Антология греха

Олег Федорович Урюпин, 2017

Эта книга возвращает нас к нашему началу – в рай, чтобы исследовать то, что случилось там с первыми людьми и как это случившееся, именуемое грехопадением людей, повлияло на человеческую природу, на жизнь, бытие, взаимоотношения и быт людей, которые были изгнаны из рая и уже более 7 тысяч лет живут на земле. Богословское исследование текста книги "Бытия" помогает читателю узнать о происхождении греха среди людей, о страшных переменах в человеческой природе и жутких последствиях в человеческой жизни, принесенных грехопадением первых людей. Это знание важно для каждого человека, который хочет познать себя, исправить себя и свою жизнь, подготовиться ко всему тому, что принесет человечеству ближайшее будущее, а также понять книгу о конце – "Апокалипсис".

Оглавление

Человек до греха

Святитель Игнатий (Брянчанинов) справедливо отметил, что нам должно познать человеческое естество в трех его бытийных качествах: до грехопадения (сотворенный человек), после грехопадения (падший или ветхий человек) и после восстановления Христом (новый, духовный, спасенный человек).

О состоянии человека по его сотворению и о его пребывании в раю мы знаем очень мало.

Господь сказал: «нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника соответственного ему».

Даже в раю одному Адаму было нехорошо без другого человека! Ему нужен был соответствующий ему помощник. Однако Бог не спешил творить этого помощника, а вместо него Он сперва создал животных райских полевых, птиц небесных райских, привёл их к человеку и человек, видя сутьевые логосы познаваемых им животных, точно назвал их, отражая суть каждого из них и дал им имена. Это был первый творческий акт человека. И тогда возникает вопрос почему же так? Господь сказал “сотворим человеку помощника”, но не сразу сотворил, а сперва дал человеку называть какие-то другие живые существа. В этом был какой-то смысл. Почему Адам должен был сперва встретиться с животными, и лишь после этого с помощником, человеком, который ему подобен? Очевидно, что в живой, даже совершенной, райской природе, человек без другого человека одинок. Человек должен был сперва убедиться, что среди всех сродных ему по плоти живых существ (а животные полевые и птицы небесные были сотворены, как и человек, из почвы Адама) не было равного ему. У Адама, была способность ощущать жизнь, которая была невероятно яркой и насыщенной. Для нас падших и не знавших рая это невозможно представить. Адам был поставлен Богом в раю с растительностью и живностью рая. Вот почему первый человек мог подумать, что он любит это всё. И сейчас люди тоже говорят, что они любят земную природу. Но так говорить неверно, потому что в живой природе человек одинок. Вот почему человек не может любить природу, растения, животных, птиц и т. п., а может лишь миловать. Человек может любить только другую человеческую личность, также Личность Бога и Его Ангелов, как личностей. Ничто, даже творчество, не заменит человеку человека. Ведь творит человек не для себя, а для других людей! Здесь, в этой зависимости человека от человека, Богом заложена у него любовь к ближнему и то, что мы ныне называем социальностью человека. Святой царь и пророк Давид, отражая эту мысль, восклицает в своем псалме, что добро и красиво жить братии вместе.

Господь так нас создал, что ничто из того, что доставляет каждому из нас огромное наслаждение, не может заменить человека.

Вернемся к событиям в саду Эдемском. Человек называет одно животное за другим, а Господь Бог смотрит на это. На что же смотрит Господь? Господь принимает в бытие те имена, которые Адам дает животным. Но Господь смотрит не на имена, а на Адама. Адам называет животное и одновременно сравнивает его с собой, со своей человеческой природой: и всякий раз Адам понимает и убеждается, что нет ему равного среди животных, что ни одно из них не заменит ему человека и что он остается одиноким. Так Бог и человек творят совместно. Согласие Бога и человека в творчестве это великая вещь, но никакое творчество, даже богоугодное, не заменит человеку человека. “Нехорошо быть человеку одному” — вот истина изреченная Богом. И даже такой творческий человек, как Адам, который творит так, что Господь к нему приводит животных и смотрит на то, как он их называет и Сам принимает эти имена, принимает продукт этого творчества, его результат не может удовлетвориться этим творчеством, ибо всё это не заменяет ему человека.

Вспомним, что Адам есть образ Божий, а Бог для него Первообраз. Образ может двигаться к своему Первообразу, а Первообраз — к образу. Но не хочет Господь Бог, чтобы человек к нему шел один. В этом уже виден намек на Церковь Божию! Господь Бог хочет, чтобы у человека было личное отношение к Нему. Господь хочет, чтобы человек отнесся к Нему, как к Личности. Только тогда может возникнуть и возникает любовь человека к Господу Богу.

Когда образ движется к первообразу — это еще не любовь. А когда личность благостно относится к личности — это уже любовь. Но Адам прежде должен был сам понять, что он личность и что его задачей не является растворение в Боге. Не хочет Господь, Творец мира, чтобы человек в Нём растворялся так, как щепотка соли растворяется в море. Бог хочет, чтобы человек воспринимал себя как личность, а затем и Его, своего Творца тоже воспринимал, как Личность — Личность, Которая выше и совершеннее его, Которая достойна поклонения, благоговения и любви. Только тогда заповедь любви обретает свой полный смысл. Адам в своем опыте должен был это познать и почувствовать. Он должен был почувствовать, что он не является равным никому из животных. Бог хотел, чтобы заповедь любви человек открыл для себя сам. Господь не сказал ему в раю, чтобы он возлюбил Его или ближнего своего в лице жены. Это на земле скажет Христос. Вся сила первой и высшей заповеди состоит в том, что человек сам должен был её открыть для себя. Творчество человека не есть его назначение, но оно есть просто способ обучения или школа бытия. Такой первой школой для Адама было называние имен животных.

Если говорить о качествах Адама, то он был создан совершенным, чистым, добрым и мудрым, но не в окончательном виде. Он проходил усвоения в бытии и проверку одной сказанной ему Самим Богом заповедью, проверку на верность Богу, на смирение перед Ним, на утверждение своей воли и своего выбора в Боге. Адам должен был прийти к смиренному благодарению Бога за свое творение, за сотворение жены, рая и всего прочего, что было даровано первым людям Богом. Его любовь к Богу должна была стать благодарной и благоговейной.

Отмечу то, что в раю и в райской жизни Адама и его жены не было еще человеческой истории, ибо там не было времени, но пребывало то, что мы именуем вечностью. История людей начинается не на Небе, а на земле и не с момента их сотворения, а с момента их изгнания из рая на землю за их нераскаянность в их грехопадении, преступлении, вероломстве, замены правой веры на чуждую и погибельную. Уже задним числом, находясь в истории и во времени, мы прикладываем земные понятия и земной календарь к райским событиям. Это возможно сделать только с земли. И в этом ракурсе мы полагаем земной мерой времени в отношении всех райских событий от сотворения Адама до изгнания его с женой из рая и находим, что Адам был сотворен 1–го марта (жена позднее), а уже 1–го сентября он и жена его были изгнаны из рая. Эти даты отражены в датах церковного новолетия, отмечавшегося на Руси сперва 1–го марта, а затем (по сегодня) 1–го сентября. Таким образом, считая земным историческим временем, мы определяем, что Адам прожил в раю всего шесть месяцев или полгода. Но определить, сколько эти земные полгода значат в вечности мы не можем. Мы можем лишь предполагать, что там за этот период Адаму можно было многое познать и многому научиться у Господа Бога. Способности Адама были уникальны и божественного свойства! Именно этого не смог вынести гордый и завистливый Сатаниил. Тем не менее, Адам еще не был утвержден в своем окончательном вечном качестве. Он был поставлен Богом в срединное положение между плотными творениями и безплотными силами. По духу своему он принадлежал к безплотным и духовным существам, имея у себя потенциалом возможность стать Богом по благодати Бога! Эту особенность уловил диавол и стал отчаянно принимать возможные ему меры, чтобы не допустить обожения Адама и его жены по Божьему плану. Он придумал коварную вещь − предложить первым людям утопическую (заведомо неосуществимую) идею “обожения” от себя, с богопротивленческим элементом − нарушением единственной запретительной заповеди Господа Бога. Этот план Сатаниил не мог привести в исполнения без обмана людей. Для их обмана он использует ложь клевету на Бога и лукавство. Именно с этого момента этот гордый и злой дух Сатана стал дополнительно именоваться отцом лжи, лукавым духом, искусителем и клеветником (диаволом), а также первым убийцей людей, ибо его соблазном смерть, как враг, вошла к падшим людям и стала для них неизбежным роком и законом.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я