Рынок или Business?

Павел Правдухин

Эта книга посвящена происхождению и эволюции существующей социально-экономической системы Запада – корпоративного капитализма, в основе которого лежит бизнес-деятельность, направленная на получении прибыли. Эта система возникла три века назад, как паразитирующая надстройка над имеющим четыре тысячи лет эволюции рынком. Это стало источником тех проблем, которые существуют сегодня. Решить их можно, освободив рынок от этого паразита, а для этого надо знать, что такое рынок на самом деле.

Оглавление

Глава 1. Человеческий феномен

Какова роль этого природного, так ярко проявляющегося в человеке качества, для чего оно необходимо? Во всяком случае, не только и не столько для того, чтобы люди по разным причинам конфликтовали друг с другом, доводя возникающее противоречие до различных форм насилия, нередко заканчивающегося трагически; скорее наоборот.

Это качество создает в Природе многообразие элементов (атомов, молекул, веществ, организмов, вершиной которых является человек), всего того, что образует окружающий нас мир. В свою очередь многообразие является необходимым условием процесса эволюции различных структур, в основе механизма которого лежит кооперация (сотрудничество), неразрывно связанная с разделением функций, и естественный отбор из возникших в результате этого структур наиболее эффективных.

Говоря о естественном отборе более эффективных структур, необходимо сделать уточнение, учитывая неоднозначность этих понятий, особенно когда дело касается людей:

• во-первых, эффективных структур не с точки зрения способности с помощью силы и дезинформации (обмана) либо неравного доступа к достоверной информации устранять своих соперников, а с точки зрения снижения затрат ресурсов при одновременном повышении качества и полезности создаваемых продуктов или услуг;

• а во-вторых, отбор эффективных структур должен происходить в процессе добросовестной, честной и равноправной конкуренции.

Любой другой «естественный» отбор рано или поздно будет вести к деградации и самоуничтожению.

Какова роль индивидуальности в образовании эффективных структур?

«Человеческое общество — это сложный социальный организм, в котором каждый человек выполняет уготованную ему «судьбой» функцию. Эта «судьба» зависит от самых разных обстоятельств — происхождения, пола, характера, внешности, здоровья, ума, знаний, окружения, в котором человек вырос, места и времени, в котором он живет, и еще от многого другого, а часто просто от удачи или неудачи. С другой стороны, ни для кого не секрет, что каждый человек уникален по своим качествам, и среди того большого числа разнообразных функций, выполнение которых необходимо для обеспечения жизнедеятельности общества, наверняка есть те, которые подходят ему больше, чем все остальные. Но в силу тех обстоятельств, которые были перечислены выше, а также тех, о которых мы еще будем говорить, далеко не каждому человеку удается попасть на «свое место» в обществе.

Чаще всего человек не осознает этого несоответствия — для большинства людей дело, которым им волею обстоятельств приходится заниматься, всего лишь средство существования, средство удовлетворения необходимых физиологических потребностей: в еде, в одежде, в жилище, в отношениях с другим полом, в продолжении рода, в отдыхе, в развлечениях и так далее. Но есть категория людей, для которых это несоответствие становится источником личных проблем. Оно порождает в них безотчетное чувство внутренней неустроенности и собственной неприкаянности, которое исподволь накладывает неизгладимый отпечаток на всю их судьбу. В результате одни, самые слабые, опускаются на дно общества; другие отдаются во власть более сильной воле; третьи стараются утвердить себя с помощью силы и обмана; четвертые претерпеваются к этому состоянию, находя отдушину в развлечениях, в хобби, в семье, в друзьях, в религии, в вине, наконец; каждый — в меру своих способностей и недостатков.

Деятельность тех немногих представителей людского рода, которые несмотря ни на что смогли найти свое дело, доказывает, насколько может быть эффективен человек при этом. Все, чего человеческая цивилизация добилась в процессе своей эволюции, достигнуто благодаря именно им.

В рамках иерархической структуры эта проблема неразрешима. Место человека в ней мало зависит от его индивидуальных особенностей, в большей степени — от его происхождения и умения сделать карьеру, при этом движение возможно только по вертикали — либо вверх, либо вниз по иерархической лестнице. Вопрос о самореализации человека здесь в принципе не стоит, так как для этого нет никаких предпосылок. Иерархическая структура способствует проявлению и развитию совсем других человеческих качеств — не врожденных и не индивидуальных: алчности, лицемерия, безжалостности, доходящей до жестокости, беспринципности, угодливости, безответственности, тщеславия.

Что же необходимо для того, чтобы человек смог обрести самого себя, смог провести своего рода самоидентификацию? Нетрудно догадаться. Человек — животное общественное. Являясь частицей целого, человек буквально связан по рукам и ногам большим количеством зависимостей, обязательств и ограничений, неизбежно возникающих при жизни в обществе себе подобных. При таких условиях человек может чувствовать себя свободным настолько, насколько все эти связи не только не мешают, но наоборот помогают ему жить и быть собой. Это возможно только тогда, когда человек имеет свободу выбора: свободу выбора деятельности, партнеров, связей, свободу передвижения, свободу информации, свободу продавать и покупать товары и услуги, необходимые для жизни, творчества и производства при одном условии, если при этом не нарушаются такие же права других людей (этому и должен служить закон).

Очевидно, что свобода выбора предполагает избыточность выбираемых объектов, их многообразие и альтернативность и, как следствие, конкуренцию. Соответственно, экономическую основу этой, назовем ее так, территории свободы образуют связанные и соперничающие друг с другом органические структуры, совокупность которых давно известна под названием рынок»2.

Органические структуры — это структуры, в которых люди соединены функциональными связями, благодаря которым они дополняют друг друга при решении некоторой общей созидательной задачи. Возникающие при этом отношения между людьми — равноправные и взаимовыгодные, а общий результат от такого сотрудничества не просто складывается, а умножается.

В условиях иерархических структур, в которых господствуют иерархические связи принуждения-подчинения, результат обратный — сумма всегда меньше слагаемых.

И тем не менее, несмотря на индивидуальность человека, которая свидетельствует о том, что люди не предназначены Природой ходить строем и слепо подчиняться приказам, в большинстве случаев, в том числе (хотя и в меньшей степени) на Западе, происходит именно так. И что самое прискорбное, эта разница между данной сущностью человека и характером отношений в обществе в последние годы везде становится только больше.

Примечания

2

Там же. С. 61—62.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я