Чудеса в ладошках

Онега Ершова

В книге «Чудеса в ладошках» представлены сюжеты сказочных историй и даны профессиональные советы для оказания помощи детям с такими проблемами как: тревожность, заикание, гиперактивность и нарушение внимания, проблемы со зрением, трудности произношения звука «р». Практические рекомендации ориентированы на развивающую и коррекционно-развивающую работу взрослых с детьми младшего школьного возраста. Могут быть использованы в самостоятельной работе школьников 8—10 лет.

Оглавление

  • Волшебная трость

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудеса в ладошках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Иллюстратор Нина-Мария Юрьевна Григорьева

© Онега Ершова, 2018

© Нина-Мария Юрьевна Григорьева, иллюстрации, 2018

ISBN 978-5-4490-5689-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Дорогой читатель, перед тобой книжка «Чудеса в ладошках». Название выбрано не случайно. В сюжете сказок записаны советы для тех, кто хочет избавиться от своих проблем или помочь другим справиться с трудностями.

Следуй простым правилам, которые написаны ниже, и ты сможешь овладеть новыми возможностями.

Итак: сначала каждую сказку нужно просто прочитать. Попробуй представить, все, о чем говорится в тексте. Ты заметишь, что некоторые предложения выделены другим шрифтом — курсивом и цифрами наверху в конце выделенной строки. Это и есть советы.

Запомни содержание выделенной части текста и цифру, если хочешь разобраться лучше. Опустив взгляд на самую нижнюю часть страницы, ты можешь найти под этой цифрой объяснение того, для чего нужно выполнять рекомендации и упражнения.

Прочитай сказку до конца и найди «Подсказки к сказке». Там написаны задания для того, чтобы научиться новым возможностям. Упражнения можешь выполнять самостоятельно или со взрослым.

Не спеши сделать все сразу. Чудеса совершаются постепенно. Удачи, мой юный читатель!

Волшебная трость

Эта история произошла давным-давно в далеком сказочном королевстве. В семье рыбака родился сын. Его назвали Жан. Сынок был похож на маму светлыми волосами, большими голубыми глазами и добрым сердцем. Да вот беда — ребенок ничего не мог видеть. Погоревали родители, да делать нечего. Они любили малыша и старались во всем ему помогать. Вскоре во время шторма в море рыбак погиб. С той поры мать одна растила слепого сына.

Мальчик был очень привязан к ней. Он подолгу сидел на месте, перебирая камешки во дворе. Иногда раскачивался телом и грустил. Лицо его казалось неподвижным. Если мама звала Жана, он осторожно вставал и медленно шел на ее голос маленькими шажками, вытянув руки вперед, чтобы не упасть. Малыш любил, когда мать его обнимала и пела песни. Он мог часами слушать ее красивый голос, повернувшись боком. Так было ближе его ушко к губам матери и лучше слышно. Иногда, услышав, как мать плачет или смеется, он трогал пальцами ее лицо, чтобы понять, что в нем меняется. Постепенно Жан учился сам выражать чувства движениями бровей, губ.

Освоившись дома и во дворе, маленький Жан стал увереннее и смелее.

Мать всегда оставляла вещи на одном и том же месте. Говорила мальчику, что как звучит, двигается, пахнет и каково на вкус. Объясняла сыну, как выглядят предметы и где находятся, подводила к ним мальчика, чтобы он мог ощупать их руками.1

Жан легко запоминал звуки птиц и животных, шум проезжающих мимо дома карет. По звуку шагов и голоса узнавал мать. Скоро малыш уже спокойно ходил по двору, зная все вокруг. Но за пределы двора малыш не выходил. Он пугался непонятного мира и чужих людей, не знал, как себя вести. Так прошло несколько лет. Мальчик подрос.

Однажды мать тяжело заболела и попросила сына сходить за помощью к соседке. Испуганный Жан первый раз в жизни один вышел на улицу. Закрыв за собой калитку, он осторожно прислушался. Был поздний вечер, и почти все стихло вокруг. Где-то хрипло залаяла собака. Мальчик вздрогнул и медленно пошел, держась одной рукой за забор, чтобы не потеряться. Скоро он почувствовал, как рука наткнулась на ворота соседнего двора. Жан громко постучал.

Долго тянулись минуты. Наконец, он услышал шаркающие шаги. Калитка со скрипом отворилась и старушечий голос произнес:

— Что тебе, Жан? Почему так поздно стучишь?

Мальчик, запинаясь, ответил:

— Мама больна и просила Вас подойти.

Бабушка грустно вздохнула и пошла за Жаном.

Увидев больную, соседка приложила свою руку к ее горячему лбу. Послушала хриплое дыхание и покачала головой:

— Нельзя терять ни минуты. Нужен врач. У нас в деревне его нет. Беги в соседнюю деревню за доктором. Его дом стоит на самом краю. Не ошибешься. Он первый.

Мать слабо запротестовала:

— Он же не видит. Заблудится в дороге. Не надо. Я сама…

Соседка строго перебила ее:

— Сама ты и с кровати не встанешь! А мне тоже до соседней деревни не дойти. Силы не те. Все остальные уже спят и дверь вам не откроют. Так что идти ему.

Жан задрожал от неуверенности и страха. Бабушка отвела его в сторону и сказала:

— Нужно идти быстро и по самой короткой дороге, если хочешь, чтобы мама выздоровела. Тропинка начинается сразу за воротами твоего дома. По ней пойдешь прямо. Никуда не сворачивай!

На море песчаная коса. Это длинная полоса из песка. Начинается сразу за большим камнем на берегу. Не ошибешься. От берега уходит в море. Когда волны откатываются назад во время отлива, эта полоска из песка не скрыта водой. Не волнуйся. Пойдешь по песчаной косе медленно. Я дам тебе палку-трость, чтобы ты ею дорогу ощупывал. Как только трость коснется воды, остановись.

Недалеко от косы на воде плавучий маяк. Это корабль красного цвета, он закреплен якорями к дну моря. Поставлен, чтобы предупредить о мелком дне тех, кто в море. Ах, да, ты не видишь… Но по звуку услышишь. Волны бьются о борт корабля сильнее. Нужно доплыть до него. Это недалеко, как ваш двор. Не бойся. Сумеешь! У тебя есть волшебная трость. Если впереди опасность, она начинает звенеть. Потрогай рукой круглый шар наверху трости. Когда будешь на краю песчаной косы, повернешь его вправо и стукнешь тростью об отмель. Палка станет канатом, такой толстой веревкой, и дотянется до маяка. Держась за него, ты и доплывешь.

Там найдешь старого смотрителя. Это мужчина, который следит за порядком на корабле. Попроси его довезти тебя на лодке до соседней деревни. Но помни, если начнется прилив на море, то волны приблизятся и скроют песчаную косу. Вода будет выше твоего роста. Поэтому тебе нужно попасть на маяк раньше. Приливы и отливы бывают дважды в день. Длятся несколько часов. Ты успеешь. Да и трость может выручить из беды.. Все ли ты запомнил?

Жан прошептал едва слышно:

— Все. Я готов.

Старушка одобрительно кивнула и подтолкнула его к выходу:

— Я останусь с твоей мамой, пригляжу за ней. Иди!

Мальчик осторожно двинулся к выходу, нащупывая тростью дорогу, и скоро вышел на тропинку.

Ветерок ласково трепал его волосы, вокруг было тихо и тепло. Жан пошел вперед, прислушиваясь к каждому звуку. Скоро он почувствовал свежее дыхание моря и услышал шум волн. Под ногами захрустел песок и мелкие камешки. Трость зазвенела, наткнувшись на что-то большое и твердое.

Жан постучал тростью по препятствию. Наклонился вперед и коснулся рукой. «Это большой камень, о котором говорила соседка, — понял мальчик — за ним песчаная коса…» Жан медленно обошел огромный камень и вышел на тропу.

Вытянув трость в правой руке, он начал двигаться по отмели, размахивая палкой, как маятником. Шаг правой ногой, а трость наискосок вытягивал вперед и влево, шаг левой ногой, трость — вправо.2 Так мальчик шел довольно долго.

Вдруг трость зазвенела, ее кончик провалился в воду. Жан чуть не упал и закричал от страха. Сердце его сильно билось, словно хотело выскочить из груди. Наконец мальчик отдышался и прислушался к звукам. Впереди и чуть слева от него плеск волн слышался немного громче и по-другому, словно они бились обо что-то твердое. «Там плавучий маяк, теперь нужно нацелиться тростью точно на корабль, иначе канат пропадет в море». Жан глубоко вдохнул, вбирая носом морской воздух, раздувая живот. Затем резко выдохнул через рот, втягивая живот в себя. Это его успокоило.

Жан повернулся лицом к кораблю. Нащупал рукой набалдашник на трости, повернул его вправо и стукнул о песчаную косу. Трость в руке сильно задрожала. Он едва удержал палку. Толстый канат выскочил из набалдашника трости, быстро потянулся к маяку и скоро достиг борта корабля. Жан почувствовал, что веревка завязалась узлом. Он потянул трость на себя и сделал маленький шаг вперед. Носок ноги оказался в воде. Мальчик подумал и обвязал канат вокруг себя, закрепив трость на поясе. Затем осторожно спустился в море. Жан одной рукой схватился за канат и начал подтягиваться в сторону корабля, а другой рукой начал грести.

Внезапно что-то коснулось ноги мальчика. Он испуганно отпустил канат. Забарабанил с силой по воде руками и ногами, чтобы развернуться, и тут большая волна накрыла его с головой. Захлебываясь, мальчик на мгновение погрузился под воду. Рядом проплыло что-то большое. Жан вынырнул и громко закричал от страха. Длинные щупальца с присосками обвились вокруг его ноги и потянули вниз. Канат не давал осьминогу утащить мальчика в глубину. Мальчик начал бить по щупальцам свободной ногой, держась руками за канат. Жан знал, что укус осьминога может быть смертельно опасным. Мальчик набрал как можно больше воздуха и погрузился под воду. Он вспомнил про трость. Пальцами нащупал набалдашник и повернул вправо.

Трость задрожала и засветилась в воде ярким светом. Щупальца осьминога дрогнули и присоски отцепились от тела мальчика. Жан изо всех сил поплыл к маяку.

Он не видел, как из набалдашника трости в воду выскользнуло маленькое существо, поросшее бело-рыжей шерстью. Его крохотные крылышки были сложены на спине, а три длинных хвоста извивались в воде. Осьминог заинтересованно подплыл к нему поближе. Существо подняло косматую лапку и острым коготком укоризненно помахало перед осьминогом. Осьминог грозно насупился, побагровел, схватил существо за хвост и проглотил. Какое-то время довольный осьминог прислушивался к ощущениям внутри себя. Внезапно он стал меняться. Глаза выпучились наружу, и он начал набухать. Все больше и больше, и скоро раздулся, как огромный мыльный пузырь, беспомощно покачиваясь на волнах. Осьминог не мог двинуться сам, и волны легко подбрасывали пузатое и лупоглазое чудище, похожее на шар с коротенькими отростками. Еще минута, и раздался сильный треск. Пузо осьминога лопнуло, выпуская рыжее существо, увеличенное в размерах. Осьминог закувыркался вверх тормашками, неловко барахтаясь в воде. От страха он выпустил чернильное пятно и бросился наутек. Рыжехвостое существо довольно фыркнуло, вспыхнуло искорками и превратилось в легкий дым, который устремился внутрь набалдашника трости в руке у Жана.

Мальчик не заметил этой странной борьбы двух существ. Он быстро плыл к кораблю и скоро почувствовал, что трос поднимается наверх. Плеск волн о борт корабля подсказал Жану, что он на месте. Мальчик подтянулся руками и стал забираться по канату на палубу. Ослабленный, уставший, взволнованный, он терял силы. Собравшись, Жан сделал последний рывок вверх и перебрался на борт плавучего маяка.

Несколько мгновений мальчик лежал на палубе, пытаясь отдышаться. Он заплакал от усталости и переживаний. Но через минуту, вспомнив про маму, заставил себя подняться и, пошатываясь, побрел вперед. Канат потянулся следом. Мальчик отвязал конец веревки от пояса и взял трость в руки. Трость задрожала, и канат исчез.

Жан наощупь добрался до каюты (помещение на корабле, где живут люди) и постучал. Ответа не услышал. Он начал колотить ногами по двери каюты и кричать. Через минуту за дверью послышался изумленный вскрик, звук быстрых шагов и открывающейся двери. На Жана пахнуло теплом и уютом каюты. Он зашатался от слабости и стал медленно сползать на пол. Сильные мужские руки подхватили его, и хриплый низкий голос закричал с удивлением:

— Глазам не верю. Ты как здесь оказался?!!!

В ответ Жан горько заплакал. Смотритель крепко сжал его в объятиях и смущенно забормотал:

— Ну-ну, успокойся, мальчик. Все уже позади. Я рядом. Пойдем в каюту, ты расскажешь, в чем дело.

Выслушав Жана, смотритель плавучего маяка тут же спустил на воду лодку. Посадив в нее ребенка, направился в сторону деревни, где жил доктор. Мужчина греб быстро и мощно. По дороге молчали. Жан, закутанный в теплое одеяло, успокоился и согрелся. Они довольно быстро добрались до берега.

Подавая руку мальчику, чтобы сойти на берег, смотритель сказал твердо:

— Я провожу тебя. Позовем врача и вместе с ним поедем к твоей маме. Потом отвезу доктора обратно домой. Не волнуйся. Все будет в порядке! Держись за мою руку!

Жан глубоко вдохнул, вбирая носом влажный прохладный морской воздух, раздувая живот. Затем резко выдохнул через рот, втягивая живот в себя. Это его немного успокоило.3

Смотритель положил ладонь левой руки мальчика на свою правую руку сзади, чуть выше локтя. Сделал полшага вперед, чтобы его тело наполовину закрывало ребенка, и тот при ходьбе не наткнулся на препятствие. Затем сказал:

— Идем за мной. Я буду говорить тебе обо всем, что будет на пути.4

Жан благодарно кивнул и сжал левой ладонью руку проводника. Правой рукой мальчик начал осторожно нащупывать дорогу тростью. Они медленно двинулись вперед. Смотритель старался подстроиться к шагам мальчика и объяснять все, что встречалось по дороге. О каждом камне, веточке и ямке. О том, что происходит вокруг. Громко, спокойно и внятно. Жан почувствовал себя уверенным и защищенным.

Мальчик полностью доверился смотрителю маяка. Тот сам нашел доктора и все ему рассказал. Всю обратную дорогу Жан спал в лодке.

Очнулся он уже около дома. Смотритель внес его во двор на сильных и теплых руках. Доктор постучал в дверь старенького дома. Соседка открыла дверь и пригласила всех войти.

Жана перенесли на кровать и заботливо укутали одеялом. Тем временем доктор начал осматривать больную.

Мальчик проснулся только утром. Он не видел, что солнце уже ярко осветило окрестности, но слышал, как на кухне забрякала посуда.

— Мама! — радостно вскрикнул Жан и бросился на кухню. Но остановился в нерешительности на пороге. Шаги человека, который готовил завтрак, были более тяжелые, медленные, а дыхание немного хриплым.

— Встал, наконец? — пробурчала соседка. — А ты настоящий герой! Какое испытание преодолел! Совсем мужчина стал! Мама пока слаба. У нее был приступ. Сейчас она говорить и двигаться сама не может. Это постепенно пройдет, если ты будешь выполнять все предписания врача. Я всю ночь просидела рядом с ней. Доктор выписал настойки. Они на столе. Позавтракаем, и я тебе объясню, как маму лечить. А потом пойду домой. Устала от бессонной ночи. Буду заходить каждое утро и проверять, как у вас дела, да еду приносить. Хорошо?

Жан загрустил, но кивнул старушке в знак согласия.

После завтрака соседка начала объяснять ребенку:

— Вот здесь на столе две бутылочки. На одной наклейка желтого, а на другой — красного цвета. Бутылочки одинаковые, а лекарства в них разного действия. Бутылочку с желтой наклейкой я завязала лентой на бант. Потрогай. Маме принимать по ложке один раз в день. На бутылочку с красной наклейкой я надела резинку. Дотронься пальцами. Чувствуешь разницу? Это давать маме по ложке три раза в день после еды.

Жан еще раз прикоснулся пальцами к бутылочкам. Сначала ощупал внимательно пальцами ту, что была с красной этикеткой, и удивленно сказал соседке.

— Странно как. Мне кажется, когда я провожу по наклейке пальцами, то будто тепло чувствую, и что-то мешает, будто пальцы вязнут.

— Надо же! Замечательно! Не каждый может так цвет почувствовать. Это редкость большая! — воскликнула старушка. — Такие ощущения у тебя красный цвет вызывает на коже. Запомни их. А что ты чувствуешь, когда касаешься пальцами другой наклейки? Жан прислушался к ощущениям, поглаживая этикетку подушечками пальцев.

— Пальцами тепло и легко скользит по коже. Ничего не мешает, — пробормотал он с удивлением.5

— Умница! — обрадовалась бабушка. — Это желтый цвет. Осторожно отверни крышку и понюхай. Подумай, что напоминает тебе этот запах?

— Как будто мятой пахнет и еще чем-то… — прошептал мальчик.

— Так! — согласно закачала головой соседка. — Теперь я тебе даю бутылку с красной этикеткой. Возьми в руки. Понюхай. Что чувствуешь?

— Горький запах и неприятный. Словно в нос дает. Да. Я смогу их отличить! — торопливо воскликнул Жан.

— Молодец! Закрой скорее. В рот брать самому нельзя ни в коем случае. А то беда будет! Это только больным нужно! — торопливо объясняла старушка. Теперь ты сможешь отличить бутылочки по банту и резинке, запаху и ощущениям на коже, когда трогаешь наклейку. Но я оставлю на время трость. Она зазвенит, если ты будешь ошибаться. И звоном напомнит время приема лекарств.

— Спасибо Вам! — улыбнулся сквозь набежавшие слезы мальчик.

— И еще… Маму нужно кормить. Бульоны и кашки я наварю, но целый день тут с вами находиться не могу. Сам справишься?

— Смогу! — твердо ответил Жан.

— Вот и славно. Оставайся за хозяина! — с улыбкой в голосе ответила старушка и вышла из дома.

День прошел незаметно. Мальчик прислушивался к удивительной трости. Она давала нужные сигналы. Во время приема лекарства в набалдашнике звучали короткие гудки. Когда Жан случайно путал лекарство, трость звенела непрерывным и долгим гудком.

Поздно вечером уставший мальчик запер ворота во дворе на ночь и пошел спать. Входя в комнату, он вдруг почувствовал едва уловимые изменения. Жан замер на мгновение и втянул носом воздух. Никаких запахов не ощущалось. Он прислушался. В доме было тихо, только из комнаты матери слышалось глубокое и шумное дыхание. Жан сделал несколько неуверенных шагов вперед, вытянув руки. Трость была оставлена у стола. До нее оставалось метров пять.

Медленно переступая, он затаил дыхание и внимательно слушал. Через три шага мальчик почувствовал на уровне лица какое-то легкое движение, будто прикосновение ветра. Он понял, что перед ним что-то или кто-то стоит.6

Срывающимся от волнения голосом Жан крикнул:

— Кто здесь?

Мама в соседней комнате заворочалась и застонала. Он метнулся в ее комнату, подал стакан воды, погладил по руке и подождал несколько минут, пока она успокоится и уснет крепче.

После этого решительно выбежал к столу и замахал яростно руками по воздуху, чтобы достать невидимку. Нечаянно задел рукой трость. Она с гулким грохотом упала на пол. Жан вздрогнул, поднял палку и бережно приставил к столу.

— Видимо, показалось… — прошептал мальчик и направился спать в свою комнату.

Уютно устроившись на кровати, накрылся с головой и постарался заснуть. В голову лезли странные мысли. Сердце яростно колотилось в груди, не желая успокаиваться. Мальчик решил притвориться спящим, чтобы все выяснить. Он долго неподвижно лежал на кровати, а потом глубоко и ровно задышал, будто во сне.

Через пару минут в большой комнате, где стояла трость, раздался шум. По полу прокатилась легкая вибрация. Жан ощутил всем телом это дрожание. Он испуганно ждал, боясь пошевелиться. Мальчик не видел, что комната осветилась ярким розовым светом. Трость приподнялась в воздух. Ее набалдашник раскололся на пять равных частей, словно раскрылись лепестки у бутона цветка. Из центра трости вылетело уже знакомое нам маленькое существо. Его легкие прозрачные крылышки затрепетали, как у стрекозы. На голове появились мохнатые ушки-рожки и встали торчком, прислушиваясь к каждому звуку.

Мордочка, покрытая рыжей шерстью, была довольно забавной. Огромные синие глаза вспыхивали ярким светом. Зрачки то сужались до узкой полоски, то расширялись. Нос тоже ходил ходуном, принюхиваясь к запахам. Губы, как у человека, пухлые и розовые. Их словно выткали из множества маленьких мягких подушечек. Когда рот раскрывался, были видны белоснежные острые зубки.

Существо облизнуло губы розовым длинным язычком и спрятало язык внутрь. Затем оно хлопнуло в пушистые лапки с острыми коготками и опустилось на пол. Стало расти, быстро увеличиваясь в размере. Вскоре уже было таким большим, что чуть-чуть не доставало до потолка.

Сложило крылышки, подняло вверх три своих длинных пушистых хвоста рыжего цвета в белую полоску, и начало заплетать хвосты в косу. Когда длинная бело-рыжая коса была готова, существо спрятало ее в большой карман на животе. Как в сумку у кенгуру.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Волшебная трость

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудеса в ладошках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Важно создать знакомую обстановку вокруг слепого, чтобы он мог легко ориентироваться и не боялся окружающего пространства. Необходимо специально знакомить со всеми новыми предметами и маршрутами. Чтобы у ребенка было полное представление о всех свойствах предмета, следует дать возможность почувствовать мир всеми имеющимися доступными ему способами (ощупать, послушать, ощутить запах, а съедобное — попробовать на вкус).

2

При изучении любых новых маршрутов применяется маятниковая техника, которая в большей степени обеспечивает безопасность и самостоятельность передвижения незрячего в любой обстановке. Она расширяет зону контролируемого пространства, «удлиняя руку». Исходное положение: ноги вместе, рука до локтя опущена вниз и слегка прижата к телу; кисть впереди на 20 см на уровне пояса; три пальца руки охватывают ручку сверху, указательный палец лежит вдоль стержня трости с внешней стороны, а большой палец также лежит вдоль трости сверху. Из этого положения начинается отработка ритмичных маятниковых движений тростью в такт шагов идущего незрячего. Трость передвигается справа налево и слева направо, как маятник.

3

Диафрагмальное дыхание (животом) позволяет снять психоэмоциональное напряжение, расслабиться, принять верное решение при стрессовой обстановке, войти в ритм, необходимый для нормальной (гармоничной) жизнедеятельности внутренних органов.

4

Один из способов оказания помощи при ходьбе с незрячим в незнакомом пространстве.

5

Способы развития «кожного зрения у слепых»: с помощью движений пальцев по предмету ощущать цвет: теплоту, вязкость, сопротивляемость движениям и т. д. (Н. И. Судаков, А. Г. Литвак и другие) В процессе специального и длительного обучения можно развить у 18—20% незрячих.

6

Это так называемые «вибрационные ощущения» слепых. Их можно развить, если специально обучать слепых. В случае тренировки слепые по вибрациям различных частот и интенсивности узнают походку знакомых, определяют вид, направление движения и удаленность транспорта, по вибрациям гортани контролируют свою и воспринимают чужую речь, музыку по вибрациям инструментов и другое. Это помогает им познавать мир и ориентироваться в пространстве. Так, слепые способны на расстоянии ощущать наличие даже неподвижного, не издающего звука предмета (дерево, стена и другие) Желательно, чтобы предмет при обучении подбирался выше роста слепого.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я