Квазипотребности: чего хотят мужчины? Попытка эмоциональных размышлений на основе бытовой психологии. Самая смешная книга по психологии

Олег Извеков

Бизнес-тренер и основатель направления «Family-тренер» Олег Извеков в остроумной форме рассказывает о природе Квазипотребностей мужчин. Особенность этой книги в простоте и конкретике: после каждой главы есть Матрица Квазипотребностей с практическими советами. Кому нужна эта книга? Женщинам, чувствующим, что в семье разлад. Мужчинам, которым кажется, что любимые их не понимают. Девушкам, которые начинают встречаться с парнями. Молодоженам. Матерям сыновей. Одиноким женщинам – вы поймете мужчин.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Квазипотребности: чего хотят мужчины? Попытка эмоциональных размышлений на основе бытовой психологии. Самая смешная книга по психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Занимательная теория

Не печалься, что люди не знают тебя.

Печалься, что ты не знаешь людей.

Конфуций

Глава 1

Что такое квазипотребность

Мужчина как биологический вид и как мифический герой

Как биологический вид мужчина не меняется уже где-то 100 тысяч лет. Он все так же полон тестостерона, волос, самолюбования, у особо одаренных есть мускулатура — ручная и ножная; и, конечно, имеется предмет гордости, то, что его кардинально отличает от женщин — да, это то самое, о чем вы подумали.

А вот как некий мифический герой, герой женских грез и мечтаний, мужчина за последние тысячелетия менялся многократно, делая это даже внешне. Если сегодня я натяну на голову главный мужской символ XVIII века — парик, надену модные тогда туфли на каблучках, меня скорее примут за случайно заблудшего на просторы нашей страны трансвестита, чем за активного брутала образца 1789 года.

Даже если я достану из отцовского шкафа хипповские джинсы-клеши — меня сегодня тоже не поймут. И уж точно я не дождусь восхищенного одобрения от женского пола. Соответственно, образ мужчины трансформируется, меняется его внешнее и внутреннее восприятие, изменяется мифический ореол, окружающий Особь XY. И меняется он довольно быстро в исторической перспективе. А значит, становятся другими и стереотипы поведения, ценности, желания, потребности. И соответственно, квазипотребности тоже преображаются, причем делают это довольно стремительно.

Я не буду ходить вокруг да около, как это любят делать разные младшие научные сотрудники в своих научных работах, подбираясь к довольно простому определению главной проблемы через 125 глав рассуждений о значимости и актуальности поднимаемой темы. Определение квазипотребностей я дам вам сразу, а вы придумайте свое.

Итак:

Квазипотребность — это проявление необходимости в удовлетворении потребностей, которые не имеют отношения к фактическим ценностям и желаниями мужчины в данный отрезок времени.

Очень простой физиологический пример. Я случайно в районе 15—00 в воскресенье забежал на кухню, взял яблоко и стал его кушать. Зачем? Ответ, кажется, на поверхности! Я же человек немного образованный и точно знаю все о пользе яблок. Я хочу свою порцию витаминов! Но так ли это? Поковыряйтесь в себе. Вот сейчас что вы грызете? И зачем? Как правило, в реальности я ем яблоко или что-то другое исходя из совсем других реальных потребностей, о которых даже не думаю. Я:

— убиваю время;

— избавляюсь от скуки;

— удовлетворяю любопытство;

— заедаю проблему.

Но это не потребность просто поесть яблоко! И так происходит в 95% случаев. Что уж тут говорить про более сложные конструкции желаний.

Что такое потребность? По сути, это производная наших ценностей. То, что нам необходимо для комфортного и полноценного существования. Человек обязан быть счастливым. А, как известно, мужчина тоже человек. Откуда берутся наши ценности и, соответственно, потребности?

— воспитание;

— семья;

— культура;

— субкультура;

— история и традиция;

— образование.

А теперь открою вам первую «страшную» тайну мужчин (таких в этой книге будет много):

Особь XY никогда точно не знает, что он хочет в эту минуту. За исключением секса. Хотя нет, этого мы тоже точно не знаем…

Жить с осознанием того, что ты не знаешь, чего хочешь — это как быть курицей с отрубленной головой. Тыкаешься в разные стороны, а все без толку. Нам так не нравится. Поэтому тысячелетия назад мужчины выбрали единственный, по их мнению, верный путь:

Мужчина всегда врет. Даже про секс.

Почему? Потому что согласно всем мифическим традиционным раскладкам, мужчина всегда все знает. Во всяком случае, женщина от своего суженого и часто ряженого ждет именно это. И он должен иметь ответы на все вопросы. Вот и появился «замечательный» выход — врать. Причем в первую очередь врать самому себе. И это главное, что должны знать женщины, вступая на сколький путь общения с Особями XY. Подробней об этом я расскажу в последующих главах практической части.

Согласно традициям практически всех народов мира (сказочных амазонок и группу «Ночные снайперы» мы в расчет не берем), мифологически за мужчинами закреплена главенствующая роль: в семье, в бизнесе, в политике традиционные звезды — мы, мужчины. Отчего нас часто прямо распирает. Чаще, правда, к 40 годам распирает и в разные стороны. С детства мамы нам внушают: «будь мужчиной», «мужчины не плачут», «терпи, ты же мужчина». Мы принимаем эту игру и начинаем с радостью примерять на себя разные маски: добытчик, защитник, воин, глава семьи, мачо, царь, душа компании и т. д. Кому-то маска приходит впору, кто-то их перебирает всю жизнь.

Как и в любой игре, правила в ней кем-то когда-то придуманы: культурой, религией, традицией, как сейчас с подачи Харари модно говорить — различной интерсубъективностью.

С малых лет Особь XY погружают в мир борьбы за выживание, в мир тотальной конкуренции. Побеждают, к сожалению, далеко не все — призовых мест, как известно, всего три, и победитель и того сложнее — он один. Но все мужчины без исключения принимают участие в этой вселенской ролевой игре. Что же делать в итоге огромной массе проигравших? И снова еще тысячу лет назад наши брутальные предки придумали гениальный ход — необходимо просто на уровне даже не сознания, а подсознания подменить свои реальные потребности, которые ты не можешь удовлетворить по самым разным объективным причинам, на квазипотребности. Иногда это было просто необходимо для того, чтобы не сойти с ума. И начинали мужчины, как, например, Петрарка, любить каменные изваяния, а не свою реальную земную соседку, которая отвергла его любовь. И в погоне за победой Петрарка решает доверить свое сердце каменной статуе, которая точно не сможет ему отказать. Именно такие сценарии работают в историях с появлением любовниц у мужчин.

Мужчина создает иллюзию победителя в рамках тех квазипотребностей, которые сам себе придумал.

И что интересно, все ближайшее окружение его в этом поддерживает.

Определить квазипотребности и отличить их от реальных потребностей непросто. Как утверждает великий психолог Эрик Берн (и я ему предлагаю доверять), в человеке параллельно живет три психологических состояния его ЭГО:

— Родитель;

— Взрослый;

— Ребенок.

Наш внутренний Родитель отвечает за контроль, соблюдение правил, традиций и всегда найдет виноватого, мало того — виноватый будет жестоко наказан! Наш внутренний Взрослый объективно оценивает мир и себя в нем, полностью неся ответственность за свои поступки. Наш внутренний Ребенок, как и полагается ребенку, играет, дурачится, обманывает, веселится, дуется на весь мир и точно тоже всегда найдет виноватого. Все три роли равноценно важны для каждой личности. Проблемы начинаются тогда, когда одна из ролей начинает тянуть одеяло на себя. Как говорит один мой знакомый друг-психолог, в мужчине должно быть 33% Ребенка, 33% Взрослого, 33% Родителя и 1% здорового дебилизма!

Обратите внимание на то, как мы, мужчины, всегда успешно защищаемся от тех упреков, которых нам, собственно, никто и не делает!

Понять, в какой роли проявляет свои потребности ваш мужчина — это уже 30% успеха. Но я облегчу вам жизнь. 90% всех мужчин обожают проявляться из позиции ребенка. И даже расхожие выражения об этом говорят: «мужчина всегда немного мальчишка», «мужские забавы», «мужчина поиграется и бросит».

Да, это еще один секрет Полишинеля — почти все мужчины инфантильны до предела и им очень комфортно под этой крышей ребячества.

Сразу хочу отметить, что я не первый, кто поднимает проблему квазипотребностей. Еще в середине XX века психолог Курт Левин ввел этот термин в обиход, довольно много исследований посвятив этому феномену. Вот его определение: «Квазипотребность — напряженная система (намерение), которая появляется в определенной ситуации, обусловливает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению) и имеет социальную природу». Иными словами, под квазипотребностями подразумеваются неврожденные (биологические) потребности.

Я с этим немного не согласен. Неврожденные потребности спокойно могут быть абсолютно реальными и настоящими. А вот с мнением Левина, что «потребность — это динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения и действия», я солидарен. Это и есть настоящая Потребность. Именно Левин заявил, что потребность — движущая сила человеческой деятельности. Что также не вызывает никаких противоречий. Но в остальном — я с ним заочно дискутирую, да простят меня профессиональные гештальт-психологи!

Ну что ж, как известно, у женщин нет недостатков — есть особенности и изюминки.

У мужчин все гораздо сложнее и запутанней. Будем разбираться…

Мечты мои исполнятся, если я сначала смогу определить, что же мне с ними потом делать…

П. Коэльо. Дневник Мага

Глава 2

Многоуровневый характер квазипотребностей

Эх, если бы все было так просто — понял, какая квазипотребность закрывает какую реальную потребность — и все, дело в шляпе — личная жизнь налажена, семейная процветает, все довольны и прекраснодушны.

Но в действительности все немного не так. Нужно понимать, что квазипотребности имеют многоуровневый, часто сложносочиненный и сложноподчиненный характер. Например, нередко квазипотребность в деньгах открывает удовлетворение квазипотребности в женщинах, что в свою очередь открывает шлюзы для закрытия квазипотребностей в сексе. И так далее. Подобный круг, часто порочный и ведущий к самым печальным последствиям, может продолжаться бесконечно. Важно это осознавать и попытаться разорвать эту вереницу взаимоквазипотребностей.

При этом становится ясно, что определение реальной потребности может оказаться многослойным, очень сложным процессом.

Я обещал в этой книге не умничать, даже в ее теоретической части, где, казалось бы, просто необходимо от важности происходящего надувать щеки и искрить непонятными терминами. НЕ буду. Но небольшое отступление в природу потребностей сделаю.

Потребности у мужчины, как и у любого нормального существа, появляются с рождения. Сначала на уровне инстинктов и рефлексов — наша ДНК (у мужчины хромосомы XY) работает на полную катушку. Но уже к трем-четырем месяцам от роду маленький брутал понимает, как его мама реагирует на то или иное его поведение и проявления. Предположу, что первые квазипотребности начинают вызревать и требовать своего удовлетворения уже тогда.

Ну а далее включается семья, воспитание, установки, манипуляции, чуть позже окружающий мир наполняет нас специями культуры, традиций и истории. Годам к семи базовый набор потребностей и, соответственно, квазипотребностей, как правило, готов. Далее они развиваются, какие-то уходят в тень, какие-то расцветают.

Принципиально важно понимать классификацию потребностей и видеть, в каком приоритете их расставляет мужчина.

Многие ученые утверждают, что важнейшей классификацией потребностей является их классификация по природе, по содержанию.

Как правило, выделяют следующие типы:

— нравственные (потребность в доброте, любви, честности, верности, сострадании и т.д.);

— психологические (сопереживание, общение, самооценка, оптимизм, воля и т.д.);

— интеллектуальные (потребность в информации, в знаниях, в учебе);

— физиологические (еда, секс, спорт, покой и т.д.);

— материальные (деньги, время, качество и т.д.);

— комплексные (семья, счастье, стабильность, работа, друзья, мужество, мудрость, юмор, справедливость, порядочность и т.д.).

Как видно из этого перечня — последний пункт самый объемный и многослойный, и чаще всего в нем плутают в дебрях квазипотребностей Особи XY.

Приведу несколько примеров, пока без особых объяснений, они будут во второй части этой книги.

Например, квазипотребность в алкоголе может скрывать под собой следующие реальные потребности:

— общение (психологический тип);

— повышение самооценки (психологический тип);

— любовь (нравственный тип);

— покой (физиологический тип);

— стабильность (комплексный тип).

Квазипотребность в женщинах (полигамность):

повышение самооценки (психологический тип);

— любовь (нравственный тип);

— счастье (комплексный тип);

— дружба (комплексный тип);

— общение (комплексный тип);

— секс (физиологический тип) — заметьте, только в последнюю очередь…

Квазипотребность в деньгах:

повышение самооценки (психологический тип);

— стабильность (комплексный тип);

— покой (физиологический тип).

К самым часто встречающимся квазипотребностям у мужчин можно отнести следующие:

Алкоголь, полигамность, деньги, покой, лень, защита, еда, агрессия (насилие в семье), благотворительность, душа компании, успешность, идеальная фигура (внешность), дорогие покупки, азартные игры (игромания).

Причем что нужно понимать! Под любым из типов квазипотребностей может скрываться потребность другого типа. Например, квазипотребность «еда» (тип физиологический) закрывает собой реальную потребность, например «общение» (тип психологический). Соответственно, и удовлетворить эту потребность можно, только действуя определенным образом, а не просто закармливая своего подопечного. На реальных примерах в практической части мы с вами будем учиться это делать.

Очень часто можно использовать следующий маркер: квазипотребность мужчины отвечает на вопрос «как». Например, как избавиться от хандры. Потребность чаще отвечает на вопрос «зачем».

ВАЖНО! Потребности бывают осознанные и неосознанные.

Одна из основных реальных потребностей человека, по утверждению психологов, например уже упомянутого Эрика Берна, это необходимость в организации своего времени. Обратите внимание, большинство Особей XY испытывают тревогу, когда не знают, чем себя занять. И эта необходимость основана на трех основных потребностях:

— жажда ощущений;

— жажда признания;

— жажда организованности.

Это реальные потребности большинства людей. И на их основе, безусловно, пышным цветом расцветают квазипотребности! Как я уже говорил, они являются, по сути своей, подменой, заменой, ширмой реальных желаний.

В большинстве случаев Особь XY проводит свою жизнь, обманывая мир и чаще самого себя. Что уж тут говорить про то, что женщины, находящиеся рядом, даже не подозревают, что нужно их спутнику.

В этой книге в практической ее части я предложу вам для упрощения работы по выявлению квазипотребностей мужчины Матрицу Квазипотребностей. Она будет появляться в конце каждой главы. По сути, это шпаргалка, которая поможет вам довольно быстро диагностировать ту или иную квазипотребность и понять, какую реальную потребность она закрывает.

МАТРИЦА КВАЗИПОТРЕБНОСТЕЙ ОСОБИ XY

Квазипотребность

Наиболее часто заменяемые потребности

Причины появления и проявления

Внешние проявления

Ваши действия

Возможная реакция Особи XY

Маркер «Какие произведения любил в детстве и юности»

Из какого «Я» проявляется квазипотребность

Там, где все горбаты, стройность становится уродством…

О. Бальзак

Глава 3

Процесс определения квазипотребностей

Это, наверное, самая сложная теоретическая глава в этой книге. Так что наберитесь терпения — без понимания, как определить ту или иную квазипотребность, нам с вами не обойтись и вашего подопечного из замкнутого круга нереальных желаний не вырвать. А значит, вашей паре без этого не стать счастливой. Если есть, конечно, цель — стать счастливой. Как это ни парадоксально, но есть еще дамы в наших селениях, которых хлебом не корми — дай пострадать. Но эти отдельные экземпляры не наш с вами случай.

Есть три гарантированных способа определить истинные потребности Особи XY. Это:

— нужда;

— ограничение свободы;

— смертельная болезнь.

Я почему-то уверен, что эти способы вызвали у вас рефлекторное фырканье, мысль «он издевается над нами» и что-то еще в этом роде.

Спокойно. Да, это безусловные форс-мажорные способы определения квазипотребностей. Хоть они и чрезвычайно эффективны, но вряд ли найдется человек в трезвом уме и светлой памяти, который захочет их использовать. Хотя есть, конечно, персонажи в наших субтропиках и такие — «особо одаренные». В деревне, где я вырос, одна женщина мечтала упечь своего любимого в тюрьму, чтобы он все понял о жизни. И ведь добилась своего — ее настойчивое желание трансформировалось однажды в желание ее супруга поближе познакомить свои кулаки с ее сдобным телом. Она в дикой радости помчалась в милицию, и «любовь» всей ее жизни на 15 суток удобно устроилась на нарах. После освобождения мужик грустно вздыхал и говорил, что он уже на вторые сутки в тюрьме «все понял про жисть…»

Именно на таком рецепте построен сценарий фильма «Холоп».

Избалованного мажора, сына довольно неплохого по своим нравственным качествам отца, но при этом просто напичканного квазипотребностями (алкоголь, полигамность, лень, высокомерие), погружают в очень жесткие новые обстоятельства — и он испытывает:

— нужду;

— его ограничивают в свободе.

И начинают проявляться его истинные потребности. В итоге парень возвращается к истинному себе. И, надеюсь, герой этого фильма стал счастливым.

Но это все, конечно, чрезвычайно жесткие способы. Не каждый на это решится. Мы же с вами будем медленно, но верно возвращать Особь XY в лоно реальных желаний экологичными способами. Вам поможет эта книга и мои практические занятия в рамках дополнительного коучинга, если будет нужна дополнительная практика.

В этой книге мы говорим о нормальных людях, без психологических патологий.

Итак, как определить квазипотребность и понять, какая за ней стоит настоящая потребность?

Психологи ловко заявляют: необходимо понять ощущение и верно оценить возникающее при этом желание, которое и формирует потребность.

Как мы помним, квазипотребности по типам повторяют потребности, но часто одни типы квазипотребностей заменяют другие типы реальных потребностей.

Я вывел формулу определения потребностей и квазипотребностей. Поздравляю всех читательниц, у кого была пятерка по математике. Остальные тоже не беспокойтесь, все объясню!

Формула определения Потребности:

Потребность = желание изменений * (ожидание от изменений (в четкой визуализации) + необходимые для этого ресурсы) * осознание реальности (где сейчас находится человек) — проявление квазипотребности.

Например.

Вводные:

Желание изменений: устал сидеть на диване.

Ожидание: хочу приятных изменений.

Ресурсы: кухня и холодильник.

Осознание реальности: человек в состоянии скуки.

Проявление квазипотребности: еда из холодильника.

Вставляем это в формулу и получаем потребность в приятном времяпрепровождении. А не в поедании запасов холодильника.

Таким образом, ключевые факторы: осознавать, что хочется изменить и за счет чего; затем полностью вычленить из этого процесса квазипотребность.

Как определить то или иное проявление Особи XY как квазипотребность и, соответственно, правильно ее диагностировать? Ведь любая, как нам кажется, квазипотребность может оказаться Потребностью истинной. И здесь очень важно не наломать дров.

Формула определения квазипотребности:

Квазипотребность = реальное проявление (действия) * испытываемые эмоции * ожидаемый результат.

Как только результатом в этой формуле становится знак «минус», с большей долей вероятности мы имеем дело с квазипотребностью. Именно в таких мелочах как раз и сидят ловушки квазиощущений!

Например.

Вводные:

Реальное проявление: поедание запасов холодильника.

Испытываемые эмоции: удовольствие.

Результат: сытость. Но в реальности — стыд и лишний вес.

Как видите, вставляя это в формулу, вы получите знак «минус».

Если разложить на составные части процесс возникновения потребностей и квазипотребностей, то он может выглядеть так:

Потребность: ощущение — осознание ощущение — желание — реализация или нереализация желания.

Квазипотребность: ощущение — ошибка в осознании ощущения — квазижелание — квазипотребность — реализация или нереализация квазипотребности.

Мужчина не робот. Он «несчастный» обладатель естественного интеллекта. А его принципиальное отличие от интеллекта искусственного в том, что у искусственного потребность есть, но нет желания и ощущения. Действует программа с простым алгоритмом удовлетворения потребности. Интеллект естественный — вечный путаник своих чувств.

Но вряд ли девушки будут заниматься подсчетами — я ведь прав?

Тогда что остается? Женская чуткость, помноженная на опыт переживаний. Время для подбора реальной потребности. В математике даже есть такой метод — метод подбора. Ну и, конечно, Матрица Квазипотребностей, которую вам даст эта книга.

«Будь в ресурсе!» — сейчас это настоящий главный девиз нашей реальности. Так вот:

Мужчина в ресурсе — это мужчина, осознающий свои настоящие потребности и пути их реализации.

К чему ведут квазипотребности? Самое частое и распространенное явление — у мужчины появляются Маски. Второе, третье Я. У поступков и причин этих поступков, кажется, нет очевидного повода. А настоящие причины скрывают второе, третье Дно. Так недалеко и до психологических заболеваний, именно так можно оказаться на абсолютно реальном Дне.

Что такое Маска? По своей сути это черта личности мужчины, которая помогает ему, «если нельзя говорить откровенно и рассказывать все, как есть, как можно лучше схитрить, чтобы добиться своего», как пишет Эрик Берн. Психологи называют это явление «персона». Эти Маски появляются еще в детстве, именно тогда маленький брутал впервые осознает, с помощью каких инструментов и манипуляций он может добиться своего. В итоге Особь XY обманывает других, а часто и самого себя относительно своего характера. И своих потребностей.

Особь XY как алхимик — пытается из набора квазипотребностей выплавить свое счастье, удовлетворение, радость. Однако, как истинный алхимик, не получает ожидаемого результата. И снова в плавильный котел жизни отправляются разные наборы явных и скрытых квазипотребностей, и снова на выходе получается брак. Отнюдь не в смысле счастливого обладания семьей…

Природа всеобщего массового проявления квазипотребностей среди мужчин XXI века сложна и проста одновременно. Одна из ее причин в том, что сейчас практически окончена Эра естественного отбора. Как бы ты ни был никчемен, твои базовые потребности пирамиды Маслоу точно удовлетворят и умереть с голоду мужчине точно не дадут. И первыми эти сделаете вы — женщины. Соответственно, Особь XY может сколь угодно фантазировать и безо всякого риска для жизни проявлять свои квазипотребности, раз за разом играя в эту уже безопасную русскую рулетку с незаряженным пистолетом.

Принципиально важно не просто установить истинную потребность, а попытаться определить квазипотребность и уже затем искать ту потребность, которую она закрывает. Это трудный, порой неприятный процесс, метод проб и ошибок, но именно это и только это поможет вам открыть то, что на самом деле хочет Особь XY. Если это не делать, мужчины так и будут похожи на стаи страусов, которые в паническом припадке прячут головы в песке, и лишь торчащие попы в перьях говорят об их «потребностях». Но стоит ли верить попам в перьях?

А теперь, внимание, именно этим мы и занимаемся каждый день, особенно если учесть патологическую трусость мужчин — об этом мы подробно поговорим в главе про мужские страхи.

Никогда не забывайте, что главную роль в Эго мужчины играет его внутренний Ребенок. А, как известно, ребенок считает себя центром вселенной. Соответственно, все происходит в мире из-за него и благодаря ему. И, скорее всего, именно инфантильность Особи XY определяет сценарий появления в его жизни квазипотребностей. Как личность человек по большей своей части формируется уже к семи годам. И реальные потребности к этому возрасту уже тоже сформированы, во всяком случае их фундамент точно уже стоит.

Сказки, книги, герои, которыми в детстве восхищался мужчина, и формируют его потребности и квазипотребности. Это, на мой взгляд, вообще база для отдельного целого исследования. В этой книге я слегка затрону эту тему для диагностики квазипотребности и попробую заставить вас посмотреть на вашу подопечную Особь XY через призму сказочных сюжетов, баталий, принцесс, богатырей, киногероев. Оглянитесь вокруг: сколько среди нас желающих поймать за хвост Золотую рыбку, сидеть на печи, 33 года лежать, а потом взять и чудесным образом трансформироваться в чудо-богатыря, заполучить Серебряное копытце, неразменный рубль и так далее. Узнали? Так вот, все это родом из детства. Спросите у своего мужчины, героем какой сказки или книги, фильма он себя мнил в детстве? И героем какого романа он себя считает сейчас?

Личность — это автономная система мышления, построенная на личном опыте. Проще говоря, наше драгоценное «я». И нам самим эта система мышления неподвластна…

Мураками. Конец света,или Страна чудес без тормозов

Глава 4

Квазипотребности — «свои» и навязанные

Стакан наполовину пуст или полон? Тут, на мой взгляд, все зависит от того, выливаете вы из него или наливаете. Или — кто из него выливает или наливает.

Особенностью мужского восприятия жизни является некий психологический «экстремизм». Это однобокое, прямолинейное и настойчивое понимание способа решения проблем. «Что тут думать? Либо думать, либо делать!» — это суровая логика Особи XY. Спросите мужчин, выступают ли они за возвращение смертной казни? 95% ответят уверенно и самонадеянно — ДА. Абсолютно не подумав о рисках ошибок судебной системы. Это яркий пример экстремистского мышления. И, кстати, это еще одно проявление инфантилизма подавляющего количества людей, гордо носящих звание сильной половины человечества.

Женщина — существо гораздо более сложное и многомерное. Неудивительно то, что, находясь рядом с мужчиной, она начинает на него влиять. «Я его слепила из того, что было…» — эта милая песенка о безысходной «долюшке женской», которая вот уже сотни лет никак измениться почему-то не может.

Мужчина всегда ищет простое и идеальное решение — как расстояние от точки до точки. И этот отрезок не всегда может быть по вкусу окружающим. Особенно дамам.

Еще одна тонкость — мужчина часто купается в лучах направленного на него внимания, придавая себе порой абсолютно незаслуженный вес. Это очень плодородная почва для появления квазипотребностей, особенно если ему в этом помогает близкая женщина или, того страшнее, любимая.

Итак, что часто получается: женщина, как существо более совершенное и тонко чувствующее момент времени, начинает из мужчины делать (усовершенствовать, так сказать) идеал. Прививая ему тем самым привычки, манеры, мысли, желания. И как итог — формируя его потребности. Которые по факту для мужчины становятся квазипотребностями. Что в этом страшного? Чаще всего Особь XY внутренне понимает всю искусственность происходящего. Но какое-то время эта игра приходит ему по вкусу. Затем он делает это через силу. А через какое-то время…

Знаете, любую ветку можно долго гнуть, и она будет успешно приобретать те формы, какие вы захотите. Но стоит вашим действиям дойти до критической отметки, и ветка либо резко выпрямится (возможно, вас больно ударит), либо сломается. Сколько таких надломленных мужчин вокруг — вы только присмотритесь!

А все начинается с, казалось бы, безобидных вещей, например, с гардероба. Как часто вы, милые дамы, говорили своему кавалеру: «Так, дорогой, нужно немного тебе поменять стиль». Потом следует тирада о том, что «я точно знаю, как тебе все это подойдет» и так далее… Одна моя знакомая из своего мужа 10 лет делала денди. В итоге он нашел себе девушку, которая вернула его в джинсы и красные пуховики. И он ушел к ней! Несмотря на двоих детей. Все, конечно, было сложнее, но эта его квазипотребность в модной, стильной одежде была одним из маркеров.

Женщина для своего мужчины может быть вдохновением, музой, любовницей, матерью его детей да и его самого. Может быть трамплином, толчком. А может стать тем, что превратит жеребца в ослика, мачо в чмо, ковбоя в пастуха…

Причем одна и та же женщина для одного и того же мужчины в разное время может быть как из первой когорты, так и из второй.

В какой-то момент появляется замечательный женский инструмент под названием «аркан». Нет лучшего мастера по владению этим инструментом, чем женщина, которая решила им воспользоваться.

Она была матерью его двоих детей. Они считала, что слепила из деревенского парня в зеленых широких штанах гуру бизнеса и маркетинга. Именно ей он обязан был своим успехом, деньгами, шармом и даже популярностью у девочек. И больше всего она боялась, что он однажды упорхнет. И вот появился аркан — нам нужно осесть, не нужно уезжать из этого города, тебе не нужна та компания. А он хотел расти. И потенциал огромный был. И надо сказать, есть и сейчас. И как только появилась дама-трамплин, он слился с ней в экстазе.

Еще одна зарисовка: он всю жизнь мечтал написать книгу. И начал это делать. А она была матерью его троих детей, мнила себя детским психологом (правда, об этом не знали дети и их родители). Она очень сильно испугалась. Испугалась этой страшной 300-страничной гидры, которая превратит ее домашнего мужа-питомца в успешного писателя. Что будет после этого? Куда это его приведет?

Лучше найди нормальную работу! Посмотри на своих нормальных друзей!

А ему было тесно. Масштаб личности, знаете ли, требовал. Аркан не сработал, и в ход пошли действия. Сначала она бросалась в него его же авторскими книгами, потом затеяла скандал на всю страну. А он аркан сбросил и пошел дальше.

Часто Особи XY нужна целая жизнь, чтобы осознать свои очевидные истинные ценности и потребности.

Одна мудрая женщина, мама Никиты Михалкова, однажды сказала: «Мужчину нужно воспитывать, пока он умещается поперек кровати, когда ложиться вдоль — это делать поздно». В этом есть грустная сермяжная правда. К семи годам маленький брутал уже имеет свои слабые и сильные стороны. Встретив Особь XY от 20 лет и выше, не пытайтесь сильно усердствовать в его переделке.

Выход прост и сложен одновременно: усиливаем сильные стороны и нивелируем слабые!

В заключение теоретической части

В первой части книги я постарался в доступной и легкой форме рассказать о природе появления квазипотребностей мужчины, о том, как определить степень его охвата нереальными потребностями.

Мы немного погрузились в формулы потребностей и квазипотребностей.

Уверен, у многих из вас появился вопрос — а делать-то что?

Так вот, далее вас ждет самое интересное — практическая часть, так сказать, почти лабораторные работы.

В ней мы рассмотрим, на мой взгляд, самые распространенные квазипотребности мужчины, их индикаторы, проблемы диагностики.

И самое главное — в конце каждой главы вас ждет Матрица Квазипотребности с практическими простыми ходами-подсказками, что делать и как работать, если ваш мужчина подходит под описание к той или иной главе.

Безусловно, в этой книге не охвачены все квазипотребности, у меня не было такой цели. Но, возможно, это предмет дальнейшего исследования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Квазипотребности: чего хотят мужчины? Попытка эмоциональных размышлений на основе бытовой психологии. Самая смешная книга по психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я