Великие архитекторы

О. Д. Ушакова, 2009

Вы, наверное, когда-нибудь слышали выражение «музыка, застывшая в камне»? Так образно говорят об архитектуре. Архитектура – это тоже область искусства, хотя шедевры архитектуры создаются не одним человеком. Это плод труда многих людей, а порой и нескольких поколений. В создании архитектурных сооружений принимают участие художники, строители, инженеры, скульпторы… Но всю их работу объединяет замысел одного человека – архитектора. Быть архитектором непросто: для этого нужно обладать не только талантом художника и вкусом дизайнера, но и знать математику, физику, химию, принципы строительства, экономику, разбираться в материалах и уметь правильно организовать работу других специалистов. В наше время эти функции выполняют различные организации, бюро, фирмы, но еще век-полтора назад все эти обязанности ложились на плечи одного, в лучшем случае двухтрех человек. Настоящее издание посвящено выдающимся архитекторам прошлого, оставившим после себя творения, по сей день вызывающие восхищение. Все словарные статьи расположены в алфавитном порядке. Если вы увидите в тексте имена, набранные курсивом, значит в нашей книге есть отдельные статьи об этих людях.

Оглавление

Из серии: Справочник школьника (Литера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великие архитекторы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Баже́нов Василий Иванович

(1737/38—1799) — русский архитектор, один из основоположников русского классицизма.

Василий Баженов родился в селе Дольском Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье дьячка. В том же году семья переехала в Москву.

Отец, не имея средств на обучение сына, десяти лет от роду отдал его в монастырь «исправлять пение и чтение церковные», к чему мальчик не имел никакой охоты, однако повиновался воле родителя. По свидетельству одного из биографов, «любимое было его упражнение, вместо забавы, срисовывать здания, церкви и надгробные памятники по разным монастырям».

В 15 лет Василий попал в ученики к некоему художнику, которого, как оказалось, уже тогда превосходил в мастерстве, и вскоре уже работал в артели живописцев на строительстве Головинского дворца. Здесь его заметил известный архитектор Д. В. Ухтомский, работавший в стиле барокко и имевший в Москве свою архитектурную школу. Он взял одаренного юношу в свою «архитектурную команду».

В 1755 г. Баженова зачислили в гимназию при только что открывшемся Московском университете, где он изучал математику и иностранные языки и посещал классы по искусству. А в 1758 г. как один из наиболее отличившихся студентов, «способных к изящным художествам», был переведен в Петербург для определения во вновь созданную Академию художеств, первым президентом которой (и одновременно куратором Московского университета) был И. И. Шувалов.

В Академии художеств его преподавателями по классу архитектуры были А. Ф. Кокоринов и С. И. Чевакинский. Баженов состоял при Чевакинском в период строительства Никольского собора; он также делал обмеры зданий, снимал планы, гравировал чертежи из книг по архитектуре. Успехи молодого архитектора были таковы, что еще в период обучения (тогда составлявший два года) его произвели «в архитектурии гезели[2] в ранге прапорщика» (чин прапорщика давал личное дворянство). Шувалов представил Баженова Елизавете; милостью последней ему надлежало состоять при обер-архитекторе Ф. Б. Растрелли.

После двухгодичного обучения Баженов осенью 1760 г., как первый пенсионер[3] Санкт-Петербургской академии художеств, был отправлен в Париж к Шарлю де Вальи. Через полтора года он с блеском сдал экзамен в Парижской академии и получил диплом. О результатах этого экзамена де Вальи написал в Петербург, и осенью 1762 г. Шувалов прислал два уведомления: что Баженов произведен в адъюнкты[4] и что ему велено ехать в Рим. В начале 1764 г. Баженов представил в Римскую академию ев. Луки свои рисунки, офорты и архитектурные модели и получил звание профессора. Флорентийская, Болонская и Клементинская академии искусств избрали его академиком. Это был триумф. Посетив Геную, Пизу, Флоренцию, Парму, Болонью и Венецию, Баженов вернулся в Париж, где был представлен Людовику XV. Король предложил ему работать в Париже, но архитектор отказался.

Весной 1765 г. Баженов возвратился в Петербург. К этому времени уже царствовала Екатерина II, а президентом Академии художеств вместо Шувалова был назначен Бецкий. Вскоре по приезде Баженова в новом здании Академии состоялась выставка его чертежей и моделей, как всегда отличавшихся своеобразием и смелостью композиционного замысла. Он был удостоен звания академика и представлен Екатерине. Однако новый президент Академии не жаловал талантливого архитектора, и в результате Баженов не получил звания профессора и, следовательно, профессорской кафедры и оклада. Чтобы стать профессором, ему было предложено представить проект увеселительного Екатерингофского дворца. Вскоре Баженов представил на суд Академии семь чертежей с объяснениями. Проект был признан удачным, но осуществлен не был, а Баженов так и не получил звания профессора.

Не имея возможности преподавать, не получая заказов и жалованья, Баженов был вынужден оставить Академию и в 1767 г. поступил на службу в Артиллерийское ведомство, которым руководил Григорий Орлов — фаворит Екатерины II. Баженов назначается главным архитектором артиллерии, и вскоре по его проекту в Петербурге уже строится Арсенал (не сохранился). Еще до окончания его строительства Екатерина поручила Баженову проект «Смольного института для благородных девиц». Этот неосуществленный проект Баженова считается одним из самых совершенных его произведений.

В 1768 г. Баженов уезжает в Москву, где поначалу занимается приведением в порядок обветшавших кремлевских строений. Однако вскоре Екатерина учредила «Экспедицию по строению Большого Кремлевского дворца», начальником которой назначила М. М. Измайлова, а вся техническая и строительная часть была возложена на Баженова, получившего звание главного архитектора. Своим заместителем Баженов пригласил М. Ф. Казакова. Первоначальная смета строительства предусматривала 30 млн рублей, а окончательная — около 50 млн рублей золотом, сумма по тем временам гигантская.

Наряду с разработкой всех мероприятий по строительству проектируемого сооружения, Баженов сооружал модель Большого Кремлевского дворца. Материалом для нее послужил разобранный под наблюдением Баженова ветхий деревянный дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. От Баженова, великого теоретика и практика, мастера грандиозных ансамблей, тонкого художника и талантливого организатора, не ускользала ни одна деталь, для него не существовало понятия «маленькое дело»: все, от крупного до мелочи, было заранее продумано, взвешено, учтено.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Справочник школьника (Литера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великие архитекторы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Гезель — помощник, подмастерье.

3

Здесь: стипендиат.

4

Адъюнкт — заместитель профессора, возглавляющий кафедру.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я