Рынок или Business?

Павел Правдухин

Эта книга посвящена происхождению и эволюции существующей социально-экономической системы Запада – корпоративного капитализма, в основе которого лежит бизнес-деятельность, направленная на получении прибыли. Эта система возникла три века назад, как паразитирующая надстройка над имеющим четыре тысячи лет эволюции рынком. Это стало источником тех проблем, которые существуют сегодня. Решить их можно, освободив рынок от этого паразита, а для этого надо знать, что такое рынок на самом деле.

Оглавление

Глава 4. Бизнес на противостоянии

И связано это с тем, что исходная проблема существующего «рынка» заключена в его главной движущей силе. Эта сила — стремление к выгоде, которая далеко не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Всем хорошо известен принцип «бизнес прежде всего», за которым нередко скрывается другой — «цель оправдывает средства». Мы имеем возможность наблюдать это на примере бизнеса на удовольствии, построенного на отсутствии у большинства людей чувства меры при удовлетворении некоторых своих потребностей, усиливаемых многочисленными сложностями судьбы, а также с помощью разнообразных средств и механизмов, в том числе и финансовых, изобретаемых производителями и продавцами исключительно ради выгоды и часто в ущерб здоровью.

Но есть бизнес, взращенный этой силой, гораздо более прибыльный и масштабный, и потому более смертоносный, а учитывая тему, которую он использует и которой прикрывается, — еще и очень циничный. Это, пожалуй, самая животрепещущая, всегда актуальная и трогающая души людей тема, неизменно привлекающая их внимание. Тема, в которой люди готовы простить жестокость и насилие, по крайней мере, одной из сторон. Это тема противостояния «добра» и «зла», тема восстановления справедливости.

И как же на ней можно заработать? Идея очень проста. Ее хорошо иллюстрирует один из эпизодов фильма Чаплина «Малыш». Пятилетний Малыш разбивает стекла в окнах, а приютивший его Бродяга-стекольщик, «случайно» оказавшийся рядом, вставляет новые. Реализованная в жизни эта идея выглядит не так забавно и гораздо прибыльнее.

Для того чтобы подобный бизнес функционировал, нужны четыре условия:

Первоедве стороны, одна из которых по своей или чужой воле затевает конфликт, причин для которого в нашем несовершенном человеческом мире существует сколько угодно, среди них основными являются стремление к выгоде и стремление к власти. Возможны два варианта разрешения возникшего конфликта. Первый — потерпевшая сторона может обратиться к Системе Правосудия, если она считает это более целесообразным, и существует такая возможность; второй — ответить на акт насилия насилием. Во втором случае происходит эскалация конфликта и вместе с этим появляется возможность заработать на этом третьей стороне.

Второе — эта третья сторона оказывает не безвозмездную помощь как одной, так и другой стороне конфликта, не давая таким образом потухнуть «разгорающемуся костру», зарабатывая на этом в течение длительного срока немалую прибыль, правда, ценой жизни людей, участвующих в конфликте. Понятное дело, что открыто такую помощь можно оказывать только одной стороне, являющейся или назначенной «жертвой»; «помощь» другой стороне приходится делать скрытно. Поэтому для осуществления этого бизнеса необходимы еще два условия.

• Одним из них, третьим по счету, является участие в данном бизнесе государственных структур, так как без них он невозможен. Они необходимы для того, чтобы скрыть от общества отрицательные для образа «демократического государства» стороны этого бизнеса. И они активно содействуют ему всеми своими ресурсами, так как в данном случае интересы и цели бизнеса и власти совпадают. Тем более что существующая система социальных отношений, называемая «демократией», позволяет это делать.

• Позволяет это делать с помощью четвертого условиямеханизма манипулирования человеческим сознанием. Надо сказать, что эти два явления — «демократия» и «политическое манипулирование» — что называется, нашли друг друга. Можно не сомневаться: политическое манипулирование возникло одновременно с первыми социальными структурами. Тот, кто умело им пользовался, имел более высокую вероятность добиться успеха на пути к власти. А с появлением такой формы управления государством, как демократия, в основе которой лежит выбор, роль этого средства борьбы за власть, учитывая несовершенство механизма отбора, резко возросла. Демократия дала серьезный импульс к его развитию. И хотя люди, которые изобрели демократию, руководствовались самыми благими намерениями, они не учли — и за это их трудно осуждать — неспособность большинства людей объективно оценивать окружающий их мир и готовность их поддаваться обаянию простых решений проблем, ведущих к далеко неоднозначным последствиям, с одной стороны, и гораздо меньшее количество людей, готовых воспользоваться этим в своих интересах, — с другой. Можно с уверенностью сказать, что демократия — это охлократия, обузданная и используемая в своих целях горсткой политических манипуляторов, которые ведут, сами того не ведая, «демократическое» общество прямиком в ад. И с каждым годом этот путь становится все более очевидным. Еще в ноябре 1947 года в своем выступлении в Палате общин Черчилль произнес: «Многие формы правления испытывались и еще будут испытаны в этом мире грехов и страданий. Никто не утверждает, что демократия совершенна или всеведуща. На самом деле, можно сказать, что она худшая форма правления, если не считать всех остальных». Черчилль как опытный политик знал, о чем говорил, и еще больше — о чем умолчал. Сейчас, спустя семьдесят лет, «можно сказать», что демократия, учитывая темпы ее деградации, скоро окажется в одном ряду со «всеми остальными» формами правления. Демократические правила игры не смогли решить проблему «второй сигнальной системы» (человеческого сознания) и помешать превращению человека, как говорил В. Ключевский, в «величайшую скотину в мире». Судя по всему, демократия — это не конечный продукт эволюции, и здесь есть над чем подумать.

Говоря о бизнесе на противостоянии, следует понимать, что, во-первых, такую «формулу успеха» может себе позволить только крупный бизнес, тесно связанный с властью, а во-вторых, данному симбиозу необходимо все держать под своим контролем, чтобы избежать утечки нежелательной информации и выглядеть «спасителем мира» и «главным борцом за демократию». И здесь простого механизма политического манипулирования недостаточно, нужна целая индустрия манипулирования человеческим сознанием.

Всем этим условиям в полной мере отвечает только одна страна в мире — Соединенные Штаты Америки, что и не удивительно. Этот бизнес не терпит конкуренции. Другие страны могут заниматься им только под ее «крышей». А те страны, которые мешают этому бизнесу, ее главные враги. Примеров бизнеса на противостоянии, ведущего за собой политику «жизненных интересов», в истории этого государства, начиная с конца XIX века, более чем достаточно, как, впрочем, и других его видов, объединенных с ним по понятиям «бизнес прежде всего» и «ничего кроме бизнеса». Надо сказать, что этими понятиями руководствуются в своей деятельности как предприниматели, так и криминальные структуры, и это не случайность, как не случайность и то, что нередко бизнес первых и вторых пересекается и даже более того — сплетается. Но если в границах родного отечества этот процесс преследуется законом, правда, не всегда успешно, то за их пределами ему ничего не мешает, особенно если ты гегемон в мире, — вопрос лишь в том, как представить эту деятельность или как ее скрыть.

Обширный материал для иллюстрации и анализа этой деятельности дает книга Оливера Стоуна и Питера Кузника «Нерассказанная история США». Одним из основных и редких достоинств этой книги является использование информации из большого числа альтернативных источников (более тысячи), что позволяет объективно оценивать процесс эволюции бизнеса в США и роль «демократии» в нем за последние сто с лишним лет.

То, что этот циничный бизнес, являющийся отражением американских ценностей на властном уровне, имеет место, подтверждают не только факты, но и недвусмысленное высказывание в газете «Нью-Йорк Таймс» от 24 июня 1941 года Гарри Трумэна, на тот момент американского сенатора и будущего президента США: «Если мы увидим, что Германия побеждает, мы должны помочь России. А если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии. И пусть они, таким образом, убивают друг друга как можно больше» — надо полагать, в интересах бизнеса США.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я