Работа – огромная и важная часть нашей жизни, и без успеха в ней мы не можем быть счастливы, но в современном мире каждый человек сталкивается с проблемами трудоустройства и сложностями в развитии карьеры. Как найти себя в профессии, выбрать работодателя, приобрести и упрочить деловую репутацию, справиться с демотивацией и эмоциональным выгоранием и уверенно подниматься по карьерной лестнице, не оступаясь и не теряя набранной высоты? Героиня книги идет к позиции топ-менеджера, совершая на этом пути ошибки, которых могла бы и не допустить. Автор легко, понятно и увлекательно объясняет, как можно изменить каждую из непростых ситуаций. Книга будет полезна всем, кто хочет осознанно подходить к построению карьеры в больших корпорациях.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Резюме длинною в жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. МГТУ им. Баумана, или Бауманка
После обучения в лицее поступление в университет не было сложным — было зачислено на разные факультеты более девяносто процентов учеников. Катя набрала 9 баллов из 10, и ей была открыта учеба на любом из факультетов МГТУ им. Баумана. Большинство ее одноклассников пошли на инженерные специальности. А она думала. Многие из ее знакомых за пределами лицея выбирали специальности юристов и экономистов — это было актуально, модно и в то время эти профессии были очень востребованы. После долгих раздумий выбор Кати пал на факультет «Инженерный бизнес и менеджмент», или, сокращенно, «ИБМ», в котором ее привлекла комбинация из двух составляющих — понимание инженерной специальности, а также экономика и менеджмент — умение выстроить производство для наукоемкой продукции.
Факультет был популярным, а публика, которая на нем училась, — очень разнообразная, как по знаниям, так и по финансовым возможностям. Цели, почему каждый выбрал этот факультет, очень отличались. Катя сразу подружилась с Олей и Вероникой. Они познакомились в холле университета, когда им выдавали пропуска и план обучения, а затем вместе пошли искать в лабиринтах университета нужную аудиторию для первого занятия, попутно осматривая окрестности. На каждом этаже были обнаружены столовые и небольшие места для студенческих перекусов, где потом Катей вместе с подружками были опробованы хот-доги и булки с котлетами.
В Бауманке всех первокурсников шутливо называют козерогами, потому что, как и у козерогов, у них на первых порах пока еще нет «хвостов». Учиться на первом курсе Кате было действительно легко во многом благодаря той базе, которую заложили в лицее. Хотя было и много нового, уже на первом курсе появились специфические предметы. Самым интересным для Кати был опыт посещения лабораторного практикума «Материалы». Каждое занятие все студенты переодевались в спецодежду и шли изучать станки, расположенные на нижних этажах университета. Там они смотрели, как поэтапно изготавливаются детали — от задумки и чертежа до литья и финальной обработки. Для Кати это было совершенно что-то новое, интересное и живое. Она первый раз увидела, что такое чугунная чушка и как осуществляется изготовление отливок с помощью литья в кокиль. И, как ни странно, ей это понравилось. Здесь она видела природу вещей, как из деталей формируются узлы и агрегаты, а затем комплексные сложные продукты, именно здесь она поняла, как функционирует материальный мир.
Общение же в группе достаточно сильно отличалось от того, каким оно было в лицее. Катя быстро осознала, что среди новых однокурсников меньше взаимовыручки, больше конкуренции, меньше открытости и искренности, а в общий фон добавились сплетни и пересуды «кто во что одет, на кого посмотрел и что именно сказал». Девочек в группе стало гораздо больше, и это добавило свои особенности. Находясь в новом коллективе, Катя увидела первые яркие проявления конкуренции между девочками за мальчиков. После учебы в лицее, где девочек было очень мало, ей казалось, что конкурировать за мальчиков — это что-то из ряда вон выходящее. Но Катя не до конца понимала, что лицей — это скорее исключение из нормы, с которым ей посчастливилось столкнуться в своей жизни. И Катя совсем еще не видела жизнь за пределами Alma Mater.
Поэтому, когда она наблюдала за проявлением борьбы девочек за Алексея Бителкина — высокого, плечистого мальчика, чьи оба родителя работали в компании «Прекрасный газ», — у нее это вызывало внутренний смех и брезгливость. Алексей Бителкин нравился примерно половине девочек, и каждая втайне мечтала насолить его новой пассии за то, что тот обратил внимание не на нее, поэтому девочки ежедневно демонстрировали все новые и новые уловки, чтобы привлечь его внимание. Самым безобидным было дефиле в новых нарядах и попытки расположиться недалеко от него, эффектно демонстрируя красоту и изгибы. Но иногда девочки собирались в мелкие группы и дружили против кого-то, кто в этот раз оказался особенно удачлив. Катя в таких мероприятиях старалась не участвовать. Ей казалось нонсенсом лезть из кожи вон, чтобы добиться расположения какого-то не самого умного и не самого талантливого мальчишки, да к тому же заносчивого и совершенно несносного в общении. В отличие от других девочек, Катя еще не оценивала мальчиков с позиции создания семьи, обеспеченности будущего и стабильной хорошей жизни.
Катя по-прежнему много общалась с теми, кто поступил в Бауманку из лицея. Иногда они собирались вместе, делились впечатлениями, знакомились с одногруппниками друг друга. Катя скучала. Ей хотелось того общения, которое было раньше. Ей не хотелось ни за кого конкурировать, тем более за Алексея Бителкина, со временем она вообще даже начала его недолюбливать из-за, как ей казалось, совершенно необоснованного ажиотажа. Катя была уверена, что девочки просто слепы и это какое-то общее умопомрачение, и со временем они поймут, что этот Алексей совершенно не стоит таких усилий. Время шло, но поведение девочек не менялось. Более того, некоторые из них переходили в активное наступление. Как-то раз Лера сделала вид, что, уходя из аудитории, совершенно случайно забыла сумку, оставив ее недалеко от места, где сидел Алексей. Спустя время она позвонила Алексею и попросила забрать ее вещи, так как вечером будет ехать аккурат мимо его дома, обязательно зайдет и заберет. С учетом того, что жила Лера в Подмосковье в Балашихе, а Алексей в Новых Черемушках в Москве, Катя решила, что, вероятнее всего, у Леры были какие-то очень неотложные дела, чтобы под вечер сделать такой крюк. Но Алексей явно был не против такого развития событий. На следующий день все знали в мельчайших подробностях о том, как он живет, что ест, и еще несколько недель обсуждали наличие в его квартире горничной. Ну а что касается общения Леры с Алексеем, то через какое-то время оно, конечно же, сошло на нет.
Ближе к концу обучения Алексей все-таки выбрал себе постоянную девушку — Эльмиру, которая также училась в Бауманке, но на другом факультете, а ее отец занимал руководящую должность в компании «Моснефть». Через пару лет, уже после окончания университета, Алексей на ней благополучно женился, и они совместно иммигрировали за рубеж, налаживать прямые связи с европейскими партнерами. Так компании «Прекрасный газ» и «Моснефть» объединились на уровне одной ячейки общества, еще за несколько десятилетий до своего будущего экономического альянса.
Размышляя о противоположном поле, Кате, конечно же, хотелось, чтобы у нее самой был молодой человек. Каких-то требований к внешности, социальному статусу у нее не было, но он должен был быть умный, талантливый и интересный собеседник, приятный в общении. Хотя, пожалуй, было еще одно дополнительное условие — он должен быть не из группы, потому что, как рассуждала Катя, там таких нет. Да и вообще, если подумать, Кате не хотелось лишнего внимания. Ведь если речь про чувства, то это личное, живое и никто не должен этого касаться, настоящие чувства надо оберегать от посторонних глаз.
В целом Катя была довольно симпатичной, а в общении с ребятами легко могла подойти и первой заговорить первой, запросто поболтать на любую тему. Так было принято в лицее. Она воспринимала ребят как интеллектуально развитых, интересных собеседников, с которыми можно весело общаться, смеяться, быть на одной волне и просто получать удовольствие, обсуждая сложные темы, на которые обычные девочки не особо тратят время. В первую очередь такие беседы для Кати были возможностью получить интеллектуальное удовольствие — интересно поговорить на профессиональные темы, мальчишки лучше разбирались в технике, электронике, физике и при этом охотно делились знаниями. Катя тоже подсказывала им в тех областях, в которых знала и понимала лучше. У нее были хорошо развиты организаторские способности, поиск возможностей и информации, да и дисциплина выполнения домашних заданий по большей части у нее была на пятерку.
У Кати была собственная шкала оценки людей. Ее взгляд цепляли талантливые, открытые и незаносчивые ребята. Именно к ним она не стеснялась подходить и проявлять интерес. Она сама была такой и искала единомышленников, она хотела дружить, ей казалось важным, чтобы было постоянное общение с умными, интересными собеседниками, которые могут открыть, рассказать что-то новое, удивить.
В лицее все было для того, чтобы не существовало преград в таком общении. Так, например, во время школьного обеда ученики всегда спускались в столовую, и там рядом со входом стояли столы для пинг-понга. Если кто-то хотел поиграть, то просто садился на скамейку и ждал своей очереди. Каждый мог подойти и поучаствовать в игре, даже если у него не было своей ракетки. Общение с людьми, которые ее заинтересовали, Катя воспринимала так же — ей был нужен глоток интеллектуального веселого качественного общения, и поэтому она подходила и не стеснялась заговорить. Эта привычка, пока она училась в лицее и Бауманке, была чем-то естественным и не вызывала вопросов. В то время Катя не задумывалась о том, что в обществе есть нормы и стереотипы поведения для девушек, а также понимание о разных слоях населения, количестве денег на счете, занимаемых должностях, выгодности и невыгодности знакомства и общения. Обо всем этом Катя узнала позже.
Большую часть времени в течение учебы Катя проводила с Олей и Вероникой. Девочки почти всегда вместе сидели на лекциях, в перерывах ходили в столовую, болтали, обменивались книгами, готовились к зачетам и занимались фитнесом в спортивном комплексе при университете.
Где-то уже на третьем курсе Катя стала чаще задумываться о самоопределении, о том, чем заниматься и кем быть в будущем. Надо признать, что у Кати, да и вообще у многих сокурсников, не было понимания, как построен современный бизнес и производство, тем более эффективный. Об этом многие читали только в книгах по стратегии и организации производства, и это были теоретические знания, которые на тот момент невозможно было сопоставить с реальностью. Зарубежные компании только начали заходить на российский рынок в 2000-х годах, и поэтому живых примеров хороших процветающих компаний было мало. Совсем недавно закончился кризис, государство прошло дефолт, и в стране только начались реформы, стала формироваться благоприятная среда для инвестиций, развития экономики, прихода транснациональных корпораций.
После окончания третьего курса Катя первый раз побывала летом на практике на заводе «Факел», который раньше производил авиационные двигатели, лопасти и прочие узлы и агрегаты. Ее поразил масштаб территории, цеха, а также то, что предприятие было в упадке. Она с большим интересом смотрела, как изготавливаются детали и затем проходят разные переделы, чтобы стать готовой продукцией. Но предприятие не было современным, а часть цехов просто простаивала и была закрыта на ключ. Помимо основной продукции, на которую был низкий спрос, завод стал брать заказы по производству металлических шкафов. В общем, завод пытался выжить в условиях рыночной экономики, но к этому моменту еще не перестроился на новые рельсы.
Катю определили в планово-экономический отдел (ПЭО) и дали задание заполнять ведомости выдачи товарно-материальных ценностей от руки. В 17:00 на территории звенел звонок, и грузные дамы из отдела начинали собираться, доставая пакеты с пирожками из холодильника, чтобы не забыть забрать их домой. Надо признать, пирожки в местной столовой пекли отменно, и, пока Катя проходила стажировку, она регулярно наведывалась в обед за трубочкой с белковым кремом, а потом сидела на лавочке и болтала с другими практикантами, пока не заканчивалось отведенное на обед время, и все снова расходились по своим местам. Предприятие было режимным.
Именно в этот период стали появляться на российском рынке красивые зарубежные компании. У них обязательно был свой бренд, своя идеология, их сайты рассказывали о миссии, ценностях, заботе об окружающей среде. Большие корпорации создавали имидж семьи, единомышленников, престижного и достойного места работы, стимулируя красивыми лозунгами и целями у соискателей желание к ним трудоустроиться: оказавшись однажды внутри компании, ты будешь развиваться как профессионал, доход будет расти, и ты, являясь сотрудником, будешь постоянно совершенствоваться и обучаться, а со временем сможешь дорасти до должности топ-менеджера и поведешь команду единомышленников за собой. Звучало очень заманчиво.
Так, привлеченная объявлением в холле университета, Катя сходила на презентацию для студентов банка «Town». Общая встреча проходила в большом современном конференц-зале, во время которой в аудиторию приходили и выступали сотрудники HR-службы и директора подразделений. Директора описывали свой карьерный путь, который они прошли в банке «Town», говорили о том, что очень важно стремиться быть лучшим, много работать и вносить существенный вклад в общее дело, тогда тебя обязательно заметят и перед тобой откроются возможности. Именно таких людей они ждут к себе в команду. То, что она увидела, было небом и землей по сравнению с сотрудниками на заводе «Факел»: энергичные молодые люди, одетые в офисную одежду по фигуре в одной стилистике, улыбающиеся, вежливые, рассказывающие про интенсивную работу, орентированную на результат, и историю успеха, напрочь затмили воспоминания о грузных полных дамах из отдела ПЭО, которые по звонку собирали свои сумки и шли на проходную, не забыв пирожки из холодильника.
По правде сказать, некоторые из выступающих, несмотря на свою яркую интересную речь, казались немного высокомерными и, Кате даже на минуту показалось, обозленными, когда им задавали простые вопросы об условиях работы и о том, чем конкретно предстоит заниматься. Но от общей презентации, официальной обстановки, внешнего лоска и общей организации процесса у Кати закружилась голова. В тот момент она подумала, что именно это ее мечта — она будет обязательно стараться быть лучшей и делать больше, чтобы ее заметили и перед ней открылись возможности, ей захотелось стать частью этого мира. После окончания встречи предполагался кофе-брейк, на столах стояли закуски, можно было налить чай и кофе, а также подойти и поговорить с теми, кто выступал. Катя подошла к группе ребят, которые окружили одного из выступающих, и внимательно слушала, пока остальные задавали вопросы. Он говорил общие вдохновляющие вещи, ничего конкретного и предлагал всем попробовать пройти собеседование. В конце всем участникам подарили ручки, блокноты и необычные маленькие настольные часы. Катя вышла из здания окрыленная, ее покорил этот банк, а еще она думала, что они очень ценят людей, раз даже тем, кто еще у них не работает, дарят часы и сувениры. Часы служили особенным доказательством этого умозаключения. Странный поток мыслей и причинно-следственных связей, подумаете вы, но об этом позже.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Резюме длинною в жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других