От дальновидения – к телевещанию

О. Я. Колесниченко

В учебном пособии прослеживаются основные этапы мирового телевизионного процесса с 80-х гг. XIX века по настоящее время. Предмет изучения представлен во взаимосвязи его научно-технических, социально-экономических, политических факторов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От дальновидения – к телевещанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II Покорение планеты

Бег «электронной лавины»

В течение первых послевоенных лет телевидение как бы сосредоточивалось, готовясь к прыжку. Затем последовал резкий скачок. Разразился «телевизионный бум», начало которому положили американцы.

Бурный прогресс телевидения США в конце сороковых годов сравнивают с развитием скоростных автомагистралей и реактивной авиации. Если в 1946 году в стране насчитывалось 10 000 телевизоров, а в 1947 году 17 500, то в 1950 году их стало 3 800 000! Уже в 1947 году в США действовало 29 заводов, производящих телевизоры; к 1950 году их число перевалило за сотню. Правда, во время войны, развязанной американцами в Северной Корее в 1950—1953 годах, этот процесс несколько замедлился, но затем вновь начал набирать обороты. Уже тогда телестанции работали по 18 часов в день, а в крупнейших городах круглосуточно.

Параллельно в Советском Союзе разрабатывалась и вводилась в действие программа охвата телевещанием 1/6 планеты. В 1956 году ХХ съезд КПСС записал в своих директивах на новую пятилетку:

«Создать специальные каналы связи для обмена программами между телевизионными центрами Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик и крупных городов страны».

Набирающий силу потенциал СССР позволил достичь этой цели в предельно короткие сроки. Вот темпы роста наземных передающих средств в 1956—1960 г.г. (См. таблицу)

Развитие сети телецентров и ретрансляторов в СССР в 1956—1960 г.г.

За сухими цифрами — радость приобщения к телеэкрану все новых тысяч семей. Тогда эфирные волны несли знания о мире, красоту, духовность, нравственность, прививали высокие и чистые помыслы. Главным героем в кадре был человек труда. Передвижные телестудии вели зрителей в цеха заводов, в научные лаборатории, на поля, на стадионы, в театральные и концертные залы.

Вспоминая то время, Л. Глуховская (бывшая редактор — выпускающая ЦСТ) сравнивает телевидение 50-х годов с ребенком, которого изрядно баловали. Давали право показывать новинки отечественного кинематографа уже через неделю, а театра через месяц после премьеры… Была зеленая улица концертным, спортивным трансляциям. «Если прибавить к этому возможность регулярных просмотров шедевров мирового кино, то в известном смысле можно и позавидовать телезрителям пятидесятых».41

Добавим, что по поручению правительства с 1951 года при выпуске каждого нового фильма на киноэкраны страны стали печатать дополнительную копию, для телевидения.

Тогда, в условиях «малокартинья», значительный удельный вес в художественном вещании занимали прямые трансляции театральных спектаклей. Качество этих передач постоянно совершенствовалось. Операторы старались с помощью специальных светофильтров высвечивать темные сцены, возникающие по ходу представления. Но это нередко создавало дискомфорт зрителям непосредственно в зале, нарушало световую партитуру самой постановки, выдавало некоторые скрытые приемы театральной «кухни». Наконец, компромисс был найден. Стали практиковать т. н. «откупные» спектакли. Телевидение закупало все места в зале. Трансляция проводилась без зрителей, ТВ-камеры устанавливались в партере на специальных станках, а на темных сценах концентрировали более высокую освещенность.42

Впрочем, такая методика применялась недолго. Уже 31 декабря 1957 года Центральная студия телевидения показала первый экранизированный спектакль, снятый для телевидения на кинопленку, — спектакль Академического Малого театра «Правда хорошо, а счастье лучше» (производство киностудии им. Горького по заказу ЦТ).

Входя в наш быт, домашний экран менял уклад, стиль жизни. Сверяясь с собственными впечатлениями той поры, нельзя не согласиться с Н. А. Голядкиным, который пишет: «Обладание телевизором укрепляло престиж владельца в ближайшем окружении… Смотрение телевизора было ритуалом, близким к религиозному, и телевизор часто ставили в красном углу» и украшали, как икону, вышитой салфеткой и бумажными цветами».43 Можно в дополнение заметить, что у голубого экрана рассаживались не только члены семьи, но зачастую и соседи, не имевшие пока своих телевизоров. И еще одна деталь, которая сейчас кажется невероятной, но так было. Окончив вечерний просмотр, многие, перед тем как раздеться и лечь в постель, завешивали экран достаточно непроницаемой тканью; доводилось встречать и телевизоры с закрывающимися створками типа шкафа…

Что же касается телевизионных приемников послевоенного периода, то они немало лет оставались в дефиците. Промышленность и торговля с трудом успевали удовлетворять растущий спрос. Вслед за первой отечественной моделью «17-Т-1» с заводских конвейеров уходили в продажу телевизоры «Москвич-1», затем «Ленинград Т.2» и, наконец, «КВН-49», самый популярный и массовый в пятидесятых годах «народный телевизор». Название «КВН» — производная от фамилий создателей аппарата: его сконструировали В. К. Кенингсон, Н. М. Варшавский и И. А. Николаевский. Телевизор имел экран размером 18 см. по диагонали, но изображение на нем можно было увеличить с помощью пузатой линзы, заполнявшейся дистиллированной водой или глицерином. Серийное производство «КВН — 49» продолжалось почти 20 лет. До сих пор существуют вполне работоспособные КВН, не знавшие ремонта и профилактики!

В то время как жители наиболее крупных городов и прилегающих к ним территорий упивались «электронным чудом ХХ века», потенциальные телезрители других краев и областей с нетерпением ждали, когда и они окажутся в зоне телевизионного вещания. Но возможности государства не позволяли удовлетворить всех сразу. Какие-то территории попадали во вторую, третью очередь планового охвата ТВ-вещанием. А ускорить дело очень хотелось! И тогда на волне общего нетерпения зародилось такое уникальное начинание, как местная вещательная самодеятельность на базе любительских телецентров. Опережая государственных проектировщиков, подрядчиков, производителей стандартного оборудования, энтузиасты в провинции при поддержке партийных и советских органов создавали как бы временные ТВ-центры методом «народной стройки». И, что называется, на свой страх и риск начинали готовить и показывать передачи к великой радости земляков. Многие из любительских телецентров впоследствии стали базой государственных. В частности, именно так зарождалось телевидение в Краснодарском крае.

В Москве же «дальновидению» становилось тесно в вещательной зоне старой Шуховской башни. Требовалась более высокая опора для антенны. В 1957 году был объявлен конкурс на проектную разработку нового передающего объекта. Победу одержала группа зодчих в составе: архитекторы Леонид Баталов, Моисей Шкур, Дмитрий Бурдин, конструктор Николай Никитин. Принципиальная новизна проекта состояла в том, что он предусматривал не металлическую мачту, а сооружение из бетона, который только входил в производство. И другой момент. Башня высотой 540 метров, заложенная в микрорайоне «Останкино», строилась почти без фундамента: в самом глубоком месте он уходит в грунт на 4,5 метра. Залог устойчивости в том, что масса основания во много раз превосходит массу стержня. По легенде, облик башни Николай Никитин придумал за одну ночь, взглянув на перевернутую лилию. Толстый стебель цветка в воображении конструктора стал мачтой, а крепкие лепестки — опорами.

Останкинская башня вошла в строй в 1967 году. Это был достойный и, без преувеличения — всенародный подарок к 50-летию Октябрьской социалистической революции. Ряд лет московская «великанша» удерживала титул самого высокого здания в мире, пока первенство не перехватила Канадская национальная башня (Си-Эн-Тауэр), взметенная в небо на 553 метра.

А теперь мысленно проделаем «отъезд камеры» и обратимся к панораме мирового процесса. Мы увидим, что «телевизионный бум» обретает уже глобальные масштабы, распространяется на новые страны, на другие континенты.

Если в 1950 году регулярное телевидение имели только США, Англия, Франция и СССР, то затем к ним стали присоединяться:

в 1951 Голландия, Япония, Куба, Бразилия;

в 1952 Польша и Аргентина;

в 1953 Бельгия, Швейцария, Филиппины и Таиланд;

в 1954 Западная Германия, Чехословакия, Дания, Италия,

Восточная Германия;

в 1955 Люксембург, Испания, Австралия, Алжир и Ирак;

в 1956 Австрия, Португалия, Швеция;

в 1957 Румыния, Югославия;

в 1958 Венгрия, Китайская Народная Республика, Кипр;

в 1959 Болгария, Индия, Ливан;

в 1960 Финляндия, Норвегия, Египет, Новая Зеландия.

Всего к началу шестидесятых годов программные телецентры действовали уже в тридцати девяти странах мира. Причем в СССР к тому времени удалось охватить телевещанием две трети населения, а совокупный объем среднесуточной трансляции — нарастить с 15,3 часа в 1955 году до 276,5 часа в 1960-м.

Дальнейшее развитие событий историки ТВ характеризуют как «стремительный бег электронной лавины». Согласно мировой статистике, в 1953 году телевидение имели 14 стран, через десять лет — 70, а еще через пятнадцать лет, в 1978 году, — 138 стран. За четверть века — десятикратный рост. В 1965 году в мире насчитывалось 186 миллионов телевизоров, в 1985 году — 661 миллион, а в 1991 году — 1,2 миллиарда при населении земли 5,5 миллиарда человек.

Если продолжить аналогию с электронной лавиной, то нужно отметить, что скорость движения этой «лавины» на разных территориях планеты и в разные периоды времени была не одинакова. На первых порах она с ураганной быстротой пронеслась по Соединенным Штатам. В начале 50-х годов, по усредненным мировым данным, из каждых 10 телевизоров 9 находились в Северной Америке. Спустя десять лет соотношение изменилось. Теперь уже более половины телевизионных приемников было сосредоточено в странах Европы. В те же шестидесятые годы на долю Азии приходилось лишь 8 процентов от общего числа телевизоров, на долю Южной Америки, Африки и Океании, вместе взятых, — всего 4 процента. Что же касается США, то их удельный вес в телевизионном парке планеты составлял уже менее 40% против 90% в начале пятидесятых годов.

К приходу III тысячелетия зафиксировано 1,5 миллиарда телевизоров.44 С учетом ежегодного прироста, который мировая статистика принимает за 5%, их сегодня уже 2 миллиарда 688 миллионов штук… Распределены они весьма неравномерно. Для получения более конкретной картины используют показатель «телевизионнойплотности»: количество телевизоров на сто человек населения. Если учесть что число жителей планеты в настоящее время превысило 7 миллиардов, то при наличии на земном шаре около 2,7млрд. ТВ — приемников, средняя «телевизионная плотность» близка к 40. То есть, на каждых 100 жителей Земли приходится 40 телевизоров. Этот показатель опускается до 1 или иного однозначного числа в странах Африки, особенно южнее Сахары, и поднимается почти до 100 в Соединенных Штатах, Канаде, Японии, ряде государств Западной Европы. Американцы, например, говорят, что у них телевизоров «больше, чем водопроводных кранов». Страны бывшего СССР имеют показатели поскромнее, а наибольшая «телевизионная плотность» отмечена в России и Грузии.

Таковы некоторые цифры и факты, характеризующие развитие телевидения после Второй мировой войны. Они, конечно, впечатляют. Но, думается, одних этих данных не совсем достаточно, чтобы осмыслить столь масштабное явление. Наверное, должны были совместиться и некоторые условия, обстоятельства, предпосылки, в силу которых мировой телевизионный процесс оказался настолько интенсивным?

Остановимся на них отдельно.

Катализаторы процесса.

Итак, что же обеспечило ускоренный подъем мирового вещательного телевидения? Какие важнейшие моменты, или факторы, определяли тот процесс?

Обобщая различные материалы по истории вопроса, можно выделить четыре основные группы факторов: экономические, политические, национальные и ситуационные.

Экономические факторы.

Исключительно эффективным рычагом подъема оказалась реклама. Открытие ее финансовых возможностей относится к началу 40-х г. г. ХХ века: 1 июля 1941 года в американском телеэфире прошла первая коммерческая информация. В кадре на 10 секунд появились часы марки «Булова». Рекламодателю это обошлось в 9 долларов: 4 доллара стоило эфирное время и 5 — «обслуживание». И хотя вскоре вмешалась война, механизм взрывоподобного взлета телевизионной индустрии США уже был запущен.

В становлении американской телерекламы был своего рода пробный период. В течение нескольких лет власть и бизнес присматривались к «ноу-хау». Были обкатаны разные формы подачи коммерческой информации, показаны сотни рекламных роликов, заставок. Причем, пока шел эксперимент, вещатели брали плату с заказчиков только за изготовление аудиовизуального материала, а эфирное время под рекламу предоставлялось бесплатно. Наконец, Федеральная комиссия по связи США разрешила телестанциям взимать деньги с рекламодателей и за вещательное время. Американскому телевидению дано было право развиваться на полной коммерческой основе. Вслед за радио оно отказалось от абонентской платы и правительственных субсидий — во имя права «превращать эфир в золото».45

Действительно, получение телевизионной лицензии обеспечило такие прибыли, что один из тогдашних руководителей ТВ в шутку охарактеризовал выделение ему канала как «лицензию на право печатать деньги».46

Сегодня этот источник благ не менее привлекателен — объем рекламных доходов американского телевидения составляет 30 млрд. долларов в год. По мнению Билла Клинтона, бывшего президента США, в экономическом плане аудиовизуальное производство перспективнее автомобильного.47

Возвращаясь к истокам американского «электронного бума», пусковым механизмом которого оказалась реклама, отметим, что она же определила особый путь США в мировом телевизионном процессе. Здесь телевидение развивалось в сфере частной собственности, акционерного капитала. Возникшие в 30—40 г.г. на базе коммерческих радиосетей первые телевизионные компании США разрослись на рубеже 40—50 г. г. ХХ века в гигантские общенациональные частные телесети. Перечислим их в порядке появления:

«Нэшнл бродкастинг компани» (Эн-би — си);

«Коламбия бродкастинг систем» (Си-би-эс);

«Америкен бродкастинг компани» (Эй-би-си).

Каждая из этих сетей вобрала в себя не меньше, чем по 200 телевизионных станций. Спустя четверть века, в 1980 году, к ним присоединилась «Кейбл ньюз нетуорк» (Си-эн-эн). А в середине 90-х в ряду медиагигантов занял свое место круглосуточный информационный канал «Эм-эс-эн-би-си», созданный совместными усилиями компании «Майкрософт» и корпорации «Эн-би-си».

Здесь отражена далеко не полная структура современного американского телевидения. Его экономика такова, что объем выпускаемой телепродукции превосходит пропускную способность радиочастотного ресурса, выделенного Штатам по международным соглашениям. Поэтому часть создаваемых в стране программ уходит на экспорт, принося за год в среднем 2,3 миллиарда долларов.

Помимо чисто коммерческих, в США действуют телевизионные организации культурно-просветительского профиля. Они существуют на субсидии от правительства, взносы различных фондов и частные пожертвования. Все они сгруппированы в национальную сеть «Общественная вещательная система» (Пи-би-эс), которая ведет передачи на всю страну с 1970 года. Если коммерческиесети выпускают однотипную продукцию для массового зрителя, то Пи-би-эс показывает содержательные программы по науке и технике, специализированные детские передачи развивающего характера, классические театральные постановки, серьезную музыку, «интеллектуальное кино». Правда, в национальном эфире Пи-би-эс отнюдь не задает тон — число ее постоянных зрителей не превышает 3% от всей телевизионной аудитории.48

В системе американского телевещания своеобразно положение правительства страны. Если, к примеру, в России оно располагает собственной сетью (ВГТРК), то в Соединенных Штатах правительство своего канала не имеет, а заказывает нужные ему передачи на других каналах или покупает эфирное время.

То обстоятельство, что американское ТВ в финансовом и административном плане обособлено от правительства, вовсе не исключает больших материальных затрат государства на развитие телеотрасли. Так, внедрение в США цветного телевидения обошлось госбюджету не дешевле создания атомной бомбы. Переход на современное цифровое вещание превысил по затратам стоимость пилотируемого полета на Луну космического корабля «Аполлон».49

Но все же, двигателем телевизионного прогресса в США в решающей мере стала коммерческая реклама. Американцы выступили пионерами негосударственного, частного телевидения, намного опередив в этом отношении другие страны. Так, в Старом Свете первые частные телестудии были только в 1955 году разрешены в Великобритании, с середины 60-х начали явочным порядком возникать в Италии.

В отличие от Соединенных Штатов, в остальном мире динамика развития отрасли определялась не столько активностью бизнеса, сколько материальными ресурсами государства и достатком граждан.

Наблюдения за «телевизионным обустройством Земли» показали: организация регулярного вещания по-настоящему возможна там, где при всех прочих условиях годовой доход на душу населения составляет не меньше 200 долларов. Только тогда реально складывается приемная сеть — люди начинают приобретать и устанавливать у себя телевизоры. При среднедушевом доходе 400, 600, 800 долларов в год население раскупает телевизоры соответственно в два, в три, в четыре раза быстрее. При доходах на уровне 1000—1200 долларов аппаратура буквально разметается с прилавков. А страна с доходом от 1400 долларов на душу населения может в считанные месяцы «ощетиниться» лесом телевизионных антенн, как это произошло, например, в нефтедобывающих Арабских Эмиратах. И наоборот: где экономические условия не позволяют основной массе населения приобретать телевизоры и передачи остаются источником развлечения местной элиты, там телевизионная отрасль влачит полунищенское существование, ее становление затягивается на многие годы. Подтверждение тому судьба ТВ в так называемых банановых и островных республиках Южной Азии, в ряде вечно голодающих африканских стран с их режимами диктаторов и олигархов.

Фактор экономики давал о себе знать и в форсированном развитии советского телевещания в 50—80 г. г. Этот катализатор действовал в двух направлениях. Во-первых, по линии комплексного использования ресурсов народного хозяйства для нужд телеотрасли. И, во-вторых, в плане максимальной доступности телезрелищ для рядовых граждан.

По поводу первого направления. Помимо Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, в советский период сфера электронных средств массовой информации являлась предметом деятельности еще четырех союзных министерств. Таковыми были:

Министерство связи,

Министерство промышленности средств связи,

Министерство радиопромышленности,

Министерство электронной промышленности.

Вообще же к решению задач технического развития и перевооружения электронных средств массовой информации были привлечены предприятия более 15 министерств и ведомств. Заводы министерства электротехнической промышленности поставляли для телевидения светильники и лампы, министерства приборостроения — вычислительную технику, министерства машиностроения — видеомагнитофоны. Предприятия Минхимпрома выполняли заказы на кино — и видеопленку. В системе Госкино было несколько крупных производств, обеспечивающих Гостелерадио СССР оптикой и кинотехникой. Войска связи помогали строить сети телерадиовещания в самых дальних и трудных районах страны.50 По свидетельству Н. Н. Месяцева, руководившего системой радиовещания и телевидения СССР в 1964—1970 г.г., при возведении Телевизионного технического центра и самой высокой в мире телебашни в Останкине правительство скооперировало деятельность почти 600 заводов, а в целом государственные затраты на нужды вещания превышали бюджеты некоторых союзных республик.51

Теперь о втором направлении. Как уже отмечалось, массовость телевещания прямо пропорциональна его доступности людям в материальном плане. С 1962 года в стране была отменена абонентская плата за пользование телевизором и радиоприемником, которая составляла соответственно 12 и 3,6 руб. в год, а оставлена лишь за радиоточку 6 руб.* Вместо абонплаты ввели 20% надбавку к розничным ценам на телевизоры и 15% — на радиоприемники. Так, телевизор «Рекорд», стоивший в 1961 году 140 рублей, в 1962-м стал продаваться за 168, но зато его владелец теперь освобождался от платы за телепросмотр. И уже через пару лет торговая надбавка в 28 рублей фактически погашалась, и дальнейшее пользование телеприемником становилось для гражданина бесплатным.**Между тем расходы на телерадиовещание росли и уже далеко не перекрывались сборами с абонентов проводного радио и торговыми надбавками на продаваемые приемники. Однако правительство не перекладывало бремя дополнительных затрат на телезрителей и радиослушателей, старалось найти иные финансовые источники. Характерны балансовые показатели Гостелерадио СССР за 1985 год. При общей сумме расходов 1835 млн. рублей доходы от абонплаты за радиоточки составили 500 млн. и от торговых надбавок 424,5 млн. руб. — итого получено от населения 924 млн. руб., что оказалось вдвое

меньше понесенных издержек. А возмещение второй половины затрат было произведено в основном за счет налога с оборота госторговли и свободного остатка прибыли предприятий и организаций, смежных с телерадиовещательным комплексом.52 Налицо, таким образом, протекционистский (от лат. рrotection-защита, покровительство) подход советского государства к отечественному телевидению. Да и к телезрителям

тоже.

Подобными методами развивали у себя электронные СМИ Народная Социалистическая Республика Албания, Народная Республика Болгария, Социалистическая Республика Вьетнам, Германская Демократическая Республика, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Куба, Монгольская Народная Республика, Польская Народная Республика, Социалистическая Республика Румыния, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Эти страны, ориентируясь и опираясь на СССР, осуществляли социалистические преобразования и придерживались единых или близких по сути подходов, в том числе и в сфере телевизионного вещания.

В капиталистическом мире в 50—70 г.г. ускоренный подъем телеотрасли также определялся экономической поддержкой со стороны государства. То есть, был тот же государственный протекционизм. Казалось бы, не согласуется это с классической рыночной моделью буржуазного строя, не так ли? Но надо учесть, что первые центры ТВ-вещания возникали в системе радиотехнических узлов связи, а радиосвязь находилась в распоряжении правительственных органов, финансировалась из бюджета. Как следствие, исходной формой собственности на здания, сооружения, оборудование первых телекомпаний была и на Западе государственная собственность. Исключение составили телевизионные сети США, где они изначально создавались на средства коммерческих радиостанций («Ар-си-эй» Д. Сарнова одна из них). Практически в абсолютном большинстве стран капитала «телевизионный бум» имел место, как и в соцстранах, в условиях государственной монополии на вещание. Так, во Франции частное телевидение было законодательно разрешено только в 1982 году, в Федеративной Германии в 1985, в Голландии в 1987, а в Испании лишь в самом конце 90-х., когда в названных странах вполне сложились общенациональные каналы на бюджетной основе.

Ну а с течением времени «телевизионное хозяйство» большинства государств, так или иначе, становилось многоукладным, испытывая на себе как плюсы, так и минусы свободного рынка.

Переходим теперь к факторам политическим. Здесь и далее, до конца раздела, придется еще больше отвлечься от «инженерной» темы, заявленной нами в качестве основной, и заострить внимание читателя на вопросах, связанных с управлением, идеологией, общественной психологией, углубиться в гуманитарную область. Но без этого нельзя объективно разобраться в научно-технической биографии телевидения, ибо оно обращено к миру не иначе как своей «вещательной» стороной. А телевизионное вещание есть средство массовой информации, социальный институт, который, без преувеличения, оказался в самом эпицентре общественной жизни. Ведь не случайно все современные государственные перевороты, или попытки таковых, непременно сопровождаются захватом «малой кнопки», а любые политические демонстрации и митинги не начинаются до тех пор, пока не прибудет телевидение…

Итак, телевидение и политика.

История сохранила одно-единственное свидетельство об отношении к телевидению В. И. Ленина. Но это довольно примечательный документ.

В апреле 1921 года на имя председателя Совета народных комиссаров Ульянова (Ленина) поступило сообщение из наркомата почт и телеграфа:

«Изобретен новый фотоэлемент, который в соединении с усилительной лампой дает возможность в некотором удалении (20—30 м.) констатировать выделение радио (колебательной) энергии. Рупор, наставленный на предмет (черный или белый), при действии этого элемента передает посредством приемной радиостанции изображения на экран. При усовершенствовании прибора можно достигнуть следующих результатов:

1) видеть на экранах подвижное изображение говорящего человека при радиотелефоне;

2) иметь на экране движущуюся неприятельскую эскарду на расстоянии сотен верст».

Прочитав письмо, председатель Совнаркома отметил первый пункт на полях крестиком («Х»), а 18 апреля 1921 года написал управляющему делами СНК:

«т. Горбунов! Помогите усовершенствовать и, когда доведут до Х, скажите мне. Ленин». (П.с.с., т. 52, с. 154).

Как справедливо подчеркивает В. А. Урвалов, комментируя документ, Ленин в первую очередь проявил интерес не к военному применению телевизионного прибора — он сразу же оценил огромное политико-воспитательное значение «подвижного изображения говорящего человека при радиотелефоне» и взял на заметку эту важную работу.53

Выше отмечено, что уже перед Второй мировой войной руководство Германии и Советского Союза начало активно «загружать» свое телевидение общественно-политическими материалами. В дальнейшем способность «голубого чародея» не только развлекать, но также информировать зрителей о значительных событиях, просвещать, убеждать, агитировать словом, воздействовать на аудиторию в нужном направлении стала все шире использоваться властями всех стран. Пришло понимание того, что чем более развиты общенациональные телеканалы, тем плодотворнее они выполняют следующие очень важные для любого государства функции:

объединение жителей страны вокруг центральной власти, той или иной общей идеи;

сохранение и защита национальной культуры.

Интересно проследить, как за период 1930—1970 г.г. менялось официальное название государственного органа, ведавшего в нашей стране вещательной деятельностью.

1933 г. — Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете народных комиссаров СССР.

1957 г. — Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР.

1970 — Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.

1978 — Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР)

За «сменой вывесок» — отражение все более растущей значимости аудиовизуальных средств массовой информации. Будучи с 1933 года на протяжении 37 лет только «при власти» (комитет при Совнаркоме, Совмине), штаб отрасли в 1970 году становится уже частью исполнительной власти (комитет Совета Министров). А с 1978 года из названия ведомства исчезает и упоминание о Совете Министров, а электронные СМИ в виде системы Гостелерадио СССР напрямую подчиняются главе государства. Обратим внимание и на подвижки с понятием «телевидение». Если в 1957году оно только появляется в названии государственного органа в дополнение к радиовещанию, то через тринадцать лет (1970) уже выдвигается в блоке этих понятий на первое место. Приоритет телевидения становится фактом.

Показательна и все большая концентрация внимания телевизионных журналистов, режиссеров, операторов на вопросах разъяснения, пропаганды, проведения в жизнь идей и решений КПСС — руководящей и направляющей силы советского общества. Вот, как возрастал удельный вес общественно-политических программ в совокупном вещании центрального телевидения:

1954 г. — 10%;

1960 г. — 35%;

1984 г. — 53% годового объема телевещания.

Итак, электронные средства массовой информации Советского Союза были непосредственно «встроены» в систему государственного управления и, в свою очередь, направлялись коммунистической партией как партией власти. При этом телерадиоотрасль, выполняя возложенные на нее задачи по идеологическому обеспечению хозяйственного и культурного строительства, сама получала ускоренное развитие.

Знаменательно, что уже в наши дни подход руководства СССР к обновлению производственной базы телевещания стал темой передовой статьи отраслевого научно-технического журнала «BROADCASTING» (2007 г., №7).

Вот эта статья под названием «Сохраним связь времен!». Ее автор Ю. Н. Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России, выражает поддержку принятой Правительством РФ «Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008—2015 годы», надеясь увидеть в ней продолжение хорошей советской традиции. Ю. Н. Припачкин напоминает: ровно 70 лет назад был разработан первый аналогичный отечественный документ: «Основные направления телефикации в СССР», на базе которого в следующем 1938 году был разработан План телефикации СССР. Этот план позже вошел в состав третьего пятилетнего плана СССР на 1938—1942 г.г., одобренного в марте 1939 года ХVIII съездом ВКП (б). Хотя выполнение «плана телефикации» затянулось в связи с Великой Отечественной войной, в соответствии с ним были модернизированы телецентры в Москве и Ленинграде, внедрен новый высококачественный телевизионный стандарт (вначале на 441 строку, но замененный позже на 625 строк), построены телецентры в Киеве, Тбилиси и Минске, началось серийное производство бытовых телевизоров и было разработано типовое оборудование для телецентров.

«Впоследствии, — пишет Ю. Н. Припачкин, — в среднем раз в пять лет Гостелерадио СССР совместно с Минсвязи СССР инициативно (выделено мной — О.К.) готовили большое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам дальнейшего развития телерадиовещания в стране… Последнее такое Постановление было выпущено более двадцати лет назад (№889 от июля 1984 года); в нем был четко расписан план развития сетей телерадиовещания и связи, строительства и реконструкции объектов, производства оборудования на 1985—1990 годы и ставились задачи с 1990-го по 2000 год. Хотя формально сроки действия этого документа уже прошли и „мир изменился“, но очень похоже, что Постановление это до сих пор выполняется: практически все новостройки и реконструированные объекты последних лет на территории России и республик бывшего СССР значились в его многочисленных приложениях!»

Говоря о политических предпосылках расширения мирового телевизионного пространства, нельзя упустить фактор холодной войны.

Еще на завершающем этапе Великой Отечественной наша страна оказалась перед новой военной угрозой. Исходила она уже от союзников по антигитлеровской коалиции. Первыми овладев атомным оружием, Соединенные Штаты Америки, а с ними Великобритания стали готовить сокрушительный удар по СССР, крайне ослабленному войной, чтобы не дать ему возродиться и тем самым — «отбросить коммунизм» (по плану «Тройан» предполагалось нанести 300 атомных ударов против 100 советских городов). И лишь известие об успешных испытаниях советской атомной бомбы отрезвило агрессоров. Когда в 50-х г.г. наступила «хрущевская оттепель», западные политики приняли идею мирного сосуществования государств с различным социальным строем, предложенную советским руководством. Тем не менее, и в условиях «разрядки» правящие круги США продолжали военные приготовления и разного рода подрывные действия, нагнетали антикоммунистическую пропаганду. Такая враждебная политика получила название «холодной войны». Втянутый в нее Советский Союз принимал ответные меры.

Но какая тут была связь с расширением зоны телевещания на планете? А связь была обусловлена тем, что холодная война приобрела всеобъемлющий характер. Фронт противостояния, соперничества между США и СССР проходил не только по линии гонки вооружений, но и в области экономики, социального развития, науки и техники, культуры, спорта. Причем как Соединенные Штаты, так и Советский Союз, состязаясь между собой, еще и помогали «своим»: и непосредственным союзникам по военно-политическим блокам, и неприсоединившимся странам с проамериканской либо просоветской ориентацией.

С этих позиций давайте присмотримся к государствам, которые вступили в телевизионную эру с 1951 по 1960 г. г. К тем самым, что были названы в начале данного раздела. Но теперь их перечень будет представлен в иной графике. Названия тех стран, где к созданию телевидения приложили руку Соединенные Штаты, мы вывели жирным шрифтом, а где поучаствовал Советский Союз, — курсивом.

Итак, «рука Вашингтона» — жирный шрифт, «рука Москвы» — курсив:

1951 — Голландия, Япония, Куба, Бразилия.

1952 — Польша, Аргентина.

1953 — Бельгия, Швейцария, Филиппины, Таиланд.

1954 — Западная Германия, Чехословакия, Дания, Италия, Восточная Германия.

1955 — Люксембург, Испания, Австралия, Алжир, Ирак.

1956 — Австрия, Португалия, Швеция.

1957 — Румыния, Югославия.

1958 — Венгрия, Китайская Народная Республика, Кипр.

1959 — Болгария, Индия, Ливан.

1960 — Финляндия, Норвегия, Египет, Новая Зеландия…

Сразу надо упредить возможные вопросы.

О Кубе. Остров Свободы отмечен жирным, «американским» шрифтом. Почему? Тогда, в 1951-м году, за восемь лет до социалистической революции, Куба являлась для американцев фактически «своей» территорией, популярным местом пляжного отдыха, как для нас, например, Сочи.

Еще могут вызвать вопрос Филиппины и Таиланд. Не рановато ли, уже в 1953 году, обзавелись телевидением столь далекие от западной цивилизации страны? Однако и здесь все логично. После Второй мировой войны в этих странах тихоокеанского бассейна, как и в побежденной Японии, размещались американские войска.

Наряду с «подопечными» США и СССР, которые выделены особо, угадываются «выдвиженцы» англичан и французов. В частности, Австралия, Индия, Новая Зеландия члены британского Содружества наций; Ливан до 1943 года находился под протекторатом Франции, Алжир в 50-х г.г. еще являлся французской колонией. Безусловно, Лондон и Париж были причастны к зарождению электронных средств массовой информации в названных странах.

Всего же из 35 новых мировых центров телевещания, заявивших о себе в первое послевоенное десятилетие, по меньшей мере 19 появились при содействии США, Великобритании и Франции, с одной стороны, и Советского Союза с другой.

Обратим внимание: «телевизионные новоселья» и в Западной Германии, и в Восточной Германии состоялись в одном и том же году (1954). Факт весьма показательный. Как известно, Западная Германия была образована в той части бывшего фашистского рейха, где стояли оккупационные войска США, Великобритании и Франции, тогда как Восточная в части, подконтрольной советской военной администрации. За каждым из двух немецких государств оказалась одна из противостоящих мировых систем. В первом случае капиталистическая, во втором социалистическая. И ни одна не желала уступать первенство. Разве что их устраивала «ничья»… Что, собственно, и обернулось единовременным возрождением регулярного телевещания на разделенной немецкой земле.

Подобным образом можно было бы анализировать «телевизионное обустройство» стран, континентов и в 60-х, 70-х годах. И всякий раз мы бы выявляли элементы состязательности между главными силами двухполярного мира. Но ведь в пределах данного отрезка времени историки и зафиксировали «стремительный бег электронной лавины»! Выходит, что холодная война придавала определенный импульс телевизионному процессу. Впрочем, в свете известного диалектического закона о противоречиях в этом нет ничего удивительного.

Нельзя не отметить и роль национального фактора.

С 50-х годов ХХ века стала разваливаться колониальная система империализма. Обретая независимость, новые государства Африки, Азии, Южной Америки выходили на мировую арену со своими национальными атрибутами гербом, флагом, гимном, денежным знаком. И еще как символом суверенитета обзаводились своим собственным телевидением… Дело, конечно, не сводилось лишь к престижным соображениям. В электронной массовой коммуникации лидеры бывших колоний видели средство распространения знаний, укрепления национального единства, приобщения народа к достижениям мировой культуры.

В этих странах т. н. «третьего мира» становление телевидения проходило неравномерно и растянулось на десятилетия. Так, на пространстве африканского континента южнее Сахары, т. е. исключая Алжир, Тунис и Марокко — «заморские территории» Франции, первый телецентр заработал в 1962 году в республике Конго (Браззавиль), тогда как жители республики Чад начали смотреть передачи только с 1986 года. Активно развертывались телевизионные сети в Кении, Гане, Нигерии. А в Танзании, Мозамбике, Лесото, Бурунди, Мали, Сомали, на Коморских островах и техническая база вещания, и качество показываемых программ, и численность телеаудитории оставались на крайне низком уровне. Или взять ближневосточный регион. Если средняя телевизионная плотность по зоне Аравийского полуострова и Персидского залива в 90-х г.г. равнялась 12, то в нефтедобывающих Иране и Саудовской Аравии она уже достигла от 48 до 60 телеприемников на каждые 100 жителей.54

На характер телевизионного процесса в развивающихся странах наложила свой отпечаток политика неоколониализма со стороны прежде всего США, Великобритании и Франции. Ее суть в системе неравноправных экономических и политических отношений между ведущими империалистическими державами и новыми суверенными государствами. На смену прямому господству колонизаторов пришли методы косвенного управления и контроля. Решающую роль здесь играла т. н. «американская помощь», когда инвестиции, кредиты, субсидии слаборазвитым странам предоставлялись на кабальных условиях и сопровождались вмешательством во внутренние дела, насаждением послушных режимов, угодной политики и т. п.

В области телевидения практика неоколониализма выражалась в следующем.

Слаборазвитым странам, не имевшим собственной техники и профессиональных кадров, предлагались вполне приемлемые условия создания и развития телеслужб. В частности, получасовой серийный эпизод, на постановку которого Голливуд тратил 200—300 тысяч долларов и который продавался каналам ведущих теледержав за 5—15 тысяч долларов, вещательные организации, скажем, того же Чада или Мозамбика, Омана, Непала могли приобрести за несколько сот или даже десятков долларов.55«Третьему миру» было выгоднее покупать зарубежные проекты, чем создавать свои собственные. Между тем сооруженные с западной помощью студии и передатчики требовали запасных частей, а главное, непрерывного потока телепрограмм. Зачастую получался порочный круг. Прельстившись помощью по-американски, молодые государства и в области ТВ попадали в зависимость от своих «попечителей». Те же не только прибирали к рукам огромный телевизионный рынок развивающихся стран, но и определяли для них вещательную политику. Импортные передачи исподволь отторгали коренное население от национальной культурной основы и навязывали вместо нее западные нормы и ценности. Даже местные, отечественные программы стали создаваться по зарубежным образцам.56

По расчетам ЮНЕСКО, специального учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам культуры, во второй половине 80-х годов поток информации, из развитых капиталистических стран в молодые государства Азии, Африки и Латинской Америки в сто раз (!) превышал поток информации в обратном направлении. До 80% мировых новостей, прежде чем попасть в телеэфир развивающихся стран, проходили сначала фильтрацию в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Глобальная коммуникация превратилась в «улицу с односторонним движением».57

С течением времени «электронный империализм», как назвала такую практику прогрессивная общественность, стал встречать растущее недовольство в «третьем мире». Наиболее активные из неприсоединившихся стран еще в 70-х г.г. прошлого века подняли вопрос об информационной экспансии Запада, в первую очередь США, и стали добиваться «справедливого информационного порядка». Это уже дает свои плоды. Во многих странах введены квоты на зарубежную экранную продукцию. Например, по законодательству Индии доля телеимпорта не может превышать 20% от общего объема вещания.58

Часть сопутствующих обстоятельств, определявших бурное распространение телевидения, можно выделить в разряд «ситуационных» факторов. Что имеется в виду?

История зафиксировала ряд резких скачков потребительского спроса на телевизоры. Это случалось в преддверии какого-то значительного события, которое должны были показывать в прямом эфире, или в связи с той или иной сенсацией.

В Англии многих людей «подтолкнуло» к приобретению телевизоров в 1953 году всенародное зрелище: церемония коронации Елизаветы II. В тот год число телевизоров в стране достигло 5 миллионов. Кстати, в соседней Франции, которая тоже смотрела прямые репортажи о коронации, за неделю, пока шли торжества, было продано 5 тысяч телевизоров достаточно много по тем временам.

Нечто подобное произошло в Японии в 1969 году, когда в связи со свадьбой наследного принца здесь была впервые разрешена прямая передача из императорского дворца. Это заранее объявленное событие вызвало небывалый ажиотаж, и к концу года число «телесемей» подскочило до 4 000 000, хотя за предыдущий период существования ТВ японцы приобрели не многим более одного миллиона приемников.

В декабре 1963 года за четыре дня непрерывного освещения обстоятельств убийства и похорон президента Д. Кеннеди приемная телесеть США увеличилась на многие десятки тысяч домашних экранов.

Восходящая линия телепроцесса делала заметные скачки в годы проведения Олимпийских игр. «Нам с вами, — замечает В. Г. Маковеев, — проще считать историю телевидения на древнегреческий манер — по Олимпиадам: „забытая“ Берлинская Олимпиада 1936 года переломила ситуацию в пользу систем высококачественного электронного телевидения, Токийская Олимпиада 1964 года дала жизнь массовому цветному телевидению, Московская Олимпиада 1980 года благословила систему „Мировидения“ с раздачей программ на все континенты Земли и т.д.».59

А вот факт из новейшей истории. На просторах Тихого океана затерялось небольшое островное государство Вануату с населением 165 тысяч человек. Телевизионное вещание здесь началось в 1992 году и было приурочено именно к открытию летних Олимпийских игр (в Барселоне). В день первой трансляции огромные толпы людей буквально осаждали те немногие магазины, где имелись телевизоры, чтобы хотя бы взглянуть на мерцающие стеклянные экраны.

Но были и факты активного неприятия «электронного чуда». Они отмечались там, где вовлечение страны в мировую вещательную среду противоречило тем или иным религиозным канонам. Например, в Израиле часть духовенства долго противилась нашествию голубых экранов, и передачи здесь начались лишь в 1968 году и то, как чисто учебные. В странах мусульманского Востока пришлось решать щекотливую проблему. За исключением пророка Мухаммеда ислам не допускает никакого иного человеческого изображения. Тогда рассудили так: телевизор ведь сам не «рисует» человека он его «воспроизводит» на экране и в этом смысле не противоречит запрету.

С середины 70-х годов лидерство в приобретении телевизионных приемников переходит от развитых к развивающимся странам, где рынок и сегодня далек от насыщения. Если количество телевизоров в мире ежегодно возрастает в целом на 5 процентов, то в странах Азии, где проживает половина населения планеты, темпы прироста телепарка в два раза выше 10%.

Но, уступая «третьему миру» в количестве покупаемых телевизоров, промышленно развитые государства лидируют уже в другом: в качественном совершенствовании электронных СМИ. Они играют ведущую роль в обновлении техники и технологии, в освоении новых способов и новых форм вещания.

О каких качественных сдвигах идет речь?

Прежде всего, это переход с черно-белого на цветное изображение, внедрение видеозаписи и применение в целях телевещания кабельных сетей и искусственных спутников Земли.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От дальновидения – к телевещанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

41

«Телевидение вчера, сегодня, завтра». М., 1986, с.35.

42

Лев Лейтес. Главный телеоператор — «625», 2009 №6, с.77—78.

43

Н. А. Голядкин. История отечественного и зарубежного телевидения, М., с. 98.

44

«625», 2002, №9, с. 86

45

Н. А. Голядкин. История отечественного и зарубежного телевидения, с.12

46

Крэг Л. Ламэй, Эллен Мицкевич, Чарлз Файрстоун. Автономия телевидения и государство. М., 1999, с. 96

47

«625», 2002, №8, с. 91

48

Н. А. Голядкин. Указ. соч., с. 23

49

«Broadcasting», 2010, №1, с. 36.

50

«BROADCASTING», 2006, №8, с.91

51

«BROADCASTING», 2010, №4, с. 15. * Для ориентировки читателя… Месячный должностной оклад автора этих строк, работавшего с 1960 года редактором Краснодарской студии телевидения, составлял 90 рублей; с учетом авторского гонорара заработок получался в пределах 110—120 рублей в месяц. ** В начале 70-х г. г. Минфин СССР вместо процентной ввел твердые надбавки к стоимости телевизоров: по черно-белым — 48 руб., по цветным — 50 руб. (Прим. автора).

52

Подробнее об этом: О. И. Грызунова, Т. С. Косова, М. Л. Немировская. Организационно-экономическая концепция функционирования телевидения в современных условиях. М., 1994, с.21—23

53

В. А. Урвалов. Очерки истории телевидения, с. 78.

54

Н. А. Голядкин. История отечественного и зарубежного телевидения, с.124—126; «Телевизионная журналистика», М.1994, с.89

55

«Телелабиринты». М., 1988, с.47

56

Р. И. Галушко. Западное телевидение и массовая культура, М. 1991. с.38

57

«Телелабиринты», с.46.

58

«Телевизионная журналистика», с.89.

59

«625», 2011, №9, с. 65

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я