно. Я покосилась на Софью. Та картошку съела. Жаль.
Впрочем, я почти наелась.
Компот был совсем не сладкий, но приятный на вкус.
И всё? А десерт? Или, хотя бы, яблоко?
Увы…
После завтрака нас повели на уроки.
Таким было первое утро моей новой жизни. Все остальные мало чем отличались. Разве что, каши были разные, то перловая, то овсяная, то манная. И картофелин могло быть не три, а шесть, но о-о-очень маленьких.
Не было ни единой первоклассницы, кроме меня, которая украдкой не плакала бы за домом. Хотя это было строго запрещено. Девочки в классе негласно делились на две равные группы: Столичные и Провинция. Оказывается, десять мест в первом классе института для благородных девиц были предусмотрены для детей столичной знати и чиновников, а десять — для тех, кто проживает за её пределами. Почему-то Столичные считали себя выше Провинции. Это разделение сохранялось до самого выпускного класса.
Я принимала своё новое положение с радостью и надеждой на лучшее. Конечно, были пугающие моменты, но меня они не страшили так сильно, как других девочек. Наказания, которые здесь применяли учителя и воспитатели, не казались мне такими уж страшными, хотя получать их всё же не хотелось бы.
Со мною дома с шести лет занимался старый учитель из мужской гимназии. Он уже вышел на пенсию и недорого брался только за преподавание или репетиторство для учеников, проживающих недалеко от его дома, чтобы ему было ближе ходить и недолго заниматься. Мы уже прошли с ним всю программу начальной школы для мальчиков, поэтому на уроках, где мои одноклассницы учили буквы и цифры, а потом складывали слова и решали простые задачки, я отчаянно скучала.
Но были и такие предметы, которые мы со старым учителем не проходили: древний драконий язык и современный, рисование, скульптура, музыка, рукоделие и хореография.
Драконий язык был противный, с множеством рычащих и шипящих звуков, которые у меня, как и многих других девочек никак не получалось повторить. Это самые трудные занятия для нас всех.
Рисовала я неплохо, поэтому этот урок, как и скульптура, стали моими самыми любимыми. К тому же, учитель рисования и скульптуры позволяла нам разговаривать между собой, только негромко.
Рукоделие очень напомнило мне нудные задания, которые часто давала мне мачеха. Я вспоминала, как слипались мои глаза над работой до позднего вечера, и огонёк свечи расплывался, когда смотрела на него, как немели пальцы с иглой. Однажды мачеха, недовольно сморщив нос, выбросила мой старательно вышитый для отца носовой платок в мусор. Впрочем, сейчас я впервые в жизни была немного благодарна ей. Я не особо любила рукоделие, но была лучшей в нашем классе и неизменно получала похвалы.
А вот музыка и хореография только в первый месяц мне нравились…
Впрочем, музыка и потом осталась ещё ничего. Хотя я была разочарована, что такое чудо, как прекрасная мелодия, разложили на скучные ноты. И слушать эти ноты отдельно в исполнении девочек, да и в моём собственном, оказалось сомнительным удовольствием.
Что же касается хореографии…
Где-то месяц мы просто делали разные упражнения под музыку в просторном зале с зеркальными стенами. И это было неплохо. Мне даже нравилось. Но, однажды, на одном из занятий нас, всех первоклассниц заставили раздеться до трусиков. Кроме учителя, на том уроке присутствовал и наш доктор, Адам Бенедиктович. Всех долго осматривали, щупали, заставляли прогибаться в спине, становясь на мостик, тянуть носок и сильно выворачивать стопы в стороны. Учитель хореографии сама сажала нас на шпагат, точнее его подобие. Многие девочки плакали, так больно нам делали. Я терпела, так, похныкала да поойкала немного. Потом у меня сильно болело всё тело. И девочки тоже жаловались.
Но, как оказалось, для меня это было только начало.
После того странного занятия, троих несчастных из первого класса, в том числе и меня, определили в балетную группу девочек, которые должны будут выступать на Новый год. На праздничном вечере ожидалось присутствие семьи Правящего Дракона. Поэтому пока остальные семеро девочек на уроке хореографии выполняли под музыку простенькие упражнения, мы трое занимались отдельно: стояли у станка, высоко поднимая ноги, делали растяжку, прогибались.
Заниматься балетом — это очень трудно, особенно, если не горишь желанием танцевать, как, например, Софья. Вот кто был счастлив тому, что её выбрали и готов издеваться над собой! Я же, во время растяжки, когда учитель ещё только шла в мою сторону, начинала тихонько хныкать, потому что знала, что сейчас мне будет очень больно. Майя Рудольфовна снова и снова сажала нас на шпагат, давила на спину, заставляла высоко поднимать одну ногу, и стоя на второй, долго удерживать это положение на пределе сил. Иногда мне даже ночью снились её отрывистые команды: «Спина! Носок! Выше!». Обливаясь потом и дрожа от усилий, я тянула вверх ногу и, глядя на остальных наших девочек, которые легко прыгали под бодренький марш, я думала о том, что очень любила бы хореографию, если бы не попала к балетным.
Но это ещё не всё! Кроме ежедневных уроков хореографии со своим классом, где мы трое: я, Софья и Анфиса занимались по отдельной программе, каждый день, вечером, когда остальные девочки наслаждались свободным временем или прогулкой, у нас был общий урок балета, для всех отобранных в балетную группу, кофейниц. Каждый день!
Поначалу я злилась на семью Правящего Дракона и на него самого, считая, что это из-за их приезда на мою невезучую голову свалился балет. И зачем только мои ноги так сильно вывернулись? До самой зимы ходила на уроки хореографии, как на казнь. Потом привыкла, тело постепенно становилось гибким, стало полегче, но всё равно было трудно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитанница института для благородных девиц предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других