Вы, наверное, когда-нибудь слышали выражение «музыка, застывшая в камне»? Так образно говорят об архитектуре. Архитектура – это тоже область искусства, хотя шедевры архитектуры создаются не одним человеком. Это плод труда многих людей, а порой и нескольких поколений. В создании архитектурных сооружений принимают участие художники, строители, инженеры, скульпторы… Но всю их работу объединяет замысел одного человека – архитектора. Быть архитектором непросто: для этого нужно обладать не только талантом художника и вкусом дизайнера, но и знать математику, физику, химию, принципы строительства, экономику, разбираться в материалах и уметь правильно организовать работу других специалистов. В наше время эти функции выполняют различные организации, бюро, фирмы, но еще век-полтора назад все эти обязанности ложились на плечи одного, в лучшем случае двухтрех человек. Настоящее издание посвящено выдающимся архитекторам прошлого, оставившим после себя творения, по сей день вызывающие восхищение. Все словарные статьи расположены в алфавитном порядке. Если вы увидите в тексте имена, набранные курсивом, значит в нашей книге есть отдельные статьи об этих людях.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великие архитекторы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
А́алто Алвар
(1898–1976) — финский архитектор.
Родился в маленьком городке в центральной Финляндии, детство провел в деревне. Обучался в Хельсинки в Технологическом институте, который закончил в 1923 г. Его первые работы выполнены в типичном скупом скандинавском стиле. В 1928 г. Аалто организовал собственную проектную мастерскую в Турку. К этому же времени относится его первая большая работа — жилой массив для сельскохозяйственного кооператива.
Здание газетной типографии в Турку (закончено в 1930 г.), проникнутое индивидуальностью автора, стало известно за пределами Финляндии. А уже следующее строение — здание туберкулезного санатория в Паймио, возведенное в 1929–1933 гг., — выдвинуло Аалто в первые ряды современных архитекторов.
В начале 30-х гг. он построил городскую библиотеку в Выборге (разрушена во время войны) и павильон для финской сельскохозяйственной выставки.
В конце 30-х гг. Аалто едет в Соединенные Штаты, где возводит финский павильон для Международной выставки 1939 г. в Нью-Йорке. Павильон Финляндии имел большой успех, и Аалто, в то время уже читавший лекции в Музее современного искусства в Нью-Йорке, был приглашен в Массачусетский технологический институт, где он продолжает читать лекции. В 1947 г. он строит для этого института общежитие, придав каждому элементу комплекса индивидуальный характер путем изменения объема, формы и оборудования комнат, особым расположением лестниц, фасадом волнообразной формы. Аалто вообще стремился, не отступая от норм целесообразной и технически передовой архитектуры, придать всякому помещению особый уют, сделать его теплым и мягким. Кроме того, Аалто много внимания уделял освещению: свет формирует пространство, выявляет пластику конструкций и, самое главное, воздействует на эмоциональное состояние человека.
Для родной Финляндии Аалто проектировал и промышленные здания — предприятия по производству целлюлозы, лесопильные заводы, а в послевоенные годы также целые индустриальные комплексы. Архитектору свойственно органично вписывать объект в природную среду, сохраняя ландшафт. Его основные принципы — функционализм и органичная архитектура в сочетании с национальными традициями.
Постройки Алвара Аалто в Хельсинки показывают, насколько разносторонним было его творчество. В 1952–1954 гг. в старом центре города по его проекту построено конторское здание, получившее название «Железный дом»: за главным корпусом располагается высокий зал — перекрытый внутренний двор, освещенный верхним светом; он словно бы показывает, какой должна быть защищенная от непогоды площадь северного города. В 1954–1956 гг. Аалто построил здание Государственного управления пенсионного обеспечения; это здание снаружи и внутри имеет разнообразную тщательно выполненную отделку, в том числе и из дорогостоящих материалов. В 1955–1958 гг. строится Дом культуры рабочих: зал на 1700 мест и пятиэтажный корпус, связанные между собой двухэтажным блоком, расположены по сторонам полуоткрытого дворика. Зал имеет великолепную акустику и обеспечивает хорошую видимость. В 1962 г. Аалто строит здание правления крупной целлюлозно-бумажной фирмы: в обращенном к морю ансамбле старого центра оно является переходным от строгих форм к пестрой застройке более позднего времени. В 1967–1971 гг. по его проекту возводится дворец «Финляндия».
В 1953 г. Аалто, участвуя в конкурсе, сделал прекрасный проект спортивного и культурного центра для Вены, который не был осуществлен.
Еще в конце 40-х гг. Аалто разработал проект размещения Высшей технической школы и студенческого городка в северо-восточной части полуострова Хагалунд — в Отаниеми, городе-спутнике Хельсинки. Однако к Олимпийским играм 1952 г. по его проекту был возведен только крытый спортивный стадион. Несколько позднее, в 1964 г. Аалто построил в Отаниеми главный корпус Политехнического института. Это здание, богатое пластическими контрастами, считается одним из лучших произведений мастера.
Аалто также спроектировал центр города Сейнайоки и построил библиотеку в Рованиеми. Кроме того, архитектор успешно занимался дизайном мебели.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великие архитекторы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других