Труды II-й Республиканской научно-практической online-конференции «Образование XXI века: проблемы, тенденции и перспективы»

Николай Сергеевич Лустов

В сборнике представлены статьи II-й Республиканской научно-практической online-конференции «Образование XXI века: проблемы, тенденции и перспективы».

Оглавление

Аманжолова К. К.

Развитие певческих способностей детей

дошкольного возраста

(КГКП «Ясли-сад №10 „Бал бұлақ“ гуманитарно-оздоровительного и эстетического профиля», г. Семей)

УДК 372.3/.4

Данная статья предназначена для начинающих музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений, о методах работы по развитию певческих навыков и вокальных способностей детей дошкольного возраста.

Дети с раннего возраста любят пение. Слушая колыбельные песни, они успокаиваются и засыпают. А слушая веселые песни, радуются, пытаются двигаться под музыку. Они чутко реагируют на различные голоса и звуки, могут различать их и запоминать. Наблюдения за детьми показали, что у малышей достаточно хорошо развито чувство ритма. Если им дать в руки погремушки, они под быструю музыку звенят быстро, а под медленную — медленно. Следя за эмоциями детей, видно как они радуются и смеются, слушая веселые песни, и плачут, если песня грустная по характеру. В младших дошкольных группах пение детей — это подпевание взрослым. Но, несмотря на это, дети выражают свое отношение к песне эмоциями. Это учитывается при подборе песенного репертуара малышей.

Пение медленных, распевных песен в младшем дошкольном возрасте помогает быстро развивать речь детей. Главное — разбудить в детях интерес к песне, благодаря использованию разнообразных методов и приемов: музыкальные игры, персонажи (например, приходит в гости кукла, другие игрушки, и т.д.). Необходимо поддерживать постоянный интерес малышей, учитывая при этом, что внимание у них сконцентрировано всего на 3—4 минуты. Поэтому нужна частая смена действий, чтобы ребенок не отвлекался и не терял интереса. Например, при знакомстве с песней о погремушке, надо сначала детям дать подержать погремушку, чтоб они рассмотрели ее со всех сторон, показать как ею пользоваться, как она звучит, спеть песенку о погремушке, где все слова обязательно сопровождаются движениями. А потом сразу поиграть в игру с погремушкой, станцевать с погремушкой. Таким образом, малыш приобретает опыт: что с погремушкой можно петь, играть и танцевать. Это помогает развитию мышления, речи, движения и пения. Все взаимосвязано между собой. То же самое и с темой «Кукла»: пение песни про куклу, танец с куклой, укладывание куклы спать.

При таком комплексном развивающем подходе, наблюдается тенденция к более раннему формированию певческих способностей детей дошкольного возраста. И одновременно к развитию речи, эмоциональному развитию внутреннего мира ребенка, его мышлению, расширению кругозора.

Очень важно в младшем дошкольном возрасте начинать развивать дыхательный аппарат, артикуляцию, отрабатывать правильное произношение и пропевание гласных и согласных звуков — все в игровой форме. В музыкальных подвижных и ролевых играх дети, играя, приобретают и накапливают опыт и знания об окружающем. Здесь идет сочетание пения с движением, плюс корректировка дыхания, и драматизация. Часто я использую в своей работе такой метод, как «метод примера» — это пример старших по возрасту детей, исполнение ими песен для малышей. Для этого приглашаю малышей на музыкальное занятие в среднюю или старшую группу. Пение детей, старше возрастом, ближе малышам для подражания, чем пение взрослых. Со стороны это выглядит так, как будто большие дети делятся своим исполнительским опытом и мастерством с маленькими детьми. Своего рода — детский мастер-класс.

Другой метод — проведение совместных концертов с разновозрастными детьми. Это тоже благотворно влияет на развитие вокальных навыков детей, является стимулом для повышения уровня исполнения песен. Поощряется пение с семьей: с мамой, папой, сестрой, братом. В такой теплой и веселой атмосфере зарождается не один талант, раскрываются всесторонние способности детей, повышается интерес к искусству, культуре и развивается творческий потенциал детей.

Пение часто используется как психологический метод воздействия на детей во время адаптационного периода в детском саду. При совместном пении дети эмоционально успокаиваются, получают положительный заряд, быстрее сближаются и становятся дружнее. Начиная со второй младшей группы, детям уже можно заниматься в вокальном кружке, где более индивидуальный подход к развитию голоса ребенка.

У детей старшего дошкольного возраста лучше развита речь, звуковысотный слух, развиты все психические процессы, более развиты голосовой и слуховой аппараты, лучше дикция. В этом возрасте быстрее выявить одаренных детей. Ребенок легче усваивает песенный материал. Педагогу открывается более широкое поле деятельности — это работа над чистым интонированием, над артикуляцией и дыханием, над привитием ребенку музыкально-эстетического вкуса, развитием музыкальной памяти, слушательской и исполнительской культуры. Здесь важны биологические и психологические аспекты. Это — наследственность и среда, в которой он находится дома и в детском коллективе. Учитывая все это, педагог планирует работу с семьей ребенка, с самим ребенком и с его воспитателями в группе. При работе с родителями и воспитателями музыкальные руководители проводят анкетирование, беседы, мастер-классы, открытые занятия, консультации и доклады по вопросам музыкального воспитания и обучения дошкольников. По просьбе родителей и воспитателей, музыкальные руководители могут давать консультации по всем интересующим их вопросам. При работе с детьми часто используется индивидуальная и кружковая работа, которая также отдельно планируется (ведутся учетные записи, и подводятся итоги и отчеты о проделанной работе).

Если нет никаких отклонений голосового аппарата, то любой голос можно развить с помощью различных упражнений. Голосовые игры и фонетические упражнения расширяют голосовые диапазоны детей. Для этого надо знать основы: как правильно держать корпус, подготовка артикуляционного аппарата (массаж языка, губ, щек; упражнения: «жвачка», «лошадка», и т.д.; упражнения по методике Васильевой, и др.), охрана голосового аппарата (пение свободное, без напряжения гортани), развитие дикции (упражнения: скороговорки, считалки, потешки и др.), работа над дыханием (игровые упражнения), распевание (на звуке «м», на гласных звуках, пропевание слогов — на легато и стоккато, пропевание скороговорок, «Я пою, хорошо пою» и т.д.). Учитывая возраст детей, педагог подбирает соответствующие упражнения. Необходимо учить детей проговаривать и пропевать все звуки.

Каждую новую песню желательно исполнять детям «живым» голосом, а не слушать фонограмму — «плюсовку». Мелодию песни надо учить в медленном темпе, проигрывая его на музыкальном инструменте (на фортепиано). Песню с самого начала надо учить вместе с движениями. Учить не целиком, а по частям. И не с целой группой сразу, а по подгруппам. Учитывая при этом в комплексе дыхание, интонирование, характер песни, все его динамические особенности (где спеть тише, а где чуть громче).

При диагностике певческих способностей детей выявляются одаренные дети и отстающие, в вокальном развитии, дети. И с теми, и с другими детьми педагог намечает и проводит индивидуальную работу. Подбирается репертуар песен, соответствующий уровню подготавливаемого ребенка. В старшем возрасте у детей появляется индивидуальное отношение к песне (нравится, не нравится), они могут быть критичны и самокритичны — и это тоже надо учитывать при подборке песенного репертуара.

Важно всегда помнить об охране голоса детей: беречь их голосовые связки, нельзя петь громко. Надо учитываются возрастные возможности. Например, в младшем дошкольном возрасте диапазон песен не должен превышать кварты, а в старшем — до октавы. В наше время популярностью пользуются фонограммы-«минусовки». Фонограмму лучше использовать для детей старшего дошкольного возраста. А малышам желательно петь под «живой» аккомпанемент музыкального инструмента. Или использовать простую фонограмму-«минусовку», где хорошо прослушивается мелодия песни.

Начиная со средней группы можно давать навыки следования дирижерским указаниям, это ведет к контролю качества пения. Для развития вокальных способностей старших дошколят очень важны музыкально — дидактические игры («Низкие и высокие звуки», «Сколько звуков», «Музыкальный магазин», и др.). Эти игры помогают развивать звуко-высотный слух, чувства ритма, тембра и динамики.

Творческому развитию и росту вокальных способностей детей помогают детские публичные выступления: конкурсы, концерты, фестивали, шоу и т. д. Они дарят им новый опыт и новые впечатления, развивают эстетический и музыкальный вкусы, открывают двери в мир большого искусства и приближают детей к профессиональной сцене.

Список использованных источников:

1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — Просвещение. 1982 г.

2. Доронова Т. М. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. — Москва, 2002 г.

3. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. — Москва Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г.

4. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. — Санкт-Петербург «Музыкальная палитра», 2005 г.

5. Орлова Г. М., Бекина С. И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5—7 лет. — Москва, Просвещение, 1987 г.

6. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников — Москва, Просвещение, 1982 г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Труды II-й Республиканской научно-практической online-конференции «Образование XXI века: проблемы, тенденции и перспективы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я