Вот перед читателем очередной сборник рассказов. Смысловая нагрузка рассказов разнообразна, есть в них мистика, фантастика и обычный быт населения уральского поселка. Порою читатель найдет в рассказах юмор, сатиру, иронию и даже сарказм.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вершина реализма. Рассказы. Часть третья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Петька — вор
Школа в Глухаре находилась на косогоре, над плотиной пруда. Как и большинство лагерных строении в «насыпушке», то есть стены были выполнены из обычных досок, между которыми засыпался опил. Такое здание быстро сгнивало. Вот и пришлось строить новую школу. Работу выполнял Дагестанский мехлесопункт, впрочем, предприятие обеспечило строительство сырьём, а работы выполняли всего два человека — дагестанца: отец с сыном. Мужчины были крепкими и загорелыми с красивыми чёрными усами. Сын только вернулся из армии и ходил в галифе и гимнастёрке. Ввиду отсутствия цемента, — в те времена был дефицит, мужчины вместо фундамента использовали сваи, но обугленные на костре, чтобы не гнили. А затем на эти сваи они укладывали рядами брёвна. К началу учебного года школа была готова. По случаю открытия школы туда завезли новые наглядные пособия. Выяснил это Петькин сосед Коля Ермоленко; он нашёл лаз. через который можно попасть в помещение школы. Этим обстоятельством он поделился с Петькой. Всё было довольно просто: после подъёма земли на потолок школы, строители забыли забить отверстие с торца здания на чердак.
Вот вечером Петька через чердак, забрался в школу. Из новых наглядных пособий Петька решил взять микроскоп, который находился в деревянном футляре. Что с ним делать мальчик ещё не знал. Осторожно, чтобы никто не видел он пронёс микроскоп через лес в свой дом, на чердак. Там он решил открыть лабораторию по изучению мелких насекомых и микробов.
На следующий день мальчик, после того, как наносил домой воды из колодца, залез на чердак дома и попробовал вначале разглядеть микробов в капле воды, на листе берёзового веника. Но, ничего интересного для себя на этих объектах не обнаружил. После этого Петька начал рассматривать насекомых. И обнаружил: у комаров и мух «волосатые» ноги, как у его отца. — Странно, — размышлял мальчик, — зачем насекомым ещё и волосы на ногах и усиках. — Ответа дать он не мог. Вскоре ему и это занятие надоело. Он решил из микроскопа сделать бинокль. Мальчик разобрал микроскоп и начал произвольно комбинировать линзы, разглядывая через них посёлок и железнодорожный разъезд. В одной из комбинаций линз получилась подзорная труба, Петька смог увидеть кто там на разъезде ходит. Расстояние до железной дороги было ни как не менее полутора километров. — Здорово! — воскликнул мальчик.
Таким образом Петька наблюдал жизнь в посёлке с помощью «бинокля» дня три, но тут вечером за ужином отец вдруг сказал: «Ты, представь Ганя, какой — то паразит стащил из школы микроскоп!»
— В посёлке у нас вроде воришек нет, — отметила супруга. — Кто отвечать-то будет?
— Кто? Новая учительница из Илима. — Подумав немного добавил, — Месяца два бесплатно работать будет.
— А что есть будет? — вмешалась в разговор сестра Наташа, которая в этом году пойдёт в последний класс начальной школы.
— Палец сосать будет, — ответил отец. — У неё здесь даже огорода нет.
Петька молча уминал творог со сметаной, не поднимая головы на родителей. Он уже знал цену деньгам, ибо зачастую родители не давали ему даже пяти копеек на кино. Выпив быстро стакан молока, Петька выскочил в сени и быстро залез на чердак. Там он собрал микроскоп, уложил его в футляр, оглядев местность вокруг школы в чердачное окно. вышёл с футляром на улицу. Там, через лесок подошёл к школе, через знакомый лаз проник в помещение школы и поставил микроскоп в учительской. Какое облегчение испытал мальчик после этого действия, — не передать словами; он как на крыльях летел домой. Новая учительница по его вине не будет голодать.
В последние дни августа Петьку готовили в школу, в пятый класс. Учиться он будет в Кордоне, в соседней области, а жить будет у родной тёти Агафьи. «Инородным» места в интернате не давали. Перед тем как вечером Петьку отправить в Кордон, его мать была на родительском собрании в местной школе. — Совсем другая школа, — отметила она. — Крепкая, и тёплая будет… А рядом со школой сделали площадку для занятий физкультурой. — И взглянув на своих двух учениц Наталью и Евгенью, добавила, — Повезло вам девки… Даже микроскоп нашёлся! Видно, воришка устыдился и вернул его на место.
Этот случай воровства Петька долго ещё переживал, но о своих тяжких размышлениях ни с кем не поделился; он умел хранить тайну.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вершина реализма. Рассказы. Часть третья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других