История и методология российской экономической науки

Ольга Владимировна Карамова, 2019

В учебнике раскрыта история и методология российской экономической науки. Представлены основные направления российской экономической науки с XVIII века и до настоящего периода. Рассмотрены особенности развития экономической науки на трех этапах – классическом, неклассическом и постнеклассическом. Учебник предназначен аспирантам для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплинам «История и философия науки», «Экономическая теория» экономических специальностей. Учебник может быть использован аспирантами при изучении таких дисциплин, как «История и методология экономической науки», «Методологические основания современной экономической теории», «Российская школа экономической мысли». Учебник может быть рекомендован магистрантам и студентам для более глубокого изучения истории и методологии экономической науки, а также для всех ценителей отечественной истории. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История и методология российской экономической науки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Аликперова Н.В., 2019

© Издательство «Прометей», 2019

Предисловие

Отечественная экономическая мысль содержит богатые традиции, великую мудрость и ответы на многие вопросы жизни. В последние десятилетия Россия претерпела сильные изменения и в обществе в целом, и в экономике в частности. Порой казалось, что многие проблемы приходится решать впервые, не ясен путь и цели, стоящие перед страной. Этот учебник призван помочь найти ответы на ряд злободневных вопросов о российской экономике, задуматься о перспективах экономического развития нашей страны.

В учебнике обобщен опыт автора в преподавании и научном исследовании истории мировой и российской экономической науки.

Интерес к отечественной экономической науке и ее истории возрастает с каждым годом. Широкая доступность и более глубокое знание трудов зарубежных экономистов с мировым именем вызывает желание лучше узнать и понять наследие российских ученых. Мы должны знать и гордиться своими соотечественниками, которые внесли огромный вклад в развитие не только российской экономической науки, но и мировой экономической теории.

Учебник содержит четыре раздела, в которых в логически-историческом порядке представлены тенденции развития российской экономической науки и взгляды выдающихся российских экономистов и деятелей, начиная с XVIII и до начала XXI века. Кроме этого, дается систематизация основных научных школ в российской экономической науке. В конце каждой главы даны вопросы для самоконтроля, которые помогут лучше усвоить и повторить прочитанный материал.

В первом разделе рассматриваются закономерности развития мировой экономической науки и идентификация позиций российской экономической науки, дается характеристика философско-методологических особенностей экономической науки в системе научного познания. Экономическая наука рассматривается как целостная система, которая имеет сложную структуру. Определение структуры выдвигает вопрос о классификации науки.

Далее приводится характеристика развития экономической науки в аспекте трех этапов:

1. Первый этап эволюции науки — классическая наука (XVII–XIX вв.).

2. Второй этап эволюции науки — неклассическая наука (первая половина ХХ в.).

3. Третий этап эволюции науки — постнеклассическая наука (вторая половина ХХ — начало XXI в.).

В третьей главе первого раздела обосновывается формирование дискурса российской экономической науки как методологической единицы, характеризующей состояния развития науки.

Во втором разделе учебника дается характеристика первого, классического этапа развития российской экономической науки. В XVII–XIX вв. российская экономическая наука была представлена такими научными направлениями, как первой школой меркантилизма, или «русской школой», затем научной школой российского либерализма, славянофильства и российским утопическим социализмом.

Третий раздел учебника рассматривает неклассический этап российской экономической науки (начало XX в. — 80-е гг. XX в.).

Мировую известность имеют исследования представителей экономико-математической школы — В. К. Дмитриева и Е. Е. Слуцкого. Также мировое признание получили теории циклизма М. И. Туган-Барановского и Н. Д. Кондратьева. Для историко-этического направления характерна разработка методов исследования, аналогичных институциональным. В рамках него работали И. К. Бабст, П. Б. Струве, И. М. Кулишер, М. И. Туган-Барановский, М. М. Ковалевский, А. Н. Миклашевский, И. И. Иванюков, С. Н. Булгаков, А. А. Богданов, И. А. Чупров.

В середине ХХ века экономическая наука представлена одной научной школой — марксизмом.

Четвертый раздел учебника посвящен изучению третьего, постнеклассического этапа российской экономической науки (90-е гг. ХХ — начало XXI в.). В рамках этого раздела рассмотрены институционализм и эволюционный институционализм, а также современное состояние теории государства.

Учебник для аспирантов направлен на формирование универсальных и профессиональных компетенций, установленных требованиями образовательных стандартов высшего образования (уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации) по направлению подготовки 38.06.01 Экономика.

Изучение истории и методологии российской экономической науки позволяет сформировать следующие универсальные компетенции, которые соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации (ФГОС ВО 3+):

УК-1: Способность к критическому анализу и оценке научных достижений, генерированию новых идей в научно-исследовательской и профессиональной деятельности.

УК-2: Способность вести научную дискуссию, оформлять и представлять результаты исследований научному сообществу, включая публикации в международных изданиях.

УК-5: Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения, генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач.

Освоение материала учебника формирует следующие профессиональные компетенции:

ПКН-2: Способность ставить и решать задачи методологического, исследовательского характера по повышению эффективности экономической и управленческой деятельности, разработке, внедрению и оценке новых методов, технологий и методик.

ПКН-5: Способность к организации и управлению процессами научных исследований по актуальным проблемам экономической науки.

ПКН-8: Способность адаптировать результаты научных исследований для использования в преподавательской деятельности.

Учебник рекомендован аспирантам экономических специальностей для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплинам «История и философия науки», «Экономическая теория». Учебник может быть использован аспирантами при изучении таких дисциплин, как «История и методология экономической науки», «Методологические основания современной экономической теории», «Российская школа экономической мысли».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История и методология российской экономической науки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я