От дальновидения – к телевещанию

О. Я. Колесниченко

В учебном пособии прослеживаются основные этапы мирового телевизионного процесса с 80-х гг. XIX века по настоящее время. Предмет изучения представлен во взаимосвязи его научно-технических, социально-экономических, политических факторов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От дальновидения – к телевещанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Телевидение является средством получения на приемном конце системы связи изображения, которое соответствует оригиналу, то есть передаваемой сцене или картине.

Приведя такое определение, автор книги «Очерки истории телевидения» В. А. Урвалов отмечает: «С этим определением, взятым из учебника для студентов, изучающих курс телевидения, наверное, согласятся все, кто обращается к телевидению в научных, профессиональных, учебных, информационных или развлекательных целях».1

На наш взгляд, и с обозначением предмета, и с комментарием к нему можно полностью согласиться, а на базе этого универсального толкования предложить следующую более конкретную формулировку:

Телевидение — электронный способ распространения зрительно-звуковых образов реального мира, ставший средством массовой информации (СМИ).

Теперь обратимся к «телевещанию» — к понятию, которое значится в названии данной работы.

Здравый смысл подсказывает: телевизионное вещание относится к телевидению как часть к целому. Это бесспорно. Но в интересах дальнейшего рассмотрения темы следует подчеркнуть его специфику.

Телевизионное вещание — электронное средство массовой информации: регулярная передача по каналам телевидения интересных и важных для зрителя сообщений и материалов согласно заранее объявленному расписанию (программе).

«Телевидение» и «Телевещание»…

В повседневной жизни обе эти категории употребляются как синонимы. Однако в научном издании не будем забывать про их «субординацию». Тем более, что они значительно разведены во времени. Телевидение как таковое («дальновидение») заявило о себе гораздо раньше, чем собственно телевещание, почти на полвека. Так что, можно сказать: телевидение первично, телевещание вторично.

Еще одно существенное уточнение. Современное телевидение включает в себя три важнейших направления деятельности.

1. Разработка и производство технических устройств для подготовки и приема передач. (Телевизионная промышленность).

2. Развитие и эксплуатация каналов связи для распространения зрительно-звуковых сигналов. (Сеть телевизионных коммуникаций).

3. Создание и выпуск в свет информационных, познавательных, развлекательных и других программ для зрительской аудитории. (Система телевизионного вещания).

Первые два направления образуют область телевизионной индустрии, где заняты предприятия радиоэлектроники и технические центры связи, профильные научно-исследовательские учреждения.

Третье направление представляют телевизионные вещательные компании-редакции СМИ.

Как обещает подзаголовок на титуле книги, здесь будет рассмотрен процесс последовательного развития телевидения от зарождения и становления до сегодняшних дней.

По мнению известного исследователя Р. А. Борецкого, для телевидения правомерно исчислять «две истории: первую — как историю технического средства и вторую — как историю средства массовой информации»2. Пользуясь терминологией того же автора, мы в данной работе сосредоточим основное внимание на «инженерной истории» ТВ, начало которой усматривается в 70—80 г. г. XIX века, с возникновением реальных научно-технических предпосылок «дальновидения».

В обоснование такого подхода скажем следующее. По — настоящему познать телевидение в его становлении и развитии невозможно в отрыве от технического прогресса в этой отрасли. Во-первых, именно технический прогресс задавал тон в триумфальном шествии телевидения по планете, в неуклонном упрочении позиций ТВ среди других средств массовой информации и видов духовной культуры. Во-вторых, само телевизионное искусство есть, в сущности, искусство «машинное»: воплощение любого творческого замысла здесь может быть осуществлено только при помощи техники.

Из таких соображений автор и попытался придать данной работе характер своеобразного научно-технического «пролога» ко всеобщей истории телевидения. Будет показано, как создавались основы современной аудиовизуальной индустрии, складывались системы цветопередачи и видеозаписи, способы распространения сигнала, как проходила и проходит в наше время смена поколений телевизионных технических средств.

Итак, предмет данной работы очерчен главным образом в плоскости естествознания в системе точных, инженерных дисциплин. Под таким углом зрения телевидение предстает как прикладная наука, в теоретический фундамент которой входят положения радиотехники, фотоэлектроники, светотехники, геометрической оптики. Кроме того, телевидение решает свои задачи, опираясь на достижения математики, физики, химии, биологии, физиологии, психологии, теории информации, кибернетики и многих других наук.3

Развитие телевидения тесно связано с общим прогрессом науки и техники. В его биографии можно увидеть признаки воплощения в практику многих открытий, которые, будучи вначале достоянием других наук, вошли затем в телевизионную техническую конгломерацию — комплекс разного рода приборов и аппаратов, машин и механизмов. С этим же связана особенность наиболее крупных инженерно-конструкторских достижений в нашей отрасли. В большинстве случаев изобретатели-телевизионщики находчиво «соединяли» (нередко при этом видоизменяя, подгоняя друг к другу) то, что было открыто до них. Так вышло, например, с разработкой современных систем передачи и приема видеосигналов. Обе эти системы смогли появиться благодаря созданной ранее электронно-лучевой трубке, а та в свою очередь явилась результатом усилий ряда специалистов и ученых по реализации возможностей открытого еще до них внешнего фотоэффекта…

Именно такой вот «составной» характер телевидения не позволяет назвать одного творца, вынесшего на своих плечах груз столь грандиозного изобретения. Делая на этом акцент, В. А. Урвалов обращается к смежным отраслям электросвязи к телеграфу, телефону и радио. Имена их основоположников хорошо известны. Электромагнитный телеграф изобрел в 1832 году русский ученый и дипломат Павел Петрович Шиллинг. Изобретателем телефона (1876) признан учитель бостонской школы глухонемых специалист по акустике и артикуляции речи Александер Грейан Белл. Радиосигнализацию впервые в мире публично демонстрировал 7 мая 1895 года преподаватель физики Кронштадтского минного офицерского класса Александр Степанович Попов. Своих конкретных «прародителей» имеют фотография (Луи Дагер, 1839г.) и кинематограф (Луи и Огюст Люмьеры, 1895г.). Ну а кто изобрел телевидение? Прямо ответить на этот вопрос историки научно-технического прогресса затрудняются.

Изданная в 1990 году книга В. А. Урвалова «Очерки истории телевидения», на которую уже были и не раз еще будут ссылки, содержит в себе два внушительных приложения. Это список литературы и именной алфавитный указатель. В первом из них представлено 120 трудов по различным вопросам телевизионной техники и технологии; во втором названы имена 214 человек с обозначением их личного вклада в открытие, становление, успешное развитие телевидения как прикладной науки и прогрессирующей аудиовизуальной индустрии. Второй список особенно впечатляет. В нем наряду с разработчиками ТВ-систем, учеными и специалистами в области электронных коммуникаций встречаем известных философов, писателей, космонавтов, архитекторов и строителей, видных государственных деятелей.

И все это, заметим, в источнике от 1990 года. Но с тех пор минуло почти четверть века: сколько за это время произошло яркого, примечательного в нашей отрасли, которая ныне вступила в эпоху цифрового, сверхточного, мобильного, стереоскопического телевидения, интернет-вещания!

Предлагаемая работа имеет целью передать и эти «последние известия»: отобразить, осмыслить особо значимые события и факты новейшей истории ТВ.

Отслеживая «инженерную» биографию телевидения, невозможно исключить из обзора процесс превращения домашнего экрана в средство массовой информации — отвлечься от его «гуманитарной» истории. Оба эти начала глубоко взаимосвязаны, неотделимы. Не раз придется по ходу изложения заявленной темы вникать в ее политические, организационные, экономические и, конечно, журналистские, творческие аспекты. Будучи сам «гуманитарием» и чувствуя себя в этой сфере более раскованно, автор рискнет высказать и отдельные положения, которые не «подстроятся» к современным подходам. Разумеется, в таких случаях свои «из ряда вон выходящие» суждения автор постарается максимально обосновать.

Книга адаптирована к преподаванию предмета в вузах и других учебных заведениях. В приложении читатель найдет учебную программу по дисциплине «История телевидения», одобренную кафедрой режиссуры кино и телевидения Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Остается сказать, что данная работа — вторая редакция учебного пособия «От дальновидения — к телевещанию», выпущенного в 2011 году. В новое издание вместе с изменениями и дополнениями по тексту включен иллюстративный материал.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От дальновидения – к телевещанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В. А. Урвалов. Очерки истории телевидения. — М., «Наука», 1990, с. 8.

2

Р. А. Борецкий. История телевидения: выбор точки отсчета. — «Вестник МГУ. Серия 10, Журналистика». 2007, №2, с. 10—11.

3

*Абстрактную формулировку «… и многих других наук», примененную в данном случае В. А. Урваловым, «расшифровывает» В. Л. Цвик. Рассматривая телевидение не только в технической, но и в гуманитарной плоскости, как средство массовой информации, исследователь называет еще ряд научных аспектов познания ТВ, в т.ч. историко-филологический, политологический, искусствоведческий, с вкраплениями сведений экономического, социологического, юридического характера. — Подробнее: «Вестник Московского университета», серия 10, Журналистика, 2009, №4, с. 18—19.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я