Остров неясных смертей. Интеллектуальный детектив

Олег Александрович Яненагорский

«Несерийный детектив» – так назвал повесть О. Яненагорского один из литературных критиков. Герой, расследующий преступления на одиноком острове – мастер вербальной магии. «Игра в слова» для него всего лишь один из приемов попытки отыскать истину в расследовании нескольких смертей. И не всегда понятно – словесная игра переходит в допрос, или допросы ведутся, как словесные игры? Вдумчивый читатель, наслаждается интеллектуальной составляющей расследования и обретением новых смыслов. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Остров неясных смертей. Интеллектуальный детектив предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая

«Рай на реке Квай»

Женщина опасна для каждого рая.

Поль Клодель

Занесло меня в эту историю с несколькими смертями на тропическом острове совершенно случайно. Хочу сразу о себе кое-что рассказать, да и о других участниках этой печальной истории упомянуть надо, иначе не понятно будет, кто кого и за что убивал.

На пенсию я вышел рано, потому что имел «северный стаж», человек «почти здоровый» и одинокий. Пенсия у меня не большая, но и не маленькая по российским меркам, кое-какие сбережения есть, так что я не бедствую, да и дети иногда помогают. Дочь туристическую путёвку подарила — сначала поездка в Таиланд, а потом морское путешествие на остров. Конечно, и она бы не смогла полную стоимость заплатить, но туристический сезон в Юго-Восточной Азии ещё не начался, да и после пандемии 2019 года меньше стало туристов из Европы и США.

В общем, можно сказать, что живу «в своё удовольствие», путешествую иногда, да ещё после ухода на пенсию, поучиться решил «на старость лет». И поступил в аспирантуру по философии. Понятно, учение философское уже не создам, школу научную не организую, но как средство от старческого маразма серьёзное обучение вполне приемлемо.

Путешествие моё началось в Банконге, самое сильное впечатление произвела статуя лежащего Будды в храме Ват Пхо. Длина Будды 46 метров, а высота — 15! Вся покрыта сверху настоящим золотом, а глаза и ступни покрыты перламутром. Зрелище! Иногда я серьёзно подумываю, что в недавнем прошлом на Земле процветала иная цивилизация, а мы лишь являемся её случайными и нерадивыми наследниками.

Потом была поездка на реку Квай. На этой речке я и познакомился с супружеской парой — Аллой Петровной и Николаем Владимировичем Сидоровыми, а также с Сан Санычем Петровым. А уж затем — вместе мы попали на одинокий остров в тропическом море. Нас туда на туристической яхте «забросили на неделю». Но так уж получилось, что не все живыми в Россию вернулись с того острова.

Ну, я опять забегаю вперёд. Сначала про «Рай на реке Квай». В глубокой юности читал роман «Мост через реку Квай», всё забыл кроме названия — а когда рекламу увидел про путешествие, то и название вспомнилось. Одним словом — поехал… Исторический мост через реку Квай меня очень разочаровал — мостик, а не мост. На этом мостике вдруг в мыслях проявилась фраза: «А может не того подполковника зарезали»? Наверное, какое-то отношение к роману она имела, иначе откуда такие ассоциации?

«Рай на реке Квай» — это хвалёный рекламой отель — несколько домиков на воде или на берегу и ресторан — на понтонах, покрытых досками. Ресторан небольшой — пара десятков столиков. Каждый столик на четверых рассчитан, но можно и сдвигать их для больших компаний.

Вот там за ужином я и познакомился с Сидоровыми и Сан Санычем Петровым. Сидоровы тоже пенсионеры, но постарше меня на несколько лет. Алла Петровна, дама «с повышенной окружностью талии» и большим количеством косметики на лице. Глядя на неё, я вспомнил когда-то прочитанную фразу: «Для того чтобы похудеть, нужно есть понемногу, но часто». Похоже, что Алла Петровна особо усердно выполняла вторую половину этого правила. Зато Николай был худой, точнее сказать — тощий. Кстати, не раз видел такие супружеские пары, у меня никогда не было сомнений, кто там «семейный вампир».

Позднее узнал, что в «лихие девяностые» Сидоровы на чём-то сделали «хорошие деньги», умело вложили их в коммерческую недвижимость, а сейчас живут на ренту и проценты по банковским вкладам. Не сказать, что очень богатые, но не бедные — это точно. Оказались они людьми «хорошо пьющими», и поэтому слишком разговорчивыми. Я за ужином больше помалкивал, как и Николай Владимирович, потому что перебить Аллу Петровну было очень трудно, ибо она одна бутылку мартини за вечер «уговорила».

А вот Сан Саныч показался мне персонажем более интересным. В 80-х годах прошлого века, закончил, по его словам, МГИМО, и отправился на работу во Вьетнам, а потом в Лаос. Да так и застрял на Востоке — ныне владеет маленькой туристической фирмой в Банконге, организует индивидуальные и мини-групповые туры по Юго-Восточной Азии. Что-то у него сорвалось из ранее запланированного, вот он и взялся за краткий тур для Сидоровых — не ахти какой большой доход, но и лишними деньги не бывают. После ужина и дополнительного приёма «горячительных напитков» вспыхнул скандал между супругами. Впрочем, сначала было всё благопристойно, но алкоголь быстро действовал на супружеские мозги. Повод для вспышки Аллы Петровны был чисто символическим — Николай рассказал анекдот о просьбе мужика колдуну — снять старое заклятие. «Как звучало заклятие», — спросил колдун? «Объявляю вас мужем и женой», — ответил мужик. Тут Алла Петровна и разразилась… грубой нецензурной бранью.

Воспользовавшись ссорой супругов, я попрощался, и, сославшись на усталость, пошёл спать. А народ ещё, наверное, до двух часов ночи колобродил в ресторане. Можете себе представить, как трогательно над рекой Квай звучали слова из старой песни — «Зачем он к нам в колхоз приехал, зачем нарушил мой покой»…

Выспался я хорошо и встал на рассвете. Остальная публика ещё спала. Я сидел на понтоне, смотрел на речной туман и слушал щебетание птиц. Тишина и покой… хоть медитацией занимайся.

— Рано Вы что-то поднялись, — раздался рядом голос Сан Саныча, — не возражаете, если я рядом присяду.

— Да ради Бога, места тут всем хватит, — ответил я.

— Что-то я вчера даже не успел как следует с Вами познакомиться… А ведь нам ещё на остров вместе ехать.

Мы посмотрели друг на друга, вспомнили повышенную разговорчивость Аллы Петровны и оба усмехнулись.

— Одно понял, что Вы тоже пенсионер, хотя и молодо выглядите. Как удалось так хорошо сохраниться?

— Север останавливает процесс старения… да к тому же я ни алкоголем, ни работой не злоупотреблял.

— А кем работали на Севере? Нефтяник или газовик? Вообще — по профессии Вы кто?

— Увы, последние годы — маленький чиновник, а до того чем только не занимался, включая микробизнес. Когда-то — после школы — на заводе слесарем работал, и даже на помощника комбайнера учился, но ничего не пригодилось… Да, не интересно это всё, лучше расскажите, чем сегодня туристы будут заниматься? Вы ведь здесь не первый раз…

Сан Саныч махнул рукой:

— И не десятый и даже не двадцатый. После завтрака поедем к горным целебным источникам, по дороге завернём в одну тайскую аптеку. Потом — целебные купания в радоновых источниках, затем — сплав на плотах или в спасательных жилетах до этого отеля, отдых, а вечером возвращаемся на побережье. Могу ночную рыбалку организовать…

— Спасибо. Я не рыбак и не охотник.

— А что так?

— «Когда срываешь былинку, вздрагивает вся Вселенная», — ответил я.

Сан Саныч с уважением посмотрел на меня. Видно редко российские туристы цитируют «Упанишады»1.

— Ладно, пойду побреюсь перед завтраком, — сказал Сан Саныч и удалился.

Оставшись один, я немного повспоминал разговоры за вчерашним ужином, сделал телефоном пару фотографий и вернулся в свой домик для утренних процедур.

Добрые отношения с Сан Санычем в то же утро укрепились в тайской аптеке. У входа стоял большой стеклянный круглый аквариум с коричневой жидкостью, а на дне лежали какие-то ветки, корешки и даже маленькие деревянные бруски. Сан Саныч объяснил, что это знаменитый настой из 77 лечебных трав на крепком алкоголе, и что каждый может попробовать его бесплатно. Помощница аптекаря, миловидная таечка лет двадцати, с красивыми ножками, в коротком белом халатике, поварёшкой наливала настойку каждому желающему. В одноразовый пластиковый стаканчик входило не много — грамм по 30 или чуть больше. Одновременно Сан Саныч рекламировал чудодейственные свойства настойки, которой можно лечить чуть ли не сто болезней. Потом, пока народ рассматривал аптеку, а дамы выбирали бальзамы, масла и прочие лосьоны, обеспечивающие «вечную молодость кожи лица, груди и внутренней поверхности бёдер», Сан Саныч подошёл ко мне

— Может быть, ещё по стаканчику? У меня тут есть «халявные порции», но я злоупотреблять не могу — работа, а Вы-то на отдыхе. Рекомендую купить несколько пакетов травяного сбора — дома на трёх литрах водки можно каждый пакет настоять и пару раз в день по 50 грамм употреблять. Мощное иммуностимулирующее средство.

— Не откажусь, вкус приятный, — приветливо ответил я. Действительно — «на отдыхе я или как»?

Сан Саныч, видимо на тайском языке, переговорил с помощницей аптекаря, и она принесла нам два стакана — ему со стандартной порцией, а мне — в большом — грамм сто или около того. Я глянул на улыбающуюся помощницу, на Сан Саныча, посмотрел на свою дозу и уточнил:

— Может заплатить надо? А то разорю аптеку с такой дегустацией…

— Угощаю, — засмеялся Сан Саныч, — у меня этих доз тут столько за сезон накопилось, что всю группу могу снабдить, да бизнес аптечный не хочу портить. Хозяин — мой давний знакомец, иногда делает мне настойку на очень редких лечебных травах. Женьшень2 по сравнению с ними как баночное пиво против коллекционного коньяка. Ну, давайте, выпьем, да и на «ты» перейдем.

Чтобы закончить рассказ о тайской аптеке, скажу, что я купил три пакета этого чуда-сбора из 77 трав, и перед выходом получил ещё грамм пятьдесят или шестьдесят настойки. Сан Саныч пояснил, что это моя «премия» от аптекаря за покупку трёх пакетов целебного сбора, и пошёл к супругам Сидоровым, которые уже нетерпеливо махали ему с крыльца. В результате употребления этой порции мне стало «совсем хорошо»…

Вы, конечно, можете спросить к чему все эти подробности и имеют ли они отношения к гибели наших туристов? Не могу однозначно сказать, что имело или не имело отношения к убийствам и смертям, но размышляя над поведением Сан Саныча на острове, я вспоминал всё: и наши разговоры на реке Квай, и употребление настойки в горной аптеке… Может быть, зря ему позднее про свой псевдоним сказал? Кто знает, как могла бы сложиться ситуация на острове, если бы не знакомство Сан Саныча с моим литературным творчеством? «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»…

По дороге на лечебные источники Сидоровы, сидящие в автобусе впереди нас, ссорились из-за аптечных покупок Аллы Петровны, а мы с Сан Санычем разговаривали об истории российско-тайских отношений и литературе. Тогда-то я ему и сказал, что пишу рассказы под псевдонимом, а иногда даже публикую их.

Купание в радоновых источниках, посещение водопада и сплав в спасательных жилетах по реке Квай хорошо описаны в туристических буклетах. Поэтому всех интересующихся отправляю к бумажным и электронным справочникам, поскольку к нашей истории это не имеет никакого отношения.

На следующий день после возвращения с реки Квай, рано утром мы встретились в морском порту Паттайя́3, чтобы на яхте отправиться в морское путешествие к острову. Когда я приехал, Сан Саныч и Сидоровы стояли на причале. Мы уже были «группой» и держались вместе. Там же было ещё несколько человек — по внешнему виду «наших». Наверное, со мной многие согласятся — российских туристов за рубежом так же легко узнать, как раньше узнавали советских…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Остров неясных смертей. Интеллектуальный детектив предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Упанишады — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характер, которые подытоживают учения отдельных глав четырёх Вед и обычно встречаются в завершающих частях брахман и араньяк. Являются дополнением Вед и относятся к священным писаниям индуизма. Многие упанишады сохранились до наших дней.

2

Женьшень («Корень жизни») — лекарственное растение семейства аралиевые, растет в Северной Америке, Японии, Китае, России, Корее и Вьетнаме). Считается, что препараты на его основе продлевают жизнь и молодость организма.

3

Паттайя́ — курортный город на юго-востоке Таиланда. Расположен на восточном побережье Сиамского залива, примерно в 165 км к юго-востоку от Бангкока.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я