Эта книга посвящена происхождению и эволюции существующей социально-экономической системы Запада – корпоративного капитализма, в основе которого лежит бизнес-деятельность, направленная на получении прибыли. Эта система возникла три века назад, как паразитирующая надстройка над имеющим четыре тысячи лет эволюции рынком. Это стало источником тех проблем, которые существуют сегодня. Решить их можно, освободив рынок от этого паразита, а для этого надо знать, что такое рынок на самом деле.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рынок или Business? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 5. Рынок или бизнес?
И здесь самое время внести ясность в вопрос: что же такое на самом деле понятие «бизнес»? К сожалению, уже давно, если не всегда, значение этого понятия не соответствует понятию «рынок». Как, впрочем, и понятие «рынок» не соответствует своему первоначальному значению. Экономическая наука в последние сто лет (за редким исключением, не востребованным властью) покорно следует за эволюцией рынка, приспосабливая «науку» к «реалиям» и даже не пытаясь объяснить происходящие в нем перемены, полагаясь при этом на его некую «внутреннюю движущую силу», которая сама приведет рынок туда, куда надо, оправдывая этим изменения, которые по сути своей противоречат основным принципам рынка. В результате появляются теория Кейнса, предполагающая директивное вмешательство государства в рыночные саморегулируемые процессы, и теории несовершенной конкуренции, утверждающие невозможность существования совершенной конкуренции в реальной жизни, допуская тем самым возникновение якобы естественных монополий. А там, где «естественные», там и все остальные — жизнь не любит исключений. И все вместе они убивают конкуренцию и свободное ценообразование. И при этом никто не замечает, что эту реальную жизнь, а точнее правила этой жизни, писаные и неписаные, создают лживые, беспринципные и циничные люди, действиями которых руководит стремление к наживе и к власти. И эта реальная жизнь фактически разрушает равновесные саморегулируемые рыночные механизмы. И что бы там ни говорили «шеф-повара экономической мысли» Фридрих фон Хайек или Милтон Фридман, власть «слушает, да есть». Проблемы рынка исходят от власти, которая явно не соответствует ему, но эксплуатирует по полной программе как то, что от него осталось, так и само это понятие.
Для того чтобы понять суть проблем рынка, исходящих от власти, рожденной в «недрах демократии», еще раз воскресим в памяти основные его принципы:
1. Начнем с того, что в основе рынка лежит наиболее естественный для человека разумного ненасильственный тип отношений, который единственный позволил человечеству просуществовать до сих пор, несмотря на войны, болезни, природные катаклизмы, человеческие пороки и ошибки, — добровольный обмен между людьми результатами своей деятельности, как умственной, так и физической, который может возникнуть только тогда, когда он равноправный и взаимовыгодный.
2. Этот механизм безличный, так как не зависит от конкретного человека, если только тот не пытается обмануть другую сторону и тем самым нарушить условия равноправия и взаимовыгодности. Поскольку безличными могут быть только законы Природы, то рынок как раз и является ярким их проявлением. А с законами Природы спорить бесполезно — рано или поздно не мытьем, так катаньем она (Природа) заставит следовать им. Это только вопрос цены: чем сильнее мы будем им сопротивляться, тем больше будет жертв. Сто лет тому назад русский экономист Михаил Туган-Барановский сказал: «Только небольшая доля наших усилий достигает цели, вся же остальная наша деятельность погибает бесплодно, благодаря тому что сталкивается с естественными законами природы. Чем лучше нам известны эти законы, тем целесообразнее мы направляем нашу деятельность».
3. Отличие и достоинство законов Природы состоит в том, что они, как и сама Природа, образуют единый механизм, а точнее целостный организм, все элементы которого связаны функциональными связями, и поэтому среди них нет ни одного лишнего. И достаточно найти один из них, чтобы за него вытащить все остальные. Добровольный обмен дает такую возможность. О чем он говорит? О том, что есть выбор, а если быть точнее — свобода выбора. Что лежит в основе выбора? Во-первых, цели, которые преследует субъект рынка, а во-вторых, цена и качество продукта или объекта, необходимого для реализации намеченных целей. В условиях выбора возникает конкуренция цен, соответствующих определенному качеству выбираемого продукта. Каждый выбор, сделанный потребителем в пользу того или иного продукта, передает по цепочке цен информационный импульс всем производителям, чей труд (умственный и физический) вложен как в выбранный продукт, так и в невыбранный. Для одних производителей это сигнал к увеличению производства, для других — к снижению затрат на производство и улучшению качества. Поражение в такой конкурентной борьбе в данном случае — это единственный путь к победе. Это путь к новым идеям, в основе которых лежит разделение функций (труда) и как часть этого процесса — более эффективное сочетание элементов существующих «механизмов» или создание новых, а также изменение и возникновение новых связей как внутри их, так и между ними. «Гениальное прозрение Адама Смита заключалось в осознании того, что цены, формирующиеся в процессе добровольных сделок между покупателями и продавцами — короче говоря, на свободном рынке, — могут координировать деятельность миллионов людей, преследующих свои обособленные интересы, таким образом, что каждый при этом получает выгоду. Идея, что экономический порядок может возникнуть как непреднамеренный результат действий множества людей, преследующих собственные интересы, была поразительна в его время и остается таковой и по сей день»4.
4. И здесь самое время поговорить об элементе рынка, без которого добровольный обмен, а значит, и рынок не смог бы существовать, — это частная собственность. Трудно найти в рыночной системе другой элемент, который выполнял бы столько крайне необходимых рынку функций, сколько выполняет их частная собственность. И нет понятия, более искалеченного жизнью за последние сто лет, чем понятие о частной собственности.
Поэтому оно требует отдельного разговора, который мы начнем с определения собственности, данного Фредериком Бастиа: «Собственность есть неотъемлемое следствие природы человека. Человек в полном смысле слова рождается собственником, поскольку рождается он с потребностями, удовлетворение которых необходимо для жизни, а также с органами и способностями, применение которых необходимо для удовлетворения этих нужд. Способности являются лишь продолжением человека, а собственность — это не что иное, как продолжение способностей. Лишить человека его способностей — значит, обречь его на смерть; лишить человека продукта его способностей — значит также предопределить его смерть»5.
Что такое способности человека? Это его индивидуальность. «Каждый внутренне свободный человек, — а надо сказать, что это далеко не каждый, — стремится создать вокруг себя среду, которая позволяет ему в наибольшей степени выразить себя, обеспечить средства к существованию и насколько возможно защитить от различных превратностей судьбы, и которая по сути дела является его продолжением. В эту среду входят одежда, жилье, домашняя утварь, средства получения информации, средства передвижения, средства производства, финансовые средства, движимое и недвижимое имущество и тому подобное. И человек может эффективно выполнять некоторую свою общественно полезную функцию и прогнозировать свое будущее в зависимости от того, в какой степени он обладает этой средой. Эта среда называется частная собственность»6.
• Таким образом, первая ее функция — это средство самореализации и усиления индивидуальных способностей человека.
• Вторая функция частной собственности — она служит основой равноправных отношений, причем вне зависимости от ее размера, так как главной ее частью и ресурсом, который нередко труднооценим, является человек со всеми его особенностями; без человека нет частной собственности. Мало того, она является единственным реальным, поддающимся оценке объектом правовых отношений, дающим возможность сформулировать правила жизни. Без права частной собственности — закон становится орудием произвола власти. Римское право — основа всего современного западного права — выросло на праве частной собственности.
• Третья функция, чрезвычайно важная во все времена, но особенно в настоящий момент. С одной стороны, частная собственность обеспечивает свободу принятия решений и свободу действий, то есть независимость, а с другой — это эффективное средство самоорганизации человека и самый надежный механизм личной ответственности за решения и поступки, которые он совершает, при поддержке, разумеется, непродажной Системы Правосудия.
• Четвертая функция. Частная собственность, являясь правовой основой равноправия и свободы выбора, в сочетании с конкуренцией способна обеспечить более справедливое распределение общественно-полезных функций между людьми в соответствии с их способностями и стремлениями. Речь не идет о расслоении общества по доходам и статусу и превращении его в иерархию социальных слоев. Речь идет о превращении его в социальный организм, где каждый занят своим делом, которое он хорошо знает, и где никто ни над кем не властвует, как не властвует хирург во время операции. «Не надо забывать и о том, что функция функции рознь. Выполнение каждой из них требует своего набора средств и соответствующего ему уровня доходов. Так что неравенство, по крайней мере, экономическое — это объективно существующая реальность, в основе которой лежат необходимость разделения функций между людьми и «принцип экономии»7. Назовем этот процесс распределения функций функциональной стратификацией.
Осталось упомянуть еще один очень важный для рынка принцип — достоверность информации. Насколько он важен? Настолько, насколько принцип равновесия важен в Природе. Рынок — это равновесная система, и достоверность информации — одно из главных условий его нормального функционирования. Учитывая, что ложь — один из самых распространенных человеческих пороков, достоверность информации — самое слабое звено в рыночной цепи, которая является частью социальной.
В материальном производстве — там, где существует конкуренция (а это далеко не везде) и поэтому высока мера ответственности за выпускаемый продукт, в качестве которого можно убедиться воочию, да к тому же участники рынка связаны долговременными экономическими отношениями, — доля лжи относительно невелика. Ее повышают монополии, а также производители продуктов, отрицательные последствия от потребления которых малозаметны или проявляются через много лет. Гораздо больше доля ее в сфере услуг, особенно финансовых. Ну а чемпионом в этом деле является политика. Учитывая степень влияния ее на рынок, можно сказать, что истинный рынок, конкурентный и равновесный, сегодня на правах Золушки, причем в отличие от сказки — без сказочного будущего. Самое прискорбное, что этому аспекту жизни общества (достоверности информации) внимания практически не уделяется.
Стремление к выгоде задавило все, в том числе и свободу слова, причем без особого насилия. Как известно, покупается даже совесть. И очень мало тех, кто этому сопротивляется. При существующих правилах игры это не выгодно, а иногда и небезопасно.
Подведем небольшой итог для сравнения получившегося симбиоза «демократической власти» и бизнеса, называемого рынком, с приведенными выше принципами, без соблюдения которых рынок долго существовать не сможет.
Для этого сведем эти принципы в один краткий перечень:
• Безличность рынка («невидимая рука»).
• Разделение функций.
• Добровольный обмен.
• Равноправие.
• Взаимная выгода.
• Функциональные связи между всеми элементами рынка, в том числе как между субъектами рынка, так и между людьми внутри этих субъектов, производящих товары и услуги (а не деньги из воздуха), и, как следствие, эффективный размер субъектов рынка.
• Свобода выбора.
• Независимость субъектов рынка друг от друга и от власти как необходимое условие самостоятельности в принятии ими решений, добросовестной конкуренции, свободы слова и отсутствия у кого бы то ни было привилегий, данных властью.
• Свободная и равноправная конкуренция.
• Независимый от людей механизм цен и денежного обращения (по выражению Адама Смита — «Великое колесо обращения»).
• Неприкосновенность частной собственности.
• Достоверность и свобода информации.
Соблюдение этих принципов необходимо для того, чтобы поддерживать относительное равновесие в процессе функционирования и эволюции рынка, чтобы не допускать, по крайней мере, глобальных кризисов, причина которых, как правило, алчность человека, мягко называемая — стремление к выгоде. От кризисов роста, с гораздо меньшими потерями, нам все равно никуда не деться. Они неизбежны и заставляют нас искать и устранять причины, которые привели к ним. Не менее важно то, что эти принципы являются критериями, позволяющими отделить истинные элементы рыночного механизма, способствующие повышению эффективности и созиданию, от псевдорыночных, созданных исключительно ради получения наживы с помощью латентного (скрытого) насилия и обмана и ведущих к разрушению того, что уже создано.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рынок или Business? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других