Познавая общество. Искусство возможного

О. Д. Агапов, 2022

Теоретической интенцией и содержанием монографии выступает социально-философский / социально-эпистемологический анализ процессов развития социально-гуманитарных наук в XIX-XX вв. В методологическом плане исследование представляет собой серию очерков, где предметом изучения выступают гуманитарные технологии, процессы производства, распространения и потребления социального знания, а также вопросы, связанные с экспликацией социально-антропологических аспектов социального познания. Автор показывает, что социально-гуманитарные науки являются для человека / человеческого рода одной из форм как личностного претворения и пребытия (наряду с философией, искусством, религией), так и социальным институтом, выступающим фундаментом нашей рациональности, осознанной политической, экономической и социокультурной идентичности, основой для навигации в международной политике, глобальной экономике, транснациональных взаимодействиях, практиках устойчивого развития и т. д. Представляет интерес для социально-гуманитарного научного сообщества, а также студентов (изучающих дисциплину «История и методология экономической науки) и аспирантов (в рамках освоения тем «Истории и философии науки»), осваивающих основы социально-гуманитарных наук. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познавая общество. Искусство возможного предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Очерк 1

High-hume — современный формат развития социально-гуманитарных наук

Разработка спектра социальных и гуманитарных технологий — это сфера прямой ответственности социогуманитариев: «гуманитарии должны уметь не только производить гуманитарный продукт, но и продвигать его известными методами, а также лоббировать собственные интересы в государственных структурах для получения большего признания, финансовой и прочей поддержки, ведь практика показывает: наука не в состоянии существовать исключительно на самообеспечении» [14].

К сожалению, следует согласиться с Михаилом Эпштейном, что «академическому гуманитарию положено знать, а не изобретать и не придумывать. Университетская философия — это по сути философоведение, которое изучает чужую философию (как литературоведение — литературу), но не ставит задачу создать свою. «Гуманитарные науки много знают, но мало мыслят, производят мало идей, которые могли бы определять развитие цивилизации» [15].

Вместе с тем «гуманитарные науки не меньше нуждаются в изобретениях и изобретателях, чем естественные. Мы спрашиваем у естественных наук, каков технический потенциал того или иного открытия, какими изобретениями оно чревато. Так и про гуманитарную идею или теорию можно спросить: способна ли она породить новое культурное движение, художественный стиль, трансформацию языка? Можно ли на основе данной идеи создать новое интеллектуальное сообщество, творческую среду?» [16].

Исследователи Ю. В. Вертакова и О. В. Согачева отмечают, что цель изучения социально-экономических и политических процессов заключается именно в построении управляемой социально-экономической и политической системы. Результаты научного познания могут носить прямой (научная статья, обзор, рекомендация и т. д.) и опосредованный (повышение уровня осознанности, привлечение внимания общественности, изменение практик поведения) характер (Прил. 1, 2) [17].

Таким образом, ученые выступают активными субъектами социальных изменений, имеющими не только профессиональную, но и гражданскую позицию, само участие в научной деятельности — это форма гражданского служения [18].

Достаточно вспомнить, что формирование социально-гуманитарных наук происходило как широкое и мощное социальное движение по построению более справедливого и демократического общества.

Производство социального шло сразу по ряду направлений, а именно:

— конституирование самого социального как территории вне религии, топос светскости (Дж. Милбанк);

— формирование новой науки — социологии;

— разработка нового мировоззрения или идеологии социализма;

— развитие социальных движений;

— особое будирование социального вопроса как проблемы социального равенства и справедливого устройства общества;

— формирование большого социального романа (реализма) [19].

Все указанные интенции и формы удостоверяли друг друга [20], создавая поле социальности/ современности. Можно также смело утверждать, что в промежутке 1750–1920 гг. социальное активно социализировало (опредмечивало — распредмечивало) себя, создавая, по теории Н. лумана, пространство самореференции и автопоэзиса.

Например, идея науки социологии и идеология социализма (как, впрочем, и иные идеологии XIX в. — либерализм, консерватизм, анархизм, коммунизм, национализм, расизм и т. д.) выступили формами удостоверения социального, где в социологических знаниях и социалистических идеалах / утопиях утверждалось социальное / социальность как онтологическая реальность, как нечто аутентичное, естественное, на котором могут произрастать политические, религиозные, экономические феномены и т. д. В свою очередь новые социальные движения с их проблемами постоянно давали «пищу» для познания или праведного гнева, для желания создать новый, более справедливый и демократический социальный мир. Для поколений ХХ в. уже XIX в. стал своего рода каноном для самореференции.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познавая общество. Искусство возможного предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

14

Аргамакова А. А. Насколько гуманитаристика… Указ. соч. — С. 94.

15

Эпштейн М. Н. Конструктивный потенциал гуманитарных наук: могут ли они изменять то, что изучают? // Философские науки. — 2008 — № 12. — С. 41.

16

Там же. — С. 44.

17

Вертакова Ю. В., Согачева О. В. Исследование социально-экономических и политических процессов. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 53.

18

См.: Агапов О. Д. Сообщество граждан: искусство возможного. — Казань: Познание, 2018. — 96 с.; Ротмистров А. Н. Общественные движения: опыт классификации социологических концепций // СОЦИС. — 2010. — № 8. — С. 46–54.; Фадеева л. А. Кто мы? Интеллигенция в борьбе за идентичность. — М.: Новый хронограф, 2012. — 320 с.

19

Тесля А. А. Детективы, шпионские романы и национальное государство (Болтански Л. Тайны и заговоры: По следам расследований). СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. — 501 с.

20

См.: Смит Р. История гуманитарных наук. — М.: ИД ВШЭ, 2008. — 392 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я