Этика. 7 ключей к пониманию этических состояний

Ольга Ясинецкая, 2022

Знаете ли вы, что абьюзер, жертва и третья сторона – это всего лишь три из двадцати пяти состояний, образующих полную матрицу положений дел человека? И это самый низ шкалы. А что выше? Что на самом верху? Как туда добраться? Каждое из этих состояний имеет свои признаки. Положения дел следуют точно одно за другим. И из каждого положения дел есть всего два выхода. Один ведет к ухудшению дел, другой – к улучшению. Матрица положений дел универсальна. Она применима к любой из областей жизни человека, к любой ситуации, любой трудности. Покупая новый телефон, разумный человек обязательно прочитает инструкцию, наладит все настройки для оптимальной работы. Жизнь также требует от нас уважительного и разумного подхода. Очень полезно знать, как настроить все ее функции и развернуть в сторону улучшения. О том как определить и улучшить свое состояние, какие шаги предпринять, чтобы переместить свои дела в область хорошей игры, читайте в этой книге. Успехов в применении!

Оглавление

Глава 8. Причина и следствие.

Есть две основополагающие точки зрения на игру — Причина и Следствие. Само по себе это естественно. Мы находимся в позиции причины и следствия постоянно и даже не замечаем этого. Это как вдох-выдох, делаем постоянно, но задумываемся об этом, когда направляем внимание на этот процесс либо, когда что-то пошло не так. Но наблюдать причинно-следственные связи — признак здоровой психики и ума.

Видели когда-нибудь такую картину? Бежит малыш, спотыкается о ножку стула, падает и плачет. И кто-то из взрослых говорит: «Ай-ай-ай, не плачь! Плохой стульчик! Пойдем его накажем. А-та-та». И грозят пальцем стулу. Если кто-то считает, ну и что, ерунда, скажу свое мнение — нет, это не ерунда. Маленький человек обучается усиленно, ежедневно, в различных ситуациях, поэтому лучше его не путать. Обнять — да. Выслушать — да. Что бы я в такой ситуации сказала? «Пойдем, посмотрим, как ты бежал, и что случилось». И найдите то место, где он не справился, торопился и не заметил ножку стула. И все об этом. Сам не заметил, сам упал. И никто не плохой.

Опс! Вот прямо сейчас поняла эти выступления про плохой стул и аналогичные. Бабушке доверили внука, а он упал и плачет. Подсознательный страх требует немедленно указать другую причину. Это не я не досмотрела, это стул плохой.

Ладно, сейчас реабилитируем бабушку. У ребенка есть такие родители, бабушки и дедушки, которые есть, и слава Богу! Ни у кого нет идеальных условий взросления, обучения, жизни. Но! Если хотя бы один человек в окружении ребенка с высоким уровнем здравомыслия, то у ребенка больше шансов вырасти здравомыслящим, а значит, счастливым человеком.

К примеру, человек промочил ноги и заболел. Как причина, он ходил по улице под дождем. Как следствие получил на себе воздействие от этой прогулки. Но вот заболел. Ситуация. И вот тот момент, где очень важно не застрять в позиции следствия.

Ели человек застрял в следствии, то причиной болезни он объявит плохую погоду и промокшие ноги. И тогда он продолжит быть следствием погоды и промокших ног. И скорее всего, дождливую погоду занесет в список плохих вещей, а если промочит случайно ноги, то, для подтверждения этой мысли, заболеет снова.

Если человек осознанно смотрит на жизнь, то он проанализирует ситуацию, поймет, что заболел из-за того, что испугался заболеть, когда промочил ноги. Он вспомнит, что неоднократно ходил босой по лужам и никогда не болел. А тут вдруг испугался. Может, вспомнил чей-то рассказ или еще что. Он исследует эту ситуацию назад, найдет почему испугался и выздоровеет очень быстро. Он не стал следствием простуды. Он пронаблюдал с точки зрения причины. Наблюдающий осознанно — это причина. Причина ищет тот момент, где она на себе произвела то или иное следствие. Пусть даже под воздействием кого-то или чего-то.

Человек, застрявший в следствии, не наблюдает, как есть. Он стал следствием и ищет причину в том, на кого можно переложить ответственность за то, что с ним произошло. Это нарушение причинно-следственных связей. Если посмотрит осознанно, то увидит момент, где стал следствием. Но если он ищет причину в ком-то или чем-то другом, то он никак не может выйти из позиции следствия. Потому что он согласился с тем, что причина — другой. И так он застревает.

Например, человек не заправил бак горючим, и в дороге выяснилось, что дальше ехать не на чем. «Господи, за что ты меня наказываешь», — восклицает горе-водитель. Естественно, у него это уже пятый прокол за день, нервы на пределе. Но рассуждения, что все происходит по Божьей воле, абсолютно верные в системе координат человека-Причины, вдруг превращаются в свою противоположность в системе координат человека-Следствия. Он не любит Бога, не верит в его мощь, он просто сваливает на него всю ответственность. Так если бы, по правде, захотел узнать, то и получил бы ответ. Но ему же не нужен ответ, Следствие хочет найти причину. И находит. И остается следствием.

Другой пример. Несколько человек поют. Кто-то может не попадать в ноты. Если человек видит, что песня звучит плохо, то он может обвинять во всем других участников. И это позиция следствия. Ни к чему хорошему не приводит. Только к распаду всей группы. Можно обвинить всех и остаться правым. Правым мудаком. Потому что игры больше нет, а щеки раздуваются от праведного гнева и своей исключительной правоты.

Кстати, этичный человек, а этичный — это Причина, действует по-другому. Ну да, кто-то фальшивит. Проверит себя, в первую очередь. Он готов к взаимодействию. Он, или кто-то другой, надо все выяснить и урегулировать. Иначе вообще не имеет смысла разбираться в положении дел, если изначально есть идея, что виноват кто-то другой.

Причина не хочет побеждать других, она хочет достичь хороший результат вместе с другими. Причина — точка источник. Может действовать по всем направлениям. Может не действовать. Это потенциал всего. Ее основная задача создать следствие.

Следствие — точка приемник. Может принимать воздействия из всех направлений. Но действовать вовне может, лишь вернувшись на позицию причины. Ее основная задача — принять и воспроизвести сообщение, а затем, обогатившись новой точкой зрения, вернуться в состояние Причины.

Вселенная есть согласие всех Причин — это Ломоносов пронаблюдал. Игроки — это причины. Мы остаемся причинами в любой момент. Даже когда застряли в следствии, то все равно изначальная причина — сам человек.

Причины общаются и взаимодействуют, и создают реальности. Живут, одним словом.

В общении есть две позиции — точка-источник и точка-приемник или другими словами, причина и следствие. И в общении мы попеременно занимаем две эти позиции. И это хорошо. Плохо начинается в тот момент, когда Причина и Следствие застревают в каких-то моментах. Потому что естественно — это быть способным быть и следствием, и причиной.

Застрявшее следствие забыло, что изначально оно — причина. И ждет, что ему дадут то, что ему нужно. Но этого не происходит. Тогда оно начинает обвинять и всячески манипулировать, чтобы каким-то образом достичь желаемого. Это странная игра, но очень распространенная. Застрявшая причина — тоже следствие. Это следствие страха быть следствием.

Причинная траектория движения. Давайте посмотрим, что помогает Следствию встать на вектор Причины. Наблюдение, осознание, что поведение не оптимально, конфронт своего состояния ровно в том виде, в каком есть. Это все предполагает присутствие в моменте. Присутствие — это при сути. При истине. Истину раньше на Руси называли Естина, то, что есть на самом деле.

Точка зрения человека формируется двумя векторами. Один вектор — это выжить. Второй — достичь своих целей. Вот между этими векторами мы имеем диапазон наших действий.

А точка пересечения этих векторов — точка зрения на жизнь каждого отдельного существа. Мы смотрим на то, что мы хотим и что мы можем. Хотенье — это личное дело. Можно хотеть, что угодно. Но здесь есть правила, есть другие игроки. Поэтому определение игры такое: Игра состоит из свобод, барьеров и целей. И вот мы смотрим на всю эту богадельню либо как следствие, либо как причина. Пока человек не научится определять, в Причине он находится или в Следствии, все другие этические улаживания не имеют никакого смысла. Для того, чтобы выйти из позиции Следствия, надо заметить, что находишься в Следствии. Это уже будет поступком Причины. Переход происходит мгновенно. Человеку только надо заиметь идею, что есть две точки зрения на игру, жизнь, ситуацию, на себя, партнера, свое окружение, здоровье. Следствие и Причина.

Как человеку понять, что он находится в позиции Следствия или Причины?

Инструменты Следствия — интриги, обиды, расчеты на собственный выигрыш, притворство, месть, злые замыслы против кого-то. Но это не обязательный набор. Классический пример человека-следствия — герой Басилашвили из фильма «Осенний марафон». Добрейшей души человек, но что-то от его «доброты» никому не сладко, и ему, в первую очередь. Куда пнули, туда летит, главное, чтоб отстали. Следствие живет не в реальности, поэтому мыслит только очень короткими циклами, создавая клубки проблем. Признаки, по которым человек может увидеть, что он в Следствии — это драматизация, необходимость лгать, непонимание, что делать, длительное недовольство собой или другими.

Драматизация — неосознанное проигрывание в настоящий момент той ситуации, которая была в прошлом. Со всеми несоответствиями текущему моменту.

Например, человек сильно смущается, когда у него что-то спрашивают, хотя он прекрасно знает ответ. Это драматизация из прошлого, когда учительница часто на него раздражалась, стоило ему только открыть рот. Это была ее проблема, расшатанные нервы. Но, поскольку у ребенка не было разумного объяснения этому идиотизму, он решил, что отвечать — это страшно. Если бы он проанализировал эту ситуацию, понял бы, что произошло, то у него появилось бы понимание и способность действовать без страха. Это учительница. У нее проблемы, поэтому она меня так торопит и раздражается. И это происходит не только со мной. И это не зависит от того, хорошо я выучил урок или плохо. Я отвечаю настолько хорошо, насколько могу. Это моя ответственность. Реакция учительницы — это ее способность конфронтировать меня. Это ее ответственность. Вот и разлепилось. И таким образом, проанализировав ситуацию, человек может восстановить свою причинность даже через много лет. Почему он смущался отвечать на вопросы даже спустя двадцать лет после окончания школы? Потому что он как стал следствием странного поведения учительницы, так им и остался. Повторять, что учительница дура ни разу не поможет. Поможет только анализ ситуации. Вот это делала она, а вот это делал я. А! Так я не сконфронтировал ее раздражение, не понял, что происходит. Понимаете, в чем причинность? Увидеть ровно то, что сделал или не сделал. И ровно это можно исправить.

Если понять одну только эту вещь, прояснить концептульно для себя это понятие — уже одно это станет большим подспорьем каждому разумному человеку. И все равно может быть трудно. Ведь это так сладко — обижаться на кого-то, к примеру. Это самое простое действие, чтобы стать самому хорошим. Вот этот другой — плохой, значит я — хороший. Все. Больше ничего можно не делать. Вот так выглядит ловушка, в которой застревает человек. Когда человек стал следствием кейса, ему очень непросто выбраться именно потому, что все выглядит очень логичным для него. Вот тот другой плохой, а я хороший, это же очевидно. И все, никаких усилий, никакой работы над собой и своим духовным ростом. Уже «победа».

Из каждого положения дел всего два выхода. Один — наверх, в более высокое состояние, если прошел его как Причина или вниз, в более низкое состояние, если стал Следствием этого состояния.

Что значит стать следствием состояния?

Наблюдала такую сцену в ресторане. Пожилой мужчина, явно хозяин положения, троллит свою родню, отпускает обесценивающие замечания. Он не в духе и делится своим настроением с удовольствием человека, которому никто не может дать отпор. Досталось каждому. Компании невесело. Тут прибегает девочка, наверное, его внучка, лет пяти, и говорит, что проголодалась. Чего бы съесть? Дедуля и ее начинает обесценивать. Это все в интонации, репликах. Я напряглась, потому что девочка прибежала такая сияющая, радостная. Мне хочется как-то вмешаться, защитить. И вдруг эта девочка, ни на секунду не стушевавшись, откинулась на спинку стула, подняла на дедушку свои ясные глаза и медленно так, с улыбкой, к которой я так и не смогла подобрать эпитет… пожалуй, с такой пронизывающей строгой улыбкой, спросила:

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я