Хлеб с маслом для всех

Олег Николаевич Афанасьев, 2022

Перед вами необычная бизнес-книга. Как правило, издания на тему бизнеса обращены к собственникам и топ-менеджерам и посвящены решению их проблем и задач, забывая при этом про обыкновенных сотрудников. Без них невозможен успех компании, да и просто её нормальная работа. Поэтому эта книга обращена не только к владельцам и руководителям, но и к ним. Авторы предлагают посмотреть на бизнес как на равносторонний треугольник интересов внутри компании с учетом общей пользы, которую такой треугольник может принести клиентам. В нем все три стороны – акционеры, руководители, сотрудники, одинаково важны, и все вместе они имеют смысл, когда их деятельность нужна клиентам готовым заплатить за неё «живыми деньгами». При этом каждой из трех сторон важно понимать и принимать интересы двух других. А сама компания должна представлять собой систему, которая ежедневно обеспечивает триединство этих интересов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хлеб с маслом для всех предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Новый взгляд на современную бизнес-организацию

25-летний стаж практических исследований в области повышения эффективности бизнесов позволил нам выявить ряд важнейших закономерностей, следование которым дают гарантированно хороший результат любой бизнес-организации вне зависимости от ее специфики и отрасли, в которой она действует. Технологии, разработанные с учетом этих закономерностей, одинаково эффективны как для импортеров-дистрибьюторов, так и для производственных организаций, а также для таких специфических отраслей, как страхование, издательства, рекламные и туристические агентства, банковский сектор. Для всех, где есть клиенты, сотрудники, их обслуживающие, менеджеры и собственники.

Многие компании не могут самостоятельно и эффективно управлять изменениями в силу различных субъективных и объективных причин.

К субъективным причинам относятся:

• страхи собственников и их недоверие к персоналу, привлеченному «извне», которые компенсируются назначением на ключевые должности родственников и знакомых;

• дефицит доверия проводит их к ловушке «неприкасаемых», которые, как правило, во-первых, не являются самыми лучшими и результативными, во-вторых, выпадая из зоны контроля, очень часто злоупотребляют своим служебным положением, демотивируя остальных сотрудников.

К объективным факторам невозможности внутренними силами эффективно управлять изменениями мы относим:

• отсутствие у собственников и менеджеров ясной и стройной методологии управления изменениями;

• отсутствие возможности выйти из «текучки» и «операционки», чтобы увидеть жизнь организации в целом и наметить пути ее самосовершенствования.

Цель этой книги в том, чтобы дать нужные инструменты всем участникам бизнес-организации для уравновешивания интересов клиентов, сотрудников, управленцев и собственников бизнеса.

Концепция учета интересов четырех сторон предполагает создание такой равновесной модели управления компанией, в которой все заинтересованные стороны получили бы достаточные возможности для удовлетворения своих специфических потребностей и все вместе с удовольствием способствовали процветанию бизнеса.

Эта концепция родилась в результате длительной и продуктивной работы авторов книги и редакторов международной интернет-площадки probusiness.io. В большом потоке совместных публикаций стала вырисовываться необходимость их стройного объединения в одном источнике. Так появилось это своеобразное практическое руководство, целью которого можно назвать повышение уровня взаимопонимания всех ключевых участников игры под названием «бизнес». Труд оказался не из простых, но его особая ценность в том, что он вобрал в себя реальный опыт многих компаний. Именно на этом опыте — на живых кейсах современного бизнеса — основаны материалы опубликованных на портале статей, как, впрочем, и сама идея этой книги.

Книга построена таким образом, чтобы:

• каждый читатель нашел в ней себя, независимо от того, на какой из сторон треугольника он находится в данный момент, и узнал о себе что-то новое;

• все участники бизнес-организации смогли проникнуть в актуальную проблематику друг друга и, что самое важное, найти пути конструктивного разрешения многих проблем, возникающих на «стыках» их интересов;

• читатели прониклись идеологией роста и получили понятные инструменты для личностного и профессионального развития внутри бизнес-организации и, как следствие, — для процветания всей организации в целом.

В данной концепции очень важна идея равенства сторон, потому что мы считаем, что ни одна из них не может быть важнее остальных. Как только одна из них начинает «распухать», нарушенное равновесие разрушает гармонию взаимоотношений, а следовательно, и бизнес в целом. Разрушение может происходить быстро или постепенно, заметно или незаметно, но однажды оно становится явным, когда начинают терять все.

Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по лабиринтам бизнеса, наполненным открытиями. И каждое из них может вас натолкнуть на то, о чем, возможно, вы раньше не думали. Или думали, но не знали, как лучше подойти к решению того, что давно назрело.

Эта книга запустит процессы новых размышлений, будет помощником в повышении реальных финансовых результатов ваших компаний. Будем рады каждому отзыву и каждой новой истории, имеющей все шансы лечь в основу следующей нашей книги.

Каждая организация — это сгусток энергии

Бизнес-организация — это команда людей, объединенная одной целью и смыслами, которые кроме прочего ведут ее к развитию, успеху и приумножению результатов. Но поиск этих смыслов обычно лежит за пределами организации. Мы убеждены, что высшие смыслы существования абсолютно необходимы бизнесу: не хлебом единым жив человек.

Разговоры о деньгах, кто сколько зарабатывает, финансовые цели — это нижние тона в жизни организации. И если зациклиться на них, то компания становится очень хрупкой и уязвимой. Она привлекает людей бедных духом и, чаще всего, ставящих «телегу впереди лошади»: сначала скажите, сколько заплатите, а потом я, может быть, буду работать. Таких людей очень легко перекупить, они не будут привержены идее бизнеса, в них нет энергии энтузиазма, желания сделать что-то лучше, быть членом большой команды, которая строит что-то великое.

И очень важно здесь то, что энергия романтики, пронизывающая все уровни компании, должна исходить, прежде всего, от собственника. Именно он передает и транслирует на всех уровнях в своей компании.

Любовь к клиентам и людям, несущим им главную ценность, придуманную в одиночку или вместе, выраженную в ярком, интересном продукте, — вот что должно пронизывать поведение инициатора бизнеса. Иначе мы получаем полный трэш в виде сборища людей, ненавидящих друг друга и устраивающих подковерные игры на выживание, живущих на низких энергиях уничтожения всего живого, интересного, необычного, прогрессивного. Уничтожения духа творчества и инициативы.

Вспомним пирамиду потребностей Абрахама Маслоу 1942 года для более точного понимания нами реальных мотивов современных людей.

Обычный человек, развиваясь духовно и профессионально в течение своей жизни, движется последовательно в удовлетворении своих нужд:

• от физиологии к безопасности-стабильности;

• от безопасности-стабильности к поиску себе подобных в общении и желании принадлежать какой-то группе;

• от желания принадлежать группе к самоутверждению и насыщению своего эго удовольствием признания;

• от признания к познанию, гармонии и творчеству.

Но этот длинный путь большинство людей приводит к полному жизненному краху, потому что многие из них так и не доживают до вершины, остановившись где-то посередине — на уровне «а поговорить».

Выдающиеся люди и организации начинают свою сознательную жизнь со смыслов. Они, в буквальном смысле слова, переворачивают пирамиду Маслоу и начинают с высших смыслов: что мы можем сделать такого, чего не было никогда до нас, что навсегда изменит мир к лучшему.

Мука поиска такой идеи уникального продукта сплачивает команду круче любых обещаний платить много и регулярно. Мы знаем очень много примеров, когда великие ученые, работая за копейки, создавали выдающиеся открытия, переворачивающие представление человечества о материальном и нематериальном мире на многие века вперед. То же можно сказать и о писателях-фантастах, которые дерзали в своих книгах мечтать о невозможном. Но проходят годы, и каждая их фантазия становится нашей реальностью. И это удивительно.

Во многих компаниях я слышу о том, что персонал внизу иерархической лестницы считает собственников «космонавтами». Люди не понимают их идей и устремлений. Почему?

Потому что творческий поиск является уделом «избранных» — стратегических советов и управленческих бордов. Остальные живут скучной рутинной жизнью — существуют в бизнес-процессах, иногда не описанных и запутанных, когда «правая рука не знает, что делает левая».

Отсюда накапливается раздражение, плетутся интриги, растет недовольство всем и вся, и жизнь превращается в корпоративный ад, где никто никому не интересен и все заняты битвой за ресурсы и влияние. Компанию все больше и больше поглощают «законы примитивной группы» (их мы также опишем в этой книге), где каждый сам за себя. Организация «заболевает», медленно, но, верно, деградируя и разлагаясь изнутри.

Основатели не всегда вовремя замечают эти признаки гниения. Особенно если они не понимают простой закономерности: бизнес делают люди и только люди могут сделать его красивым. Либо — ужасным.

Чтобы бизнес стал ужасным и деградировал, много ума не надо: достаточно просто все пустить на самотек и по принципу энтропии (каждая система стремится к саморазрушению) все произойдет само собой: компания рухнет однажды как «колосс на глиняных ногах», так и не став «великой».

Эта книга о том, как компаниям становиться «великими». О том, что «великой» компания должна стать не для окружающих, а прежде всего для самой себя.

Эта книга о том, как наполнить бизнес духом творчества и счастья, которые привлекали бы к ней, как к магниту, клиентов, партнеров и новый, талантливый персонал. Как сплотить коллектив вокруг великой идеи и наполнить его энергией совместного творчества. Прорывного творчества на всех уровнях организации: продуктовом, организационном, стратегическом, операционном.

Даже если у вас был другой опыт, поверьте, людям далеко не все равно, где и с кем они работают, — им всегда нужен высший смысл как в деятельности, так и в отношениях. В поиск этих смыслов мы и приглашаем вас, читатели!

Но прежде, чем вы погрузитесь в чтение, мы хотим обратить ваше внимание на то, что эта книга еще и о том, с чего начинается бизнес как таковой, о том, что является его «кровью» и главной движущей силой. Мы глубоко убеждены, что любая бизнес-организация появляется на свет и живет, благодаря клиентам и только ради них.

Взгляните еще раз на нашу пирамиду. В ее основании заключены интересы собственников, менеджмента и исполнителей, а смысл этому сочетанию интересов придает вершина, направленная на интересы и потребности наших клиентов.

Именно в таком виде бизнес-организация обретает смысл существования и «оживает», становится гармоничной и сбалансированной на всех уровнях процессов и человеческих отношений.

Так «очеловеченная» бизнес-организация превратилась в живой социальный организм, исследовать который стало очень интересно. Именно в это путешествие исследования корпоративных противоречий и поиска путей их решения мы с удовольствием погружаемся в этой книге и приглашаем еще раз всех неравнодушных к данной тематике. В путь!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хлеб с маслом для всех предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я