Рабочая тетрадь-тренер для начинающих поэтов

Наталья Стенина

Рабочая тетрадь составлена в виде конспекта, в котором сконцентрирована только важная и полезная информация без «воды», которую обычно добавляют для объема.Информация изложена простым языком, чтобы начинающему поэту было проще усвоить новые знания.Материалы, которые содержатся в данном пособии, гарантировано прокачают ваши литературные навыки, благодаря чему вы сможете выйти на новый этап своего творческого развития.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рабочая тетрадь-тренер для начинающих поэтов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Справочник поэта

Общаясь с современными поэтами в различных творческих сообществах, я обнаружила, что многие пишут чисто интуитивно, не зная базовых литературных понятий о лирике. Мне показалось это странным, ведь знание некоторых поэтических приемов способно поднять мастерство автора на новый уровень. Поэтому данная Рабочая тетрадь состоит из теоретической и практической части.

В теоретической части Вы узнаете:

— Основные критерии хорошего стихотворения;

— Какие существуют виды рифм;

— Что такое стихотворный размер и как его определить;

— Виды рифмовок с примерами;

— Принципы стихосложения и виды стихов;

— Многообразие лирических жанров;

— Самые распространенные ошибки начинающих поэтов;

— Советы начинающим поэтам;

— Где искать вдохновение;

— Где публиковаться;

— Варианты профессионального развития и заработка;

— Информацию об авторском праве и издании книги.

В практической части Рабочей тетради Вам предстоит выполнить более 90 различных заданий и упражнений, которые существенно прокачают ваши творческие навыки.

И сейчас — самое подходящее время, чтобы начать.

Глава 1. Стихотворение

Стих — это строка стихотворения. Поэтому лирическое произведение следует называть стихотворением, а не стихом. Не «послушай мой новый стих», а «послушай моё новое стихотворение».

Стихотворение — это небольшое произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными строками.

Требования к стихотворению

*В этой главе под стихотворением я имею ввиду классическое стихотворение, построенное на рифме.

Стихотворение — это не просто способность рифмовать. Это зарифмованная, ритмично звучащая мысль или история.

Давайте рассмотрим основные требования к стихотворению:

1. Мысль. Одна из распространённых ошибок начинающих поэтов заключается в том, что в произведении отсутствует какой-либо смысл.

Например:

Белая береза.

Розовые розы.

Грянули морозы.

Жёлтая луна.

Не стихи, а проза.

Скоро будут грозы.

Платье из вискозы.

Хочется вина.

(Моё стихотворение, написанное для примера)

Складно. Ритмично. Но абсолютно бессвязный, бессмысленный набор слов. Какая главная мысль? Что хотел донести до читателя автор? Это плохое стихотворение.

2. Образность. При написании стихотворения старайтесь использовать слова, которые добавят тексту яркости, красочности, насыщенности, чтобы читателю не пришлось напрягать свое воображение, пытаясь представить то, что вы описываете.

Например:

В белоснежном цвету кроны груш.

Изумрудной косой увивает

Бок террасы настойчивый плющ.

(Моё стихотворение «Южный дворик»)

3. Ритм. При чтении стихотворение должно звучать красиво, ритм должен выдерживаться от начала и до конца. У начинающих поэтов ритм часто «пляшет».

Задание: Попробуйте определить место, в котором сбивается ритм.

Наша кошка сладко спит

В папином любимом кресле.

Сонно лапкой шевелит.

Что ей снится, интересно?

Прыгучий воробей с короткой скучной песней?

Мальчишка-хулиган с соседнего двора?

А может снится кот с густой красивой шерстью,

Который с ней гулял до самого утра.

(Моё стихотворение, написано так намеренно, чтобы показать ошибку).

4. Рифма, то есть созвучие концов стихотворных строк. Данное требование не распространяется на белый стих или верлибр (свободный стих). Подробнее о рифмах поговорим в следующей главе, поскольку это достаточно объёмная тема, требующая детального рассмотрения.

Если стихотворение отвечает вышеназванным требованиям, то у него есть все шансы на успех. Если одна из составляющих хромает, то лучше не спешить и доработать его. Но помните, что совершенствовать свои произведения можно до бесконечности. Каждый раз, когда я читаю свои стихотворения, мне хочется что-нибудь исправить. И это нормально. Поэтому важно уметь вовремя остановиться.

Глава 2. Виды рифм

Рифма — это созвучие концов стихотворных строк.

Например:

любóвь — моркóвь

Одна и та же ударная гласная и совпадение трёх звуков в окончании. Это и есть рифма.

Задание: придумайте по две рифмы к следующим словам, не используя интернет:

Соскользнуть — __________________________

Прохлада — _______________________________

Прелый — _________________________________

Наверное — _______________________________

Ещё — ____________________________________

Виды рифм

1. Точная (богатая) рифма — это когда концовки слов совпадают по звучанию и написанию.

Точная рифма подразделяется на два вида:

1.1. Точная рифма одинаковых частей речи, то есть когда рифмуются два существительных, два прилагательных, два наречия и т. д.

Например:

Розы — морозы; точек — почек, очерк — почерк.

1.2. Точная рифма разных частей речи, то есть, когда рифмуются существительное и глагол, существительное и наречие и т. д.

Например:

Редко (наречие) — соседка (существительное)

Задание: придумайте 3 пары точных рифм:

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

2. Неточные рифмы — это созвучие слов при малом совпадении звуков.

Например:

Унынием — линии; слив — их

Задание: придумайте 3 пары неточных рифм:

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

3. Ассонансная (бедная) рифма — это рифма, в которой совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные. частичное совпадение согласных звуков в окончании слов.

Например:

За невестою своей

Королевич Елисей,

Между тем, по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрён.

Задание: придумайте 3 пары ассонансных рифм:

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

4. Диссонансная рифма — это рифма, в которой рифмующиеся слова полностью или частично совпадают согласными звуками при расхождении в гласных.

Например:

Дым — дом

Задание: придумайте 3 пары диссонансных рифм:

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

5. Омонимическая — это рифма с использованием слов омонимов (то-есть слов имеющих одинаковое звучание, но разное значение).

Например:

Коса (сельскохозяйственное орудие) — Коса (заплетенные волосы).

Или:

Души (внутренний мир человека) — Души (лишение возможности дышать).

Задание: напишите 3 пары слов-омонимов.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

6. Однокоренная (поглощающая) рифма — это базовая рифма с совпадением корня слова.

Например:

Свет — рассвет;

лечите — калечите;

ушел — подошел.

Задание: придумайте 3 пары однокоренных рифм:

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

7. Грамматическая рифма — это созвучие суффиксов и окончаний.

Например:

Но всё же надежды горит уголёк,

Когда стук колёс замерещит,

Что, может, в тумане мелькнёт огонёк,

И сердце в ответ затрепещет.

(Л. Денисова)

Задание: придумайте 3 пары грамматических рифм:

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

8. Рифма с опорой на корень — это созвучие корневой части и окончания.

Например:

Треск — блеск;

Полей — елей.

Задание: придумайте 3 пары рифм с опорой на корень:

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

9. Дактилическая рифма — это рифма с ударением на третьем от конца слоге.

Например:

В полном разгаре страда деревéнская…

Доля ты! — русская долюшка жéнская!

Вряд ли труднее сыскать.

Немудрено, что ты вянешь до врéмени,

Все выносящего русского плéмени

Многострадальная мать!

(Н. Некрасов)

Задание: напишите 3 пары дактилических рифм:

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

10. Мужская рифма — это связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом.

Мужские рифмы подразделяются на два типа:

10.1. Открытая мужская рифма — это рифма, оканчивающаяся гласным звуком на конце.

Например:

Душа — дыша;

Окно — давно.

Задание: напишите две пары открытых мужских рифм:

______________________________________________

______________________________________________

10.2. Закрытая мужская рифма — это рифма, оканчивающаяся согласным звуком.

Например:

Волк — умолк;

дверь — зверь.

Задание: напишите две пары закрытых мужских рифм:

______________________________________________

______________________________________________

11. Женская рифма — это рифма с ударением на предпоследнем слоге.

Например:

Снова алтайские стéпи —

Птичьи свистящие цéпи,

Колки — берёзок артéли,.

Тропы — сплетение артéрий..

(С. Поделков)

Задание: напишите четверостишие с женской рифмой:

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

12. Составная рифма — это рифма, составленная из двух или трёх слов.

Например:

Здесь обычай такой городничего:

Если в лавку поедет жена

Говорит: «Ты смотри, не купи чего».

Лавка даром давать мне должна.

(Д. Минаев)

Задание: придумайте хотя бы одну составную рифму:

______________________________________________

13. Начальная рифма — это рифма, расположенная в начале рифмующихся строк, то есть первое слово в строке. Применяется для усиления выразительности стихотворения.

Например:

Хлебом клянусь и водой,

Небом клянусь и звездой,

Матерью старой клянусь

И жизнью своей молодой,

Что стану я чище огня

Яснее холодного дня, —

Измены лукавая тень

Вовек не коснется меня!

Кровью клянусь и бедой,

Любовью клянусь и враждой,

Матерью старой клянусь

И жизнью своей молодой,

Что стану я тише снегов,

Безмолвней ночных берегов

И тайну, врученную мне

Не вырвет никто из врагов…

(Е. Благинина)

Задание: напишите четверостишие с использованием начальной рифмы:

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

14. Неравносложная рифма — это рифма с разным количеством послеударных слогов.

Неравносложные рифмы подразделяются на два типа:

14.1. Рифма с добавленным слогом в конце — это когда одно из рифмующихся слов имеет большее количество слогов.

Например:

Много (2 слога) — многое (3 слога).

Задание: придумайте 3 пары рифм с добавленным слогом в конце.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

14.2. Рифма с добавленным слогом в середине — это рифма, в которой одно из рифмующихся слов как бы раздвигается и в него добавляется дополнительный слог.

Например:

И вновь император

Стоит без скипетра.

Змей.

Унынье у лошади на морде,

И никто не поймёт тоски Петра,

Узника,

Закованного в собственном городе.

(В. Маяковский)

Задание: напишите 2 пары рифм с добавленным слогом в середине.

______________________________________________

______________________________________________

15. Абсолютная рифма — это рифма, в которой корневые гласные рифмующихся слов полностью или частично совпадают, а гласные различаются только по твёрдости /мягкости.

Например:

Томный — тёмный;

Простыл — простил..

Задание: напишите 3 пары абсолютных рифм.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

16. Разноударная рифма — это когда ударение в рифмующейся паре падает на разные слоги.

Например:

…Разменивать его золото на серебро.

Но век, собирая его добрó,

Расценивает как рéтро..

(И. Бродский)

Задание: составьте хотя бы одну пару слов с разноударной рифмой.

______________________________________________

17. Внутренняя рифма — это рифма внутри одной строки.

Например:

У тальянки медны планки,

Тонки, звонки голоса.

Я люблю вашу природу

За кудрявы волоса.

Кабы шали не мешали,

Кисти землю не мели;

Кабы дома не ругали,

Не таких бы завели.

(Частушки)

Или:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

(М. Лермонтов)

Задание: напишите четверостишие с использованием внутренней рифмы.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

18. Каламбурная рифма — это рифма, построенная на омонимах или сочетаниях, представляющих собой игру слов. «Каламбур» (calembour) переводится с французского как «игра слов».

Например:

Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу!

(А. Пушкин)

Задание: составьте хотя бы одну каламбурную рифму.

_______________________________________________

19. Сквозная рифма — это повторение одной и той же рифмы в конце почти каждой строки на протяжении всего произведения.

Например:

В дверях Эдема ангел нежный

Главой поникшею сиял,

А демон мрачный и мятежный

Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья

На духа чистого взирал

И жар невольный умиленья

Впервые смутно познавал.

Прости, — он рек, — я тебя видел

И ты недаром мне сиял:

Не всё я в небе ненавидел,

Не всё я в мире презирал

Или (пример двойной сквозной рифмы):

К воспоминаньям пригвождённый

Бессоницей моих ночей,

Я вижу льдистый блеск очей

И яд улыбки принуждённой:

В душе, до срока охлаждённой,

Вскипает радостный ручей.

Поющим зовом возбуждённый,

Я слышу томный плеск речей

(Так звон спасительных ключей

Внимает узник осуждённый)

И при луне новорождённой

Вновь зажигаю шесть свечей.

И стих дрожит, тобой рождённый,

Он был моим, теперь — ничей.

Через пространство двух ночей

Пускай летит он, осуждённый

Ожить в улыбке принуждённой

Под ярким холодом очей.

(Б. Садовской)

Задание: напишите восьмистишие с использованием сквозной рифмы.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

20. Эхо-рифма — это рифма парных слов, из которых второе полностью повторяет последний или два последних слога первого.

Например:

Бахают бомбы у бухты.

Ух ты!

Крепок удар днепростроевской вахты.

Ах ты!

Запад, услышь! Неужели оглох ты!

Ох ты!

Эхо звенит переливами флейты

Эй ты!

Ну-ка, держись, мировые Детройты!

Ой ты!

(А. Безыменский)

Задание: составьте 3 пары слов с использованием эхо-рифмы.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

21. Тавтологическая рифма — это повторение в конце стихотворных строк слова, заменяющего собой рифму и тем самым определяющим строфическое строение стиха.

Например:

Горю, от пламени не тает лёд,

И льдом я погасить не в силах пламень.

Льду мертвому живой враждебен пламень,

Весь пламень я живой, и мертвый лёд.

На полюсе не столь холоден лёд,

Не столь в небесной сфере жарок пламень.

Так я скорблю, что сердце больше пламень,

Не опалит, не заморозит лёд…

(Ф. де Эррера в пер. М. Талова)

Задание: напишите четверостишие, используя тавтологическую рифму.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

22. Банальная рифма — это рифма, построенная из избитых, заезженных сочетаний слов.

Использование банальных рифм в произведениях современных авторов крайне нежелательно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рабочая тетрадь-тренер для начинающих поэтов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я