Сел и поехал. Россия от Петербурга до Владивостока в свете мотоциклетных фар

Павел Кобяк, 2012

В путешествии с Павлом Кобяком соскучиться невозможно. Позавтракав лесной земляникой, к вечеру можно оказаться за сотни километров в ночном клубе мегаполиса, а на следующий день ловить ветер на берегах Байкала. Крутые повороты дороги открывают Россию с самых неожиданных сторон. Ведь в свете мотоциклетных фар порой видно то, что недоступно обычному взгляду. Содержит нецензурную брань.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сел и поехал. Россия от Петербурга до Владивостока в свете мотоциклетных фар предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

День второй. 24 июня 2012 года, воскресенье

Москва — Владимир — Нижний Новгород

460 км

Утром меня разбудил стук в дверь. Выяснилось — девушки из соседнего номера: «Мальчишки, дайте нам, пожалуйста, чайник!». Приоткрыв один глаз, я увидел, как Рома в трусах и футболке передает чайник. Незнакомые люди, но все как-то по-домашнему, словно мы — молодые учителя и живем здесь уже не первый день. Внутри — тепло и уютно, а снаружи — мелкий дождь, словно мы не в Москве, а в Питере. Однако нас на Красной Площади ждал Илья Мальков. Мы проехали весь город чуть ли не за полчаса — утром в воскресенье пробок не было. И на площадь вкатили без проблем. Мы не собирались уделять много времени Москве, каждый из нас хорошо знал столицу, да и изначально планировалась лишь одна встреча с Ильей. Илья, с которым я познакомился во время подготовки к поездке, проникся нашей идеей. Тем более, что он сам в 2009 году принимал участие — только не в мото-, а в автопробеге, который начинался как раз от нашего, петербургского, Главпочтамта. Точнее, от Музея связи, что расположен напротив. Это был автопробег СанктПетербург — Грозный — Москва — Санкт-Петербург на машинах такси. И у его участников были более глобальные цели: открытие в Чечне центров технического развития молодежи, пресс-конференции, проверка работоспособности навигационных систем и так далее. Да и участников было на порядок больше.

Наш мотопробег имел два названия: «Отдых без политики» и «Проверка России». «“Проверка России”, как было написано на нашем сайте, — это проект, нацеленный на привлечение внимания общественности ко всем видам туризма внутри Российской Федерации. Он создан для людей, любящих интересный отдых, но, скорей всего, ставящих путешествия внутри России под сомнение. Цель проекта — проверить все догадки на собственном опыте. Ну а, в конечном счете, решать вам — с путевкой в Египет или на озеро под Псков, суть все та же — отдых должен быть без политики». Мы понимали, что должны были проделать долгий путь и могли некоторым образом оценить работу чиновников в разных частях нашей страны. Мы могли отслеживать состояние связи в различных регионах. Илья даже написал письмо министру связи онашей возможной миссии. Увы, письмо пришло слишком поздно, во время Международного Экономического форума, и хотя министр на эти дни приехал в Петербург, его график уже был расписан буквально до минуты. Мы постояли у Кремля, еще раз обсудили с Ильей наши возможные миссии, а затем, оседлав железных коней, отправились из «сердца» нашей страны на трассу в сторону Нижнего.

На выезде из Москвы заправили байки на бензоколонке BP и пообедали их фирменными пирожками. У каждой серьезной бензоколонки есть свое лицо, присущая только ей «фишка». Про «Аэро» я уже говорил. На BP делают вкусную выпечку. Бензоколонки Neste славятся своими френч-догами. На Shell удивительно дружественный сервис и хороший кофе. А какие красавицы стоят укасс на этих бензоколонках! «Лукойл» какихлибо особенных допсервисных «фишек» не имеет, но в какой бы дыре ни находилась бензоколонка этой компании, ее бензин был всегда отменным. Увидев заправку «Лукойл» в каком-нибудь Мухосранске, я радовался ей, как старой подружке.

Погода стала налаживаться. Мы подъехали к Владимиру, городу, который собирались посетить по дороге, и остановились возле стелы на въезде, чтобы сделать фотографии. Никто из нас до этого не был во Владимире, и я подумал, что было бы хорошо залезть ненадолго в Интернет и выяснить, куда стоит направиться в первую очередь. Но мое желание было реализовано совсем другим образом. К нам подъехал местный парень на «Хонде», мы разговорились с ним, и он любезно согласился показать нам город. Андрей, так звали этого прекрасного человека, провел потрясающую мотоэкскурсию. Он знал историю чуть ли не каждого старого дома во Владимире.

Сам город оказался столь же приветливым и интересным, как и наш провожатый. Двухэтажные дома старого города, каменные и деревянные, с резными наличниками, цветами на окнах, старинные соборы: Успенский, который виден как с берега Клязьмы, так и из центра города, и где сохранились фрагменты фресок Андрея Рублева; столь же древний Дмитриевский, с удивительной резьбой на стенах; знаменитые Золотые ворота. Стоило бы остаться в городе на несколько дней, чтобы сполна ощутить дух времен, пронизывающий каждую пядь Владимирской земли.

Мы прошли по всему городу, поднялись на холм над Клязьмой. «Отсюда, — сказал Андрей, — князья смотрели на наступающих врагов». И я подумал, что он и сам чем-то похож на своего знаменитого тезку, Андрея Боголюбского, которому город обязан своим расцветом. Мы не преминули подойти к Золотым воротам, одному из символов города.

Эти ворота, — пояснил Андрей, — пользуются у нас доброй славой. Когда их только что сделали, как часто это случается, строители не успели до конца закрепить створки. Понадеялись на авось. А показывать князю надо. Створки упали, придавили человек двенадцать. Князь Андрей, увидев это, начал молиться Божьей Матери, и, когда ворота подняли, выяснилось, что пострадавших нет. Сейчас здесь принято во время свадьбы бить бокалы. Никто не штрафует.

К мотоциклистам во Владимире отношение двоякое. В центре Владимира им ездить запрещено. Это, как пояснил Андрей, связано с тем, что когда-то кто-то из байкеров столкнулся с главой УВД. Но сейчас, когда главный полицейский Москвы сам катается на чоппере, возможно, и по всей стране отношение к водителям мотоциклов изменится. При этом, несмотря на достаточно негативное отношение полиции к мотоциклистам, во Владимире существуют и мотоклубы, и живут в нем известные мотопутешественники, такие, например, как Александр Варданянц. Незадолго до нашей поездки его и еще трех мотоциклистов арестовали иракские власти, и об этом писали все газеты. Но они не писали о других путешествиях Варда, который буквально исколесил весь мир. Можно было бы и дальше гулять по Владимиру, но нас уже ждали в Нижнем Новгороде Саня (Санчес) и его жена Марина. Саня — участник клуба «Нижегородская Независимая Мотолига». Поэтому мы заглянули на почту, поставили штампы на конверты и выехали на трассу. А знакомство с нижегородскими байкерами началось еще в Петербурге.

В один из холодных зимних дней я проезжал по Софийской улице на машине мимо автоцентра «Сузуки Лаура» и решил заглянуть туда, посмотреть, есть ли мотоциклы. Когда я заговорил о мотоциклах, позвали менеджера, Сергея Солоху. Я что-то спросил о спортбайках, он улыбнулся. А после моего заявления: «Хочу поехать во Владик, можешь мне хаябус к весне притащить?» — его улыбка стала еще шире.

Мотоциклы Сергею были интересны вовсе не по долгу службы. Да и дух авантюризма ему не чужд. Он сам родился на Дальнем востоке, жил в Иркутске, но вдруг в одночасье продал все недвижимое и движимое, за исключением мотоцикла «Хонда Дрозд», оседлав который, отправился в неизвестность. И несколько лет тому назад на скорости двести километров в час Серега влетел в наш город, был им очарован и остался здесь жить и работать. Через несколько минут разговора у меня вдруг возникло ощущение, что мы знакомы уже не первый год.

Он организовал так, чтобы мой старый мотоцикл «Судзуки Хаябуса» 2007 года рождения взяли на комиссию за очень приличные деньги, и занялся оформлением и доставкой нового мотоцикла. А перед нашей поездкой дал координаты знакомых мотолюбителей в городах, которые нам предстояло посетить. Санчес и Марина были его нижегородскими друзьями.

Я созвонился с ними еще в Москве, и когда мы приехали в Нижний, нас встречали трое: Санчес, Марина и их маленький сын. У них уже была готова целая программа: где нас разместить, где накормить, что показать.

Мы поселились в апартаментах с видом на Волгу, на Речной вокзал, на площадь с фонтанами. Ночью за окном совсем ненавязчиво, как огоньки рождественской елки в детстве мерцала подсветка фонтанов. Это было лучшее жилье за всю нашу поездку. Хотя мы приехали уже вечером, ребята провезли нас по всему городу. Но был еще и главный сюрприз!

— Парни, — сказал Санчес, — у нас гостит Серега Пилот из «Черных Медведей», который только что проехал от Рыбинска до Владивостока на мотоцикле. И сейчас мы вам устроим встречу. Для нас это был просто подарок судьбы. Пилот проделал путь до Владика вместе со своим другом на двух мотоциклах. У Сереги был «БМВ ЛТ», турист, а у его приятеля «БМВ ГС», эндуро. Во Владивостоке один мотоцикл ребята погрузили на поезд, а второй — в джип, пикап, который Пилот купил в Приморье, и вернулись назад уже на машине.

Ее мы увидели издали. В открытом кузове сверкал золотом Серегин «БМВ». Он смотрелся, как памятник мотоциклу, проехавшему всю страну. Мы вошли в гостиничный ресторан. Я осмотрелся. Где байкер из клуба «Черные Медведи»? Где волосатый и бородатый чувак в коже? — именно таким я представлял себе Пилота. Никого похожего в ресторане я не увидел. Может, он где-нибудь в другом месте? Однако Санчес подошел к столику, где сидели красиво одетые люди в дорогих рубашках, при галстуках, ипоздоровался. Я открыл рот от удивления. Один из них и был Сергеем Пилотом.

Пилот оказался общительным и доброжелательным человеком. Он достал айпад, лист бумаги и ручку. Дальше началась потрясающая лекция. Он рассказывал про дороги и города, про людей, с некоторыми из которых нам предстояло встретиться, показывал места, которые нам стоило посетить, и те, куда ехать совсем не стоило. А когда мы спросили о принципе, которым, на его взгляд, следует руководствоваться в дороге, он ответил: «Бойтесь всего, и вы доедете». В этих словах, конечно, есть доля истины, но мне больше по душе слова, которые через пару дней мы услышали от Саши Открытки в Екатеринбурге: «Будь уверен, и все получится!» А через неделю, уже в Кемерово, Шем добавил третий тезис: «Каждый человек жертвой делает себя сам».

Ребята, руководствуясь первым принципом, доехали до Владивостока без особых проблем. Только один раз Серега чуть не «убрался» при въезде на мост из бетонных плит. Парням не повезло с погодой — весь маршрут они проехали под дождем. В отличие от нас, они брали с собой палатки, спальники, котелки, газовые горелки — ничего не пригодилось. Когда мы вернулись домой, было уже больше двух часов ночи, но наша чудесная квартира позволила нам выспаться.