В пособии изложены современные требования к курсовой работе, обозначены специфика подготовки курсового исследования по истории государства и права, принципы и формы работы с источником и научным текстом, предложен пошаговый алгоритм разработки научного исследования. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки: 40.03.01 Юриспруденция, специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность. Рекомендовано к публикации кафедрой теории и истории государства и права ЮШ ДВФУ.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Методические указания к написанию курсовой работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Рецензент
Фадеева Елена Викторовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела этнографии, этнологии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН
© М. А. Дорофеева, 2019
ISBN 978-5-4496-0203-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава 1. Курсовая работа как часть научно-исследовательской работы студента высшего учебного заведения
§1.Актуальность научно-исследовательской деятельности для студента
Научное начало является ядром формирования квалифицированного специалиста. Курсы, читаемые в высшем учебном заведении, насыщены новейшими фактами, технологиями, методиками. Студент получает не только устоявшееся знание, он учится ориентироваться в многообразии тенденций развития отраслей науки в выбранной им сфере деятельности. Подготовленный вузом специалист может предвидеть то, с чем он столкнется через 5—10 лет, и готов это использовать.
Становление профессиональных качеств немыслимо без индивидуализации личности студента и развития ее способностей. Можно обозначить три параллельных пути данного процесса:
1) студент учится и работает с помощью только для него пригодных способов. Но начальная форма обучения — это совместная с преподавателем деятельность (данный путь студент проходит на лекциях и семинарах);
2) студент изучает новое, участвуя в решении творческих, продуктивных задач, которые являются источником новых знаний;
3) студент самостоятельно ставит перед собой задачи. Для этого его тренирует наставник-преподаватель, он учит открывать структуру задания, обнаруживать его дополнительные элементы и разрабатывать новые способы решения, а далее переходить к видоизменению этих способов и выдвижению новых задач.
Второй и третий пути находят свое воплощение в научно-исследовательской работе студента (НИРС). НИРС может двигаться по теоретическому или эмпирическому (опытному) пути. В рамках юриспруденции происходит либо разработка понятийных, концептуальных, структуральных проблем юридических наук (как то изучение историографии происхождения государства, или проблем правопонимания в современной юридической науке и т. п.), либо изучение конкретных вопросов (например, исследование организованной преступности в Приморье на конкретном материале или практики мировых судей на Дальнем Востоке и т.д.). Однако чаще всего теоретический и эмпирический аспекты тесно слиты друг с другом. И исследователь использует в своей работе конкретные факты и события и выстраивает гипотезу или концепцию, раскрывающую механизм развития.
Формы НИРС многообразны: подготовка к занятиям, написание рефератов, участие в студенческих конференциях. Одной из важнейших форм научно-исследовательской работы студентов в вузе является курсовая работа. Название «курсовая работа» указывает, что она соответствует определенному курсу обучения и выполняется по той или иной дисциплине. Но в процессе работы над курсовым проектом студент, естественно, использует весь имеющийся запас знаний и навыков.
Высшая школа ставит целью не только подготовку специалиста, подготовленного фундаментально, но и формирование креативной личности, способной творчески мыслить и решать нестандартные задачи. Научно-исследовательская работа студента является необходимым условием для достижения такого результата. Умение мыслить проблемно — это неотъемлемая часть деятельности выпускника университета. В динамично меняющемся мире понятие профессионала включает в себя не только знания, но и гносеологическую, информационную, технологическую и креативную мобильность личности.
Зачем Вам нужна курсовая работа? Технология проведения научного исследования позволяет Вам стать гуру интеллектуального труда. Знания и их практическое применение в профессии — это и есть главный результат интеллектуальной деятельности профессионала.
Можно говорить о нескольких уровнях профессиональногои личностного развитии.
Вы будете хорошо разбираться в конкретной проблеме, овладев теоретическими фактами (научными знаниями). Это будет способствовать глубокому усвоению учебного материала, желанию глубже познакомиться с проблематикой изучаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития. Курсовой проект дополняет предметные знания студента, который научается по-новому решать научные проблемы
Через навык самостоятельного научного поиска Вы научитесь «добывать» знания:
— освоив самостоятельный анализ и синтез информации;
— узнав и опробовав научные методы исследования; способы применения научных знаний;
— приобретя способность ориентироваться в море информации и отбирать для своих познавательных целей необходимые источники и литературу;
— самостоятельно определяя выбор методов обработки информации.
Подготовка курсовой работы позволит улучшить критическое, творческое мышление и умения организовывать и планировать свою деятельность, действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, обосновывать, отстаивать свою точку зрения.
Удачное завершение курсового проекта, качественная защита позволят Вам повысить адаптацию в изменяющейся социальной среде; сформировать адекватную самооценку, ответственность, целеустремленность, навыки волевого саморегулирования, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера.
Академическая этика научного исследования будет способствовать становлению нравственного и правового самосознания, профессиональной этики.
§2. Подготовка курсовой работы: общие положения и принципы
Работа над курсовым проектом — это долгий и трудоемкий процесс. Самая распространенная ошибка студентов заключается в том, что, выбрав тему, они спешат написать какой-нибудь текст и представить его в виде курсовой на защиту. Проблема студента 1-го курса заключается в том, что он не знает еще, что такое курсовая работа. Существует большое количество стандартов, правил, нюансов ее написания. Подобные навыки вырабатываются при наставничестве научного руководителя. Именно на 1-м курсе Вам предстоит обучиться научно-исследовательской деятельности. Поэтому многие свои шаги студент-первокурсник должен согласовывать с научным руководителем. Научный руководитель — это преподаватель кафедры, за которой закреплена тема курсовой работы. Студент должен находится в постоянном контакте с научным руководителем, согласовывать важные этапы научного изыскания на консультациях. Все замечания и исправления научного руководителя обязательны к исполнению, потому что именно он допускает Вашу курсовую работу на защиту.
В то же время, как и весь процесс обучения в высшей школе, подготовка курсовой работы пронизана самостоятельным учением. Результаты освоения знаний и итог Вашей работы над курсовым проектом зависит только от Ваших собственных стараний и умения самостоятельно работать. Нужно успешно решить ряд задач: подобрать источники и литературу, найти и обработать большое количество публикаций, осмыслить важные сведения, оценить качество материала, оперативно провести сравнительный анализ работ по близкой тематике, создать текст курсовой работы и уверенно ее защитить.
Таким образом, можно выделить этапы подготовки курсовой работы
Первый этап — подготовительный:
1. Ознакомление срекомендациями по написанию курсовой работы.
2. Выбор темыисследования с консультацией научного руководителя.
3. Формулировка основных целей и задач своего исследования.
4. Информационный поиск: подбор источников и литературы, составление библиографического списка.
5. Составление примерного плана курсовой работы (консультация научного руководителя).
Второй этап (основной):
6. Сбор, анализ и обобщение материалов по проблеме исследования.
7. Корректировка плана курсовой работы (при необходимости с консультацией у научного руководителя).
8. Литературное оформление собранного материала и предоставление первого чернового варианта курсовой работы научному руководителю.
9. Исправление замечаний и подготовка окончательного варианта работы.
Третий этап — заключительный:
10. Проверка чистового варианта курсового исследования научным руководителем, рецензия (устная или письменная) и подготовка к защите.
11. Защита курсовой работы.
После ознакомления с рекомендациями по написанию курсовой работы студент должен определиться с темой исследования. Список тем предлагается кафедрой теории и истории государства и права. Научный руководитель либо назначается кафедрой, либо выбирается студентом. Студент вправе предложить научному руководителю собственную тему, которая, однако, должна соответствовать профилю кафедры
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Методические указания к написанию курсовой работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других