Вера Холодная — таково было имя первой русской киноактрисы, первой звезды немого кинематографа. Очень талантливая, очень способная актриса сумела перевоплотиться во множество ролей, сыграв практически всё, что так или иначе смотрели в России. После революции, которую она так и не пережила, плёнки с её картинами были смыты. И на них стали снимать другое кино. А старый русский кинематограф так и погиб — в безвестности, забытый всеми.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Вера Холодная. Русский кинематограф. Маленькие рассказы о большом успехе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Русский кинематограф
Когда в искусство вмешивается политика, искусство гибнет… Русский дореволюционный кинематограф был абсолютно аполитичен. На экранах кинотеатров царила мелодрама. В немых фильмах разыгрывались варианты классических сюжетов о верности, преданной любви, муках одиночества и обретении счастья. Экранизировались сюжеты романсов, адаптированных к пантомиме (а немое кино и есть пантомима) театральных пьес, популярных любовных романов. Некоторую часть занимали фильмы-комедии и исторические картины. Но всё же больше всего снималось именно мелодрам.
То, что в России кинематограф пользовался колоссальной популярностью, сомнений не вызывает. Более того, всплеск популярности кинематографа пришёлся на первые годы революции. В стране полная политическая неопределённость, бушует чудовищная Гражданская война, свирепствует эпидемия «испанки», косившая человеческие жизни наперегонки с войной. А маленькие и большие кинотеатры были переполнены. И новые картины снимались десятками. Люди словно искали в кино спасения, пытались забыться, уйти от страшных реалий и пугающей неизвестности.
А потом всё изменилось. Большевики заявили, что искусство не может находиться вне «правильной идеологии». Оно должно агитировать, призывать, внушать. И искусство исчезло. А с ним исчезли и киностудии, режиссёры, актеры. Исчезли звёзды русского немого кинематографа. Появилось новое кино? Да, конечно. Но это было совершенно иное явление, которое искусством стало далеко не сразу.