Как формировался выставочный бизнес в новой России и какова ситуация сейчас. Архитектурные или рекламные образы – фундаментальные противоречие и нахождение баланса между ними.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Остановись мгновенье на… 4 дня: архитектура и рынок выставочных стендов в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
Выставочная индустрия в нашей стране — явление сравнительно молодое. Отсчет начала формирования данного направления деятельности, выделившегося в самостоятельный вид архитектурно-рекламного творчества можно начинать с 60-х годов прошлого столетия, когда в СССР начали проводить выставки, преимущественно иностранных компаний, что, в свою очередь было обусловлено ослаблением «железного занавеса», и, как следствие, повышенному интересу к заграничной индустрии, образу жизни, искусству. Но также активно демонстрировались и достижения отечественных производителей. В качестве площадок для проведения выставок в Москве были использованы в то время такие центры как ВДНХ, и, только сформированный для этой цели, но стремительно развивающийся Экспоцентр. Позднее количество выставочных центров в столице существенно выросло, и на сегодняшний момент продолжает увеличиваться. И хотя выставочная эстетика, с рекламной точки зрения прочно вошла в нашу жизнь на уровне любого торгового центра, магазина, бутика, стремящихся выделиться в конкурентной среде в том числе и за счет ярких художественных образов, выставочная индустрия, как отдельный вид деятельности продолжает существовать и развиваться. Сегодня мы наблюдаем появление огромного количества компаний, специализирующихся в области разработки дизайна, проектирования, производства и строительства выставочных стендов. Отчасти это обусловлено относительной простотой производственных и монтажных процессов, сравнительно не дорогим оборудованием, не требующим особо высокой квалификации рабочей силы, минимальными бюрократическими барьерами, такими как сертификация и лицензирование, по сравнению, например с областью строительства крупных архитектурных объектов. Помимо этого существует также большое количество специфических особенностей, таких, например, как вторичное использование материалов, сдача в аренду другим компаниям выставочной мебели, способных привлекать в компанию дополнительные прибыли. Об этом, в том числе, и пойдет речь далее. Но прежде рассмотрим тему, являющуюся предметом давних, и не прекращающихся по сей день споров в среде специалистов — что же собой представляет выставочный стенд, и что в нем первично, а что вторично.
Архитектурные или рекламные образы
Проработав во многих компаниях выставочной отрасли, пообщавшись с огромным количеством людей, думаю, что могу позволить себе сделать некоторые обобщающие выводы. А именно о постоянных спорах вокруг функционального и эстетического назначения выставочного стенда. Как не парадоксально, но большинство людей, задействованных в данной отрасли, не являются специалистами, то есть не имеют профильного архитектурного, художественного, строительного образования. Как правило, это самоучки, максимум прошедшие краткие курсы компьютерной графики. Сие прискорбное явление обусловлено довольно низкой оплатой труда в данной сфере. Точнее говоря, окладная часть заработной платы крайне низкая относительно архитектурных или строительных компаний, так как выставочная индустрия основана на тендерах, представляющих собой по сути принцип лотереи. Теоретически, за выигранные тендеры специалистам доплачивают, но это только теоретически. Выигрыш тендера — процесс весьма многогранный, успех складывается из многих факторов, и, как следствие, его не может выиграть один специалист, например, дизайнер. Здесь есть и вопросы стоимости, и политические, и, я не побоюсь этого слова, коррупционные. Но об этом мы подробнее поговорим далее, когда доберемся до схемы функционирования рынка. Итак, самоучки, как правило, считают себя профессиональными «стендовиками» (и действительно, в этой сфере нет профильного высшего образования), ставя в основу именно рекламную составляющую выставочного стенда, что, в свою очередь вполне объяснимо — реклама в нашей стране развивалась стихийно, создавалась и продолжает создаваться не профессионалами, так как опять же, качественного высшего образования в рекламной сфере попросту нет. Данная позиция «стендовиков» весьма удобна и практически не уязвима — если нет канонов и правил, то и критериев качества художественного образа быть не может. Отсюда появляется огромное количество откровенно не красивых, а порой и просто чудовищно безвкусных сооружений выставочного назначения. Однако, изредка, в эту сферу попадают и профессиональные художники, и архитекторы, позиция которых принципиально иная. А именно, взгляд на проектирование стенда, к примеру, у архитектора направлен, прежде всего на создание интересной и гармоничной объемно-пространственной композиции. Также характерны для профессиональных архитекторов попытки избежать рекламной пестроты, в случаях, когда заказчик предоставляет, и требует, соответственно, размещения на стенде нескольких логотипов различных брендов, которые, в свою очередь выполнены в совершенно разных стилистиках и цветовых решениях, что буквально разрушает целостность композиции. Вот здесь и возникает конфликт между рекламной функцией и художественной эстетикой. Как правило, в этих спорах верх одерживают «стендовики», считающие проекты выставочных стендов исключительно продуктом рекламы. Объясняется это тем, что их просто несравнимо больше в этой сфере. Однако, совершенно иную картину мы наблюдаем, работая с европейскими заказчиками, особенно представителями компаний Западной Европы — здесь ценится и чистота стилевого решения, и лаконичность форм, и гармоничные, как правило, весьма характерные для европейского минимализма цветовые решения, и качественная проработка освещения. Ничего удивительного в этом нет — европейцы из развитых стран просто окружены в своей повседневной жизни качественной современной архитектурой, что, безусловно формирует даже на подсознательном уровне художественный вкус, в свою очередь, проецирующийся на различные аспекты жизнедеятельности. Представители отечественного бизнеса пока еще сильно отстают от представителей западных стран в плане культурного развития, хотя изредка, руководители некоторых российских компаний приятно удивляют чувством высокого стиля, пониманием объемно-пространственных и колористических закономерностей. С подобными компаниями приятно работать, и результат, как следствие взаимопонимания в процессе создания стенда, в подавляющем большинстве случаев не просто не разочаровывает, а часто даже и превосходит ожидания. Что ж, искренне надеюсь, что по мере роста общего культурного уровня в нашей стране, у нас будет появляться все больше и больше представителей бизнеса с чувством вкуса, стиля, пониманием правильного формирования образа, визуального фронта компании, ее лица.
Конструктивные особенности
Процесс проектирования и возведения выставочных сооружений в корне отличается от проектирования фундаментальных архитектурных объектов. Если в крупном строительстве одной из приоритетных задач для проектировщика является прочность, долговечность, то в выставочной индустрии речь идет о сооружении, рассчитанном в среднем лишь на 4 дня — именно столько по времени длятся, как правило, выставочные мероприятия. Следовательно, на конструктивных решения можно и нужно экономить. Здесь применяются исключительно легкие конструкции — деревянные колонны с облицовкой ДСП, так называемые, конструкторы, из алюминия, обшитые либо тем же ДСП, либо обтянутые баннерной тканью. Также активно используется оргстекло, вес которого существенно меньше чем силикатного стекла, хотя последнее иногда тоже применяется, но в небольших количествах. Реже можно встретить тентовые, текстильные решения. Вот, в основном и весь арсенал технических возможностей, на основе которых создаются выставочные стенды. Основными средствами художественной выразительности, естественно, являются цветовые решения, не имеющие абсолютно никаких технических ограничений, и освещение, которое условно можно разделить на направленное, обеспечивающееся прожекторами и галогенными осветительными приборами, и подсветкой, выполненной на основе светодиодов. Баннеры с фотопечатью, наклеиваемые на ДСП пленки практически любых размеров и цветов предоставляют авторам проектов поистине не ограниченные возможности для творчества. В плане формообразования простор для фантазии также весьма велик — современное оборудование позволяет создавать помимо строгих геометрических форм еще и скругленные, как в плане, так и на фасаде. В качестве примера можно привести весьма актуальные на сегодняшний день информационные стойки со скругленными по фасаду углами. Активно на выставках применяются различные витрины, изготавливаемые производственно-монтажными компаниями. В большинстве случаев такие компании имеют уже готовые, изготовленные ранее витрины на своих складах, которые предоставляются заказчику в аренду на срок проведения выставки. В таких случаях их просто стилизуют под конкретный стенд путем обклеивания непрозрачных частей витрины все теми же пленками, с изображением элементов фирменного стиля экспонента. Но иногда требуются витрины нестандартных размеров или формы. В подобной ситуации компания-застройщик изготавливает их под заказ на своем производстве, что, впрочем, весьма не сложно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Остановись мгновенье на… 4 дня: архитектура и рынок выставочных стендов в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других