Великие художники

О. Д. Ушакова, 2004

Этот словарик адресован всем, кто хочет познакомиться с жизнью и творчеством великих художников – как далекого прошлого, так и недавнего. Книга написана на основе тщательно изученных материалов, а большой объем информации в сочетании с легкостью изложения делает эту книгу прекрасным подарком для школьника.

Оглавление

Босх Иерони́м

(ок. 1460–1516) — псевдоним нидерландского живописца Иерона ван Акена, предвосхитившего в своём творчестве многие тенденции развития искусства.

Иерон ван Акен родился в городе Хертогенбос в Северном Брабанте. Первые уроки изобразительного искусства получил у деда и отца — профессиональных живописцев, потом обучался в нидерландских городах Гаарлеме и Делфте. В 1480 г. он вернулся в Хертогенбос и женился на богатой аристократке. Брак сделал художника материально независимым и дал возможность писать, как он хочет. Впрочем, он не отказывался работать и на заказ. Слава о его искусстве распространилась далеко за пределы родной страны, к художнику обращались с заказами многие выдающиеся люди Европы, в том числе короли Испании и Франции. После смерти художника испанский король Филипп II собрал лучшие произведения Босха. Большинство картин Босха не имеет датировки, поэтому основные вехи его творчества можно обозначить лишь приблизительно.

Среди ранних работ художника наиболее известна картина «Семь смертных грехов» (ок. 1480), где уже наметились основные тенденции его творчества — внимание к мелким деталям, зачастую фантастическим, характерное для искусства Средних веков, и интерес к реальной действительности, свойственный мастерам Возрождения.

Яркий пример этого — картина «Воз сена» (1500–1502), сюжет которой продиктован старой нидерландской поговоркой: «Мир — стог сена, и каждый старается отхватить от него сколько может». Суетливая и грешная людская толпа противопоставлена здесь гармоничному лику мира с Христом в небесах, который изображён на заднем плане.

В творческом наследии художника много произведений духовного содержания, которые по сей день способствуют появлению противоречивых толкований и оценок. Противоестественное сочетание звериного и человеческого, живого и мёртвого, механизмов и чудовищ, более характерное для искусства XX в., заставило сюрреалистов провозгласить Босха своим отцом и предтечей, назвать его «почётным профессором кошмаров». И действительно, такие картины, как «Страшный суд» (конец XV в.), «Алтарь Святого Антония» (1490–1508), «Сад наслаждений» (начало XVI в.) и другие дают для этого все основания.

Однако творчество Босха гораздо шире — он создавал реалистические зарисовки с натуры, картины чисто бытовой тематики («Шарлатан», «Бродяга», «Операция от ума»). Босх также являлся создателем прекрасных поэтических пейзажей. Он — один из основоположников жанровой и пейзажной живописи в Европе.

Наследие художника — настоящая энциклопедия средневековой жизни. В его работах встречаются здания самой разнообразной архитектуры, древней и современной ему, восточной и европейской, плавильные печи, кузнечные горны, экипажи, корабли. На его полотнах представлены все известные к тому времени представители флоры и фауны.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я