«Апокалипсис: Пролог» — это авантюрно-приключенческий исторический роман с попыткой философски, апокалиптически осмыслить события 1917-1918гг. В фокусе внимания — малоизвестные факты об исторических персонах той эпохи, анатомия революции 1917г., и, конечно, авторы и жертвы страшных событий тех лет. Роман занял II место в Международном конкурсе русскоязычных писателей "Лучшая книга года 2023" в номинации "Проза". Роман основывается на исторических фактах, документах, даже реплики героев — исторических персон — в основном взяты из их дневников, писем и воспоминаний очевидцев тех событий. Роман окажется интересным как тем, кто интересуется историей, так и тем, кто любит приключенческий жанр и остросюжетную прозу. И те, и другие откроют для себя много нового и, вместе с автором свежим взглядом окинув события тех «давно минувших дней», смогут иначе осмыслить ход мировой истории и истории России.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Апокалипсис: Пролог» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
12
Свобода
Что делать? Как жить дальше? Эти мысли мешали спать, и Ваня проворочался всю ночь. Но так ничего и не придумал. Эх, как хорошо, когда всё просто и понятно, когда не надо ломать голову над вопросами, на которые нет ответа. Когда не было этих нежданно свалившихся денег, он знал, что надо работать, зарабатывать на хлеб насущный, из кровно заработанных — матери помогать. А теперь? Работать? А зачем? Ведь если есть деньги, зачем работать? Работа тяжёлая, утомительная, монотонная. Значит, не работать? В таком случае дядя, да и мать тоже, будут недоумевать, на что он живёт, ещё и в недобром заподозрят… Это если только разорвать с ними всякие отношения, исчезнуть… Мамку жалко! Так что же делать? Так и не найдя ответа, Иван забылся тревожным сном.
Егор появился только под утро. И, так ничего и не решив, приятели отправились к фабричному фельдшеру, а он, подтвердив, что оба здоровы, послал их на работу.
У станка Егор выглядел не выспавшимся и хмурым. Ване же хотелось поговорить:
— Я тут всю ночь думал, — начал он разговор, как только представилась возможность, — что теперь делать? Работать или не работать?
— И что ты надумал?
— Ничего.
— А коли ничего, давай вкалывай… После обмозгуем.
— Ты чего такой смурной?
— С похмелья, с чего же ещё.
— Вино было вкусное.
— Вкусное… Сам-то как, ничего?
— Прекрасно! Но я не пил много… А где ты был всю ночь? — спросил он, передавая напарнику деталь.
— Трудно догадаться? — огрызнулся Егор, проштамповывая её.
— У Матильды, что ли?
— Догадливый…
— А где она живёт?
— На 4 линии, недалеко от моста.
— Что за фатера у неё?
— Комнату снимает в верхнем этаже.
— У вас серьёзно?
— Тебе-то что?
— Я к тому, что почему бы тебе к ней не перебраться?
— Со свободой расставаться жалко…Тебе как вообще, понравился вчерашний вечер?
— А то! Спасибо тебе! Люди такие интересные, важные… Да я, Егор, заснуть не мог, всё думал: неужели это всё взаправду было? Я, простой человек, беднота крестьянская, очутился в такой роскошной фатере, пил дорогое вино, с художником настоящим, да что там с художником — с настоящими господами! Ведь Юрий Афанасьевич меня дальше прихожей бы не пустил, в лакеи не взял, а тут рядом сидел, да ещё и говорить со мной изволил! Да и второй, Михаил Иннокентьевич, тоже ему под стать… Важный барин! Только вот…
— Что?
— Узнал я его.
— Как?
— Помнишь, я тебе рассказывал, как мне чемоданчик с деньгами достался?
— Ну!
— Так вот это тот самый барин, который с той дамой был.
— Да ну! — Егор расхохотался. — Ай молодца! Весь вечер с этим надменным господином просидел, а тот так и не узнал, что это ты его облапошил!
— Вот только послушник этот давешний — догадался ведь.
— А ты не бойся, сдавать он тебя не будет. А если и будет — кто ему, юродивому, поверит? У него доказательств нет!
— Я и не боюсь. А только встреча эта неспроста.
— Может, и неспроста…
Помолчали.
— Ну, а как тебе компания наша?
— Лиза так и стоит в глазах. Красивая — не могу!
— Это точно, Лизка — красивая. Матрёше до неё далеко.
— Да нет, Матильда тоже красивая. Только по-другому.
— Ну, Матрёше никто такую фатеру не даёт. На булавки — тоже. Она свои гроши сама зарабатывает.
— Ты красоту оцениваешь по тому, сколько за неё платят?
— Каждая вещь имеет свою цену, и красота тоже. Главное — продать подороже.
А про других что скажешь?
— Захар — умный, одно слово, студент… Художник этот — талантище, сразу чувствуется… Все они, наверно, какие-то такие этакие… А вот Игнат… Как же так — учится в семинарии, а в Бога не верует?
— А если его нет, Бога твоего, то что же, всех священников ликвидировать? А кто будет о благонадёжности граждан информировать? Он же рассказал тебе, как это делается. Власть на церковь опирается. Вот если власть сама признает, что Бога — нет, тогда и священники не нужны будут, и храмы. Только власть, по крайней мере, эта, никогда не признает, что Бога нет.
— Разве может быть иная власть, кроме царя?
— Опять мы с тобой в политику полезли. Не люблю!
— А мне послушник этот молодой в душу запал. Как думаешь, он и вправду прозорливый?
— Ерунда это!
— А как же он отгадал, что я не получал наследство? И что деньги нашёл? Как?
— Случайно. Как же ещё? Не верю я в пророков. Шарлатаны они все.
— Почему же он тогда Михаила этого, Иннокентьича, приплёл, что он, дескать, что-то потерял?
— Ну, не знаю.
— В общем, поразил он меня… А как все эти люди к Лизе попали?
— С Матильдой Лиза познакомилась на женских курсах. С Захаром в детстве жила по соседству. Игната Захар привёл. А с Велимиром она познакомилась на выставке… Ладно, хорош болтать. Смотри, сколько возле нас на конвейере деталей скопилось…
В тот же день после работы дядя Андрей зашёл в казарму. Иван сидел на своей койке и штопал штаны.
— Вот, племяш, навестить тебя решил. Давеча работу ты пропустил, мастер сказал, что приболел ты. Я — к тебе, а тебя и на месте не было.
— Уже здоров. Благодарю.
— А где был-то? — дядя подозрительно посматривал на племянника.
Ваня замялся.
— Да вот, в гости ходил. К друзьям Егора. Домина, где они живут, такой огромный, в двух шагах от Невского, парадная со швейцаром, фатера такая красивая… Друзья Егора салон там устроили.
— Что устроили?
— Салон. «Вечерняя мансарда» называется. Там собираются люди, которые современным искусством интересуются. Хозяйка салона этого — Лизавета Яковлевна. Красивая — жуть!
— Девица?
— Ммм… На содержании.
— Понятно.
— С сестрой живёт. Сожитель её, Юрий Афанасьевич, тоже был. Такой господин важный. И соизволил мне два вопроса задать.
— О чём?
— О деревне.
— А, понятно, о чём ещё тебя спрашивать… Ну, а что за искусство-то?
— Был поэт, он читал стихи, только вроде бы не свои, так там звёзды червями назывались, а небо — трупом.
— То есть, это вроде как небо — труп, а звёзды, как черви, в нём копошатся? Оригинально…
— Да, как-то так. Это называется символизм. То есть, когда под небом на самом деле не небо подразумевают. А ещё рассказывали про «Чёрный квадрат» Малевича.
— Это что ещё?
— Это художник нарисовал чёрный квадрат, картина такая.
— Дык это и я могу чёрный квадрат нарисовать.
— Ты бы нарисовал просто, а у него это — философия. Он ещё нарисовал чёрный круг и чёрный крест. Мне про это художник рассказал. Он меня пригласил позировать ему.
— Тебя?!
— Да, — скромно потупился Ваня.
— Ну, смотри, чтобы он туловище тебе не нарисовал квадратное, а вместо головы — какой-нибудь красный круг, или чёрный, — Андрей рассмеялся. — А рисунки ты ему свои показывал?
— Нет. Не получилось пока. Да и вообще. Учиться мне надо.
— Ну, об этом даже не мечтай.
— Я понимаю — не время. Да и кто я такой? А ещё был семинарист один, так он… он говорил, что в Бога не верует!
— Да они, попы, все не веруют! Эка, удивил… Да кто сейчас вообще верует? Я вот — нет. И прямо это говорю. А попы не веруют, а говорят, что веруют, сказки неграмотным бабушкам рассказывают. Вруны и лицемеры!
— Так ежели Бога нет, так это… Так, значит, можно посты не соблюдать? В церковь не ходить?
— Конечно! Отбрось ты бабкины суеверия и живи свободно. Живи не как тварь дрожащая, а как свободный человек! Человек — это звучит гордо! Кто сказал, знаешь? Максим Горький, писатель такой, о нас, о простых людях, о рабочих… Ну, а если ты тварь дрожащая, то стало быть, какой ты человек? Тебе бы, милый мой, надо отбросить всякие тёмные предрассудки, да в партию вступить. За свободу бороться. Запомни, племяш, человек — хозяин своей судьбы! И не о небесном рае мечтать надо, надо рай на земле создавать!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Апокалипсис: Пролог» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других