Не ретро. Подлинный литературный документ из 1989 года. Сценарий художественного фильма, в свое время с большим успехом прокатившегося по самым престижным международным кинофестивалям, но до широкой публики так и не дошедшего. Собственно не для нее он, к сожалению, и снимался. А сегодня?.. Как выразился в схожей ситуации классик: "Вмешаться в произведение такой давности не легче, чем вторично вступить в один и тот же ручей. Тем не менее можно пройти по его обмелевшему руслу, слушая скрежет гальки под ногами и без опаски заглядывая в омуты, откуда ушла вода". В отличие от Леонова, мы решили не вмешиваться, а оставили все в первородном виде, без подмесу. Содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Место на серой треуголке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ой,нигилист наш,
нигилист, для всех
других, наверное,
лодырь, бездельник и
пустяга.
Константин Кешин
На узкой ладони пальцы разминали зеленые зернышки и траву, перемешивая их с табаком. Потом быстро стали набивать папиросу. Набив, Д. провел по ней губами, слегка намочив, и закурил небрежно, спокойно делая затяжки. Потом передал папиросу Л. и тот шумно и с легким присвистом втягивал в себя вместе с дымом воздух, набирая полную грудь, и сосредоточенно выпускал через некоторое время из себя клубы, повисавшие над столом и Д. разгонял их рукой. Потом Д. взял папиросу огоньком в рот и, приблизив мундштук к Л-ву лицу, стал тонкой, но густой струей задувать белый дым в раскрытые губы.
Докурив, они попили воды из графина, закурили уже сигареты. Л. почти не курил, лишь изредка, он поднимал руку с сигаретой к лицу, и по большей части так и опускал ее не затянувшись. Ему было не до этого, рука была сама по себе. Сам же он не двигался и глаза его внимательно смотрели в одну точку. Д. резво ходил по комнате и с интересом рассматривал какие-то вазочки, причем не досмотрев ставил обратно и смотрел уже в окно. При ходьбе он высоко поднимал колени и ступни ставил прямо, немного вовнутрь, идя, как бы по одной линии.
Он сел на стул напротив Л. и сказал с участием, глядя на него:
— Вот я нажрался…
Л. собрался с мыслями, оглядел Д. как-то флегматично, и со значением выставив нижнюю губу, покивал головой, но чуть не упал при этом с дивана. Он снова собрался и попробовал сидеть прямо, остановив свои, с трудом двигающиеся глаза на лице Д., но потом опять обмяк, и тогда прилег, и, положив руку под голову, стал говорить:
— Знаешь, я ведь тут на днях написал рассказ один.
Д. очень внимательно его слушал.
— Один человек просыпается утром, на работу опоздал, тело ломит, он идет в ванную. Чистит зубы, но потом встает под душ, включает воду и вдруг на него из душа лезут волосы, он обрастает волосами весь — глаза, губы, тело.
Голос у Л. был слабый, тихий и слова он выговаривал с трудом, путая иногда буквы.
— Ты прямо вот так взял ручку и на бумаге написал? — спросил Д. Л. кивнул и продолжал:
— Он выскакивает из ванной в ужасе, хочет пробежать в свою комнату, но слышит под дверью собралась такая толпа, все чего-то обсуждают и никуда не уходят, причем голоса какие-то чужие, незнакомые.
Тут они расхохотались надолго, причем Д. очень сильно тряс головой, а Л. все время поправлял губы рукой, закрывая рот, и от этого ему было еще смешнее. Д., сквозь смех, просил рассказывать дольше.
— Ну вот, потом он все-таки пробегает незаметно в свою комнату, запирается и начинает бриться опасной бритвой, бреет плечи, спину, глаза…
Теперь они хохотали после каждого слова, но вдруг успокоились и прислушались. По радио читали стихи Расула Гамзатова, читали с чувством и нараспев. Д. сделал погромче. Они оба были уже в истерике, вытирали мелкие слезы и тыкали пальцами в радио, до того было смешно.
Л. лежал на кровати. Играл магнитофон."Я не сплю, но я вижу сны…" — пел Цой. Л. встал, выключил магнитофон, взял гитару без половины струн и стал играть"Дым над водой". Потом положил гитару, присел к зеркалу и долго себя рассматривал. Убирал волосы за уши. Взбивал их. Делал разные выражения на лице. Подошел к столу, взял заварочный чайник и попил из носика. Сморщился. Закурил, открыл крышку на сковородке, которая стояла здесь же. Присел к столу и стал есть, не прекращая курить.
Л. спал в постели с девушкой. Они лежали, отвернувшись друг от друга. Дверь открылась и свет, все более расширяющейся полоской, осветил кровать. На пороге стояла женщина в свитере и черных вельветовых брюках. Она посмотрела на них и вдруг закричала высоким базарным голосом:
— Ты во сколько вчера пришла? Мне надоело это все. Ясно? Долго я буду терпеть? Развела тут черт знает что. И с этим героем я хочу поговорить! Нашел себе местечко. Тут что вам, дом с красным фонарем? Нет, не надо. Давайте, вставайте, подымайтесь, подымайтесь.
— Мама, ты что больная на голову? Что ты орешь в такую рань?
— Я больная? Я ору? Ты как разговариваешь? А ну, вставай! И вы тоже не залеживайтесь, вставайте, вставайте, — и она резко закрыла дверь.
Л. тяжело вздохнул, а девушка покрутила красивым, длинным пальцем у виска. Она встала и, глупо и жалобно улыбаясь, одела халат и вышла. За дверью сразу послышался крик. Там ругались.
Л. огляделся, опять вздохнул и стал медленно одеваться. Он одел широкие джинсы и белую теплую майку с фабричными швами и заплатами специально наружу. Он тер глаза и рассматривал себя в стекло книжной полки. Вошла девушка. Он показал глазами на дверь и качнул вверх головой. Девушка поморщилась:
— Да не ходи ты туда. У нее бывает, еще и не такое бывает.
— Ну как? Надо же поговорить.
— Ну поговори, если хочется.
За дверью закричали:
— Ну, долго вы еще там? Что-то вы больно стеснительны стали. Выходите, не бойтесь.
Л. последний раз глянул на себя в стекло, и вышел, положив руки в длинные карманы.
— Доброе утро, — осторожно сказал он.
— Вы бы вытащили руки из карманов, вы же с женщиной разговариваете. Вас что, не учили?
Л. поспешно вытащил руки, сел в кресло-качалку и стал слегка покачиваться. Женщина села напротив него на стул, напряженно сохраняя осанку, и сказала:
— Ну, что скажете?
— Ведь вы хотели сказать, а я, я не знаю…
— Да хотела. — Она посмотрела ему в глаза и вдруг сказала:
— У вас такой взгляд всегда, ну прямо такой, страдающий, будто вы что-то прямо такое поняли. Ну что? Что вы поняли-то?
— Это разрез такой, — сказал он спокойно.
— Какой разрез?
— Разрез глаз.
— Вы что от Маши хотите? — опять неожиданно сказала она.
— В каком смысле что хочу?
— Зачем, я спрашиваю, она вам нужна?
— Ну как же…
— Что, как же? Что как же? Не нужна она вам, это же видно. Невооруженным взглядом видно. Или она вам в физиологическом смысле нужна?
— Ну это-то тут причем?
— При многом. Как же, девочка чистая, домашняя. Искать не надо опять же.
— Ой, ну что вы говорите?
— А что? Ну, а почему вы не женитесь? А? Почему? Или она так, пока, на время, да?
— Да нет, — вяло сказал он.
— Что нет? Думаете я не вижу, я не понимаю, что у вас к ней за отношение? Вы что, любите ее, да? Ну что же вам тогда мешает? Женитесь, живите, любите. Что мешает? А?
— Ну куда мне жениться? Где мы будем жить? На что мы будем жить? И вообще, куда мне в таком возрасте жениться?
— А вам в каком надо? Вы же говорите, что любите ее, а?
— Я пока ничего такого вам не говорил, а потом возраст, конечно, не главное и я вообще назвал его последней причиной, а первые две вы почему-то упустили.
— Не волнуйтесь, ничего я не упустила. Да, а почему вы в институте так плохо учитесь? Вам что, не нравится?
— Не нравится.
— Ну уходите.
— Куда?
— Куда нравится, вы же пишите хорошо, идите в литературный институт.
— А с чего вы взяли, что я пишу хорошо?
— Маша мне сказала.
— Она-то откуда знает?
— Не знаю я, откуда она знает.
— Да нет, я вообще ничего не пишу, я только прикидываюсь иногда.
— Что-то вам ничего не нравится. Нельзя же так, — вдруг спокойно заговорила она. — Знаете, что сказал один человек?
Он покачал головой.
— Он сказал, что жизнь требует мужества, понимаете, мужества.
— Да, конечно, понимаю.
— Вот вы можете же, например, на стипендию учиться, можете, и без труда особого. Правда ведь?
— А зачем? — сказал он.
— Что плохо стипендию получать?
— Да нет, хорошо, но жизнь требует мужества, — сказал он.
Она не обратила на его слова внимания.
Л. шел по улице с другой девушкой и кричал громко:
— Представляешь, какую хуйню она несет. Жизнь требует мужества. А я, как дурак, с ней беседовал лет сто. Я должен был после первых же криков встать и уйти, и никогда больше не разговаривать ни с ней, ни с ее дочкой!
— Что же ты не ушел?
— Не знаю, не подумал я как-то про это.
— Тебя оскорбили, а ты не подумал. Черт знает с кем ты спишь, разговариваешь часами с их мамами, разве…
— Да ты вообще заткнись, — грубо и по-хозяйски скакзал он, — будешь еще воспитывать меня, сучка.
Девушка замолчала, но шла рядом, посмотрев на него, наполнившимися слезами, коричневыми зрачками.
Л. сидел напротив своего очередного знакомого. Знакомый играл на гитаре, а Л. размахивал зажженной спичкой над головой. Они пели:
— Нам не надо средней школы,
Там-ба-ра-рам, ба-ра-рам, ба-ра-рам…
Ви донт нид нау баст контрол,
Там-ба-ра-рам, ба-ра-рам, ба-ра-рам…
Эй, учитель! Лив аз кидз элон,
Мы кирпичики в стене…
— Я не понимаю, зачем мы живем, в чем смысл? Передо мной все время горят буквы:"Зачем". Зачем мы суетимся, бегаем, волнуемся, — говорил Л. какому-то парню.
Они сидели в креслах и пили шампанское.
— Ради счастья, понимаешь, смысл заключается в том, чтобы испытывать ощущение счастья. — Говорила ему в баре какая-то девушка.
Л. пил кофе.
— А зачем? — сказал он.
— Счастье, оно самоценно и заключается в любви, ты любишь кого-нибудь?
— Нет, я не могу.
— А я люблю, и буду любить долго, может быть всегда.
— Так не бывает, — сказал он без энтузиазма.
— Бывает, всякое бывает.
— А зачем, — спросил он с идиотской настойчивостью.
— Дурак ты!
— А ты не читал Ницше,"Веселую науку"? — спросил его тот парень в кресле.
— Не читал.
— А ты почитай, знаешь, что он пишет, он пишет, что жизнь это танец, танец. Человек танцует не ради результата, а ради самого танца, ради движения. Так и жизнь. Надо жить не ради результата, а ради жизни. Жизнь сама по себе ценность и результат существует лишь как бесплатное приложение. Это и есть кайф, счастье, от самой жизни надо удовольствие получать, а не от того зачем ты живешь.
— Ну, а если жизнь не приносит удовольствия?
— Ну, тогда я не знаю, тут уж тебе никто не поможет.
Л. обреченно кивал головой.
— Ты знаешь, — говорил Л. другому своему приятелю.
Они шли по Садовому кольцу.
— У тебя депрессия, обыкновенная депрессия, бывает, что она затягивается на год, на два, но все равно проходит. Мне знакомая одна объясняла. Врач-психиатр. Ну неужели тебе жить не нравится. Да ты посмотри вокруг — солнце, люди, дома, это же все в кайф. Ты не чувствуешь как бы стержня жизненного. Ты просто зациклился и все у тебя в сознании померкло. Ты этому не поддавайся, соберись как-то что ли. Жизнь она и вправду прекрасна и удивительна. Просто это стерлось у нас в понимании от частого применения в утешительном смысле. Но, на самом-то деле так оно и есть. И не может иначе быть, не должно просто иначе. Ну, конечно, нас и предают, и оскорбляют, и унижают, ну и что? Что из этого? Мало ли чего. Надо всего этого избегать. Беречь себя надо. Ты не расстраивайся,все это пройдет, вот увидишь, — и он похлопал того по плечу.
За столом сидела небольшая компания. Рядом стоял таз с водой. В нем лежали золотистые банки с пивом"Туборг". У всех сидящих, кроме одного, было в руках по баночке. На столе стояла пирамида пустых.
— Марк, ты в Нью-Йорке был? — спросил Л.
— Был.
— А где тебе больше нравится, в Москве или в Нью-Йорке?
— В Москве.
Все засмеялись, кроме того, что не пил пива.
— Я в Нью-Йорке все время в напряжении. В Москве мне спокойней.
— Это потому, что ты иностранец, — сказал кто-то.
— Да, я иностранец, — сказал Марк.
— Эндрю, вай донт ю дринк бир? — спросил Л.
Тот что-то ответил длинно, никто ничего не понял.
— Марк, что он сказал?
— Какая разница, — сказал Марк.
— Марк, тебе какие ругательства больше нравятся, наши или ваши?
— Ваши, — сказал Марк, и со значением добавил, — в ваших больше смысла. И… глубина.
Эндрю засобирался, стал прощаться.
— Эндрю, иф ю виш ту кам ту ми, ю кэн ду ит эни тайм, айл би глэд ту си ю. Ю а вэлкам.
Эндрю пожал всем руки и ушел.
— Марк, чего он ушел?
— Он ссыт экзамена, — сказал Марк, — у нас завтра экзамен, он ничего не знает, двоечник.
— А ты?
— Я все знаю. Как надо говорить, когда мне надо ненадолго уйти в туалет?
— Я пошел в туалет.
— А еще?
— Пошел поссать.
— Так можно при девушке?
— Не стоит.
— А как при девушке?
— Пошел в туалет.
— А еще не при девушке.
— Пойду отолью.
— О! — сказал Марк и радостно засмеялся.
— Марк, у тебя жена есть?
— Нет.
— Почему?
— Я хочу жениться на русской девушке, говорят, что я обязан жениться и спасти ее.
— От чего спасти?
— От этой страны я должен, жениться и спасти ее, — он пожал плечами, — вот ты хочешь в Америку?
— Мне все равно, — сказал Л., — и здесь то плохо.
— Молодец, — сказал Марк, — мне тоже все равно. Какая разница. Здесь веселей.
— Потому что ты иностранец, — опять сказал кто-то.
— Да, я иностранец, — согласился Марк.
— Марк, а что у вас вообще не курят?
— Курят, но мало. Я вообще не курю. У нас в группе шестнадцать человек, курят только две девушки.
— Марк, а марихуану у вас курят?
— Я не курю.
— Марк, а сколько ты выпиваешь таких баночек и уже пьян?
— Когда пью много, то восемь и уже пьян, а когда как сейчас, то четыре и уже пьян.
Он встал и пошел к двери.
— Ты куда, Марк?
— Пойду отолью.
Л. сидел в большом, светлом врачебном кабинете напротив стола, за которым сидела женщина-врач.
— Ну, — сказала она, — рассказывайте как ваши дела.
— Нормально, — сказал Л., — с делами у меня все в порядке, я по другому поводу пришел.
— Я слушаю.
— Понимаете, я не как к врачу, просто мне надо с кем-то поговорить, посоветоваться, а вы тем более специалист.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Место на серой треуголке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других